Тема: Руки человека и трудолюбие.
Цели: подвести учащихся к пониманию роли рук человека в игре, в общении, в труде; повторить названия пальцев рук.
Развивать любознательность, общую и мелкую моторику.
Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и её результатам.
Оборудование: сюжетные картинки, плакаты с текстами пословиц, презентация.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
2.Введение в тему.
3.Беседа.
Воспитатель. Ребята, все вы любите загадки, и я сейчас хочу загадать загадку, которая поможет вам узнать тему нашей беседы.
Это что за две сестрицы,
Две сестрицы-мастерицы,
Заплетают две косички.
Шьют, и вяжут, и пекут,
Только песни не поют? (Руки.)
Есть у каждого сестрицы,
Две сестрицы-мастерицы,
И проворны, и ловки.
Догадались? Две... (руки).
Мы проворные сестрицы,
Две сестрицы-мастерицы,
Пишем, шьем, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем. (Руки.)
Загадки А. Кочергиной
Да, все эти загадки о руках. И сегодня мы будем говорить о руках человека. Отгадайте еще одну загадку.
У двух матерей
По пяти сыновей,
Все в одно имя. (Руки и пальцы)
В загадке говорится о том, что имя у пальцев одно. Но мы с вами знаем, что каждый пальчик имеет свое имя.
— Кто готов нам назвать имена пальчиков? (Ответы детей.) Слайд 2.
Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске, и расскажите, что вы видите. (Грудной малыш показывает рукой на котенка, дошкольник берет в руки игрушки.) Слайд 3.
Послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ Е. Пермяка с интересным названием «Для чего руки нужны».
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтоб в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтоб ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать.
(Чтение рассказа прерывается и воспитатель задает вопросы.)
— Как мальчик ответил на вопрос дедушки?
— Прав ли он? (Да)
— А как бы вы ответили на вопрос, для чего нужны руки? (Ответы детей.)
А теперь я дочитаю рассказ до конца.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал! Только по своим рукам обо всем судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, на которых вся жизнь, весь белый свет держится.
(На доске новые сюжетные картинки, на которых дети видят мальчика и папу, мастерящих кормушку, маму-инженера, бабушку, которая вяжет, и т. д. И продолжается беседа.)
— Так для чего нужны руки? (Ответы детей.) Слайд 4.
Самое ценное, что отличает человека от животного, — его руки. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое-многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают нам отдыхать и развлекаться. Слайд 5, 6.
Физминутка
(Беседа о театре теней. Упражнения в изображении различных животных - зайца, собаки, летучей мыши и др.)
Ни одно животное не умеет выполнять те действия своими лапами, которые может выполнить человек своими руками.
Игра «Я умею..., а мой кот (щенок и др.) не умеет...». Слайд 7.
(Дети называют действия, которые они могут совершать своими руками, а их домашнее животное эти действия совершать не может). Например: я умею вязать спицами, а моя кошка не умеет, я умею мыть руками посуду, а мой щенок не умеет, я умею рисовать карандашами, а мой хомячок рисовать не умеет и т. д.)
Довольно часто можно о человеке услышать: «У него золотые руки».
— А как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
- Можно ли золотые руки назвать трудолюбивыми? (Ответы детей).
Поделитесь с нами вашими мыслями о том, что умеют ваши родители.
Игра «У моей мамы (папы, бабушки, дедушки) золотые руки, потому что она умеет...». Слайд 8.
— А сразу ли руки становятся «золотыми»? (Ответы детей.)
Все вы совершенно правы. Чтобы руки стали «золотыми», им
нужно учиться и не лениться.
— Можно ли ваши руки назвать «золотыми»?
— А хотите ли вы, чтобы ваши руки стали «золотыми»? (Ответы детей.)
(Детям предлагается игра «Я не умею своими руками..., но обязательно этому научусь».) Слайд 9.
Какие хорошие у вас желания и как вы правильно все говорите о том, что будете стараться всему полезному учиться, чтобы ваши руки стали «золотыми».
А сейчас послушайте еще одну историю про девочку Машу.
Как Маша стала большой.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А что сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней, подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-чисто посуду вымыла да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только подметает, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически, без бус. Без часов! Не они, видно, маленьких большими делают.
- Почему Машу стали называть большой?
- Вы тоже сегодня можете чем-нибудь помочь своим родителям, чтобы немного вырасти.
И в заключение нашей беседы я хочу вам предложить три пословицы, чтобы вы их внимательно прочитали и выбрали ту из них, которая могла бы стать девизом нашей беседы и ее итогом.
(На доске три плаката с текстами пословиц.) Слайд 10.
1. Рукам работа — душе праздник.
2. Руки ценят не по рукавам, а по делам.
3. Не будет скуки, если заняты руки.
4.Итог
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.