Методическая разработка Неисправности узлов и агрегатов трансмиссии
Оценка 4.8

Методическая разработка Неисправности узлов и агрегатов трансмиссии

Оценка 4.8
doc
17.04.2020
Методическая разработка Неисправности узлов и агрегатов трансмиссии
Неисправности узлов и агрегатов трансмиссии.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Неисправности узлов и агрегатов трансмиссии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


 

Цели занятия:

1.   Изучить основные неисправности узлов и агрегатов трансмиссии: сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов.

2.   Практически отработать алгоритм поиска и устранения основных неисправностей узлов и агрегатов трансмиссии.

3.   Прививать практические навыки технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.

4.   Воспитывать у обучающихся чувство гордости за лучшие образцы отечественной автомобильной техники, уверенность в её надёжности и высоких технических возможностях, личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

5.   Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость. 

 

Время: 2 часа.

 

Место: лаборатория  АТТ

Учебно - материальное обеспечение: Плакаты:  «Сцепление автомобилей ЗиЛ и КАМАЗ», «Коробка передач автомобиля КамАЗ-740», КП, РК, КамАЗ-740, ЗиЛ - 131 в разрезе, агрегаты трансмиссии

 

Распределение времени занятия:

Вступительная часть                                        5 мин;

Проверка подготовки обучающихся к занятию     10 мин;

Учебные вопросы занятия:

Неисправности сцепления15 мин;

Неисправности коробки передач                              20 мин;

Неисправности раздаточной коробки                                                   20 мин;

Неисправности ведущих мостов                                                           15 мин;

Заключение                                    5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание занятия.

Вступительная часть

-        принять рапорт дежурного по группе;

-        проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-        ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-        довести тему , учебные вопросы и цели занятия, обратить внимание на важность и актуальность данной те6мы, её связь с другими темами дисциплины.

-        провести опрос по ранее изученному материалу:

опрос  проводится в виде фронтального письменного опроса который базируется на вопросах которые преподаватель доводит на кануне:

-               назначение и устройство сцепления автомобиля ЗиЛ - 131;

-               особенности устройства сцепления автомобиля КАМАЗ;

-               назначение и устройство коробки передач;

-               назначение и устройство раздаточной коробки;

-               назначение и устройство агрегатов и узлов ведущих мостов.

 

Первый  учебный вопрос

Неисправности сцепления

 

Материал учебного вопроса довести устно, алгоритм поиска неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей сцепления.

 

Причины неисправностей

Способы устранения

Сцепление пробуксовывает

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления

Попадание масла на поверхности трения

 

 

 

Износ или разрушение фрикционных накладок

 

Уменьшение усилия нажимных пружин

Отрегулировать свободный ход муфты

Снять сцепление с двигателя и промыть бензином или заменить фрикционные накладки или ведомые детали в сборе.

Заменить фрикционные накладки или ведомые детали в сборе, отрегулировать привод сцепления

Заменить нажимные пружины вместе с поронитовыми прокладками.

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Коробление ведомых дисков

 

Привод сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вилки выключения сцепления

 

 

 

Обрыв фрикционных накладок

 

 

Неодновременное нажатие упорного подшипника на внутренние концы рычагов включения

Ведомые диски выправить или заменить

Проверить исправность привода сцепления (возможны попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличение свободного хода). Устранить обнаруженные неисправности.

Заменить фрикционные накладки на ведомых дисках или диски в сборе.

Установить рычаги в одной плоскости.

Заклинивание привода сцепления

Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных гидрожидкостей

Заменить уплотнительные манжеты и промыть гидросистему чистой жидкостью.

Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач.

Застывание рабочей жидкости в гидросистеме

 

Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя

Задиры в соединении ведущих дисков (нажимного и среднего) с маховиком.

Промыть и заполнить гидросистему привода выключения сцепления жидкостью.

Заменить манжету следящего поршня.

Зашлифовать и смазать поверхности в соединении дисков с маховиком.

Увеличение усилия на педали сцепления (нет усилия)

Не поступает сжатый воздух из-за разбухания впускного клапана пневмоусилителя

Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя из-за разбухания уплотнительной манжеты или резинового кольца

Износ или деформация манжеты поршня пневмоусилителя

Клапан заменить.

 

 

Заменить манжету или кольцо следящего поршня.

 

 

Манжету заменить.

Шум в механизме сцепления при его выключении.

Разрушение подшипника выключения сцепления.

Повышенное биение упорного кольца оттяжных рычагов.

Заменить подшипник.

 

Механизм сцепления отрегулировать в приспособлении.

 

Подвести итоги первого учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса

 

Второй учебный вопрос

Неисправности коробки передач.

 

Материал учебного вопроса довести устно, алгоритм поиска неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей коробки передач.

 

При движении автомобиля коробка передач должна работать без шума и вибраций, передачи должны легко переключаться и надежно фиксироваться.

Сильный равномерный или пульсирующий шум может свидетельствовать о большом износе зубьев шестерен и подшипников валов, ослаблении затяжки крепления крышек подшипников, недостаточном уровне или плохом качестве масла в картере.

Затрудненное включение всех передач, как правило, является следствием неполного выключения сцепления. Для устранения неисправности надо отрегулировать сцепление и его привод.

Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударами и скрежетом происходит при сильных износах конусных колец, блокирующих фасок пальцев и кареток соответствующих синхронизаторов. Для устранения неисправности надо заменить изношен­ные детали.

Передачи в коробке передач не включаются при износах деталей и нарушении регулировки механического дистанционного привода, разрушении подшипников вторичного вала.

Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за износа некоторых деталей, неисправности дистанционного привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизма включения, ослабления крепления вилок и рычагов.

Течь масла из картера коробки передач возникает при износе и потере эластичности сальников выходных валов, которые надо в этих случаях заменить, и при повышенном давлении в картере вследствие засорения вентиляционного колпачка. Если наблюдается течь по уплотняющим поверхностям, то необходимо подтянуть крепежные детали или заменить прокладки.

 

Причины неисправностей

Способы устранения

Затрудненное включение передач, включение первой передачи и передачи заднего хода со скрежетом.

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления.

Выключение 2,3,4,5 передач с ударом и скрежетом.

Износ конусных колец синхронизатора, блокирующих фасок пальцев и каретки.

Заменить синхронизатор.

Самовыключение передач на ходу автомобиля.

Неполное включение передачи из-за неисправностей фиксаторов механизма переключения, ослабление крепления вилок и рычагов.

Подтянуть крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод управления.

Передачи не включаются.

Износ деталей и разрегулирование дистанционного управления коробкой передач.

Отрегулировать привод управления, заменить изношенные детали, подтянуть крепления.

Разрушены подшипники шестерен вторичного вала.

Заменить неисправные детали.

Повышенный шум при работе коробки передач.

Повышенный износ или поломка зубьев шестерен.

Заменить неисправные детали.

Разрушение подшипников шестерен или подшипников валов.

Заменить неисправные детали.

 

Подвести итоги второго учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса

 

Третий  учебный вопрос

Неисправности раздаточной коробки.

 

Материал учебного вопроса довести устно, алгоритм поиска неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей раздаточной коробки.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ И ПРИВОДОВ УПРАВЛЕНИЯ (КАМАЗ-4310)

 

Повышенный шум в раздаточной коробке может объясняться уве-личенным износом шестерен и увеличенными смещениями валов в осевом направлении, что связано с износом подшипников или недостатком масла в картере раздаточной коробки. При повышенном шуме надо проверить регулировку подшипников первичного и промежуточного валов, проверить уровень и при необходимости долить масло в картер.

 

Затрудненное переключение передач и блокировка дифференциала обычно связаны с образованием заусениц на шлицах шестерен и муфт переключения, заеданием фиксаторов или погнутостью ползунов. Для устранения неисправности необходимо зачистить шлицы, очистить детали фиксаторов и выправить либо заменить ползуны.

Самовыключение передач и блокировки дифференциала является следствием износа в соединении муфт и вилок переключения, износа шлицев муфт и валов, а также увеличенного осевого перемещения валов. Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные детали и отрегулировать подшипники валов.

Применительно к приводу управления раздаточной коробкой КамАЗ-4310 невыключение передач может происходить вследствие повреждения диафрагм пневматических камер, обрыва цепи электропневмоклапана, заедания штокаэлектропневмоклапана. При обнаружении этих неисправностей необходимо заменить поврежденную диафрагму, устранить обрыв в электроцепиэлектропневмокланана, устранить заедание штока.

Если обнаружена утечка воздуха в соединениях трубопроводов, то устранить утечку подтяжкой в соединениях и заменой деталей. При течи масла через сальники и разъемы крышек заменить изношен¬ные или поврежденные сальники, подтянуть болты крепления крышек и заменить прокладки.

Неисправности коробки передач и раздаточной коробки (ЗиЛ-131)

Основными неисправностями коробки передач и раздаточной коробки могут быть: затрудненное включение передач, самопроизвольное их выключение на ходу автомобиля, выкрашивание и поломка зубьев шестерен, повышенный шум при работе и сильный нагрев, подтекание масла.

Затрудненное переключение передач может быть из-за погнутости штоков и вилок, задиравна зубьях шестерен и синхронизаторов, заедания фиксаторов.

Самопроизвольное выключение передач возможно из-за износа зубьев шестерен и синхронизаторов, ослабления крепления вилок на штоках, неисправности фиксаторов.

Выкрашивание и поломка зубьев может произойти при резком трогании с места груженого автомобиля или включении передач с неисправным сцеплением.

Повышенный шум при работе и сильный нагрев происходят вследствие недостаточного количества или малой вязкости масла, большого износа или разрушения подшипников, поломки зубьев шестерен, неправильной регулировки сцепления.

Подтекание масла из картеров коробок может быть при повреждении прокладок, износе сальников, из-за повышенного дав¬ления в картерах.

Характерной неисправностью раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 является неполное включение переднего моста. Это может про¬исходить из-за поломки микровключателя, погнутости штока включения первой передачи, примерзания к седлу электропневматического клапана управления, повреждения диафрагмы пневмокамеры.

Устранение выявленных неисправностей производится путем проведения текущего ремонта коробок с заменой изношенных или поврежденных деталей. При недостаточном количестве масла его уровень доводится до нормы.

 

Подвести итоги тртьего учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса

 

 

Четвертый учебный вопрос

Неисправности ведущих мостов

 

Материал учебного вопроса довести устно, алгоритм поиска неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей ведущих мостов.

 

Признаками неисправности механизмов ведущего моста являются повышенный шум, непрерывные стуки или «вой» главной передачи при движении автомобиля. Может также наблюдаться течь масла в разъемах картеров и через сальники.

При движении автомобиля на различных режимах исправные главные передачи должны работать практически бесшумно. Температура масла в картере не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 60...70°С. Появление шума при работе главной передачи обычно свидетельствует о нарушении зацепления конических шестерен вследствие износа или ослабления затяжки подшипников, а также о появлении чрезмерно большого бокового зазора между зубьями. Одной из причин повышенного шума при движении является недостаток масла в картере главной передачи. Шум, возникающий при движении на поворотах, часто указывает на неисправности в дифференциале. Непрерывные стуки в главной передаче связаны с выкрашиванием или сколом зубьев шестерен или повреждением подшипников. В переднем мосту это явление может быть связано с разрушением деталей кулачкового шарнира привода передних колес. Непрерывный «вой» главной передачи при движении автомобиля с повышенной скоростью обычно связан с сильным износом шестерен, подшипников либо с недостатком масла в картере.

Уточнить неисправность главной передачи по шуму можно, пользуясь следующим приемом. Разогнать автомобиль по шоссе со скорости 20 км/ч до 80 км/ч, а затем уменьшением подачи топлива погасить скорость. Заметить, при каких режимах появляется, достигает наибольшей величины и исчезает шум. После этого разогнать автомобиль до 80 км/ч и потом двигаться накатом при нейтральном положении в коробке передач до остановки. Шум, замеченный при первом испытании и не повторяющийся при втором испытании, указывает на неисправности в главной передаче, дифференциале или  подшипниках ведущих мостов.

Если пустить двигатель при заторможенном автомобиле, проработать на различных частотах, и шум, обнаруженный при первом испытании, не повторится, то источником шума были неисправные детали редукторов ведущих мостов.

Течь смазки возникает при износе и повреждении рабочих кромок сальников, ослаблении крепления крышек подшипников, повышенном уровне масла в картере моста, засорении вентиляционных колпачков (сапунов).

 

Подвести итоги четвертого учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса

 

 

 

Заключение

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

 

Используемая литература при составлении методической разработки:

1. В.А. Родичев «Устройство и техническое обслуживание  грузовых автомобилей» , учебник, издательство «За рулём»

2. В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» и др. «ДОСААФ, Москва, 1987 год» стр. 101-109.

3. В.Л. Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» издательство «Транспорт», Москва, 1998 год стр. 103-108.


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка по

Методическая разработка по

Цели занятия: 1. Изучить основные неисправности узлов и агрегатов трансмиссии: сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов

Цели занятия: 1. Изучить основные неисправности узлов и агрегатов трансмиссии: сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов

Неисправности ведущих мостов 15 мин;

Неисправности ведущих мостов 15 мин;

Содержание занятия. Вступительная часть - принять рапорт дежурного по группе; - проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию; - ответить на вопросы, которые возникли…

Содержание занятия. Вступительная часть - принять рапорт дежурного по группе; - проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию; - ответить на вопросы, которые возникли…

Сцепление пробуксовывает

Сцепление пробуксовывает

Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных гидрожидкостейЗаменить уплотнительные манжеты и промыть гидросистему чистой жидкостью

Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных гидрожидкостейЗаменить уплотнительные манжеты и промыть гидросистему чистой жидкостью

Разрушение подшипника выключения сцепления

Разрушение подшипника выключения сцепления

Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за износа некоторых деталей, неисправности дистанционного привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизма включения, ослабления крепления вилок и…

Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за износа некоторых деталей, неисправности дистанционного привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизма включения, ослабления крепления вилок и…

Разрушены подшипники шестерен вторичного вала

Разрушены подшипники шестерен вторичного вала

Затрудненное переключение передач и блокировка дифференциала обычно связаны с образованием заусениц на шлицах шестерен и муфт переключения, заеданием фиксаторов или погнутостью ползунов

Затрудненное переключение передач и блокировка дифференциала обычно связаны с образованием заусениц на шлицах шестерен и муфт переключения, заеданием фиксаторов или погнутостью ползунов

Самопроизвольное выключение передач возможно из-за износа зубьев шестерен и синхронизаторов, ослабления крепления вилок на штоках, неисправности фиксаторов

Самопроизвольное выключение передач возможно из-за износа зубьев шестерен и синхронизаторов, ослабления крепления вилок на штоках, неисправности фиксаторов

Материал учебного вопроса довести устно, алгоритм поиска неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей ведущих мостов

Материал учебного вопроса довести устно, алгоритм поиска неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей ведущих мостов

Шум, замеченный при первом испытании и не повторяющийся при втором испытании, указывает на неисправности в главной передаче, дифференциале или подшипниках ведущих мостов

Шум, замеченный при первом испытании и не повторяющийся при втором испытании, указывает на неисправности в главной передаче, дифференциале или подшипниках ведущих мостов

В.А. Родичев «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» , учебник, издательство «За рулём» 2

В.А. Родичев «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» , учебник, издательство «За рулём» 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020