МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ЖУРАВУШКА»
Методическая разработка:
Конспект занятия на тему
«Изготовление русской тряпичной
куклы Сорока»
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
РАЗРАБОТАЛА: ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЛИСЕЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
г. ГАТЧИНА
2024 г.
Пояснительная записка
1. Актуальность.
Духовно - нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.
Традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Именно народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. На мой взгляд, сегодня народная кукла может стать эффективным способом познания детьми мира народной культуры, средством их приобщения к народным традициям и духовным ценностям.
2. Адресность.
Данная разработка предназначена для обучающихся 7 - 11 лет, адресована педагогам дополнительного образования, классным руководителям, родителям.
3. Содержание.
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: учебное занятие
Форма организации работы: групповая
Степень сложности: средняя
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные.
Применяемые технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные, игровые.
Тема занятия: Изготовление русской народной тряпичной куклы Сорока.
Цель: изготовление тряпичной куклы Сорока.
Задачи:
Обучающие:
- научить обучающихся изготавливать куклу Сорока;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать глазомер, чувства цвета и пропорций
Воспитательные:
- приобщать обучающихся к народным традициям и духовным ценностям через знакомство с русскими тряпичными куклами;
- воспитывать интерес к русской культуре, народному творчеству
Планируемые результаты:
Личностные:
- приобщение обучающихся к народным традициям и духовным ценностям через знакомство с русскими тряпичными куклами;
- воспитание интереса к русской культуре, народному творчеству;
Предметные:
- изготовление куклы Сорока;
Метапредметные:
- развитие познавательного интереса у обучающихся;
- развитие глазомера, чувства цвета и пропорций;
- развитие мелкой моторики рук.
Оборудование и материалы:
- образец готовой тряпичной куклы;
- ножницы;
- х/б ткань;
- лоскутки цветных х/б тканей;
- нитки красного цвета;
- картинки сороки, вороны;
- технологические карты
Ход занятия.
1. Организационная часть (5 мин).
1.1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
1.2. Проверка готовности к занятию.
2. Основная часть (75 мин).
2.1. Введение нового образовательного материала.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомиться с русской тряпичной куклой. Мир народной куклы интересен и разнообразен. Это особый мир, который хранит наши национальные ценности, семейные традиции, это способ познания мира.
- Давайте послушаем стихотворение:
Известно всем, что в русской деревушке
Лоскутная кукла - любимая игрушка!
Я знаю, в юности прабабушка моя
В такие куклы с удовольствием играла.
И куклы из простого лоскутка
По вечерам под песню создавала.
В такие куклы до замужества играли;
Они и чуткий сон детей оберегали,
И благосостоянье приносили для народа,
И символом считались продолженья рода.
И пусть безликими такие куклы были
Они оберегали всю семью, хранили.
И право стать невестой та имела,
Что сотню кукол сшить себе сумела.
- А продолжим мы наше занятие с известной детской игры «Сорока - ворона»
(проводится игра-разминка «Сорока - ворона»)
- Оказывается, это не просто игра.
Все старославянские «игры для самых маленьких» (типа «сороки-вороны», «ладушек») - и не игры вовсе, а лечебные процедуры.
На ладошках и стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти бабушкины сказки» - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым по детской ладони в игре «Сорока - ворона» стимулируют работу желудочно - кишечного тракта у малыша.
В центре ладони - проекция тонкого кишечника - отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами.
Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки - вороны» на раздаче этой самой каши деткам не стоит лениться, указывая легким касанием «этому дала, этому дала»….. Каждого «детку», т.е. каждый пальчик ребенка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик, который отвечает за работу сердца.
Потом безымяный - для хорошей работы нервной системы.
Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного - желудка. Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!) не случайно оставляют напоследок - он ответственен за голову, сюда же выходит так называемый легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
- Эту игру я для вас выбрала не случайно.
Ворона в русских сказках и в сказках других народов – это, прежде всего, вещая и очень разумная птица. В различных народных сказаниях ворона может быть символом плохих вестей, но есть и другой распространенный образ символизма вороны. Она символизирует мудрости и долголетие, ей приписываются таинственные вековые знания, способные помочь в поиске клада или верного пути. Издревле известна слабость ворон ко всяким блестящим предметам, поэтому ворона в русских народных сказках крадет для хозяина всякие богатства, за что тот её и кормит.
В некоторых сказочных историях ворон приносит спасение тем, кто умирает, принося живую или мертвую воду. По сказкам мы знаем, что вороны зачастую хвастливы и жутко довольны собой, за что и получают в свою сторону насмешки. Однако этим птицам есть чем гордиться. В настоящей жизни они на редкость сообразительные, легко и просто адаптируются к любым изменениям.
Изготавливать символы птиц в виде кукол или фигурок неотъемлемая традиция многих народов, чаще всего изготовление таких символов связано с ритуалом встречи весны и началом посадки урожая.
В сказках народов севера ворона это символ прихода весны, в связи с этим существует праздник, Праздник Сороки, который отмечается 22 марта – день весеннего равноденствия. Славяне верили, что весну позвать нада и тогда солнышко силу наберет. В день празднования весны сжигали образ зимы, танцевали у костра. Один из этапов этого праздника было празднование памяти сорока Севастийских мучеников. Церковный день сорока мучеников Севастийских, которые погибли за свою веру. На языке народа носит название «Сороки». В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц. Весеннее равноденствие, прежде всего праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долго сна. Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым.
(показ иллюстрации и готовой куклы)
2.2. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы изготовим тряпичную куклу Сороку, которая символизирует приход весны.
Для создания куколки нам потребуется:
- ножницы;
- х/б ткань;
- лоскутки цветных х/б тканей;
- нитки красного цвета;
Физкультминутка
2.3. Практическая работа. Изготовление куклы.
2.3.1.Повторение правил безопасности при работе.
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила безопасной работы с (обучающиеся называют правила).
2.3.2. Изготовление куклы. Знакомство с технологической картой изготовления куклы.
- Сегодня для изготовления куколки мы воспользуемся технологической картой изготовления. Давайте рассмотрим технологическую карту изготовления нашей куклы.
(Рассмотрение карты с комментарием педагога, поэтапное изготовление куклы)
Берем прямоугольный лоскут, скручиваем его по длине и перегибаем пополам.
Делаем нос из квадратного лоскута, складывая его поэтапно несколько раз по типу самолетика.
В сгиб нашей основы закладываем нос так, чтобы он заметно выдавался вперед и перетягиваем красной ниткой на уровне шеи. Основа куклы готова.
Нашу Сороку мы нарядим в платье, передник и платок.
Особенностью одежды Сороки является многослойность головного убора.
На голову сначала повязывается маленькая косынка, а на нее сверху – платок размером побольше. К игрушке можно прикрепить символ – ключик или ложку в зависимости от того с какими пожеланиями вы будете ее передавать в подарок.
Технологическая карта. Последовательность изготовления куклы.
2.3.3. Самостоятельная работа обучающихся.
(При необходимости педагог оказывает помощь обучающимся)
3. Заключительная часть (10 мин).
3.1. Выставка детских работ.
- Ребята, давайте выйдем и покажем друг другу своих куколок, и все порадуемся результатам своего труда (выставка работ).
- Вам понравились ваши куколки? И мне тоже очень они все понравились, вы выполнили их с любовью, аккуратно.
3.2. Закрепление знаний.
- Для чего и когда изготавливали куколку Сорока?
- Как ещё называли куколку на Руси?
3.3. Рефлексия.
- Ребята, поднимите руку, кто с интересом делал свою работу, кто приложил все усилия в своей работе?
- Кто узнал сегодня новое?
3.4. Уборка рабочих мест.
3.5. Прощание.
- Большое спасибо всем за работу, наше занятие окончено. До свидания!
4. Методические рекомендации.
Данное занятие требует предварительной подготовки:
· Подготовить образцы кукол из ткани.
· Заготовить заранее кусочки ткани для работы.
· Для изготовления куклы лучше взять х/б ткани.
· Перед занятием нитки обязательно проверить на прочность, чтобы не было траты времени и переживаний детей.
· Куклу можно украсить ленточками, бусами, можно сделать из чёрных бусин глаза.
3. Литература и источники для педагогов и обучающихся.
Интернет – ресурсы: https://www.yandex.ru/images/search?lr=10867&text=%20%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0
https://silaoberega.ru/oberegi-slavyan/kukla-soroka-talisman-na-bogatstvo/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.