Тема: «Конституция – основной закон государства»
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.
Задачи:
Ход урока:
Воспитатель: Сегодня наш урок посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
– Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется – Россия.
Воспитатель: Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Воспитатель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (фото видов Москвы)
Воспитатель: Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (фото символов)
Воспитатель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
– А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.
Воспитатель: Верно.
– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)
Воспитатель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. – Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. – В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»? Заслушиваются ответы учащихся. Воспитатель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». – Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. – Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации: – «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». Воспитатель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. – Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать? Заслушиваются ответы учащихся. Воспитатель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу.
– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?
Заслушиваются ответы учащихся.
Воспитатель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». – Кто является президентом в России в настоящее время? Заслушиваются ответы учащихся. Воспитатель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства? Заслушиваются ответы учащихся. Воспитатель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. Воспитатель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. Воспитатель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается? Заслушиваются ответы учащихся. Воспитатель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. Воспитатель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? Заслушиваются ответы детей. Воспитатель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? Воспитатель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. Воспитатель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России? Заслушиваются ответы учащихся.
Воспитатель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.
Права и свободы граждан |
Обязанности граждан |
Право на жизнь |
Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на защиту своей чести и доброго имени |
Обязанность защищать Родину |
Право личную неприкосновенность |
Обязанность соблюдать законы |
Право на жилище и его неприкосновенность |
Обязанность платить налоги |
Право на свободное передвижение |
|
Свобода совести, свобода вероисповеданий |
|
Свобода мысли и слова |
|
Право избирать и быть избранным |
|
Право на труд |
|
Право на отдых |
|
Право на получение социальной помощи |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
|
Право на образование |
|
Право на получение юридической помощи |
|
Свобода информации |
|
Свобода творчества |
|
Воспитатель:
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.