Челябинская область
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №90»
Структурное подразделение-отделение
«Основная общеобразовательная школа № 17»
Златоустовского городского округа
456205, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Аносова, д. 129, тел. 8(3513)62-20-24
Методическая разработка
на тему: «Выбор профессии – выбор будущего»
Разработала: Сидорова Оксана Олеговна, заместитель директора по ВР
г. Златоуст, 2024
Оглавление
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1. История возникновения профессии помощник машиниста
2.2. Помощник машиниста и его должностные обязанности
2. Практическая часть
2.1. Результаты анкетирование среди девятиклассников
2.2. Создание буклета «Профессия – помощник машиниста»
Заключение
Список литературы
Введение
«Если
человек не знает, к какой
пристани он держит путь, для него
ни один ветер не будет
попутным».
Сенека (римский философ)
Правильный выбор профессии – залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. От выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в школе.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.
Поэтому уже сейчас, перед многими школьниками стоит главная задача – решить: Кем мы хотим стать? И сегодня мы решили рассказать про выбор профессии нашего папы. Он у нас ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК.
Вряд ли кто догадывается какое разнообразие профессии скрыто за этим названием. «Железнодорожник» — это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге. Сферой профессиональной деятельности каждого железнодорожника является – железнодорожный транспорт, который используется для перевозки пассажиров и различных грузов по рельсовым путям.
Специальность железнодорожник объединяет в себе разные профессии: обходчик, машинист, помощник машиниста, диспетчер станции, механик и многие друге.
Наш папа работает в ОАО РЖД, помощником машиниста паровоза. Мы считаем, данную профессию актуальной по нескольким причинам:
1. Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны;
2. В некоторых случаях железнодорожное сообщение является едва ли не возможностью добраться из одного населенного пункта в другой;
3. Работа на железной дороге во все времена считалась очень престижной. Железнодорожники имеют собственные больницы, санатории, детские сады, дома культуры, спортивные клубы и другие социальные объекты, а потому многие молодые люди хотели бы работать именно в этой отрасли народного хозяйства.
А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо–и пассажироперевозок.
Цель проекта: познакомиться с особенностями работы на железнодорожном транспорте нашего папы.
Задачи:
1. Расспросить у папы с чем связана его профессия помощника машиниста и какие должностные обязанности она включает.
2. Познакомиться с историей возникновения профессии помощник машиниста
3. Провести анкетирование среди девятиклассников
4. Разработать буклет «Профессия – помощник машиниста»
Гипотеза: учащиеся в будущем делают свой выбор в пользу той или иной профессии не только с учетом востребования ее на рыке труда, но в большинстве случаев выбор профессии во многом зависит от заинтересованности ребёнка в той или иной профессии с раннего детства, чему способствуют рассказы родителей и других взрослых.
Объект исследования: папа.
Предмет исследования: профессия помощник машиниста.
1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения профессии помощник машиниста
Профессия помощник машиниста паровоза появилась вместе созданием первого поезда и с прокладкой железной дороги. В это же время возник вопрос о том, кто будет управлять такой сложной техникой. Чтобы поездка была безопасной, человек должен обладать определенными знаниями, навыками, а также иметь высокую скорость реакции.
В Российской Империи в 1834 году появился первый помощник машиниста. После этого уже многие люди шли учиться на профессию, чтобы иметь возможность водить составы из четырех вагонов. Также впервые была написана должностная инструкция.
В то время поездов дальнего следования не существовало, так как железнодорожная сеть была очень плохо развита. Средняя скорость паровоза достигала всего 33 км/ч, но уже к 1860 году она увеличилась на 10 км/ч. Основным маршрутом как для пассажирских, так и для грузовых составов был путь Москва-Санкт-Петербург.
Во времена СССР данная профессия стала очень востребованной, а работать помощником машинистом было довольно престижно. Различные производства в государстве развивались большим темпами, из-за чего создавались новые типы грузовых поездов. Такая тенденция наблюдается и сейчас, хотя, чтобы устроиться на работу в РЖД, нужно соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.
1.2. Помощник машиниста и его должностные обязанности
Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива.
Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Профессия помощник машиниста относится к сложным техническим специальностям и требует от человека целого набора личностных качеств и специальных навыков.
Молодой человек, желающий стать помощником машиниста, должен быть дисциплинированным и ответственным, обладать хорошей реакцией, внимательностью и осторожностью, быть осмотрительным, выносливым, стрессоустойчивым, иметь хорошую зрительную память и обладать способностью быстро переключать внимание. Приветствуются высокая координация движений, хороший глазомер, острые зрение и слух, технический склад ума. Кроме того, кандидат должен обладать молниеносной реакцией и отменным здоровьем.
Наш папа, Евгений Валерьевич, работает помощником машиниста не так давно, и вот как он нам охарактеризовал свой вид деятельности.
Что входит в обязанности нашего папы: до поездки папа обязан осмотреть электровоз и оценить его техническое состояние. Прежде всего специалист должен внимательно ознакомиться с записями бортового журнала, где прописываются недостатки в работе тепловоза и проверить, устранены ли они. Особое внимание требуется уделять колёсным парам, проверяя их на отсутствие сколов, ползунов, остроконечного наката и подреза гребня, а также рессорам и пружинам. Следует обращать внимание и на состояние буксового узла: проверить затянутость болтов, удостовериться в том, что смазка из-под крышки не вытекает и при необходимости произвести смазку буксовых челюстей.
Помощник машиниста обязан проверять тормозное оборудование, исправность контрольно-измерительного оборудования, звуковых сигналов и освещения, а также наличие противопожарного инвентаря. Кроме того, специалист должен убедиться в наличии смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых ремонтных инструментов. При выявлении неисправностей локомотива или отсутствии нужного инвентаря помощник машиниста обязан немедленно сообщить об этом машинисту и сделать соответствующую запись в бортовом журнале.
Во время движения электровоза папа должен чётко и быстро выполнять указания машиниста, а также периодически повторять разрешённую на данном участке скорость движения, показания сигналов семафора, положение контроллера и давление воздуха в тормозах. Кроме того, напоминать машинисту о приближении к установленным местам пробы автотормозов, а при внезапной потере работоспособности машинистом – взять управление поездом на себя.
В таких ситуациях помощник машиниста обязан незамедлительно доложить о случившемся поездному диспетчеру и дежурному по станции и предпринять все меры по безопасной доставке состава до станции, выполняя установленный регламент переговоров. Также папа обязан следить за работой звуковых и световых сигналов, обеспечивать стабильную радиосвязь с диспетчерским пунктом и внимательно отслеживать изменения показаний приборов и датчиков, сообщая о них машинисту. В обязанности папы входят информирование машиниста о скоростном режиме на том или ином участке пути и немедленное сообщение о превышении или потере скорости локомотивом.
По прибытии на станцию, где происходит смена локомотивной бригады либо в пункт назначения пап обязан сдать тепловоз. Он должен сделать в бортовом журнале необходимые отметки и записать в него замечания по работе оборудования. Далее помощник машиниста должен убрать помещение кабины, закрыть люки, окна и дверь.
Кроме того, помощник машиниста обязан знать устройство тепловоза, уметь производить ремонт его агрегатов во время поездки, и обязательно должен быть знаком с техникой безопасности и пожаротушения.
В работе нашего папы конечно же есть и минусы: к ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома.
2. Практическая часть
2.1. Результаты анкетирования среди девятиклассников
После теоретической работы мы приступили к практической части. Отобрали информацию для создания буклета.
Мы провели анкетирование среди обучающихся 9-х классов. В опросе приняли участие 58 учеников нашей школы.
В первую очередь мы решила выяснить, как ученики собираются продолжать образование. По результатам опроса получилось, что 53 человека пойдут в техникум, а 6 – в 10 класс.
Как обычно бывает, проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще, конечно, родителей. Но также в выборе профессии может помогать школа, кружки и секции, но по мнению опрошенных, эти учреждения не повлияют на их будущее.
По результатам опрошенных большая часть принимает решение совместно с родителями – 42 человека, самостоятельно - 10 человек из опрошенных, с друзьями – 6 человек.
При выборе профессии очень важно правильно расставить приоритеты. В результате опроса получилось, что часть учеников ставит в приоритет профессию мечты, таких учеников получилось по 26 человек. Есть и те, кто выбирает профессию схожую с профессией родителей - 32 человека.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, «учащиеся в будущем делают свой выбор в пользу той или иной профессии не только с учетом востребования ее на рыке труда, но в большинстве случаев выбор профессии во многом зависит от заинтересованности ребёнка в той или иной профессии с раннего детства, чему способствуют рассказы родителей и других взрослых» подтвердилась.
2.2. Создание буклета «Профессия – помощник машиниста»
В ходе выполнения работы над проектом мы изучили и проанализировали необходимую литературу, расспросили нашего папу и составили план буклета «Профессия – помощник машиниста».
Для того чтобы создать проектный продукт в программе MS Word по теме «Профессия – помощник машиниста», необходимо выполнить следующие этапы создания буклета:
ü разработать структуру будущего информационного файла, а также общей концепции;
ü составить предварительное содержание буклета (он не будет являться окончательным, может быть подвергнут коррекции);
ü добавить все необходимые объекты (текстовые фрагменты, рисунки);
ü последующее редактирование, а также сортировка слайдов с целью установления их правильной последовательности.
Созданный проектный продукт – буклет «Профессия – помощник машиниста» поможет расширить кругозор учащихся в выборе профессии.
Заключение
По окончании работы нам удалось достигнуть поставленных целей, решить поставленные задачи и подтвердить нашу гипотезу.
Работа железнодорожника нелегкая, нужны люди сильные, смелые, выносливые. Однако в этой профессии наряду с трудностями много романтики. Поэтому железная дорога выбирает настойчивых, умных и смелых людей. И мы счастливы, что наш папа именно такой. Закончить свое выступление хотелось бы словами:
Сейчас, в стремительное время,
В эпоху новых скоростей,
Ничуть не меньше стало бремя
Надежных рельсовых путей.
Так пусть страна в составах скорых
Летит на свет грядущих лет,
И пусть в глазах у семафоров
Всегда горит зеленый свет.
Список литературы
1. https://nauka.club/karera/mashinit-poezda.html
2. https://edunews.ru/professii/obzor/transportnye/pomoshchnik-mashinista.html
3. https://gudok.ru/zdr/175/?ID=1590532
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.