Методическая разработка
«Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов дополнительного образования»
(из опыта работы)
Автор: Белоконенко Татьяна Васильевна, методист МОУ ДОД
«Центр детского творчества
Кировского района города Донецка»
Донецк, 2020
АННОТАЦИЯ
Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.
Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе его педагогической деятельности.
Цель работы: выявление актуальных направлений совершенствования методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, с учетом специфики создаваемых и внедряемых в Центре детского творчества инноваций.
Задачи:
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
В первом разделе сделан обзор литературы по проблеме методического сопровождения профессионального роста педагогов дополнительного образования, совершенствования методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов. Рассмотрено значение методической работы на современном этапе развития системы дополнительного образования детей.
Во втором разделе представлена деятельность по созданию информационных, научно-методических, организационно-педагогических условий для системного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогов. Приведены примеры использования форм и методов организации методической работы Центра детского творчества по развитию профессиональной компетентности педагогов.
В ходе исследования выявлена прямая зависимость качества образования и воспитания в учреждении дополнительного образования детей от уровня профессиональной, технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования.
В работе изложена значимость методического сопровождения в повышении профессионализма педагога дополнительного образования. Автором обозначены основные функции методического сопровождения, представлен опыт организации методического сопровождения в МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района города Донецка».
Методические материалы адресованы педагогам дополнительного образования, другим специалистам, работающим в системе дополнительного образования детей.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………….. ………5
Раздел I. Методическое сопровождение деятельности педагогов как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса......……6
1.1. Методическая деятельность педагогов как средство для решения важнейших задач дополнительного образования детей…………………………….6
1.2. Состояние разработанности проблемы научно - методического
сопровождения педагогов в системе дополнительного образования детей в психолого-педагогической литературе.........................................................................9
Раздел II. Особенности и проблемы организационно – методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов (из опыта работы)........................................................................................................................... 10
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей........................................................ 11
2.2. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов
Центра детского творчества.........................................................................................12
3.Выводы…………………………………………………………………......…. …....24
Литература……………………………………………………………...……….......... 26
Приложения
Введение
Современная ситуация развития общества, реализация идеи демократизации в образовании обеспечивает педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ, внедрения инновационных технологий. В этих условиях особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса.
В реальной практике особенно педагогам дополнительного образования явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности, для разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства и обобщения своего педагогического опыта.
Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
Этим определяется актуальность выбранной темы: «Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов дополнительного образования».
Реформирование системы дополнительного образования детей в соответствии с новыми нормативными документами требует сегодня от нашего учреждения переосмысления своей деятельности, в том числе и методической, поскольку ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения.
Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие - педагог, образовательная программа, материально-техническая база. В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, разносторонне развитая личность с развитыми коммуникативными качествами. Для достижения и совершенствования данных качеств педагога дополнительного образования в Центре детского творчества Кировского района г. Донецка решается проблемно-методическая тема «Создание эффективной системы методической работы, позволяющей своевременно решать вопросы оказания методической помощи педагогам Центра детского творчества Кировского района г. Донецка по вопросам развития дополнительного образования».
Целью данной работы является выявление актуальных направлений совершенствования методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, с учетом специфики создаваемых и внедряемых в Центре детского творчества инноваций.
Объектом исследования является процесс создания системы методического сопровождения педагогов, которая обеспечит адаптацию современного педагога дополнительного образования к изменяющимся условиям.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации методической работы Центра детского творчества по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Раздел I. Методическое сопровождение деятельности педагогов как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса.
1.1. Методическая деятельность педагогов как средство для решения важнейших задач дополнительного образования детей.
Очевидно, что в основе обновления деятельности нашего учреждения, как впрочем, и любого другого учреждения дополнительного образования детей, лежит идея развития. Она охватывает все категории педагогических работников. Стремление к развитию учреждения, активизирует методическую деятельность, и педагогам, соответственно, с удвоенным вниманием приходится относиться к своей методической работе. Эта активность определила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами в Центре детского творчества. За последние пять лет это и Фестиваль педагогического мастерства «Призвание» для аттестующихся педагогов, и организация работы педагогов по индивидуальной образовательной траектории, методические недели для молодых и опытных педагогов, Фестиваль творческих исследовательских проектов «Золотое яблоко», в котором педагоги участвуют вместе со своими кружковцами.
В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эта задача, как одна из важнейших, включена в мой индивидуальный план работы методиста. Решение этой задачи осуществляется путем:
- Ознакомления педагогов учреждения с требованиями по оформлению программ дополнительного образования;
-Оказания консультативной помощи педагогам в составлении и совершенствовании модифицированных образовательных программ;
-Индивидуальных консультаций по поводу корректировки программ и повторной проверки исправленных программ. (Приложение 1)
Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает разнообразие методов и форм педагогической деятельности. Методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения - с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе, разновозрастные. Педагогами широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии творческих способностей.
Принципиальная педагогическая установка нашего учреждения - такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Основная направленность деятельности педагога – это обучающийся, общение с «обратной связью», побуждение детской творческой активности и инициативы. Поэтому педагог должен действовать творчески и самостоятельно в постоянно меняющихся условиях педагогической практики.
В учреждении дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей. Поэтому еще одной важной задачей является методическое сопровождение педагогов по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс.
Поддержка и развитие детского творчества, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности, является главной задачей дополнительного образования. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения.
В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и объединять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей.
1.2. Состояние разработанности проблемы научно – методического сопровождения педагогов в системе дополнительного образования детей в психолого-педагогической литературе
Научно-методическая работа – это целостная система деятельности педагогов, которая базируется на достижениях психолого-педагогической науки и перспективного педагогического опыта и обеспечивает повышение уровня профессиональной компетентности педагога, творческого потенциала педагогического коллектива учреждения, в результате – повышение качества образования.
Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. От уровня профессиональной компетентности педагога, его творческого потенциала зависит качество образования учащихся, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг. Тем временем, уровень профессионализма педагога дополнительного образования во многом зависит от организации методического сопровождения, от той образовательной среды, которая складывается в учреждении.
В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
М.М. Поташник рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников, которая способствует повышению уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта». [14]
По определению В.И. Андреева методическая работа - это разнообразная деятельность педагогов, которая направлена на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию. [4]
В работах Г. К. Селевко, М. В. Кларина, А. М. Моисеева, Т. С. Поляковой, П. И. Третьякова, А. Б. Фомина раскрываются различные аспекты методической деятельности и развития профессиональной компетентности педагогов. Высокий научно-теоретический потенциал этих работ, однако, не снимает трудности педагогов-практиков, методистов, руководителей методических объединений, испытывающих сложности в организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, особенно в области дополнительного образования.
Ведущие направления деятельности включают непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических работников посредством самообразования и участия в научно-методических мероприятиях, совершенствование на научной основе программно-методического сопровождения реализации образовательных программ. Научно - методическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей занимает важное место, непосредственно связана с основными целями, задачами и функциями. Она оказывает существенное влияние на успеваемость, качество и в целом на эффективность образовательного процесса в части обучения и воспитания. Что в свою очередь является показателем эффективности деятельности образовательной организации, поэтому вполне справедливо считать ее важным фактором управления.
Раздел II. Особенности и проблемы организационно – методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов (из опыта работы).
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей.
Научно - методическая работа в Центре детского творчества Кировского района г. Донецка осуществляется согласно Конституции Донецкой Народной Республики; Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72); Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016г. № 310, Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»; Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322; Приказа Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи», Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016г. №815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»; Приказа МОН ДНР от 16.08.2017г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики», Уставу учреждения, другим нормативно-правовым актам в сфере дополнительного образования детей.
Деятельность методической службы учреждения строится, опираясь на «Положение о методическом кабинете», Приказы «Об организации и структуре методической работы в районе», «Об организации и структуре методической работы в Центре детского творчества Кировского района г. Донецка», также учитывая приоритетные направления деятельности Республиканской и городской методических служб.
Согласно распределению функциональных обязанностей в мои компетенции входит программное обеспечение образовательного процесса в учреждении, работа декоративно-прикладного направления и ИЗО. Это организация участия педагогов и обучающихся в выставках, конкурсах данного направления, мониторинг результативности, организация работы методического объединения руководителей кружков декоративно-прикладного направления и ИЗО. Исходя из этого, в представленной работе описан опыт работы по данным направлениям деятельности.
2.2. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов
Центра детского творчества.
Деятельность по созданию информационных, научно-методических, организационно - педагогических условий для системного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогов осуществляется на основе нормативных документов, на основе общереспубликанских требований к реформированию дополнительного образования детей, а также, исходя из специфики работы нашего учреждения, полученного опыта и традиций Центра детского творчества Кировского района г. Донецка.
Методическое сопровождение деятельности - не только помощь педагогу в решении его профессиональных затруднений, формировании необходимых качеств, но и особенная сфера деятельности по решению профессиональных задач. Эта деятельность обеспечивает педагога «инструментами» для адекватной профессиональной самооценки и понимания собственных профессиональных проблем.
Определяя критерии качественной профессиональной деятельности, и обеспечивая «инструментами» ее оценивания, считаю необходимым стимулировать оценку собственной работы самим педагогом. Понимание расхождений между требованиями к деятельности и ее реальными результатами способствует формированию адекватной самооценки педагогом его профессиональной деятельности. При этом осуществляется познание собственных личностных и профессиональных качеств, эмоционально-ценностное отношение к своей деятельности, что является компонентом профессиональной компетентности педагога.
Для того, чтобы спроектировать систему, которая бы способствовала профессиональному росту педагога и позволяла ему строить личную схему усовершенствования профессиональных компетентностей, необходимо выявить и проанализировать проблемы, определить профессиональные запросы и интересы, спланировать методическую деятельность педагога. Конечно же, обязательно учитывать опыт, уровень профессионализма педагога, специфику направления деятельности.
Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальная образовательная траектория. Это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.
Для составления индивидуальной схемы профессионального развития педагога стараюсь изучить особенности опыта педагога, его запросы. Фиксация и сохранение удачных педагогических находок позволяют обобщить и систематизировать опыт, накопленный педагогом; определить направления саморазвития; целенаправленно использовать консультации методиста и опыт более квалифицированных коллег.
Индивидуальная траектория оказания методической помощи педагогу:
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуальной образовательной траектории являются:
· изменения, происходящие в образовании;
· запросы и потребности участников образовательного процесса.
Исходя из этого, был разработан Порядок организации работы педагогов
по индивидуальной образовательной траектории (Приложение 2), а также методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) педагога. В рекомендациях определен алгоритм разработки ИОТ педагога, структура индивидуальной траектории профессионального развития педагога, разделы ИОТ, формы самообразовательной деятельности педагога по программе, ожидаемые результаты, формы представления результатов педагогической деятельности педагога.
Каждый педагог определил актуальную для себя тему по самообразованию, разработал индивидуальную траекторию изучения темы и работает над ней, периодически отчитываясь на заседаниях методического объединения по направлению деятельности, заседаниях методического совета, выступая на педсоветах.
Говоря о той работе, которая проводится по повышению качества профессиональной деятельности педагога, мы никуда не уйдем от традиционных форм, проверенных многолетним опытом. Но, не останавливаясь на них, хочу сказать о тех инновационных и интерактивных формах, которые уже используются и которые осваиваются методической службой.
Массовые: интерактивные формы проведения педсоветов (круглый стол, проблемная деловая игра), педагогический фестиваль, презентации проектов, ярмарки педагогических идей.
Групповые: мозговой штурм, интеллектуальные турниры, методический ринг, тренинги, методический диалог.
Индивидуальные: мастер-классы педагогов, презентации проектов, творческие отчеты отдельных педагогов.
Деятельность по совершенствованию программного обеспечения направлена на оказание методической помощи педагогам в разработке, апробировании и коррекции дополнительных образовательных программ, которые являются нормативными документами, определяющими цель и содержание образовательной деятельности педагога, описывают и обосновывают формы и методы работы педагога с детьми.
Как уже отмечалось выше, одной из важнейших задач педагогов на данном этапе становится обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ.
Педагогами нашего учреждения на текущий учебный год разработаны и реализуются 54 программы дополнительного образования детей по восьми направлениям деятельности:
- декоративно-прикладное направление и изо - 6 программ
- художественно - эстетическое – 7 программ
- научно-техническое – 1 программа
- спортивно - техническое – 1 программа
- социально - реабилитационное – 1 программа
- военно - патриотическое – 2 программы
- социально - педагогическое – 20 программ
- физкультурно-спортивное - 16 программ.
Все программы являются модифицированными и адаптированы к условиям и возможностям учреждения. 42 программы (77,7%) являются долгосрочными (срок реализации от 3 до 10 лет). Две программы – образцовой театральной студии «Оле-Лукойе» (руководитель Шаталова Т.А.) и школы раннего развития по направлению «Музыка и движение» (руководитель Чупахина Ю.Н.) – размещены на сайте Донецкого РИДПО и проходят экспертную оценку.
Все образовательные программы составлены с учетом «Требований к программам дополнительного образования для детей», утвержденных Приказом МОН ДНР № 392 от 11.08. 2015 г., а также «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей» (приказ от 27.07.2016г. №793).
Образовательный процесс осуществляется на основе реализации различных видов деятельности детей; каждому ребенку обеспечивается свободный выбор темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе.[ 2 ]
Продуктивной в плане повышения качества профессиональной деятельности педагогов является работа методических объединений по направлениям деятельности – художественно-эстетическое, декоративно-прикладное и ИЗО, психолого-педагогическое, кружков раннего развития. Более подробно остановлюсь на работе МО руководителей кружков ИЗО и декоративно-прикладного творчества. На заседания методического объединения выносятся актуальные вопросы, касающиеся как данного направления, так и всего учебно-воспитательного процесса в учреждении.
Темы семинаров-практикумов: «Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании», «Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования», «Индивидуальная образовательная траектория как условие повышения воспитательно-образовательного потенциала педагога дополнительного образования», «Педагогическое общение как важное условие эффективности образовательно-воспитательного процесса». Это возможность изучить теоретические вопросы и решение тех задач, которые стоят перед педагогами на учебный год.
Семинар «ИКТ-компетентность педагога дополнительного образования как условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения», проведенный для педагогов МО в прошлом учебном году, оказался весьма актуальным с учетом нынешней ситуации. Цель семинара –формирование мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. В ходе семинара было проведено анкетирование педагогов с целью выявления их ИКТ - компетентности, которое показало, что большинство членов МО имеют достаточно высокий уровень компетентности. Они владеют основными правилами работы с персональным компьютером, приемами работы с внешними накопителями, умеют создавать и редактировать текстовые документы, создавать и редактировать презентации, буклеты, регулярно размещают свои работы на Интернет-сайтах и в электронных изданиях. Затем, в ходе дискуссии, были отмечены положительные моменты использования ИКТ, отмечены недостатки, сделаны выводы по обсуждаемой проблеме.
При переходе на дистанционное обучение в нынешней сложившейся ситуации, педагоги отдела достаточно быстро адаптировались к новым условиям и продолжили взаимодействие с обучающимися на своих страничках и в группах, созданных в социальных сетях.
Постоянное методическое сопровождение, оказание консультационной помощи способствует активному и успешному внедрению педагогами учреждения и других современных педагогических технологий, таких как, технология ТРИЗ, педагогические мастерские, технология формирования критического мышления, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие, проектные технологии.
На заседаниях МО педагоги активно обсуждают предоставленную информацию, делятся своими достижениями. Каждый педагог в течении учебного года выступает по тем или иным вопросам, проводит мини-мастер-класс в рамках заседания МО, делится опытом. Это дает возможность каждому из них проанализировать свою работу и работу коллег.
Темы мастер-классов: «Кардмейкинг – искусство создания открыток», «Изготовление сувенира в технике оригами», «Объемные изделия в разных кружевных техниках», «Плоскостной букет из живого и сухого растительного материала», «Чудо – узелки» и другие. Разнообразная тематика мастер-классов позволяет педагогам освоить новые техники и попробовать свои силы в разных направлениях деятельности, тем самым обмениваясь своим опытом и повышая свое профессиональное мастерство.
На итоговом заседании МО заслушиваются отчеты педагогов об участии в методических мероприятиях в течение учебного года, составляется рейтинг результативности участия в выставках-конкурсах всех уровней, обсуждается план работы МО на следующий учебный год.
Анкетирование, тестирование также очень важная форма работы с педагогическими кадрами, которая позволяет выявить степень затруднения педагогов по всем направлениям их деятельности: знание нормативно-правовой базы, учебно-воспитательной работы, знание и применение диагностических методик. Полученные результаты анкетирования «Самоанализ успешности учебной работы», «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ДО», «Совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования», тестирования «Мотивация успеха» учитываются при дальнейшем планировании работы методического объединения.
Руководители кружков ИЗО и декоративно-прикладного творчества принимают участие в работе семинаров на районном, городском, Республиканском уровне. Шапаренко Наталья Степановна подготовила и провела мастер-класс «Классический набор петель начального ряда и техника закрепления последнего ряда петель» в рамках Республиканского семинара для руководителей кружков вязания «Классика и новинки художественного вязания».
Королева О. Г. и Левчук Т. П. подготовили и провели мастер-классы «Волшебная страна Оригами» и «Изготовление фоторамки в технике айрис-фолдинг» в рамках работы районного МО руководителей кружков художественно-эстетического направления. В том же формате провели мастер-классы «Многофункциональный сувенир из пряжи» и «Цветочные открытки к Пасхе» Шапаренко Н.С. и Провоторова Л.В. Высокая оценка проведенных мероприятий показывает, педагоги отдела свои знания и опыт умело адаптируют к практической деятельности (Приложение 3).
Еще одной формой повышения педагогического (методического мастерства) и возможностью демонстрации опыта и мастерства педагога являются открытые и итоговые занятия. Все педагоги отдела обязательно проводят итоговые занятия за полугодие и за год.
На высоком профессиональном уровне проводят занятия педагоги отдела: Провоторова Л.В., Левчук Т.П., Королева О.Г., Шапаренко Н.С., Лактионова Л.В. Всегда реализуются цели и задачи, поставленные перед началом занятий, используются элементы различных технологий: здоровьесберегающих и игровых, дифференцированного, развивающего, проблемного обучения, создается учебная мотивация.
Занятия отличаются четкой структурой, хорошей организованностью, активностью учащихся, умением соотносить степень сложности предложенных заданий с уровнем подготовленности детей и возрастными особенностями. Педагоги в совершенстве владеют методами активизации внимания обучающихся на занятии. Они включают в педагогический процесс тематические беседы, проблемные задания, нравственные беседы, что позволяет развивать творческие способности обучающихся.
В процессе занятий педагогами отдела активно использовались нетрадиционные формы организации занятий: занятие-игра, занятие-викторина, занятие - праздник, занятие-путешествие. Наиболее эффективными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы, которые позволяли осуществить более внимательный подход к проблемам и трудностям ребенка, решать задачи повышенной сложности, добиться более высоких результатов в работе. Всеми педагогами отдела проводились мини-выставки творческих работ.
Главная цель, которую ставят перед собой руководители творческих объединений декоративно-прикладного направления и ИЗО – сформировать у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к народному творчеству, привить детям трудовые навыки. Педагоги не только обучают детей, но и сами постоянно творят, используют современные технологии, придумывают новое. В центральном офисе учреждения постоянно действует и обновляется выставка работ декоративно-прикладного творчества обучающихся. Эти выставки привлекают внимание гостей нашего учреждения, родителей кружковцев, да и самих ребят. Они могут оценить свое творчество и достижения своих сверстников. Каждая новая выставка вызывает неподдельный интерес, положительные эмоции, желание создавать красивые и неповторимые изделия.
Сегодня значительно расширилась самостоятельность, возросла ответственность педагогов дополнительного образования детей за качество своего труда, изменились и усложнились задачи, повышены требования к их профессионализму. Это побуждает педагогов нашего учреждения к поиску новых подходов в организации образовательного процесса, прогрессивных способов обучения, к проведению инновационной деятельности.
Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества.
Работа с педагогами строится дифференцированно, с учетом уровня профессиональной компетентности, их запросов. Методическая работа с опытными, творчески работающими педагогами, имеющими высокий уровень квалификации, направлена на развитие их творческого потенциала, формирование мотивации на повышение педагогического мастерства и распространение собственного опыта. Педагоги данной группы – это опора педагогического коллектива.
Начинающие педагоги и молодые специалисты требуют усиленного внимания. Методическая работа с данной группой это - консультирование, наставничество, посещение занятий с последующим анализом.
Анкетирование и анализ работы вновь прибывших педагогов и молодых специалистов показывает, что они еще не на должном уровне владеют методикой проведения занятий; знанием возрастных особенностей, методами и приемами активизации познавательной деятельности обучающихся, педагогическими технологиями. Для решения этих проблем проводятся мероприятия, направленные на оказание методической помощи этой категории педагогов: индивидуальные консультации, посещение ими занятий опытных педагогов, организуется наставничество.
Заполняются листы самооценки молодого специалиста, что позволяет определить, по каким направлениям деятельности требуется помощь опытного педагога, составляется план работы наставника с молодым и вновь прибывшим педагогом. Согласно этому плану, вновь прибывшие педагоги и молодые специалисты знакомятся с особенностями работы учреждения дополнительного образования детей, с правилами внутреннего распорядка и ведения документации, им оказывается методическая помощь в составлении образовательной программы. В течение года для них проводятся индивидуальные консультации по составлению плана-конспекта занятия, ознакомлению с формами и методами проведения занятий, по составлению самоанализа занятия.
У большинства педагогов учреждения сформированы основные группы педагогических компетентностей. Значительная часть из них овладела навыками применения интерактивных форм и методов работы с обучающимися. В частности, популярными среди педагогов нашего учреждения являются педагогические тренинги, ролевые игры, мозговой штурм. Повысился интерес к использованию в работе метода проектов.
Проектная деятельность педагогов учреждения является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления.
Темы проектов и мини-проектов педагоги выбирают в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:
§ предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
§ повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;
§ обучение педагогов умению презентовать свою работу;
§ обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Здесь еще уместно сказать о том, что Программа развития нашего учреждения состоит из 6 проектов. Центр детского творчества, реализуя Программу развития, высшей ценностью определяет заботу о детях и создание таких условий, которые обеспечат доступность и качество образования, улучшение условий обучения, сохранение здоровья обучающихся. В рамках Программы развития разработаны и предложены для реализации 6 целевых проектов: «Растем вместе», «Выше радуги» (по этим двум проектам работает весь педагогический коллектив). «Растим патриотов» - проект направлен на патриотическое воспитание детей и молодежи, (филиал «Юный техник»), «Истоки жизнетворчества» - формирование новых направлений деятельности с целью позитивной социализации личности, отвечающей реалиям и задачам современного этапа развития региона (филиал «Фортуна»). Содержание деятельности по проекту «Формула здоровья» направлено на создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни (филиал «Калейдоскоп»). «Я гражданин 21 века» - формирование гражданской позиции подрастающего поколения (филиал «Феникс»). Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических кадров.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, могу отметить, что методическая помощь, методическое сопровождение имеет позитивное влияние на такие стороны деятельности педагогов Центра детского творчества:
· Активизация самообразовательной деятельности;
· Развитие педагогических компетентностей;
· Стимулирование творческой активности;
· Рост результативности учебно-воспитательного процесса;
· Всестороннее развитие педагога.
Предполагается, что методическое обеспечение профессионального развития педагогов учреждения дополнительного образования будет способствовать стимулированию их субъектной позиции, росту активности и инициативности в образовательном процессе, формированию направленности на непрерывное профессиональное развитие. Движущей силой обновления учебно-воспитательного процесса и модернизации сопровождения профессионального роста педагогов были и остаются инновационные, новаторские идеи.
От правильного использования педагогами Центра детского творчества Кировского района г. Донецка современных технологий и активных форм организации занятий зависит результативность учебно-воспитательного процесса. Реализовать такие пожелания можно, только максимально приблизив занятие кружка к жизни, стимулируя детей быть не наблюдателями, а активными участниками этих процессов, взаимоотношений, которые легли в основу занятия, привлекая их к совместной деятельности в процессе познавательного поиска.
Деятельность, организованная в сотрудничестве педагога и ученика, взаимопонимании и гуманизме, единстве интересов к стремлениям всех участников учебно-воспитательного процесса и является целью личностного развития ребенка, которое в будущем приведет к творческому тандему познания, к удовлетворению потребностей ребенка.
В описании данного опыта работы сделана попытка отразить специфику методической работы в Центре детского творчества Кировского района г.Донецка по развитию профессионального роста педагогов, сочетающих учебно-воспитательную деятельность с элементами научно-исследовательской работы, обозначены направления, формы и методы работы.
Выводы
Формы взаимодействия, система методического сопровождения профессионального роста педагогов должны постоянно совершенствоваться и развиваться с учетом социального заказа общества. Именно технология сопровождения помогает педагогу осмыслить свои профессиональные затруднения, находить пути решения возникающих проблем, а впоследствии, оценить свой выбор и подвигает к оценке результатов собственной педагогической деятельности, а также способствует построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества между педагогом и методистом, реализации индивидуального маршрута профессионального роста.
Методическая деятельность сегодня, несмотря на творческий характер, должна строиться на технологической основе, приобретая черты исследовательской деятельности. Алгоритм ее осуществления включает совокупность следующих этапов: анализа педагогической практики, ее проблематизации, моделирования решений, разработки программ их реализации, апробирования нового в экспериментальных условиях, внедрения новаций.
Каждая из форм методической работы также имеет свои ограничения. В условиях развития образовательных учреждений в методической работе ведущую роль должны занять коллективные формы взаимодействия: создание проблемных групп, творческих лабораторий, проектных команд и т.п. Это обеспечит условия для взаимодействия структурных подразделений внутри методической службы. Немаловажную роль играет и развитие психологически позитивного микроклимата педагогического коллектива. На его формирование может позитивно повлиять внедрение таких неформальных форм методической работы как «педагогические гостиные», «методические посиделки», «фестиваль методических идей» и др.
Таким образом, изменения, которые происходят в сфере образования, привели к росту значения методической деятельности образовательных учреждений. Сегодня она приобрела существенные отличия от традиционной методической деятельности образовательных учреждений и характеризуется системностью, новизной содержания, технологичностью и управляемостью.
Кроме того, изменились требования к методистам, как субъектам образовательной практики. Они должны обладать высокой внутрипрофессиональной квалификацией и обеспечивать взаимосвязь педагогической науки и практики. Сегодня педагогам не нужен методист – «опекун», контролирующий каждый их шаг. Востребован методист - модератор, тьютер, способный создать условия для профессионального роста педагогов и внедрения ими новаций.
Обновление содержания методической работы, экспериментальная работа, внедрение передовых образовательных технологий, вариативных программ настоятельно требуют от методической службы адаптации к новым условиям, влекут за собой существенные перемены содержания деятельности и появление новых функций, в целом, организационного оформления новой модели методической службы.
Список использованной литературы
1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей». Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793
3. Адаптивное управление педагогическими системами / П.И.Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – гл. «Педагогическая инноватика, педагогический мониторинг и педагогическая прогностика». – С. 431 – 588.
5. Бобровникова, Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя/ Е.Р.Бобровникова, С.Л. Фоменко// Педагогика и психология образования взрослых. - Екатеринбург, 2014. – С.49-53.
6. Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса: Методологические характеристики: монография/ В. И. Богословский. - Санкт-Петербург, 2000.
7. Горовая, В.И., Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса/ В.И.Горовая, Н.Ф. Петрова// Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 35-40
8.Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] : учеб. пособие / В. П. Голованов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
9. Гребёнкина, Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования : монография / Л. К. Гребёнкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Рязань, 2006. – 224 с.
10. Золотарева, А. В. Преемственность в подготовке и профессиональном развитии кадров сферы дополнительного образования детей: проблемы и варианты их решения / А. В. Золотарева // Управление образованием. -2017. - № 4. - С. 81-92.
11. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях / Л.П. Ильенко// – Москва: АРКТИ, 2003.
12. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы /Г.А. Бордовский, И.Б.Готская, С.П.Ильина, В.И. Снегурова . – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 31 с.
13.Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе/ Т.Н.Макарова. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003.– 160с.
14. Поташник, М.М. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - Москва, 2000.
15. Поташник, М. М.Управление качеством образования в вопросах и ответах / М. М. Поташник // Народное образование . – 2001 . - № 8 . – С. 39 – 48
16. Соколова, Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие / Н. А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 304 с.
17.Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей: методическое пособие / под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -316 с.
18. Сергеева, Т.А. Как создать эффективную методическую службу/ Т.А Сергеева, Н.М. Уварова, Т.В. Максимченко. - Москва: «Интеллект-Центр», 2003. - 80 с.
Приложение 1
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Кировского района г. Донецка»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Директор
методического совета Центра детского творчества
Протокол № 1 от 28.08.2019 г Кировского района г. Донецка
_________Яременко О.А.
ПЛАН РАБОТЫ
методиста Белоконенко Т.В.
на 2019-2020 учебный год
Донецк – 2019
Основная проблема учреждения на 2019-2020 год:
Развитие мотивации личности педагога к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности ребенка, общества, государства.
Методическая тема:
Создание эффективной системы методической работы, позволяющей своевременно решать вопросы оказания методической помощи педагогам Центра детского творчества Кировского района г. Донецка по вопросам развития дополнительного образования.
План работы методиста Белоконенко Т.В.
на 2019-2020 учебный год
Методическая тема: «Индивидуальная образовательная траектория как инновационная модель профессионального развития педагога дополнительного образования»
Цель: методическое сопровождение профессионального роста педагога дополнительного образования путем совершенствование форм и методов методической работы.
Задачи:
- обеспечить условия для включения педагогов учреждения в творческий поиск;
-сформировать новые профессиональные потребности педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
- пополнять информационные банки данных по различным направлениям деятельности;
-оказывать методическую, практическую, информативную, консультативную помощь педагогам;
- организовать проведение мастер – классов, публикацию методических разработок, выпуск сборников по обобщению педагогического опыта.
№ |
Мероприятие, форма работы
|
Сроки |
|
1 |
Консультативно-методическая помощь
|
|
|
1.1 |
В разработке учебных программ: - Ознакомление вновь прибывших педагогов с требованиями по оформлению программ дополнительного образования (Парамонова К.С., Семиборода К.М.) -Оказание консультативной помощи педагогам в составлении и совершенствовании модифицированных образовательных программ -Индивидуальные консультации по поводу корректировки программ и повторная проверка исправленных программ |
август
до 10.09.2019г.
август-сентябрь |
|
1.2 |
Консультативная помощь педагогам по составлению индивидуальной образовательной траектории. Решение возникающих проблем и вопросов. |
август - сентябрь |
|
1.3 |
Индивидуальные и групповые консультации по приоритетным направлениям работы, а также индивидуальным запросам педагогов |
в течение года |
|
1.4 |
Методическая помощь и сопровождение при написании и создании методических и дидактических материалов, подготовке к выступлениям различного характера, по разработке открытых и итоговых занятий |
в течение года |
|
1.5 |
Методическая помощь педагогам при подготовке и проведении мастер-классов в рамках работы МО руководителей кружков декоративно-прикладного направления и ИЗО - Левчук Т.П. «Зимние узоры (картина из снежинок)» -Лактионова Л.В. Клуб «Я+ мамочка моя» -творческая мастерская для детей и родителей -Шапаренко Н.С. «Чудо-узелки» |
ноябрь февраль
март |
|
1.6 |
Методическая помощь педагогу Королевой О.Г. в описании опыта работы |
до 01.03.2020г. |
|
1.7 |
По работе педагогов по индивидуальной образовательной траектории |
в течение года |
|
1.8 |
Методическая помощь педагогам Лактионовой Л.В., Михайлиной Н.А.при подготовке к методической неделе «Развитие личности, мотивации, способностей детей дошкольного возраста в творческих объединениях Центра детского творчества Кировского района г.Донецка» |
до 21.01.2020г. |
|
1.9 |
Консультации и обучение созданию рекламной продукции
|
в течение года |
|
2 |
Учебно-аналитическая работа |
|
|
2.1 |
Посещение и анализ занятий руководителей кружков декоративно-прикладного и художественно-эстетического направления, беседы с педагогами, рекомендации |
в течение года |
|
2.2 |
Организация и проведение в рамках МО руководителей кружков декоративно-прикладного творчества и ИЗО Центра детского творчества семинара «Педагогическое общение как важное условие эффективности образовательно-воспитательного процесса» |
18.12.2019г. |
|
2.3 |
Организация и анализ мероприятий в рамках МО руководителей кружков декоративно-прикладного направления и ИЗО: - Мастер-класс: - Шапаренко Н.С. «Чудо – узелки» - Школа мастерства: - Левчук Т.П. «Зимние узоры (картина из снежинок)»; -Галерея идей: - Лактионова Л.В. Клуб «Я+ мамочка моя» -творческая мастерская для детей и родителей |
25.03.2020г.
27.11.2019г.
26.02.2020г.
|
|
2.4 |
Мониторинг взаимопосещения занятий педагогами (график взаимопосещения занятий прилагается) |
в течение года |
|
2.5 |
Оказание методической помощи педагогам учреждения по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования |
октябрь-ноябрь |
|
2.6 |
Создание аналитических справок и отчетов |
май |
|
2.7 |
Формирование банка данных ППО руководителей кружков изо и декоративно-прикладного направления Центра детского творчества Кировского района г. Донецка |
в течение года |
|
3 |
Методическое обеспечение образовательного процесса
|
|
|
3.1 |
Разработка и создание базы данных по текущим выставкам и конкурсам декоративно-прикладного направления |
сентябрь |
|
3.2 |
Ознакомление педагогов с Положениями о выставках и конкурсах |
по мере поступления |
|
3.3 |
Методическое сопровождение педагогов в подготовке пакета документов для участия в различных конкурсах педагогического мастерства, методических конкурсах |
сентябрь - апрель |
|
3.4
|
Разработка и создание электронных и печатных презентаций работы руководителей кружков декоративно-прикладного направления и ИЗО: - электронная презентация социально - реабилитационного кружка «Надежда»; - создание буклета социально - реабилитационного кружка «Надежда»; - буклет «Творческая мастерская клуба «Я + мамочка моя» |
апрель-май |
|
3.5 |
Обновление электронного банка методических разработок педагогов |
в течение года |
|
3.6 |
Обновление электронного банка образовательных программ |
до 15.10.2019г. |
|
4 |
Организация участия педагогов Центра детского творчества в творческих конкурсах, выставках |
|
|
4.1 |
Помощь в оформлении и проведении выставок руководителям кружков декоративно-прикладного направления и ИЗО |
в течение года |
|
4.2 |
Организация участия руководителей кружков и обучающихся в районных, городских, республиканских конкурсах – выставках |
в течение года |
|
4.3 |
Учет результативности участия обучающихся и педагогов в конкурсно-выставочной деятельности
|
в течение года |
|
5 |
Повышение квалификации, самообразование |
|
|
5.1 |
Посещение районных, городских, Республиканских семинаров для методистов: -педагогическая студия для методистов по теме «Приоритетные направления воспитательной работы и дополнительного образования детей в образовательных организациях в 2019-2020 учебном году» Курсы повышения квалификации «Управление организацией дополнительного образования на основе стратегического менеджмента». Очный этап. Курсы повышения квалификации «Управление организацией дополнительного образования на основе стратегического менеджмента». Заочный этап. |
21.08.2019г.
27.01 - 31. 01. 2020г. 18.05 - 22.05.2020г.
03.02.-15.05. |
|
5.2 |
Участие в методических конкурсах: -Республиканский фестиваль педагогических идей педагогов дополнительного образования «ТУТ: Территория Увлечений и Творчества» |
сентябрь |
|
5.3 |
Размещение методических материалов, разработок и статей на электронных сайтах |
ноябрь апрель |
|
5.4 |
Участие в онлайн-вебинарах
|
в течение года |
|
Приложение 2
Донецкая Народная Республика УПРАВЛЕНИЕ образования администрации гОРОДА Донецка Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества кировского района города Донецка |
83095, г. Донецк, ул. Юности, 38, тел.: (062) 203-50-65, факс: (062) 203-50-65, е-mail: kirovcdu@yandex.ru |
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района города Донецка» протокол № 2 от 07.06.2019г. |
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района города Донецка» ________________О.А. Яременко
Приказ №160 от 07.06.2019г. |
Порядок
организации работы педагогов
по индивидуальной образовательной траектории
1.Общее положение
1.1 Порядок организации работы педагогов в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества Кировского района города Донецка» (далее - Учреждение) по индивидуальной образовательной траектории (далее –ИОТ), разработан на основе нормативных документов МОН ДНР, Закона ДНР «Об образовании», на основе изучения и диагностирования запросов педагогов в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития дополнительного образования детей.
1.2 Порядок организации работы по ИОТ определяет цели, задачи, формы
организации методической работы с педагогами, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
1.3 ИОТ - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого педагога в Учреждении.
1.4 ИОТ педагога может включать такие аспекты как: обучение на курсах повышения квалификации; обобщение и распространение опыта через районные методические объединения по вопросам выбранной темы; СМИ; участие в конкурсах различного уровня; самообразование.
2. Цель и задачи организации работы педагогов по индивидуальной образовательной траектории
2.1. Цель: способствовать профессиональному развитию педагога и создание условий для его самообразования.
2.2. Организация работы педагогов по индивидуальной образовательной траектории решает следующие задачи:
Ø обеспечение включенности каждого педагога в образовательный процесс в соответствии со своей зоной актуального развития и своими проблемами реальной практики;
Ø стимулирование повышения научно-теоретического, научно- методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями.
3. Порядок и содержание деятельности педагога по проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории.
3.1 Участниками осуществления контроля работы педагогов Учреждения над методической темой являются: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий методическим отделом, руководители методических объединений (далее – МО).
3.2 Руководители МО обеспечивают организацию работы над методической темой, своевременный выбор темы педагогами, оказывают помощь в планировании индивидуальной образовательной траектории, организовывают методические консультации, промежуточные отчеты (не мене 1 раза в год) и обобщение опыта педагога по завершению работы над методической темой.
3.3 Администрация учреждения обеспечивает образовательное пространство для педагогов как для обобщения и распространения наработанного опыта, так и для получения недостающих знаний.
4. Выбор темы.
4.1 Педагогу предоставляется право выбора темы самообразования.
4.2 При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно - теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой учреждения и методического объединения.
5. Сроки работы над изучением темы.
5.1 В зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от одного года до пяти лет.
6. Требования к содержанию ИОТ.
Форма ИОТ включает в себя информационную карту педагога и план мероприятий по направлениям:
- профессионально – предметное;
- психолого-педагогическое;
- методическое;
- информационно-компьютерные технологии.
ИОТ строится с учетом этапов воспитательно-образовательной деятельности, направленной на усвоение учебного содержания: осмысление, апробирование, практическое применение, деятельность по обучению других, творческие отчеты, предусматривает систематическую рефлексию состояния в парах, группах.
7. Срок действия Порядка
7.1. Срок действия порядка не ограничен.
7.2. При изменении нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учреждения, поправки и изменения в Порядок вносятся в установленном порядке.
Порядок разработан:
методистом Белоконенко Т.В.
Приложение 3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»
«Изготовление фоторамки
в технике айрис-фолдинг»
мастер-класс для педагогов
Автор: Левчук Т.П.,
педагог дополнительного образования
Донецк -2018
Цель: Формирование у коллег представления о технике «айрис-фолдинг», повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности
Задачи мастер-класса:
-сформировать представление о возможностях применения технологии «айрис-фолдинг» в декоративно-прикладном творчестве;
-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер- класса;
-вызвать у участников мастер-класса интерес к новой продуктивной
технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
-повышение уровня профессиональной компетентности участников
мастер- класса.
Целевая аудитория: руководители кружков декоративно-прикладного творчества
Продолжительность проведения: 25 минут
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютерная презентация, образцы готовых изделий, шаблон «квадрат», схемы; картон, цветная (офисная) бумага, клей, скотч, ножницы, линейка, карандаш.
План проведения мастер- класса
1.Подготовительно-организационная часть.
- необходимые целевые установки
-приветствие
-объявление темы, целей и задач
2. Теория.
-знакомство участников с элементами теории по теме мастер-класса
- представление опыта работы
3. Практическая часть.
- участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению поделки
4 .Заключительная часть.
-обмен мнениями
-подведение итогов
5. Рефлексия
- самоанализ участниками мастер-класса собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Ход мастер-класса
В основе творчества лежит тайна. И ещё удивление.
Джулия Кэмерон
1.Подготовительно-организационная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я проведу для вас мастер – класс по изготовлению фоторамки в технике «айрис-фолдинг».
- Занятие айрис - фолдингом совершенствует моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение.
- Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
- Айрис - фолдинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает.
- Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
2. Теория.
Рукоделие в технике айрис фолдинг - это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления, целеполагания, рефлексии.
Айрис - фолдинг – радуга красок или радужное складывание, удивительная художественная техника, позволяющая учащимся создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые открытки, удивительные композиции с эффектом рельефного и объемного изображения. Достигается этот необычный, творческий эффект путем складывания полос из цветной бумаги по схеме под углом в виде закручивающейся спирали. Можно сказать, что на первый взгляд удивительное название этой техники объясняется достаточно просто – разнообразные работы, выполненные с ее применением, очень похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), где, почти каждый житель является художником. Эта фантастическая техника распространилась и в другие страны. Став популярной, она сегодня активно используется поклонниками и любителями бумажных поделок.
Суть техники довольно проста и доступна каждому. На основе из цветного картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры – айрис - шаблон и с оборотной стороны заполняется полосками цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая цветная полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах карандашным клеем к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается плотной бумагой.
Для процесса изготовления изделия в технике айрис фолдинг понадобится картон, цветная бумага, любой клеящий материал и схема (Айрис-шаблон), на которой видны контуры готового креативного изображения, а также указан порядок и направление размещения цветных полосок бумаги. Эффект композиции зависит от сочетания подобранных по цвету полос, от выполненной схемы в геометрической фигуре, от ритма вычерченных на схеме линий, обозначенных цифрами. В процессе выполнения композиции в технике айрис фолдинг, происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства. Арт-терапия является оздоравливающей спутницей при всех видах творческой деятельности детей.
3. Практическая часть.
Изготовление аппликации «Фоторамка»
Построение схемы-шаблона.
Сейчас мы приступим к познавательно-деятельностному процессу - процессу творческой работы - это изготовлению аппликации «Фоторамка» (Рис.3) в креативной технике айрис - фолдинг.
Достаньте из файла лист цветного картона с шаблоном, бумагу в клеточку, линейку, карандаш, скотч, полоски бумаги четырёх сочетающихся между собой цветов.
1) Постройте
геометрическую фигуру квадрат необходимых для вас
размеров на бумаге в клетку.
2) Двигаясь по часовой стрелке, отложите на каждой стороне от вершины по одинаковому отрезку. Этот отрезок называется шагом, обычно он одинаковый для всего построения шаблона. Чаще всего он бывает 10—15 мм.
3) Соедините точки, отмеченные на сторонах, прямыми линиями. У вас получился новый квадрат. На этом новом квадрате снова отложите отрезки по часовой стрелке.
4) Соедините новые точки между собой. Получился квадрат меньшего размера. Продолжайте построения точно так же.
5) В итоге, в конце получится маленький квадрат, а построенные линии создадут интересный эффект закручивающихся спиралей (Рис. 1).
-Уважаемые коллеги, давайте вспомним правила обращения с ножницами и клеем.
Повторение правил по технике безопасности.
Конечно же, необходимо соблюдать следующие
правила:
- клей нужно наносить маленькими порциями,
пользоваться тряпочкой;
- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;
- передавать ножницы нужно кольцами вперед;
- нельзя ронять ножницы на пол;
- обращаться с ножницами нужно осторожно, чтобы не пораниться и не поранить рядом сидящего соседа.
Выполнение аппликации по схеме. (Рис. 2)
Прикрепляем скотчем схему (Рис. 4), выполненную на бумаге в клетку к айрис - шаблону с контурами квадрата с лицевой стороны. Находим наиболее интересное композиционное расположение линий на схеме, обозначаем их цифрами для последовательного расположения по ним цветных полос в определённом цветовом ритме, и аккуратно приклеиваем к шаблону.
4 .Заключительная часть.
Наша работа завершена. Организуем выставку композиций и подведём итог.
- С какой новой техникой мы сегодня познакомились?
- Откуда она пришла?
Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами очень плодотворно
потрудились, у всех получились замечательные фоторамки, которые будут радовать
вас и ваших близких.
- Я очень надеюсь, что эти знания вам пригодятся.
5. Рефлексия
- самоанализ участниками мастер-класса собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
6. Подведение итогов
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!
Приложение 1
Построение схемы айрис - фолдинга «Квадрат» (Рис. 1)
Выполнение работы (Рис.2)
Фоторамка (Рис. 3)
Айрис схема для выполнения фоторамки (Рис. 4)
Приложение 2
Образцы работ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.