Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Армавирский механико – технологический техникум»
Методическая разработка
на тему:
«Структура урока практического обучения в период учебной практики»
по ПМ.01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
по специальности 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Выполнил: Казетов Сергей Николаевич
преподаватель производственных дисциплин,
ГБПОУ КК АМТТ
2021
СОДЕРЖАНИЕ
«Структура урока практического обучения в период
учебной практики» ПМ.01…………………………………………….3
Таблица структуры урока п/о………………………………………...6
Список литературы…………………………………………………….8
Методическая разработка на тему: «Структура урока практического обучения в период учебной практики»
по ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»
Цель методической разработки: повысить качество профессионального обучения на занятиях по учебной практике по ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» путем применения вида (типа) современных форм и структуры урока.
Методическая разработка предназначена для рекомендации к применению на уроках учебной практики ПМ.01«Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» по специальности 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» преподавателями производственного обучения.
Источником, положенным за основу при разработке данной методической работы, является анализ качества профессионального обучения, проводимый мной в период учебной практики ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» в 2020-2021 году.
Урок - это организационная форма процесса
обучения, при которой преподаватель (мастер) производственного обучения в
течение точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной
мастерской, производственной аудитории) руководит учебно-производственной
деятельностью группы обучающихся постоянного состава с учетом особенностей
каждого из них, а также содержания обучения.
Рассматривая структуру урока производственного обучения необходимо отметить следующее, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера производственного обучения и обучающихся. Отличие урока практического обучения от урока теоретического обучения в том, что цель на уроках теоретического обучения обучающиеся усваивают теоретические знания. А на уроках практического обучения комплексная цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ.
В понятие «цели урока» включаются следующие основные положения:
1.Цели – это прогнозируемые результаты обучения учащихся.
2.На практике следует планировать конкретные цели, вытекающие из содержания учебного материала данной темы.
3. Целеобразование должно опираться на анализ основного, главного содержания темы, урока.
Структурные этапы (части) урока производственного обучения
I |
II |
III |
IV |
Организационный момент, этап урока, 3-5 мин. |
Вводный этап (часть) урока, 25-30 мин. |
Основной этап (часть) урока, 170-190 мин. |
Заключительный этап (часть) урока 12-15мин |
1-2% |
12-15% |
70-85% |
5-6% |
Организационный этап – проводится перекличка по журналу, выявляются отсутствующие учащиеся: проверяется внешний вид (наличие рабочей спецодежды,соответствующей требованиям ТБ), акцентируется внимание и готовность обучающихся к уроку.
Во время вводного инструктажа. Перед учащимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет отследить уровень подготовки учащихся по темам спец.предметов и предыдущих уроках производственного обучения. Новую тему отрабатывают путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся. Для полного усвоения приемов операций всеми учащимися, показ ведется в определенной последовательности:
1. Целостный показ в рабочем темпе;
2. Замедленный показ с объяснением;
3. Показ отдельных движений;
4. Повтор целостного показа в рабочем темпе.
Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от:
-осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;
- необходимости правильного применения приемов в процессе работы;
- умения заинтересовать обучающихся.
В ходе текущего инструктажа акцентируется внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывается помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и т.д. Успех учебной деятельности во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всего звена и каждого обучающегося. Активизация звена достигается введением элементов поэтапной оценки выполнения отдельных операций и результатов труда в целом.
Одним из важных моментов в достижение отличных результатов труда является воспитательный процесс во время уроков:
-объяснение значимости выполнения работы;
-воспитание чувства долга, ответственности;
-воспитание стремления к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.
На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. Для этого наглядно показываются приемы выполнения операций, и сопровождают четким объяснением.
Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работ носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.
Учитывая требования работодателей, используется структура организации уроков на основе инновационных форм практического обучения: урок-конкурс, урок-конкуренция. Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера производственного обучения, но по его заданию. Обучающиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.
На этих уроках каждый обучающийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между всеми участниками. Обучающимся становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы. Такие уроки – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят обучающихся к самостоятельной работе на базовых предприятиях.
По ходу текущего инструктажа комментируется работа обучающихся. При этом степень самостоятельности обучающихся при выполнении задания повышается.
В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в звене. Выявляются обучающихся-передовиков с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные просчеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения. Сообщается тема следующего урока. Дается задание для самостоятельной работы дома.
Когда учащиеся имеют цель – приобрести знания и умения, и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист.
Таблица структуры урока производственного обучения.
Элементы организационной(внешней) структуры урока. |
Элементы дидактической структуры урока. |
Содержание структурных элементов уроков. |
Вводный инструктаж. |
Целевая установка. |
Сообщение темы и разъяснение цели урока. Демонстрация образцов учебно-производственных работ, наглядных пособий, видеофильмов, слайдов. |
Актуализация знаний и опыта обучающихся. |
Опрос обучающихся по материалу спец предмета и прошлых уроков производственного обучения. Повторение сведений из спец. предмета по материалу урока. Воспроизведение обучающимся освоенных приёмов и способов работы. |
|
Формирование ориентировочной основы действий обучающихся. |
Показ и объяснение приёмов, способов, технологической последовательности выполнение предстоящих на уроке учебно- производственных работ. Пробное выполнение обучающимися изучаемых трудовых действий, самостоятельное определение технологии, способов и режимов выполнения задания. |
|
Основная часть упражнения (самостоятельная работа) обучающихся. |
Формирование (отработка) новых способов действия. |
Упражнение обучающихся в освоение трудовых приёмов и в отработке трудовых операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся мастером. |
Применение (закрепление развитие) освоенных способов действия. |
Упражнение в отработке трудовых процессов Упражнение в управление технологическим процессом Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся мастером. Накопление производственного опыта. Развитие творческих способностей, логического мышления. |
|
Заключительный инструктаж. |
Подведение итогов. |
Подведения учебно- производственных итогов урока. Разбор ошибок (если такие имеются), оценивание. Домашнее задание. |
Список используемой литературы
1.Кругликов
Г.И., учебное пособие, Настольная книга мастера профессионального обучения,
Москва, Издательский центр «Академия».
2.Учебное пособие под ред. В. А. Сластенина, Методика воспитательной работы, Москва, Издательский центр «Академия».
3.Учебное пособие под ред. Е. С. Полат, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, Москва, Издательский центр «Академия».
4.Учебное пособие Кукушкин В.С., Введение в педагогическую деятельность, Ростов-на-Дону, МарТ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.