Методическая разработка «Мишка Топтыжка»
Оценка 4.6

Методическая разработка «Мишка Топтыжка»

Оценка 4.6
docx
26.11.2022
Методическая разработка «Мишка Топтыжка»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, работающими и детьми дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительно образования или в дошкольных образовательных учреждениях, а также заинтересованными родителями при подготовке ребенка к школе. Разработка содержит конкретные материалы и конспекты занятий.
методическая разработка 2.docx

 

 

Методическая разработка

«Мишка Топтыжка»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами, работающими и детьми дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительно образования или в дошкольных образовательных учреждениях, а также заинтересованными родителями при подготовке ребенка к школе. Разработка содержит конкретные материалы и конспекты занятий.

 

 

 

 

                   Автор: Сурмач Анна Александровна

педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительно образования

дома детского творчества «Созвездие»

 

 

 

 

Г. Краснодар

Методическая разработка  «Мишка Топтыжка»

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Я.Коменский

 Пояснительная записка.

Становление личности ребёнка начинается в дошкольном возрасте, поэтому это наиболее благоприятное время для его развития. Маленькие исследователи познают мир практическим путем, неосознанно опираясь на основные принципы познания: спонтанно-исследовательский, вариативный и преобразующий. И именно поэтому ребёнок воспринимает мир, как целое, не деля его на части.

Методическая разработка  «Мишка Топтыжка» направлено на развитие гармоничной личности, основанной на познание мира, через основные  математические представления и конструктивных навыков у детей. Знакомя детей с основными элементарными понятиями по математики на занятиях «Веселый счет», приводит к развитию у детей любознательности и самостоятельному исследованию окружающего мира. Дети пяти лет с удовольствием осваивают счет, элементарные вычислительные приемы и способы, знакомятся с числом и цифрой в игровой форме, осваивают простейшие временные и пространственные отношения. Сочетая такие методические приемы, как  игра и практическая   деятельность, сюжетные рассказы, аналогического и картинного описания способствует формированию элементарных математических знаний, умений и навыков, осознавая значимость связи различных между математикой и окружающим миром.

Актуальность этой методической разработки заключается в том, что работая с детьми дошкольного возраста, используются различные приемы и методы, которые включают в себя непосредственную интеграцию различных видов деятельности. Основные – это рассказ, диалог,  беседа, вырезание, склеивание, выполнение индивидуальных заданий, работа с трафаретами,  геометрическими фигурами и телами, с палочками Кюизенера и  логическими блоками Дьенеша, с демонстрациооным и наглядным материалом по «Веселому счету.

Методическая разработка  составлена с учётом психологических и физиологических особенностей  младшего дошкольного возраста. Содержит весь необходимый комплекс тем по формированию математических и творческих способностей детей. Изучая цифры, ребята с большим удовольствием принимают участие в небольших экспериментах и преображении  изучаемой цифры или фигуры с помощью цветной бумаги и ниточек, при этом развивают не только творческие способности, но и мелкую моторику своих ручек. В таком увлекательном процессе, дети  сами придумывают вид украшения кружечками, разноцветными квадратиками, цветочками, что позволяет превратить цифру в какого – то животного жирафа, зебру или сказочного героя.

Новизна методической разработки  заключается в интеграции математики с прикладной (моделирование, шитье без иголки) и изобразительной  деятельностью  (склеивание, рисунок). Вся практическая работа проходит в блокноте, что позволяет ребятам не только запомнить изученный материал, но и доделать его дома, ведь блокнот небольшой и очень мобильный.  Мишка Топтыжка вместе с детьми, каждое занятие знакомится с интересным миром математикиЭтот герой сопровождает детей весь год, его изображение есть и на блокноте, на папке, на рабочих тетрадях, что помогает ребенку легко найти нужный материал и подготовиться к занятию самостоятельно. К данному методическому материалу были разработаны мною карточки и прописи «Мишка Тортыжка», которые помогают ребятам быстро усвоить изучаемый материал.

Цель методического пособия «Мишка Топтыжка»

Создание условий для формирования думающего, интеллектуального и активного ребенка, готового к творческой деятельности в любой области, через знакомство с математикой.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомление с цифрами, обучение счёту в пределах десятка.

Знакомство с величинами, формами, размером и цветом.

Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и телами (шар, конус, пирамида).

Обучение временному и пространственному ориентированию.

Развивающие:

Развитие логического мышления (умение сравнивать, обобщать, анализировать), конструктивного мышления (на геометрическом материале). Развитие психических познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, творческого воображения).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии.

Воспитательные:

Привитие интереса к занимательной математики, формирование умения работать как индивидуально, так и в коллективе.

Адресный характер цикла занятий: цикл занятий предназначен для детей 5 лет.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 30 минут.

Занятие проводятся два  раза  в неделю.

Курс: 72 занятия.

Особенности организации образовательного процесса.

Программы реализуется в соответствии с индивидуальным  учебным

планом в МОУ ДО ДДТ « Созвездие». Занятия групповые.

Теоретический  материал дается в начале занятия и закрепляется  под руководством педагога в рабочем блокноте.

При выполнении заданий используются формы индивидуальной, а также коллективной работы.

Освоение предложенного материала происходит в процессе игровой, практической  и творческой  деятельности детей.

Технологии,  используемые в данном цикле мероприятий: элементы игровой, информационно-коммуникационной технологий, исследовательской.

Применяемые методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование для проведения занятия: компьютер (ноутбук), проектор или телевизор, доска, маркеры, книги, иллюстрации к занятиям.

Для подготовки занятий были использованы компьютерные программы:

  • MicrosoftOfficeWord 2010
  • MicrosoftOfficePowerPoint 2010
  • MicrosoftOfficePublisher 2010

Занятия для детей пяти летнего возраста  должно быть ярким, эмоциональным, зрелищным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей. Все это может обеспечивать компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование презентации или мультика по теме занятия,  позволяет активизировать познавательную деятельность, провести занятие на высоком эстетическом уровне.

Компьютер, конечно, не может заменить живое слово, но может стать хорошим помощником в изучении математики.

Основное содержание:

Учебные задания, предложенные в блокноте, соответствуют основным принципам  развивающего обучения, что обеспечивает всестороннее развитие детей, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Усвоение образовательных задач осуществляется на занятиях, в общении, диалоге и игре, как основных средствах развития ребёнка.

Выполнение различных заданий в блокноте  ребенок  научиться:

- применять полученные знания  при выполнении различных заданий на занятии.

- самостоятельно выполнять ряд действий, направленных на достижение конкретной цели, которую ставит педагог.

Формы аттестации

Освоение программы отслеживается в течение всего периода обучения: проявление творческого подхода в работе,

развитие  психологических  процессов: мышление, память, воображение,

оценка уровня теоретических  знаний, оценка  формирования  умений и навыков;

аккуратность, самостоятельность в выполнении работ, доброжелательность.

Методы и приемы работы:

-Поисковые (конструирование, моделирование)

 

-Практические

-Интегрированные (интеграция с прикладной и изобразительной деятельностью)

Технологии:

-Здоровьесберегающие.

-Развивающего обучения.

-Игровые.

-Интегрированного обучения

-Дифференцированного и группового обучения.

Сроки реализации: 1 учебный год.

 

Учебно-тематический план на год обучения

 

№№

п/п

Наименование блоков, дел, тем

Всего, час.

1

Вводное занятие

1

2

Понятие «один - много»

1

3

Число и цифра 1

2

4

Понятие «Большой - маленький». Сравнение предметов по размеру.

2

5

Геометрическая фигура круг.

1

6

Число и цифра 2 . Счет до 2

2

7

Понятие «Пара».

1

8

Понятие «Длинный - коротки». Сравнение предметов по длине.

2

9

Геометрическая фигура овал.

1

10

Деление фигуры на 2 части.

1

11

Понятие «Вчера, сегодня, завтра»

1

12

Число и цифра 3. Счет до 3

2

13

Понятие  «Широкий - узкий». Сравнение предметов по ширине.

2

14

Геометрическая фигура квадрат.

1

15

Число и цифра 4. Счет до 4.

2

16

Понятие «Высоки - низкий». Сравнение предметов высоте.

2

17

Геометрическая фигура прямоугольник.

1

18

Число и цифра 5. Счет до 5.

2

19

Сложение. Знакомство с «Плюсом». Решение примеров на сложение.

2

20

Понятие «Слава, справа, посередине».

2

21

Геометрическая фигура треугольник.

1

22

Число и цифра 6. Счет до 6.

2

23

Сравнение предметов по количеству.

1

24

Геометрическая фигура ромб.

1

25

Число и цифра 7. Счет до 7.

2

26

Понятия «за, под, около, рядом, на границе, впереди, сзади, вверху,  внизу»

2

27

Геометрические фигуры многоугольники.

1

28

Деление фигуры на 4 части.

1

29

Число и цифра 8. Счет до 8.

2

30

Времена года. 

1

31

Геометрические тела.

2

32

Число и цифра 9. Счет до 9

2

33

Месяцы года.

1

34

Понятие «Внутри - снаружи»

1

35

Понятие «больше, меньше равно».

1

36

Знакомство со знаками «Больше меньше, равно»

2

37

Число и цифра 0.

2

38

Дни недели.

1

39

Число и Цифра 10. Счет до 10.

2

40

Порядковый счет до 10.

1

41

Витание. Знакомство со знаком «минус». Решение примеров.

2

42

Знакомство с клеткой. Графический диктант.

2

43

Повторение счет до 10. Решение примеров.

2

44

Части суток

1

45

Решение примеров на сложение и вычитание.

2

46

Заключительное занятие.

1

 

Всего

72

 

Предполагаемый результат:

-Счёт в пределах десяти (в прямом и обратном порядке).

-Графическое изображение цифр от одного, до десяти, их название.

-Знание всех геометрическими фигурами круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник (знают особенности этих фигур, различают их по цвету, размеру,  выделяют среди других геометрических фигур) и тел.

-Овладели навыками временной и пространственной ориентации.

-Владеют понятиями : выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, широкий – узкий, внутри-снаружи, впереди-сзади, вокруг, раньше - позже и т.д.

 

Описание методической разработки  по весёлому счёту

                                           «Мишка Топтыжка».

Методическая разработка по весёлому счёту создано для детей пяти лет.

https://raskraski-kids.ru/wp-content/uploads/2021/09/1-4.pngДетские цифры на прозрачном фонеОсновным достоинством данного методической разработки  является способ подачи материала, а главное все занятия проводятся в интересной игровой форме, что не утомляет ребёнка, а наоборот  способствует лучшему запоминанию нового материала. Много внимания уделяется самостоятельной, творческой работе, что ни в коем случае не ущемляет прав ребенка, к самореализации.  Большое внимание уделяется формированию логического и образного мышления, творческих способностей детей.

Пособие представляет рабочий блокнот (формат А4). У каждого учащегося есть  свой, на  титульном листе которого изображен мишка, а еще он есть и на папке по веселому счету, и на рабочей тетради (прописи). Благодаря картинке, ребенок быстро находить рабочий материал.

Знакомство  детей с понятием «Один - много», начинается с того, что педагог рассказывает сказку «Три медведя». В этой дружной семье, появился медвежонок, которого родители назвали Топтыжка. Он был очень подвижный и любознательный. Любил задавать много вопросов и родители с удовольствием на них отвечали, но мишка каждый раз задавал одни и те же вопросы. Тогда родители ему подарили блокнот, в который он стал записывать ответы, что в следующий раз знать ответы снова не спрашивать. То и мы с вами ребята на занятиях  вместе с мишкой будем отвечать на вопросы, а ответ записывать в блокноте. Так дети начинают работать в блокноте, приклеивая вои первые  картинки (много кубиков и один мяч) и выполняя различные манипуляции с предметами, отвечать на вопросы, разбирать тему занятия.

На занятиях, дети не просто знакомятся с различимыми математическими понятиями, они придумывают интересные атрибуты и внешний вид цифр и фигур, а также превращают фигуры в предметы.

Знакомство с цифрой 1, начинается с того, что мишка Топтыжка принес на занятия очень много предметов, но никак не может их посчитать. Ребята начинают ему помогать, но оказывается, что всего предметов много, а по сути их по одному. Повторив предыдущую тему, педагог плавно переходит к цифре один, рассказывая, что она главная и с нее начинается счет, именно она помогает  ребятам считать предметы и знакомит их с огромным миром цифр, которые живут в новой книжке «Мишка Топтыжка» (прописи), которую педагог раздает ребятам. Далее ребята в своем блокноте находят эту цифру, а рядом с ней пустой квадрат внутри, которого они приклеивают различные полосы из цветной бумаги, осталось только сверху на квадрат наклеить полученный от педагога шаблон, и вот оно  преображение, перед ними радужная цифра 1.  После чего выполняют остальные задания в блокноте. По итогам занятия каждый ребенок знает, как правильно называется цифра, как она выглядит, а самое главное у каждого она своя, радужная. Следующее занятие направлено на закрепление цифры 1 и  работа в прописях.

Знакомство с понятием «Высокий - низкий», начинается с того, что ребята видят перед собой коробочку, в которой лежат различные предметы. Педагог рассказывает, что эти предметы мишка Тобтыжка должен разделить на две части, а вот как это сделать он не знает. Ребята начинают рассматривать предметы и сравнивать их. Так благодаря игре, ребята делают вывод, что предметы отличаются по высоте. Далее педагог вводит понятие «Высокий - низкий» и рассказывает ребятам, что каждого из них ждет сюрприз, доставая из коробки конвертики с картинками. Ребята их открывают и находят там шаблоны деревьев. Педагог предлагает открыть блокнот и обвести шаблон в пустых прямоугольниках, а листики ребята дорисовывают сама. Затем выполняют оставшиеся практические задания, закрепляя тему урока.  По итогам работы дети делятся на пары и из игровых кубиков лего, строят предметы (один ребенок строит высокий предмет, а другой низки), называя их (предметы могут быть различные), главное чтобы дети смогли договорится и выполнить  задание правильно.

Так благодаря веселому медвежонку ребята знакомятся со всеми понятиями, фигурами и цифрами. Выполняя различные  интересные задания.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.

3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.

4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.

5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш.учеб.заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

6. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.

7. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.

8. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.

9. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 1. / Н.А. Курочкина, Б.. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. 256 с.

10. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.

11. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.

12. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1997.

13. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.

14. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.

15. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.112 с.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 414 с.

17. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера, 2004. 88 с.

18. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.

19. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: «Акцидент», 1997. 176 с.

20. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 156 с.

21. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.

22. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.

23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.2. Психология образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.

24. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.М.: Мозаика - Синтез, 2000. 104 с.

25. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.

26. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.

27. Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. №10.

28. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.

29. Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.

30. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.

31. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.


 

Методическая разработка «Мишка

Методическая разработка «Мишка

Методическая разработка «Мишка

Методическая разработка «Мишка

Новизна методической разработки заключается в интеграции математики с прикладной (моделирование, шитье без иголки) и изобразительной деятельностью (склеивание, рисунок )

Новизна методической разработки заключается в интеграции математики с прикладной (моделирование, шитье без иголки) и изобразительной деятельностью (склеивание, рисунок )

Теоретический материал дается в начале занятия и закрепляется под руководством педагога в рабочем блокноте

Теоретический материал дается в начале занятия и закрепляется под руководством педагога в рабочем блокноте

Практические -Интегрированные (интеграция с прикладной и изобразительной деятельностью)

Практические -Интегрированные (интеграция с прикладной и изобразительной деятельностью)

Понятие «Высоки - низкий». Сравнение предметов высоте

Понятие «Высоки - низкий». Сравнение предметов высоте

Порядковый счет до 10. 1 41

Порядковый счет до 10. 1 41

Три медведя». В этой дружной семье, появился медвежонок, которого родители назвали

Три медведя». В этой дружной семье, появился медвежонок, которого родители назвали

Знакомство с понятием «Высокий - низкий», начинается с того, что ребята видят перед собой коробочку, в которой лежат различные предметы

Знакомство с понятием «Высокий - низкий», начинается с того, что ребята видят перед собой коробочку, в которой лежат различные предметы

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений //

Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2022