«Логопедическое сопровождение обучающихся ЗПР –
как основное условие успешности обучения»
Жукова Н.В., учитель - логопед
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития. Логопедическая работа с детьми занимает важное место в системе коррекционно - развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
Как учитель – логопед веду занятия для учащихся с диагнозом ЗПР с первого по пятый классы.
Главная цель - создание благоприятных условий для:
· коррекционно-развивающей работы;
· формирования основ базовой культуры личности;
· развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых;
· социальной адаптации.
Исходя из цели, определены основные задачи:
· создание комплекса коррекционно-развивающей работы;
· забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого обучающегося с ЗПР;
· создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем ученикам, что позволяет им быть общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
· творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ученика с ЗПР.
Направление коррекционной работы.
На текущий 2019 – 2020 учебный год на логопедические занятия зачислено 17 учеников с диагнозом ЗПР, имеющих речевые диагнозы: общее недоразвитие речи и фонетическое недоразвитие речи.
класс |
Ф.И. учащ-ся |
диагноз |
1 В |
Гурулёв Максим |
ФНР |
Поспелов Евгений |
ФНР |
|
2 В |
Корепанова Николь |
ФНР |
Кияшко Виолетта |
ОНР сл.генеза |
|
Пастухов Михаил |
ОНР3 |
|
Шашлов Роман |
ОНР3 |
|
3 В |
Быков Максим |
ОНР 3 |
ДжузикеевБекзат |
ОНР 3 |
|
СатвальдинЕрнар |
ОНР 3 |
|
4 В |
БисембаеваАйжан |
ОНР |
Вишневская Яна |
ОНР |
|
ЖаксылыковАлдияр |
ОНР 3 |
|
Золотько Никита |
ОНР 4 |
|
5 В |
Жандыров Дияр |
ОНР 3 |
Заворин Ратмир |
ОНР 3 |
|
Исмаилов Серик |
ОНР |
|
Трейго Максим |
ФНР |
Мною составлена «Адаптированная Рабочая Программа логопедического сопровождения для 1-5 классов общеобразовательной школы с диагнозом ЗПР, для учащихся имеющих речевые нарушения ОНР, ФНР».
Работу с учащимися 1 класса ЗПР с речевым диагнозом «Фонетическое недоразвитие речи», я осуществляю по следующим направлениям:
Направление работы для 2 и 3 классов ЗПР с речевым диагнозом«Общеенедоразвитие речи»:
· Развитие фонематического восприятия;
· Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения);
· Формирование навыков чтения и письма;
· Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
· Формирование навыка деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв;
· Формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
· Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
· Развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
· Параллельно с основными задачами проводиться работа по развитию лексико-грамматического строя речи.
4 и 5 классы ЗПР с речевым диагнозом «Общее недоразвитие речи»:
· диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи) - эти занятия посещают только те дети, у которых имеются дефекты звукопроизношения;
· диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
· диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
· коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
· профилактика нарушений чтения и письма;
· представлений об окружающей действительности;
· развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
В процессе работы положительная динамика наблюдется у таких учащихся, как Поспелов Евгений (1В - звукопроизношение, мелкая моторика рук), Пастухов Михаил (2В- нарушение письменной речи), Вишневская Яна (профилактика дисграфии), Бисембаева Айжан(4В- профилактика дисграфии, связная речь), Трейго Максим (5В- связная речь).
Хотелось бы выделить Шашлова Романа, Кияшко Виолетту,Корепанову Николь (2В), Заворин Ратмир (5В), которым следует продлить посещение логопедических занятий для коррекции грамматического строя речи, связной речи, профилактики нарушений чтения и письма.
Стабильная динамика наблюдается у следующих учащихся – Гурулёв Максим (1В), Быков Максим, Джузикеев Бекзат, Сатвальдин Ернар (3В), Жаксылыков Алдияр, Золотько Никита (4В), Жандыров Дияр, Исмаилов Серик (5В).
У этих учащихся внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке, недостаточная прочность запоминания, кратковременность, наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Таким учащимся требуется постоянное подкрепление, повторение. Работа с данными обучающимися заключается в развитии всех сторон речи.
Мною ведётся необходимая документация: логопедические карты, журналы, мониторинги, проводится работа по оснащению логопедического кабинета: демонстрационные плакаты, методическая литература, консультационные и игровые материалы (дидактические игры, предметные картинки).
Логопедические занятия проводятся по 2 основным формам:
· подгрупповые занятия;
· индивидуальные занятия;
На своих занятиях я использую различные логопедические приемы и методы:
Дыхательная и артикуляционная гимнастика, психогимнастика, логоритмические упражнения, развитие мелкой и общей моторики, кинезитерапия, логопедический массаж, суджок-терапия, песочная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, релаксация, дидактические и речевые игры, маски, видеоролики, наглядные учебные пособия, специальная литература.
В своей работе я постоянно взаимодействую с педагогами (посещаю уроки, консультирую классных руководителей, учителей-предметников по вопросам речевых диагнозов).
Дети с нарушениями речи нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений логопедического сопровождения является работа с родителями (консультации, выдача домашних заданий).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: логопедическое сопровождение обучающихся ЗПР – основное условие успешности обучения! А правильно подобранная программа логопедических занятий, разнообразие методов и приёмов, взаимодействие учителя - логопеда с педагогами школы, родителями – всё это в комплексе даёт положительный результат для развития и обучения школьников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.