Пояснительная записка к методическому пособию по весёлому счёту
для детей пяти лет «Мишка Топтыжка».
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Я.Коменский
Становление личности ребёнка начинается в дошкольном возрасте, поэтому это наиболее благоприятное время для его развития. Маленькие исследователи познают мир практическим путем, неосознанно опираясь на основные принципы познания: спонтанно-исследовательский, вариативный и преобразующий. И именно поэтому ребёнок воспринимает мир, как целое, не деля его на части.
Методическое пособие «Мишка Топтыжка» направлено на развитие гармоничной личности, основанной на познание мира, через основные математические представления и конструктивных навыков у детей. Знакомя детей с основными элементарными понятиями по математики на занятиях «Веселый счет», приводит к развитию у детей любознательности и самостоятельному исследованию окружающего мира. Дети пяти лет с удовольствием осваивают счет, элементарные вычислительные приемы и способы, знакомятся с числом и цифрой в игровой форме, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, знакомятся с основными формами и величинами, выполняя с ними различные манипуляции. Сочетая такие методические приемы, как игра и практическая деятельность, сюжетные рассказы, аналогического и картинного описания способствует формированию элементарных математических знаний, умений и навыков, осознавая значимость связи различных между математикой и окружающим миром.
Актуальность этого методического пособия заключается в том, что работая с детьми дошкольного возраста, используются различные приемы и методы, которые включают в себя непосредственную интеграцию различных видов деятельности. Основные – это рассказ, диалог, беседа, вырезание, склеивание, выполнение индивидуальных заданий, работа с трафаретами, геометрическими фигурами и телами, с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша, с демонстрациооным и наглядным материалом по «Веселому счету.
Методическое пособие составлено с учётом психологических и физиологических особенностей младшего дошкольного возраста. Содержит весь необходимый комплекс тем по формированию математических и творческих способностей детей. Изучая цифры, ребята с большим удовольствием принимают участие в небольших экспериментах и преображении изучаемой цифры или фигуры с помощью цветной бумаги и ниточек, при этом развивают не только творческие способности, но и мелкую моторику своих ручек. В таком увлекательном процессе, дети сами придумывают вид украшения кружечками, разноцветными квадратиками, цветочками, что позволяет превратить цифру в какого – то животного жирафа, зебру или сказочного героя.
Новизна методической разработки заключается в интеграции математики с прикладной (моделирование, шитье без иголки) и изобразительной деятельностью (склеивание, рисунок). Вся практическая работа проходит в блокноте, что позволяет ребятам не только запомнить изученный материал, но и доделать его дома, ведь блокнот небольшой и очень мобильный. Мишка Топтыжка вместе с детьми, каждое занятие знакомится с интересным миром математики. Этот герой сопровождает детей весь год, его изображение есть и на блокноте, на папке, на рабочих тетрадях, что помогает ребенку легко найти нужный материал и подготовиться к занятию самостоятельно. К данному методическому материалу были разработаны мною карточки и прописи «Мишка Тортыжка», которые помогают ребятам быстро усвоить изучаемый материал.
Цель методического пособия «Мишка Топтыжка»
Создание условий для формирования думающего, интеллектуального и активного ребенка, готового к творческой деятельности в любой области, через знакомство с математикой.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление с цифрами, обучение счёту в пределах десятка. Знакомство с величинами, формами, размером и цветом. Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и телами (шар, конус, пирамида). Обучение временному и пространственному ориентированию.
Развивающие:
Развитие логического мышления (умение сравнивать, обобщать, анализировать), конструктивного мышления ( на геометрическом материале). Развитие психических познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, творческого воображения).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии.
Воспитательные:
Привитие интереса к занимательной математики, формирование умения работать как индивидуально, так и в коллективе.
Основное содержание:
Учебные задания, предложенные в блокноте, соответствуют основным принципам развивающего обучения, что обеспечивает всестороннее развитие детей, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Усвоение образовательных задач осуществляется на занятиях, в общении, диалоге и игре, как основных средствах развития ребёнка.
Выполнение различных заданий в блокноте, карточка и прописях позволяет ребенку научиться:
- применять полученные знания при выполнении различных заданий на занятии.
- самостоятельно выполнять ряд действий, направленных на достижение конкретной цели, которую ставит педагог.
Методы и приемы работы:
-Поисковые (конструирование, моделирование)
-Игровые (развивающие интеллектуальные игры)
-Практические
- Эксперимент (фокус)
-Интегрированные (интеграция с прикладной и изобразительной деятельностью)
Технологии:
-Здоровьесберегающие.
-Развивающего обучения.
-Игровые.
-Интегрированного обучения
-Дифференцированного и группового обучения.
Сроки реализации: 1 учебный год.
Предполагаемый результат:
-Счёт в пределах десяти (в прямом и обратном порядке).
-Графическое изображение цифр от одного, до десяти, их название.
-Знание всех геометрическими фигурами круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник (знают особенности этих фигур, различают их по цвету, размеру, выделяют среди других геометрических фигур) и тел.
-Овладели навыками временной и пространственной ориентации.
-Владеют понятиями : выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, широкий – узкий, внутри-снаружи, впереди-сзади, вокруг, раньше - позже и т.д.
Описание методического пособия по весёлому счёту
«Мишка Топтыжка».
Методическое пособие по весёлому счёту создано для детей пяти лет.
Основным достоинством данного методического пособия является способ подачи материала, а главное все занятия проводятся в интересной игровой форме, что не утомляет ребёнка, а наоборот способствует лучшему запоминанию нового материала. Много внимания уделяется самостоятельной, творческой работе, что ни в коем случае не ущемляет прав ребенка, к само реализации. Большое внимание уделяется логического и образного мышления, творческих способностей детей.
Пособие представляет рабочий блокнот (формат А5). У каждого учащегося есть свой, на титульном листе которого, прикреплена картинка мишки. Благодаря картинке, ребенок быстро находить рабочий материал.
Знакомство детей с понятием «Один - много», начинается с того, что педагог рассказывает сказку «Три медведя». В этой дружной семье, появился медвежонок, которого родители назвали Топтыжка. Он был очень подвижный и любознательные. Любил задавать много вопросов и родители отправили его у лесную школу, где он стал узнавать много всего интересного. В этой школе ему подарили необычный блокнот со множеством картинок. Так дети начинают работать в блокноте, приклеивая вои первые картинки (много кубиков и один мяч) и выполняя различные манипуляции с предметами, отвечать на вопросы, разбирать тему занятия.
На занятиях, дети не просто знакомятся с различимыми математическими понятиями, они придумывают интересные атрибуты и внешний вид цифр и фигур, а также превращают фигуры в предметы.
Знакомство с цифрой 1, начинается с того, что мишка Топтыжка принес на занятия очень много предметов, но никак не может их посчитать. Ребята начинают ему помогать, но оказывается, что всего предметов много, а по сути их по одному. Повторив предыдущую тему, педагог плавно переходит к цифре один, рассказывая, что она главная и с нее начинается счет, именно она помогает ребятам считать предметы и знакомит их с огромным миром цифр, которые живут в новой книжке «Мишка Топтыжка» (прописи), которую педагог раздает ребятам. Далее ребята в своем блокноте находят эту цифру, а рядом с ней пустой квадрат внутри, которого они приклеивают различные полосы из цветной бумаги, осталось только сверху на квадрат наклеить полученный от педагога шаблон, и вот оно преображение, перед ними радужная цифра 1. После чего выполняют остальные задания в блокноте. По итогам занятия каждый ребенок знает, как правильно называется цифра, как она выглядит, а самое главное у каждого она своя, радужная. Следующее занятие направлено на закрепление цифры 1и работа в прописях.
Так благодаря веселому медвежонку ребята знакомятся со всеми понятиями, фигурами и цифрами. Выполняя различные веселые и интересные задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.