Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста
Смирнова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели и задачи:
Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».
Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.
Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Оборудование:
- выставка репродукций зимних пейзажей русских художников;
- портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин;
- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто);
- музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».
Повторение:
Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание приставки пре-; виды причастий; пунктуация при причастном обороте.
Вступление
Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.
Работа с текстом
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
И.Б.Порто.
1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Прочитайте текст выразительно.
3. О чем этот текст? Какова его тема?
4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?
5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).
6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).
7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов).
8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).
9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).
10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.
(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).
11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:
Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).
Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд. (Качественные: уютные, маленькие, золотистым, морозного, самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую, красивую. Относительные: зимних, провинциальногo. Притяжательные: крымовской). Прилагательных какого разряда больше? Почему?
Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника - живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).
Какая еще часть речи, близкая прилагательному, использована автором текста? (Причастие).
Какова их роль в тексте? (Причастие обозначает временный признак по действию, именно оно позволяет воспроизвести грань между днем и вечером).
Вспомните, какие виды причастий вам известны? Назовите суффиксы причастий.
Выпишите причастия в два столбика (действительные и страдательные), разберите их по составу.
Сформулируйте правило правописания Н и НН в суффиксах причастий.
Найдите в тексте наречие образа действия, объясните правописание приставки. (Прекрасно пре- = очень).
Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-.
12. Особенности синтаксиса.
Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста?
(Предложения с причастными оборотами, сложные предложения, предложения с однородными членами).
Выпишите причастные обороты с определяемыми словами, сформулируйте правила постановки знаков препинания.
(Пейзажей, созданных Крымовым в этот период; занесенные снегом домики; домики, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца).
Зачитайте примеры сложных предложений.
Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).
Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).
Жанр текста.
Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника).
Обобщение.
Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.
Работа с картиной
(В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку).
1. Рассматривание картины.
2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?
3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).
4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).
5. Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:
Что с первого взгляда привлекает в картине?
Какие признаки наступающего вечера вы видите?
(Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).
(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).
6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?
(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).
7. Работа над черновиками по вариантам:
I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?
(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).
II вариант: Какими изображены деревья?
(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).
III вариант: Опишите деревушку.
(Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)
8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)
9. Палитра художника.
Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).
Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).
10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).
11. Обобщение.
Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.
Составление плана
С чего бы вы начали описание картины?
О чем бы обязательно написали?
Чем бы закончили сочинение?
Примерный план
Н.П.Крымов - художник-пейзажист.
Зима в изображении художника (снег, небо, тени).
Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).
Палитра художника.
Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
Выбор жанра
В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).
Подведение итогов
«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»
Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.
В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».
Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.
Примеры сочинений
1 день, 1 ступень «Очищающая»
В течение дня Вам необходимо съесть 1 кг яблок, выпить не менее 1 литра воды и принять 6-8 таблеток активированного угля (по 1 таблетке каждые 2 часа).
2 день, 2 ступень «Восстанавливающая»
За день Вам необходимо выпить 1 литр нежирного кефира и съесть примерно 600 гр. маложирного творога. Плюс необходимо пить чистую воду или минералку без газа.
3 день, 3 ступень «Энергетическая»
На третьем этапе Ваш рацион на день: 2 столовые ложки меда, 300 гр. изюма, компот из сухофруктов без сахара (замените его фруктозой) и вода.
4 день, 4 ступень «Строительная»
Белковый день — 500 гр. мяса птицы (индейка, курица) обязательно с зеленью. Мясо можно отваривать, запекать, готовить на пару или гриле. Обязательно в течение дня пейте воду.
5 день, 5 ступень «Жиросжигающая»
В этот день можно устроить себе практически праздник живота. Вы можете есть свежие фрукты и сырые овощи в любых количествах. Плюс Вам необходимо съесть примерно 200 гр. овсяных хлопьев, сваренных на воде и естественно пить воду!
Всего 5 дней и Вы обладательница новой стройной фигуры! Для большей стимуляции, не поленитесь нарисовать на листе бумаги лесенку, на ступенях которой каждый раз отмечайте свои успехи, а они будут, даже не сомневайтесь
ТЕКСТ №1 «Мир детства»
Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.
Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
(По В.И.Белову) 184 слова
ТЕКСТ №2 «Дерево»
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину) 198 слов
ТЕКСТ №3 «Леса»
Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
(По К.Паустовскому) 187 слов
ТЕКСТ №4
Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.
…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.
(Г.Троепольский) 183 слова
ТЕКСТ №5 «Доблесть»
А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.
А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.
Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси.
(По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов
ТЕКСТ №6 «Добрые чувства»
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.
ТЕКСТ №7 «Война»
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов
ТЕКСТ №8 «Музыка»
Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.
Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили. (В.Астафьев) 190 слов
ТЕКСТ №9 «Слова»
«Я – обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь от других только тем, что сижу за столом и копаю слова», - сказал о себе как-то Евгений Носов. Кажется со стороны: невеликий это труд – «копать слова». Но оглянитесь, прислушайтесь. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются.
И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов. Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натуженности бабушкина ладонь.
Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок. (По Д.Шеварову) 235 слов
ТЕКСТ №10 «Совесть»
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»
(По материалам учебного пособия «Основы нравственности») 197 слов
1. Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. Он привык бегать по ней босиком.
До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. Песок этот был удивительной белизны. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час.
1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот (в)верху почти ,над головой ,п..слышалась барабанная трель звонкая радос.?.ная. 3)Это ,выбрав сухое дер..во, (по)весеннему барабанит пестрый дят..л. 4)Всюду: в лесу,ближе и дальше - т..ржестве(нн/н)о звучат, пер..кликаясь барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.
6)Вот свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, т..желая белая шапка, пр..гретая лучами мартовского солнца. 7)И, точно живая, долго еще к..лыш..тся зеленая ветка, осв..божденная от зимних оков.
8)Стайка кл..стов-еловиков, весело пер..свистываясь, красно-брусничным ож..рельем рассыпалась по увеш..нным шишками в..ршинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые ,общительные ,всю зиму пр..водят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любу..шься, как шустрые птички клювиками тер..бят шишки, выбирая из них сем..на.
1. Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. Он привык бегать по ней босиком.
До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. Песок этот был удивительной белизны. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час.
1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот (в)верху почти ,над головой ,п..слышалась барабанная трель звонкая радос.?.ная. 3)Это ,выбрав сухое дер..во, (по)весеннему барабанит пестрый дят..л. 4)Всюду: в лесу,ближе и дальше - т..ржестве(нн/н)о звучат, пер..кликаясь барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.
6)Вот свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, т..желая белая шапка, пр..гретая лучами мартовского солнца. 7)И, точно живая, долго еще к..лыш..тся зеленая ветка, осв..божденная от зимних оков.
8)Стайка кл..стов-еловиков, весело пер..свистываясь, красно-брусничным ож..рельем рассыпалась по увеш..нным шишками в..ршинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые ,общительные ,всю зиму пр..водят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любу..шься, как шустрые птички клювиками тер..бят шишки, выбирая из них сем..на.
Тест.
1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий; б) цикличность излагаемых событий; в) антитеза; г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа«После бала»?
а) рассказ в рассказе; б) повествование от первого лица; в) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение; б) возмущение; в) восторг; г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;б) особое значение сцены расправы с солдатом; в) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка; б) белые усы и бакенбарды; в) блестящие глаза и радостная улыбка; г) «домодельные» сапоги.
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя;б) на балу надел «маску» добропорядочности; в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности ;г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.
7. Что утром привлекло внимание Ивана Васильевича к полю?
а) крики солдат; б) отблески пожара; в) толпы бегущих людей; г) звуки флейты и барабана.
8. Определите жанр произведения Чехова "О любви".
а) роман;б) повесть;в) быль;г) рассказ.
9. Главной темой произведения Чехова "О любви" является:
а) тема несостоявшейся любви;б) тема долга;в) тема крестьянского труда;г) тема добра и зла.
10. С какой целью рассказчик произведения Чехова "О любви" говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?
а) выявить отношение героя к любви;б) выявить внутреннюю пустоту героя;
в) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;г) подчеркнуть узость взглядов героя.
11. Где Алёхин попрощался с Анной Алексеевной (рассказ «О любви») навсегда?
а) В саду; б) В купе; в) В театре; г) В суде.
12. Какое художественно-выразительное средство использует Бунин в следующих словосочетаниях: «светили топазовым светом…мухи», «колокольчиками звенели… лягушки»?
а) эпитет;б) сравнение;в) олицетворение;г) гипербола.
13. С какой целью Бунин при описании различных явлений природы использует приём звукописи («разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»)?
а) не знает, как по-другому заинтересовать читателя;б) показывает своё отношение к писательскому труду;в) помогает читателю не только увидеть, но и услышать открывающуюся перед ним картину природы;г) для украшения повествования.
14.Определите жанр произведения Куприна "Куст сирени".
а) рассказ;б) повесть;в) быль;г) история.
15. Главной темой произведения "Куст сирени" является:
а) тема бездуховности;б) тема нравственности и безнравственности;в) тема вещей, живущих особой жизнью;г) тема труда.
16. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»). Напишите.
17. Как называется описание природы в литературном произведении?
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожелтые горные реки!
18. Какой мотив звучит в стих. Блока "Россия"?
а) дороги; б) виселицы ; в) ветра; г) бессмертия.
Итоговый контрольный диктант
( 6 класс)
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (109 слов)
Грамматическое задание
1. Определить количество букв и звуков
1 вариант - прояснилось
2 вариант - раздается
2.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - утреннем, прилегает, звуками
2 вариант - серебряными, пробежал, голосами
3. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант - расстилается (3 предложение)
2 вариант - видишь (6 предложение)
4. Составить схемы предложений
1 вариант - Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением
2 вариант - Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Список литературы для летнего чтения учащихся 9 класса
Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума».
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери»
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени».
Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души», «Шинель».
Александр Николаевич Островский «Свои люди – сочтёмся!», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица».
Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи».
Лев Николаевич Толстой «Юность», «Севастопольские рассказы».
Антон Павлович Чехов «Шуточка», Студент», «
Иван Алексеевич Бунин «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско»
Александр Иванович Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце», «Записки молодого врача», «Роковые яйца».
Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека».
Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор».
Василий Михайлович Шукшин «Верую», «Чудик», «Микроскоп», «Забуксовал»,
Евгений Шварц «Дракон»
Уильям Шекспир «Гамлет, принц Датский», «Сон в летнюю ночь»
Эрнест Миллер Хемингуэй «Кошка под дождём», «Старик и море»
Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
Сьюзен Хилл «Я в замке король»
Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
И.Гончаров «Мильон терзаний».
Список литературы для летнего чтения учащихся 7 класса
Русская литература XIX века
Жуковский В. "Светлана"
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
Гоголь Н. "Тарас Бульба"
Тургенев И. "Бурмистр", "Певцы"
Салтыков-Щедрин М. Сказки
Толстой Л. "Детство", "Хаджи-Мурат"
Куприн А. "Изумруд", "Тапер"
Чехов А. "Размазня", "Тоска" и другие рассказы
Русская литература XX века
Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство"
Бунин И. "Сны Чанга"
Зощенко М. "История болезни"
Грин А. "Алые паруса", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам"
Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
Розов В. "В добрый час!"
Рыбаков А. Трилогия о Кроше
Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
Зарубежная литература
Брэдбери Р. "Всё лето в один день", "Зелёное утро", "Каникулы"
Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Белый клык"
Олдридж Д. "Последний дюйм"
По Э. "Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет"
Свифт Д. "Путешествия Гулливера" (в пересказе Т.Габбе)
Сент-Экзюпери А. "Планета людей"
Твен М. "История с привидением"
Уэллс Г. "Война миров"
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.