Методическая разработка "Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

Оценка 4.8
docx
05.02.2020
Методическая разработка "Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"
Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.docx

Введение

“Одарённость человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод”.
В. А. Сухомлинский

1. Проблема одаренности.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4539.gif

Как научная проблема одаренность насчитывает уже более сотни лет.

В мировой науке представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. (По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте.) http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4540.gif(слайд 3).

Психолого-педагогические исследования проблем одаренности связаны с именами многих российских ученых, среди которых одно из ведущих мест принадлежит Натану Семеновичу Лейтесу (слайд 4). Он подчеркивал, что “выражение "одаренный ребенок" весьма условно, так как оно фактически означает умственные преимущества на данном возрастном этапе”. Артур Владимирович Петровский, анализируя структуру одаренности, выделяет три ее особенности: внимательность и постоянная готовность к напряженной работе; неуемная потребность трудиться; высокая продуктивность умственной деятельности. http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4541.gifШирокомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Так что же такое одаренность и кого можно назвать одаренным?

2. Определение и виды одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, хорошо успевающий по академическим дисциплинам. http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4542.gif

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (слайд 5). 

Сейчас одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Выделяют следующие виды одарённости (слайд 6): интеллектуальная, творческая, художественная, академическая, социальная (лидерская), спортивная. http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4543.gif

3. Отличительные особенности одаренных детей.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Им характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4544.gif

Основная часть

1. Главная задача современной школы.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В его основе лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов (слайд 7).

Цель работы: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи: создание системы внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте - в игровые ситуации. В среднем и старшем звене - в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности (слайд 8).

2. Диагностика одаренности.

Для диагностики одаренности используются следующие методики (слайд 9): “Интеллектуальный портрет”, “Карта одаренности” и методика оценки общей одаренности. http://festival.1september.ru/articles/641009/Image4545.gifСоставляется индивидуальный образовательный маршрут (слайд 10). В него входят диагностика, определение области одаренности и планирование работы на год. В свой план включаем проблемные и творческие задания на уроках, участие в работе кружков и исследовательской работе, индивидуальная подготовка к олимпиадам, участие в различных конкурсах. В конце каждого учебного года подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий год (слайд 10).

3. Формы и методы работы с одаренными детьми.

В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными детьми. Ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в “малых группах”.

1. Технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

2. Методика обучения в малых группах. Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а “группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проектного обучения. В ее основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:

1. максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2. возрастания роли внеурочной деятельности;

3. индивидуализации и дифференциации обучения;

4. создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

5. свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества (слайд 11). 

Формы работы с одаренными учащимися (слайд 12):

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

2. групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;

3. занятия исследовательской и проектной деятельностью;

4. консультирование по возникшей проблеме;

5. участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

6. научно-практические конференции;

7. интеллектуальные марафоны;

8. деловые игры и путешествия;

9. творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

В своей работе стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант (слайд 13). 

На уроках:

1. творческие задания (например, создание композиций из геометрических фигур, окружностей, фигур на координатной плоскости) (слайд 14,15);

2. тестовые задания (составленные в программе Quiz Maker, могут применяться как для классных, так и для домашних работ, ответы отправляются сразу при закрытии теста на электронный адрес учителя) (слайд 16);

3. мини-проекты.

Во внеурочное время:

1. индивидуальные занятия для подготовки к олимпиадам и конкурсам;

2. занятия математического кружка;

3. элективные курсы и предметы;

4. школьные олимпиады;

5. проектные и исследовательские работы;

6. предметная неделя.

На уровне округа ежегодно проходят олимпиады по предметам и интеллектуальные игры.

Заключение

“Одаренные дети” — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. “Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!” (слайд 38)

А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.


 

Введение “Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания

Введение “Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания

Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации

Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации

Методика обучения в малых группах

Методика обучения в малых группах

Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь

Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020