учитель английского языка КОГОАУ «Лицей естественных наук» г. Киров, Кировская область
Аннотация: автор предлагает нестандартный подход поэтапного струк- турированного проведения занятий по английскому языку с использованием раз- личных ресурсов, методов и форм работ. Четко поставленные цели и задачи помогают понять значимость подобного обучения языку.
Ключевые слова: технология критического мышления, диалогическая речь, монологическая речь, аудирование, коммуникативные способности, регулятив- ные действия, толерантность, синквейн.
Технология критического мышления – сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собствен- ное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зре- ния. Критическое мышление, по их мнению, – поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.
Диалогическая речь – литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми; – в фило- софском и научных смыслах – специфическая форма и организация общения, коммуникации.
Монологическая речь – речь, которую строит один человек. Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с отноше- нием человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанно- стям.
Навыки аудирования – намеренное погружение в английский основано на том, что это один из самых лучших способов улучшить навыки аудирования.
Коммуникативные способности – проявляются в специфической чувстви- тельности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагоги- чески целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.
Регулятивные действия – в более узком значении этот термин можно опре- делить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение но- вых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Толера́ нтность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не
равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соот- ветствии с собственным мировоззрением.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.
Технология развития критического мышления – одна из современных педа- гогических технологий. Ее цель – помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю – реализовать свой творческий потенциал [1–3].
Ниже приведен план разработанного урока английского языка «Who is who? Кто есть кто?» в технологии критического мышления. Средствами обучения на уроке являются: аудиовизуальные (компьютер, медиапроектор); информацион- ные (средства Интернет), компоненты учебно-методического комплекса (УМК):
Английский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко; звуковое пособие к учебно-методическому пособию Ю.Е. Вау- линой, Д. Дули, О.Е. Подоляко; авторские медиаресурсы (презентация, выпол- ненная в программе Power Point 2007).
Таблица 1 План-конспект урока к УМК Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс
«Spotlight 7» для общеобразовательных учреждений)
Тема |
«Кто есть кто?» – 3 урок по теме «Внешность и характер» |
|
Цель темы |
1. Образовательная: - научиться описывать людей; - систематизировать и совершенствовать навыки и умения диалогической и монологической речи; - закрепить умение использовать изученные лексические единицы в рече- вых высказываниях; - совершенствовать навыки аудирования; - совершенствовать навыки чтения и письма в рамках тематической ситуа- ции. 2. Развивающая: - способствовать формированию положительного интереса к изучению ан- глийского языка; - развивать внимание, память, мышление; - развивать коммуникативные способности. 3. Воспитательная: - способствовать формированию толерантности при работе в группе; - воспитывать культуру общения. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|
Совершенствова- ние лексико-грам- матического мате- риала в устной и письменной речи, понимание текста для аудирования по теме урока, умение строить диалогическую и монологическую речь, чтение с по- ниманием содер- жания. |
Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; - формировать установки учебно-познавательной мо- тивации и интереса к учению. Регулятивные: - осуществление регулятивных действий, самонаблю- дения, самоконтроля, самооценки в процессе комму- никативной деятельности на иностранном языке; - адекватно оценивать свои возможности и достиже- ния познавательной цели. Коммуникативные: - формулирование собственного мнения и позиции, организация и планирование учебной деятельности с учителем и сверстниками; |
|
|
- использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей; - брать на себя инициативу в организации совмест- ного действия, вступать в диалог. Познавательные: - построение логических рассуждений, включая уста- новление причинно-следственных связей, умение ста- вить проблему, аргументировать. |
Основные понятия |
Внешность, глаголы «to be», «have got» |
|
|
Организация пространства |
|
Межпредмет- ные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Русский язык, литература |
Фронтальная, групповая, инди- видуальная. |
- учебник; - рабочая тетрадь; - звуковое приложение (СD); - авторская презентация к уроку в программе Power Point. |
Разработанный ход урока приведен в табл. 2. На каждом этапе учебного за- нятия учитель оказывает помощь и поддержку учащимся в учебной деятельно- сти. При этом учитель учитывает индивидуальные, возрастные и психологиче- ские особенности учащихся. Упражнения носят личностно-ориентированный, проблемный характер. Выполнение заданий урока имеет коммуникативную направленность и осуществляется через индивидуальную, групповую и фрон- тальную работу. Это способствует решению воспитательных задач урока, таких как обучение сотрудничеству, воспитание толерантного отношения друг к другу. Урок проводится с использованием презентации, (использованы авторские слайды для иллюстрации заданий). Красочный наглядный материал и слайды стимулируют эмоциональную сферу учащихся, способствуют лучшему запоми- нанию материала урока, а также развитию навыков всех видов речевой деятель- ности. Выбор активных методов обучения целесообразен и способствует повы- шению познавательной активности на уроке, высокой работоспособности класса. Все этапы урока логически связаны, работа на уроке готовит учащихся к выполнению домашнего задания. Психологическая атмосфера на уроке добро- желательная, яркое оформление создает положительный эмоциональный климат на уроке.
Таблица 2
Who is who? 7 Form. Module 3b.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФОПД |
Орг. момент. Введение в языковую среду. |
Проверяет готовность уч-ся к уроку. Приветствует уч-ся. Вводит уч-ся в языковую среду. Good morning. Nice to meet you. Our lesson is not usual. Today we have guests. Look at them, say «Good morn- ing» to them and let`s start our lesson. |
Готовятся к ра- боте. Приветствуют учителя и гостей. |
|
Речевая за- рядка. |
Учитель предлагает уч-ся посмотреть на экран и произнести имена героев, которых они видят на экране: Look at the board. Let’s pronounce the names. Say after me. |
Учащиеся читают за учителем, а да- лее самостоя- тельно читают имена героев про- изведений. |
Фронтальная работа. |
I. Вызов. Целеполага- ние и моти- вация |
Учитель, мотивируя познавательную деятельность уч-ся, просит их ска- зать, кем являются герои, изображен- ные на экране и сформулировать тему урока. Tell me, please. Who are all these people on the board? What is the topic of our lesson?
So, the theme of our lesson is «Who is who?» |
Уч-ся отвечают на вопрос учителя, формулируя тему урока. Примерные варианты ответов: They are characters from famous books. We are going to speak about famous heroes, about their appearance. |
Фронтальная работа. |
II. Осмысле- ние. Методы и приемы:
- Аудирова- ние.
- Отработка лексики в упражне- ниях. |
Учитель создает условия для осозна- ния и осмысления материала по теме урока. Учитель предлагает учащимся от- крыть учебники, посмотреть на кар- тинку, прослушать диалог и назвать произведения и их авторов. Now, please, open your Student`s books p.28. Look at the picture. Listen to the dialogue and be ready to answer «Which books are the characters from and what are their authors».
Учитель предлагает учащимся пора- ботать с лексикой упр. 2 стр. 28 для этого выполнить ряд упражнений. Look at ex. 2 p. 28. You can see words which are used to describe appearance. Let’s revise them. Look at the board; |
Учащиеся откры- вают учебники, смотрят на кар- тинку еще раз. Учащиеся слу- шают диалог и от- вечают на вопросы учителя.
Учащиеся выпол- няют предложен- ные учителем упражнения. |
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа. |
- Игра «Уга- дай героя».
- Прием «РАФТ» (монологи- ческое вы- сказывание от лица ге- роя).
- Работа с диалогом. |
translate these words from Russian into English.
Now, please, match the words to their meanings.
Give antonyms of these words.
Учитель предлагает уч-ся поиграть в игру «Угадай героя», используя об- щие вопросы. Перед началом игры предлагает вспомнить, как образу- ется общие вопросы и как на них пра- вильно отвечать.
Let us play the game «Guess the hero». But before playing it we should revise how «yes/no» questions and answers to them are formed. Look at the board. Make up questions and answers.
Thank you, now let us play. One of you will think of a character in the picture p. 28 and we all will try to guess him/her, using yes/no questions. The winner will come to the blackboard.
Учитель предлагает учащимся пора- ботать в группах и составить моноло- гическое высказывание от имени од- ного из героев, используя картинку и лексику упр. 2 стр. 28.
Now let`s work in groups of 4–5 people. Make up a story about yourselves as if you are one of the characters in the pic- ture. Use the words from ex. 2 p. 28 and the scheme on the board. Here you can see the example of the story. But before working your group should choose a character. Look at the board. You can see a colorful diagram, choose the col- our for your group and you can see a character for description.
Учитель предлагает уч-ся поработать с диалогом упр. 3 стр. 28. Прочитать 2 первых реплики и сказать, где нахо- дятся Клара и Фиона: в театре или на вечеринке. |
Уч-ся смотрят на доску, строят об- щие вопросы и от- веты к ним.
Используя лексику упр. 2 стр. 28 и картинку играют в игру «Угадай ге- роя».
Уч-ся работают в группах и состав- ляют монологиче- ское высказывание от лица героя книги.
Уч-ся читать ре- плики и отвечают на вопрос учителя. |
Фронтальная работа.
Групповая работа.
Индивидуальная фрон- тальная работа.
Индивидуальная фрон- тальная группа. |
|
Look at the dialogue ex. 3 p. 28. Let’s read the first Exchange in the dialogue and say: «Where are Clara and Fiona: at the thea- tre or at a party». |
|
|
Учитель предлагает прослушать диа- лог и сказать, о каких героях из упр. 1 шла речь в диалоге. |
Слушать диалог и отвечают на во- прос учителя |
Индивидуальная фрон- тальная работа. |
|
Listen to the dialogue and be ready to say: «Which characters in ex.1 were in the play? » |
|
|
|
Учитель предлагает уч-ся прочитать диалог и перевести и изобразить ми- мически выделенные слова диалога.
Let’s read the dialogue and after reading we are going to translate and mime the words in bold. |
Читают диалог, переводят и изоб- ражают мимиче- ски выделенные слова диалога |
Индивидуальная фрон- тальная работа. |
|
Учитель предлагает выполнить упр. 3b стр. 29. |
Выполняют упр. 3b стр. 29. |
|
|
Look at p. 29 ex. 3b. Mark sentences T (true) or F (false). |
|
|
|
III. Рефлек- сия. Методы и приемы:
- Синквейн. |
Учитель предлагает уч-ся составить синквейн. I think now you can talk about charac- ters, about their appearance. Work in groups and our task is to summarize everything we know about it. We have to make only 5 points: 1. What are we talking today about? ( 1 word) 2. Give me 2 adjectives characterizing the topic. 3. Now give 3 verbs. 4. Give me a sentence ( only 4 words), describing characters 5. Give me only one word, a synonym which will complete a cinquain. |
Уч-ся составляют синквейн, затем идет представле- ние синквейна пе- ред всем классом. |
Индивидуальная ра- бота. |
- Подведе- ние итогов работы. |
Учитель предлагает уч-ся подвести итоги урока, оценить работу на уроке. |
Уч-ся подводят итоги урока, оце- нивают свою ра- боту на уроке, вы- сказывают свое мнение о достиже- нии цели урока. |
Индивидуальная ра- бота. |
- Домашнее задание. |
Our lesson is over. I would like you to express your attitude to the lesson and give your self-assessment. Do you like the lesson? What do you like most of all? What mark will you give yourself?
Учитель предлагает уч-ся записать домашнее задание. So, your home task is to write a short paragraph about your favourite character in a book p. 29 ex. 8. |
Уч-ся записывают домашнее задание. |
|
1. Английский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Ю.Е. Ваулина [и др.]. – 3-е изд. испр. – М.: Express Pub- lishing: Просвещение, 2013. – 152 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.
3. Звуковое пособие к УМК «Spotlight 7» для общеобразовательных учре- ждений / Ю.Е. Ваулина [и др.].
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.