Методическая разработка логопедического занятия "Постановка звука Р"
Оценка 4.9

Методическая разработка логопедического занятия "Постановка звука Р"

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
doc
дефектология
1 кл
28.05.2020
Методическая разработка логопедического занятия "Постановка звука Р"
В помощь учителям-логопедам методическая разработка логопедического занятия. Для учащихся коррекционных 1-х классов.
логопедическое сопровождение.doc

«Логопедическое сопровождение обучающихся ЗПР –

как основное условие успешности обучения»

 

Жукова Н.В., учитель - логопед

 

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития. Логопедическая работа с детьми занимает важное место в системе коррекционно - развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.

Как учитель – логопед веду занятия для учащихся с диагнозом ЗПР с первого по пятый классы.

            Главная цель - создание благоприятных условий для:

·                    коррекционно-развивающей работы;

·                    формирования основ базовой культуры личности;

·                    развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых;

·                    социальной адаптации.

            Исходя из цели, определены основные задачи:

·         создание комплекса коррекционно-развивающей работы;

·         забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого обучающегося с ЗПР;

·         создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем ученикам, что позволяет им быть общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

·         максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

·         творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

·         вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ученика с ЗПР.

 

Направление коррекционной работы.

На текущий 2019 – 2020 учебный год на логопедические занятия зачислено 17 учеников с диагнозом ЗПР, имеющих речевые диагнозы: общее недоразвитие речи и фонетическое недоразвитие речи.

 

класс

Ф.И. учащ-ся

диагноз

 

1 В

Гурулёв Максим

ФНР

Поспелов Евгений

ФНР

 

 

2 В

Корепанова Николь

ФНР

Кияшко Виолетта

ОНР сл.генеза

Пастухов Михаил

ОНР3

Шашлов Роман

ОНР3

 

3 В

Быков Максим

ОНР 3

ДжузикеевБекзат

ОНР 3

СатвальдинЕрнар

ОНР 3

 

4 В

БисембаеваАйжан

ОНР

Вишневская Яна

ОНР

ЖаксылыковАлдияр

ОНР 3

Золотько Никита

ОНР 4

 

 

5 В

Жандыров Дияр

ОНР 3

Заворин Ратмир

ОНР 3

Исмаилов Серик

ОНР

Трейго Максим

ФНР

 

Мною составлена «Адаптированная Рабочая Программа логопедического сопровождения для 1-5 классов общеобразовательной школы с диагнозом ЗПР, для учащихся имеющих речевые нарушения ОНР, ФНР».

 

Работу с учащимися 1 класса ЗПР с речевым диагнозом «Фонетическое недоразвитие речи», я осуществляю по следующим направлениям:

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков;
  • Дифференциация смешиваемых звуков;
  • Формирование представлений о звукобуквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • Развитие языкового анализа и синтеза;
  • Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи;
  • Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;
  • Развитие навыков построения связного высказывания;
  • Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, коммуникативной готовности к обучению; формирование полноценных учебных умений.

 

Направление работы для 2 и 3 классов ЗПР с речевым диагнозом«Общеенедоразвитие речи»:

·                    Развитие фонематического восприятия;

·                    Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения);

·                    Формирование навыков чтения и письма;

·                    Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

·                    Формирование навыка деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв;

·                    Формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;

·                    Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

·                    Развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;

·                    Параллельно с основными задачами   проводиться работа по развитию лексико-грамматического строя речи.

 

4 и 5 классы ЗПР с речевым диагнозом «Общее недоразвитие речи»:

·                    диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи) - эти занятия посещают только те дети, у которых имеются дефекты звукопроизношения;

·                    диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

·                    диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

·                    коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

·                    профилактика нарушений чтения и письма;

·                    представлений об окружающей действительности;

·                    развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

 

В процессе  работы положительная динамика наблюдется у таких учащихся, как Поспелов Евгений (1В - звукопроизношение, мелкая моторика рук), Пастухов Михаил (2В- нарушение письменной речи), Вишневская Яна (профилактика дисграфии), Бисембаева Айжан(4В- профилактика дисграфии, связная речь), Трейго Максим (5В- связная речь). 

Хотелось бы выделить Шашлова Романа, Кияшко Виолетту,Корепанову Николь (2В), Заворин Ратмир (5В), которым следует продлить посещение логопедических занятий для коррекции грамматического строя речи, связной речи, профилактики нарушений чтения и письма. 

Стабильная динамика наблюдается у следующих учащихся – Гурулёв Максим (1В), Быков Максим, Джузикеев Бекзат, Сатвальдин Ернар (3В), Жаксылыков Алдияр,  Золотько Никита (4В), Жандыров Дияр, Исмаилов Серик (5В).

У этих учащихся внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке, недостаточная прочность запоминания, кратковременность, наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Таким учащимся требуется постоянное подкрепление, повторение. Работа с данными обучающимися заключается в развитии всех сторон речи.

Мною ведётся необходимая документация: логопедические карты, журналы, мониторинги, проводится работа по оснащению логопедического кабинета: демонстрационные плакаты, методическая литература, консультационные и игровые материалы (дидактические игры, предметные картинки).

Логопедические занятия проводятся по 2 основным формам:

·                    подгрупповые занятия;

·                    индивидуальные занятия;

На своих занятиях я использую различные логопедические приемы и методы:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика, психогимнастика, логоритмические упражнения, развитие мелкой и общей моторики, кинезитерапия, логопедический массаж, суджок-терапия, песочная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, релаксация, дидактические и речевые игры, маски, видеоролики, наглядные учебные пособия, специальная литература.

            В своей работе я постоянно взаимодействую с педагогами (посещаю уроки, консультирую  классных руководителей, учителей-предметников по вопросам  речевых диагнозов).

Дети с нарушениями речи нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений логопедического сопровождения является работа с родителями (консультации, выдача домашних заданий).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: логопедическое сопровождение обучающихся ЗПР – основное условие успешности обучения! А правильно подобранная программа логопедических занятий, разнообразие методов и приёмов, взаимодействие учителя - логопеда с педагогами школы, родителями – всё это в комплексе даёт положительный результат для развития и обучения школьников.


Скачано с www.znanio.ru

Логопедическое сопровождение обучающихся

Логопедическое сопровождение обучающихся

В Жандыров Дияр

В Жандыров Дияр

В процессе работы положительная динамика наблюдется у таких учащихся, как

В процессе работы положительная динамика наблюдется у таких учащихся, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020