Методическая разработка - квест с посвящением в Эколята
Оценка 4.6

Методическая разработка - квест с посвящением в Эколята

Оценка 4.6
Аудио
docx
16.03.2022
Методическая разработка - квест с посвящением в Эколята
Метод.разработка - квест.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

Экологическая квест-игра

для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки природы»

http://www.playcast.ru/uploads/2016/04/09/18202722.pnghttp://mdoy179-kem.ucoz.ru/2kartinki/ehmblema.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Автор методической разработки:

            ст. воспитатель    МБДОУ № 16

            Качура О.А.

 

 

 

 

 

г. Майкоп, 2017 г.

Пояснительная записка

 

1.

Автор (ФИО, должность)

Качура О.А., старший воспитатель МБДОУ №16

2.

Вид ресурса

 Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста

3.

Название ресурса

«Знатоки природы»

4.

Цель и задачи ресурса

 

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса.

2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

3. Воспитывать  стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5.

Возраст воспитанников,  для которых предназначен ресурс

старший дошкольный возраст, младший школьный возраст

6.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office  Word  2007, Microsoft Office  Rower Point 2007

7.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО  как в образовательном процессе, так и игровой, досуговой  деятельности со старшими дошкольниками, а также учителями начальных классов  на  уроках  «Окружающий мир», внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

 

 Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения? 

О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.

Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.

Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.

Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.

 

    Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!

Эта идея, организовать экологическую квест-игру,  и привела к созданию  данной  методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Форма проведения: экологическая квест-игра.

 

Используемые методы и приемы:

игровой:   игры-загадки;

наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;

словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.

 

Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

 

Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук.

 

Демонстрационный материалы: видео слайды.

 

Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса

 

Предварительная работа: данная методическая разработка не требует особой предварительной работы -реализация  программного материала ДОО или НОО.

 

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса.

2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

3. Воспитывать  стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

 

Ход квест-игры:

Фея Природы:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? А руководит этим клубом –Лесовичок. Он мой главный помощник по лесу. Мы  отправимся  в путешествие по лесным полянкам все вместе: вы, ребята, я –Фея Природы  и Лесовичок. Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Лесовичок подготовил вам на каждой полянке задания-испытания. За каждое, правильно выполненное задание, Лесовичок будет вручать вам конверт, а что в них, вы узнаете в конце игры. В путь!!!

СЛАЙД №1.

 (Переход на следующий слайд по щелчку мыши)

Фея Природы:

   Смотрите, ребята, Лесовичок уже встречает нас! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня.

(Переход на следующий слайд по щелчку мыши)

СЛАЙД №2.

/Дети шагают по залу и исполняют песню «Вместе весело шагать»/

 

Фея Природы:

Вот мы и в лесу.

СЛАЙД №3.

/По щелчку включаются звуки леса/.

/По щелчку появляется Лесовичок/.

 

Старичок-лесовичок  нас уже встречает. Какая красота! Какая красивая полянка! А какие песни! Давайте остановимся ненадолго и послушаем эти замечательные голоса.

Фея Природы:

Отдохнули, полюбовались и дальше в путь! Старичок-Лесовичок нас ждет уже на следующей полянке.

/По щелчку переход на  СЛАЙД №4/.

Поляна первая.

/По щелчку -звуки леса, щелчок появляется Лесовичок /.

 

Фея Природы:

    Но, это не простая полянка, а полянка загадок про животных, которые живут в этом чудесном лесу. А вот и задание от Старичка-Лесовичка: я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете на полянке появится этот житель.

/Дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение животного/.


1.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её ...

                     / Лиса/

/По щелчку появляется  лиса)

2.Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

                     / Ёж/

/По щелчку появляется еж)

3. С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал.

                        /Белка/

/По щелчку появляется белка/

 

4. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

                           / Волк /

/По щелчку появляется волк/

5. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

                              /Медведь/

/По щелчку появляется медведь/

6. Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызёт кору.

                                     /Заяц /

/По щелчку появляется заяц/


Фея Природы:

Молодцы! Всё правильно отгадали. И вот вам первый конверт от Лесовичка.

Отправляемся дальше!

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №5

Фея Природы:

Вот и следующая полянка. Красота, да, ребята! Птички поют, кузнечики стрекочат. А где же Лесовичок? Почему он нас не встречает?

/По щелчку появляется Лесовичок/

 

Да, вот же он! Это полянка тоже не простая. На этой полянке вас ждет встреча с насекомыми. Старичок –Лесовичок подготовил вам загадки –описания. Если вы правильно угадаете это насекомое – оно встретится  с вами.

Давайте узнаем, какие?

 


1.Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-    

Сверху на серединку,  

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.  

                             (Кузнечик)

/По щелчку появляется кузнечик/

2. Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

                                    (Бабочка)

/Два  щелчка появляются бабочки/

 3.   Домовитая хозяйка

         Летает над лужайкой,

         Похлопочет над цветком-

         Он поделится медком.

                                  (Пчела)

/Два  щелчка появляются пчелки/

 

4. Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет

по моей ладошке?

               (Божья коровка)

/По щелчку появляются божьи коровки/

 

5. На поляне возле елок

 Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

   А жильцов в нем миллион.

                (Муравей)

/По щелчку появляются муравьи/

 


 

Фея Природы:

    Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Разгадали все загадки, узнали всех насекомых. Старичок-Лесовичок передает вам еще один конверт за ваши правильные ответы. Ну, а мы отправляемся на следующую веселую полянку.

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №6

/По щелчку появляется Лесовичок/

 

Фея Природы:

  А на этой полянке Старичок-Лесовичок приготовил для вас вкусные загадки. Угадайте, чем лес может нас угостить?

 


1.Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть- нет головы.

                        (Гриб)   

/По щелчку появляется гриб/

 

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Ребятишки и медведи.

                    (Малина)

/По щелчку появляется малина/

 

3. Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

                                           (Земляника)

/По щелчку появляется земляника/

 

4. Надела к осени оранжевые бусы

С немного горьким, но приятным вкусом.

Зимою ими сможет насладиться,

Снегирь, пичуга, сойка и синица.

                                               (Рябина)

/Три  щелчка появляется рябина/


 

Фея Природы:

Ой, какие сладкие отгадки. Все правильно - и вы получаете следующий конверт.

А нас ждут сюрпризы следующей поляны. В путь!

/По щелчку переход на следующий слайд/

 

Фея Природы:

  Следующая остановка- красивая полянка! Угадайте, чем Старичок-Лесовичок решил порадовать ваши глазки? А вот и задание: это поляна цветов, а чтобы они выросли, вы должны дать правильный ответ на загадки Лесовичка.


1.Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу- ка в карманчик

Бывший …(Одуванчик)

/Два  щелчка появляются одуванчики/

2. В лесу кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

                            (Ромашка) 

/Три щелчка появляются ромашки/

 

 

3.Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

                                    (Василек)

/По щелчку появляется василек/

 

5. Синенький звонок висит,

Никогда не зазвенит.

                                   (Колокольчик)

/По щелчку появляется колокольчик/

 

 


Фея Природы:

Посмотрите, наша полянка стала еще красивее.  А за правильные ответы - еще один конверт. А наше путешествие продолжается.

 

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №7

/По щелчку - звуки леса, следующий- появление Лесовичка/.

 

Фея Природы:

Мы добрались до следующей остановки. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.

 

/По щелчку -ГОЛОС КУКУШКИ. Щелчок появляется кукушка/.

 

Фея Природы:

Правильно, угадали-это кукушка.

/По щелчку СТУК ДЯТЛА. Щелчок появляется дятел/

 

 

Фея Природы:

Молодцы, вы знаете стук  дятла. И его вы угадали.

/По щелчку -ГОЛОС СОВЫ. Щелчок появляется сова/

 

Фея Природы:

Да, откуда вы все знаете? Я думала, что это задание будет сложным для вас, а оказывается,  для  вас нет трудных заданий.  Получите конверт.

Но наша игра-путешествие еще не закончена. Лесовичок показал вам еще не все свои чудесные полянки.

/По щелчку переход на следующий слайд/

/Пока дети слушают голоса птиц, разбрасывается мусор- салфетки , бумажки, пустые бутылки/

СЛАЙД №9

/По щелчку- страшная мелодия/

 

 

Фея Природы:

  Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. И даже, нашего друга  Лесовичка  нет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязненно. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.

(Дети собирают мусор, а на экране по щелчкам  исчезает мусор).

 

Фея Природы:

Вы, настоящие друзья природы!

/По щелчку появляется  Лесовичок/

Лесовичок, очень благодарен вам за помощь и дарит еще один загадочный конверт. Продолжим наше путешествие.

 

Фея Природы:

  Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее.  Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

  Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это мы с Лесовичком сейчас проверим.  Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

СЛАЙД №10

/На экране появляется первая картинка «Мальчик разрушает птичье гнездо»/

***

Если я разрушу гнезда,

заберу домой птенца? (нет)

Фея Природы:

Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес это дом и они могут погибнуть.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №11

***

Ой, как больно укусил, муравьишка маленький,

Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)

 

Фея Природы:

Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчим их домик, то они погибнут.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №12

 

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Фея Природы:

Вы, правы, ребята!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №13

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Фея Природы: Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить.

 

Нельзя костер бросать в лесу,

Костер в лесу несет беду.

Пожар в лесу может случится.

Без дома будут зверь и птица.

 

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №14

 

***

Если я побью бутылки,

ведь они мне не нужны….(нет)

Фея Природы:

Правильно, нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек.

Чтоб было по лесу приятно гулять,

Не надо бутылки и мусор бросать.

Если лес не беречь, он погибнет,

И беда всех людей настигнет.

 

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №15

 

Фея Природы:

 

***

Если сильно насорю

И убрать забуду… (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

 

Фея Природы:

Молодцы, друзья, вы знаете правила и я надеюсь,  их соблюдаете.

 

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №16

 

***

Если бабочку поймаю,

В баночку  ее запру… (нет)

Фея Природы:

 Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, Лесовичок вручает вам еще один конверт. Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там…

(Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката)

Фея Природы:

Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое  послание передал вам Старичок- Лесовичок.

(Дети собирают картинку)

 

Фея Природы:

Что же у вас получилось?

/По щелчку переход на следующий слайд/

 

 

Фея Природы:

А получился плакат- «Берегите лес» .

Это Старичок-Лесовичок  напоминает нам, что лес нужно беречь и охранять.

У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками!

Ребята, природа, это не только лес, это и реки, и озера, и горы, и моря. И в следующий раз мы отправимся по другим страничкам природы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М.: 2007

2.     Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М.: 2002

3.     Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.:1996

4.     Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет.- 2006

5.      Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005

Интернет-ресурсы:

o  http://docplayer.ru/32318450-Ekologicheskiy-kvest-znatoki-prirody-detskiy-sad-2415.html

o  http://ped-kopilka.ru

o  http://scenary.ru

o  Сто сценариев по экологии - http://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/05/100.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16»

Пояснительная записка 1

Пояснительная записка 1

Актуальность. Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность

Актуальность. Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность

Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников?

Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников?

Содержание: Форма проведения: экологическая квест-игра

Содержание: Форма проведения: экологическая квест-игра

Фея Природы: Смотрите, ребята,

Фея Природы: Смотрите, ребята,

Фея Природы: Молодцы! Всё правильно отгадали

Фея Природы: Молодцы! Всё правильно отгадали

Фея Природы: А на этой полянке

Фея Природы: А на этой полянке

СЛАЙД №7 /По щелчку - звуки леса, следующий- появление

СЛАЙД №7 /По щелчку - звуки леса, следующий- появление

Становится меньше животных, исчезают растения

Становится меньше животных, исчезают растения

Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)

Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)

Фея Природы: Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее

Фея Природы: Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее

Список литературы: 1. Николаева

Список литературы: 1. Николаева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2022