Методическая разработка: Конспект занятия "Изготовление русской тряпичной куклы День - Ночь"
Оценка 4.8

Методическая разработка: Конспект занятия "Изготовление русской тряпичной куклы День - Ночь"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
14.01.2024
Методическая разработка: Конспект занятия "Изготовление русской тряпичной куклы День - Ночь"
Тряпичная кукла - незаменимый помощник в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Народная кукла является источников нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, семейных традиций, воспитывает интерес к русской культуре, народному творчеству. Материал предназначен для обучающихся 7-11 лет. Может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.
кукла день-ночь.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ЖУРАВУШКА»

https://i.pinimg.com/originals/5d/b8/6d/5db86d9fe1d50a82c4866bfb4363054a.jpg

Методическая разработка:

Конспект занятия на тему

 «Изготовление русской тряпичной

куклы День - Ночь»

Возраст обучающихся: 7-11 лет.

 

 

РАЗРАБОТАЛА: ПЕДАГОГ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕЛИСЕЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

 

 

 

г. ГАТЧИНА

2023 г.

Пояснительная записка

1.                 Актуальность.

Духовно - нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

Традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Именно народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. На мой взгляд, сегодня народная кукла может стать эффективным способом познания детьми мира народной культуры, средством их приобщения к народным традициям и духовным ценностям.

2. Адресность.

Данная разработка предназначена для обучающихся 7 - 11 лет, адресована педагогам дополнительного образования, классным руководителям, родителям.

3. Содержание.

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: учебное занятие

Форма организации работы: групповая

Степень сложности: средняя

Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные.

Применяемые технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные, игровые.

 

Тема занятия: Изготовление русской народной тряпичной куклы День - Ночь.

Цель: изготовление тряпичной куклы День - Ночь.

Задачи:

Обучающие:

- научить обучающихся изготавливать куклу День - Ночь;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес обучающихся;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать глазомер, чувства цвета и пропорций

Воспитательные:

- приобщать обучающихся к народным традициям и духовным ценностям через знакомство с русскими тряпичными куклами;

- воспитывать интерес к русской культуре, народному творчеству

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- приобщение обучающихся к народным традициям и духовным ценностям через знакомство с русскими тряпичными куклами;

- воспитание интереса к русской культуре, народному творчеству;

Предметные:

- изготовление куклы День - Ночь;

Метапредметные:

- развитие познавательного интереса у обучающихся;

- развитие глазомера, чувства цвета и пропорций;

- развитие мелкой моторики рук.

 

Оборудование и материалы:

- ткань белого цвета  х/б размером 15*15 см (ладонь)

- ткань черного цвета х/б размером 15*15 см (ладонь)

- нитки х/б белого и черного цветов

-  толстая белая и красная нить (акриловая);

- природный наполнитель (можно использовать травы, синтепон, нитки - ветошь);

- ножницы

Ход занятия.

1.   Организационная часть (5 мин).

1.1. Приветствие.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.

1.2.  Проверка готовности к занятию.

2. Основная часть (75 мин).

2.1. Введение нового образовательного материала.

- Здравствуйте, ребята.

Наши предки смотрели на мир совсем не так, как мы. Они верили в то, что земля населена не только видимыми опасностями, но и полна невидимых угроз. Чтобы уберечься от них, славяне изготавливали особые обереги. Защитные предметы ставили в комнатах или вешали на входе в дом, хлев, даже в курятник, а некоторые носили при себе, пряча от посторонних.

Послушайте внимательно стихотворение Фёдора Тютчева и, скажите, пожалуйста, - о чём говорит автор.

 

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

 - О чём говорит Ф. Тютчев? (ответы детей). Это стихотворение так и называется – «День и ночь».

- Поэт описал день и ночь.

Кукла День - Ночь (показ образца) поможет защитить дом и домочадцев в любое время суток, днем и ночью.

Среди семейных оберегов кукла День-Ночь была распространена повсеместно, во всех губерниях. Изготавливали фигурку для ляльки из ткани, сматывая ее, вместо того, чтобы сшивать, а потому называли мотанкой.

Задача у этого талисмана была не из простых. Его дневная часть должна была следить за всем, что делается в доме, помогая своим хозяевам в этом. Кроме того, амулет отгонял от жилья зло – не пускал на порог недобрых людей, отваживал нечисть. Веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко Та сторона ляльки, что символизировала ночь, занималась другими делами – следила за сном, помогала домочадцам просыпаться здоровыми, полными сил. Кукла «Ночь» — мудрая, задумчивая и спокойная; она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет вещи и людей. Она привносит другой мир. В ночи всё таинственно. Всё знакомое без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другими, более честными, более открытыми. Самые сердечные разговоры затягиваются до полуночи. Но главное — это то, что люди спят по ночам. Вечером все успокаиваются, ложатся спать и отдыхают от дневной работы, набираясь сил.

По традиции первый проснувшийся в доме сменял ночной лик фигурки на дневной, желая всем удачи и благих вестей. А тот, кто ложился спать последним, переворачивал ее ночной стороной, обязательно с пожеланием увидеть приятные сны и проснуться отдохнувшим.

Куколки День - Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

2.2. Сообщение цели занятия.

- Сегодня мы с вами научимся изготавливать куклу День - Ночь.

- Кукла «День-ночь» создаётся разными способами, что влияет на ее использование. Чтобы оберег действовал эффективно, нужно знать, какие виды существуют:

·        Двуликая — кукла с двумя сторонами: темной и белой.

·        Парная — состоит из двух куколок, одна из которых сшита из черной ткани, а другая — из белой. Куклы связаны между собой нитками.

(показ кукол)

- Мы сегодня выберем второй способ – парную куклу.

Для создания куколки нам потребуется:

- квадрат белой ткани 15*15 см;

-  квадрат красной ткани 15*15 см.

- наполнитель (синтепон);

- белая и красная нить х/б;

-  толстая белая и красная нить (акриловая);

физкультминутка

2.3. Практическая работа. Изготовление куклы.

2.3.1.Повторение правил безопасности при работе.

- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила безопасной работы с (обучающиеся называют правила).

2.3.2. Изготовление куклы.

- Ребята, хочу вам дать полезный совет:  для создания мощного оберега во время работы следует разговаривать с ним, рассказывать секреты и озвучивать просьбы вслух. Так кукла будет знать, чего боится её хозяин, она обязательно защитит его от бед и исполнит все желания. Делать оберег рекомендуется 31 января. Рисовать кукле лицо запрещено. Согласно славянской традиции, носы или глаза могут появляться только на одушевлённых предметах.

Последовательность изготовления куклы.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/06/03/k_5ed70e125acaa/552393_1.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/06/03/k_5ed70e125acaa/552393_2.jpeg

1. В центр белого квадрата выкладываем ветошь или синтепон для набивки головы. Квадрат ткани складываем по диагонали, формируем голову.

2. Отделяем голову, шею туго перехватываем нитками в тон - белыми.

3. По бокам формируем руки: уголки загибаем внутрь, перевязываем нитками.

4. Поднимаем ручки у куколки вверх, сравниваем, завязываем пояс - также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка - повязка (тоже в тон).

 Вторая кукла делается точно также, но из ткани и ниток чёрного цвета.

физкультминутка

5. Из черной и белой акриловых ниток (длина 25-30 см) скручиваем шнурок. На концах завязываем узелки.

(обучающиеся работают парами, скручивают шнур)

 6. Черно-белый шнурок закрепляется сзади к повязкам на голове кукол.

- Вот наша обережная куколка и готова!

- Этим куклам, как и всем традиционным, не рисуют лица.

2.3.3. Дополнительные сведения. Общение с куклой.

- Необходимо выбрать в доме место для этого оберега. Защитные предметы размещали в комнатах или вешали у входов в дома, коровники и даже курятники, а некоторые носили с собой и прятали от посторонних. Куклу нужно ставить на почётное место, так как она должна чувствовать настроение владельца. Кукла подвешивается на стену или потолок, и важно, чтобы крепление было надёжным. Падение куклы недопустимо.

3.                 Заключительная часть (10 мин).

3.1.          Выставка детских работ.

- Ребята, давайте выйдем и покажем друг другу своих куколок, и все порадуемся результатам своего труда (выставка работ).

- Вам понравились ваши куколки? И мне тоже очень они все понравились, вы выполнили их с любовью, аккуратно.

3.2. Закрепление знаний.

- Для чего и когда изготавливали куколку День - Ночь?

- Как ещё называли куколку на Руси?

- Какую важную функцию выполняла кукла?

3.3. Рефлексия.

- Ребята, поднимите руку, кто с интересом делал свою работу, кто приложил все усилия в своей работе?

- Кто узнал сегодня новое?

3.4. Уборка рабочих мест.

3.5. Прощание.

- Большое спасибо всем за работу, наше занятие окончено. До свидания!

 

4.     Методические рекомендации.

Данное занятие требует предварительной подготовки:

·        Подготовить образцы кукол из ткани.

·        Заготовить заранее кусочки ткани для работы.

·        Для изготовления куклы лучше взять х/б ткани.

·        Перед занятием нитки обязательно проверить на прочность, чтобы не было траты времени и переживаний детей.

·        Изготавливать куклу можно с использованием технологической карты.

 

3.     Литература и источники для педагогов и обучающихся.

Интернет – ресурсы: https://talismano.ru/slavyanskie/kukly/kukla-den-i-noch


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка 1.

Пояснительная записка 1.

Степень сложности: средняя Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные

Степень сложности: средняя Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные

Оборудование и материалы: - ткань белого цвета х/б размером 15*15 см (ладонь) - ткань черного цвета х/б размером 15*15 см (ладонь) - нитки х/б белого…

Оборудование и материалы: - ткань белого цвета х/б размером 15*15 см (ладонь) - ткань черного цвета х/б размером 15*15 см (ладонь) - нитки х/б белого…

Послушайте внимательно стихотворение

Послушайте внимательно стихотворение

Задача у этого талисмана была не из простых

Задача у этого талисмана была не из простых

Двуликая — кукла с двумя сторонами: темной и белой

Двуликая — кукла с двумя сторонами: темной и белой

Последовательность изготовления куклы

Последовательность изготовления куклы

Дополнительные сведения. Общение с куклой

Дополнительные сведения. Общение с куклой

Методические рекомендации. Данное занятие требует предварительной подготовки: ·

Методические рекомендации. Данное занятие требует предварительной подготовки: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024