МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОП.01. ПЕДАГОГИКА ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОП.01. ПЕДАГОГИКА ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Оценка 5
Лекции
doc
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
28.11.2021
МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ОП.01. ПЕДАГОГИКА ТЕМА:  ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА
Разработка лекционного занятия для специальности 44.02.21 Дошкольное образование
методическая разработка лекционного занятия. .doc

 

Шевцова  Галина  Владимировна

преподаватель, специалист

высшей квалификационной категории,

преподаватель-методист.

ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»

  

 

   МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОП.01. ПЕДАГОГИКА

ТЕМА:  ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА   

 

 Аннотация.      

В методической  разработке  раскрывается  содержание и методика проведения  занятия в соответствии со структурой его проведения. В основу методической  разработки занятия положены интерактивная технология, технология мультимедийного сопровождения преподавания, что обеспечивает повышение интереса студентов к изучению курса педагогики,  помогает добиться формирования конкретных представлений об особенностях развития детей раннего возраста, что, в свою очередь, обеспечивает мотивацию к качественной профессиональной  подготовке, а также   формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов в области дошкольного образования.

Методическая разработка  лекционного занятия по ОП.01.Педагогика может быть рекомендована преподавателям педагогики  как пример реализации задач профессиональной подготовки студентов путем использования  современных технологий обучения.

 

Ключевые слова:   дети раннего возраста; возрастные особенности развития;  учет возрастных  особенностей в воспитании.

 

Методическое обоснование темы

Рабочая программа  по учебной дисциплине  ОП.01.Педагогика  определяет, что данная дисциплина является частью профессионального учебного цикла основной профессиональной образовательной программы ГПОУ «Макеевский педагогический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

В процессе изучения  студентами курса педагогики  преподаватель имеет возможность  работать над формированием общих и профессиональных компетенций будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений,  активизировать умственную деятельность  обучающихся, развивать  их   мышление,   формировать творческое отношение к выполнению  заданий как теоретического, так и практического характера. Также изучение курса педагогики обеспечивает успешное прохождение студентами педагогической практики, выполнение  курсовых работ.

Тема «Особенности периода раннего детства и его значение в развитии личности ребенка» является одной из составляющих  Рабочей программы по  ОП. 01. Педагогика. Изучение студентами данной темы  важно  для последующего, более детального ознакомления с особенностями развития и воспитания детей первых трех лет жизни, а также – для формирования  таких общих компетенций, как ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Методические рекомендации к проведению занятия

Занятие по ОП.01. Педагогика проводится с целью организации  познавательной деятельности  студентов, направленной на  уточнение и расширение  их представлений  о возрастной периодизации, об  особенностях детей дошкольного  возраста;  обеспечения    основы   для  дальнейшего  усвоения  учебного материала  по разделу: «Развитие и воспитание детей раннего возраста», а также -   на понимание  роли периода раннего детства в развитии личности человека и   необходимости правильной организации педагогической работы в группах раннего возраста.  Также решается задача формирования у студентов  элементарных  навыков   определения     особенностей   развития, проявляющихся в поведении детей  раннего возраста. 

На данном занятии возможно решение таких задач, как  содействие  активизации мышления студентов,  развитие  их познавательного    интереса   к содержанию  учебной  дисциплины, воспитание    сознательного   отношения к процессу обучения  и  формирование  общих компетенций:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  Тип занятия:   занятие представления и усвоения нового учебного материала.

Вид  занятия:  лекция (с элементами визуализации и беседы). Это обусловливает выбор формы проведения занятия, его содержания и структуры, а также – применяемых методов обучения. 

 Продолжительность  занятия:  2 часа.

Место проведения: аудитория.

 Структура занятия:

1. Организация студентов.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление полученных  студентами представлений.

6. Подведение итога занятия.

7. Задания для дальнейшей самостоятельной работы  над учебным материалом.

На занятии будут рассмотрены результаты входного  контроля знаний студентов по изучаемой теме, теоретический материал, проведена работа с видеоматериалами, целью которой является  закрепление полученных студентами новых  представлений.

Наиболее длительным структурным элементом является изучение нового материала.  В ходе изучения теоретического материала студенты  должны ознакомиться с  особенностями периода раннего возраста,  основными  педагогическими  правилами  работы с детьми раннего возраста; сделать выводы о значении   периода  раннего детства   в развитии человека.   Также студенты должны приобрести  навыки  работы с литературными источниками  и навыки анализа    педагогических  фактов и явлений на основе видеоматериалов.

Добиться указанных выше  целей и задач возможно, осуществляя межпредметные связи:

- обеспечивающие: основы безопасности жизнедеятельности;    информатика и ИКТ в профессиональной деятельности; возрастная анатомия, физиология и гигиена;

- обеспечиваемые:  курсовое проектирование по дисциплине; педагогическая  практика.

Эффективное  проведение  занятия  предполагает   следующее методическое обеспечение:  рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01. Педагогика, методическая разработка занятия,  технологическая карта занятия, конспект лекции, видеоматериалы по теме, схема возрастной периодизации, учебная презентация,  материалы фонда  оценочных средств; инструктивно-методическая карта по выполнению студентами  заданий   самостоятельной работы. 

 

Технологическая карта занятия  

 

Тема занятия:    Особенности периода раннего детства и его значение в развитии личности  ребенка

 

Цели занятия:    

 Методическая:

совершенствование методики проведения лекционных  занятий по ОП. 01. Педагогика;  демонстрация возможности использования мультимедийных средств в обучении, формировании  общих и профессиональных   компетентностей будущих воспитателей ДОУ; трансляция собственного педагогического опыта проведения  учебных занятий в педагогическом колледже.

Дидактическая

способствовать уточнению и расширению представлений студентов о возрастной периодизации, об основных  особенностях детей дошкольного  возраста. 

Обеспечить   основу  для  дальнейшего  усвоения  учебного материала  по разделу: «Развитие и воспитание детей раннего возраста» через изучение особенностей детей раннего возраста.     Добиться понимания  роли периода раннего детства в развитии личности человека и  необходимости правильной организации педагогической работы в группах раннего возраста.  Формировать элементарные    навыки    определения     особенностей   развития, проявляющихся в поведении детей  раннего возраста. 

 Развивающая:

содействовать  активизации мышления студентов. Способствовать развитию познавательного    интереса   к содержанию  учебной  дисциплины.

Воспитательная:

 воспитывать    сознательное  отношение к процессу обучения. Продолжить работу над формированием общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Тип занятия:   занятие представления и усвоения нового учебного материала. 

Вид  занятия:  лекция (с элементами визуализации и беседы). 

Межпредметные связи:

обеспечивающие: основы безопасности жизнедеятельности;    информатика и ИКТ в профессиональной деятельности; возрастная анатомия, физиология и гигиена.

обеспечиваемые:  курсовое проектирование по ОП.01. Педагогика, педагогическая  практика.

Оборудование: план-конспект занятия; схема «Возрастная периодизация», мультимедийный проектор, проекционный  экран,  колонки, ноутбук,  мультимедийные материалы: видео, фото, учебная  презентация.  

Раздаточный материал для студентов: цветные полоски для устного тестирования.

Ход и краткое содержание занятия представлены в таблице  1. Ход занятия

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  1. Ход занятия

 

Этапы  занятия

Содержание занятия, формы и методы работы

Примерное время

1.Организационная  часть 

 Проверка  присутствующих, готовности к занятию 

1 минута

2.Сообщение  темы  и  целей  занятия 

 Объявление  темы, постановка цели  перед студентами

2 минуты

3.Актуализация  опорных  знаний  студентов  (беседа). 

 

Вопросы:

1. Назовите факторы, влияющие на развитие личности человека.

2. Назовите фактор,  считающейся основным в развитии личности.

3. Перечислите объективные причины, которые  могут осложнить процесс воспитания.

4.Назовите современную психологическую  возрастную периодизацию.

5.  Выскажите своё мнение,  что легло в основу такой периодизации.

6. Как вы думаете, что дает для профессиональной деятельности воспитателя знание особенностей периода раннего  детства?

10 минут

4.Начальная мотивация учебной деятельности

 

Как следует из Стандарта подготовки специалистов СПО, воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК  1.2.    Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом. 

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2.  Организовывать различные игры с детьми раннего  и дошкольного возраста.

ПК 2.3.  Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.7. Анализировать   процесс и результаты  организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

 А для этого необходимо хорошо знать  возрастные особенности развития детей – дошкольников, в частности – детей раннего возраста.  Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем изучать особенности детей раннего возраста, основные педагогические правила работы с  детьми.

Ознакомление с результатами письменного входного контроля  представлений студентов  об особенностях детей раннего возраста; сделать вывод о необходимости уточнения, расширения имеющихся представлений и формирования новых. Выводы о необходимости изучения темы.

7 минут  

5.Изучение  нового  материала 

 

 Последовательное  изложение   учебного материала в соответствии с планом лекции,    сопровождение учебной презентацией, организация самостоятельной поисковой деятельности студентов в процессе работы с программами   воспитания детей раннего возраста,   краткая беседа, завершающая   изучение каждого вопроса плана.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Особенности периода раннего возраста.

2. Значение раннего возраста в становлении личности человека.

3. Основные педагогические правила работы с детьми раннего возраста.

40 минут

6.Осмысление, обобщение  и  систематизация  изученного  материала 

 Выводы  по основным  вопросам  темы,  закрепление  полученных  знаний  путем  определения особенностей детей раннего возраста на основе анализа их поведения (работа с видеоматериалами), устного тестирования («цветной опрос» с одновременной проверкой правильности ответов студентов).  

15 минут

7.Итоговая  часть  занятия 

 Подведение  итогов  занятия,    выставление комментированных оценок.

3 минуты

8.Сообщение  домашнего  задания

Домашнее задание: законспектировать   материал  «Индивидуальные особенности детей»  из книги Н. М. Аксариной «Воспитание детей раннего возраста» . – М.: Изд-во «Медицина»,   1977.    Режим доступа: OCR Detskiysad.Ru 

 

2 минуты

 

Основная литература

Аксарина,  Н.М. Воспитание детей раннего возраста  / Н.М. Аксарина. – М.: Медицина, 1977. Режим доступа: OCR Detskiysad.Ru  

2. Галигузова,  Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»,  «Педагогика и методика дошк. образования»  /  Л.Н.  Галигузова,  С.Ю.  Мещерякова.  — М.  :  Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 301 с. — (Педагогика и воспитание).   


Скачано с www.znanio.ru

Шевцова Галина Владимировна преподаватель, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист

Шевцова Галина Владимировна преподаватель, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист

Методические рекомендации к проведению занятия

Методические рекомендации к проведению занятия

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Таблица 1. Ход занятия

Таблица 1. Ход занятия

Основная литература Аксарина,

Основная литература Аксарина,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2021