Методическая разработка открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений»
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
СCУЗ, ВУЗ
18.06.2024
Методическая разработка  открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений»
Тема: Минеральное питание растений. Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений. Задачи: - обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;
открытый урок минеральное питание 6 б класс.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

 

 

Разработка открытого урока по биологии в 6 «б» классе  на тему:

«Минеральное питание растений»

Автор разработки: Базаева  Асият  Юсуповна,  учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 с. Красный  Восход

                                                             2018г.

 

 

 

Методическая разработка  открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений»

Тема: Минеральное питание растений.

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:         

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Оборудование:         учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения,  минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:    усвоение новых знаний.

Вид урока:    комбинированный.

Форма работы        

1.         лабораторная работа

2.         КОЗ

3.         Работа в группах

4.         фронтальная

Индивидуальная

 

 

Ход урока:

1.      Организационный момент.

2.      Мотивационный момент.                                                                                           

  • А что такое питание?
  • Для чего организмам нужны питательные вещества?
  • Энергия?
  • Что является источником энергии для растений?

Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

  • Каковы же особенности питания растений?
  • В каких питательных веществах нуждается растение?
  • Откуда растение берет неорганические вещества?
  • А органические вещества?
  • Почему у растений два способа питания?
  • Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

3.      Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

  • Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии.  А также пройти стажировку. 

Для начала ответим на некоторые вопросы:

  • Что является органом почвенного питания?

- корень

Роль корня в почвенном питании растений.

  • Каковы основные функции корня?

- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

  • Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

- зона всасывания

  • Каковы особенности ее строения?

- наличие корневых волосков

  • Что собой представляют корневые волоски?

- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно  прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней  минеральными веществами. Они выделяют слизь для  растворения  минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

  • Какой в этом смысл?

- зона всасывания использует для питания новые участки почвы

  • Что произойдет если повредить корневые волоски?

- растение не сможет  добывать из почвы минеральные вещества и воду

  • Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

- пересаживать растения с комочком почвы

  • Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 82)

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в  надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питаниеэто процесс получения растением при помощи корней водных  растворов минеральных веществ.

  • Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли. 

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на  50-98 процентов состоит из воды.  Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли,  включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д.  Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные  вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:    

Удобрения

 


            Органические:                                                                      Минеральные:

                                                                                                               

                                                                   2. Комплексные                                           1.Простые:

                  - торф                                                                                                               - азотные

               - навоз                                                                                                                 - калийные

               - помёт                                                                                                                - фосфорные

               - перегной                                         3. Микроудобрения

 

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий. 

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д.  На полях  же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы.   Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится  со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву.  Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

  

Химический элемент

Значение

Недостаток элемента в минеральном питании

Внешние проявления недостатка элемента

Азот

 

·         Для роста растения

 

·         При недостатке азота замедляется рост растений.

·         Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

·         Сокращается вегетационный период.

·         Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

 

Недостаток азота

 

Калий

·         Поддерживает водный режим

·         Повышает морозо- и засухоустойчивость

·         Повышает устойчивость к заболеваниям.

·         Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

·         Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

 

Картинка 2 из 374

 

Фосфор

       Ускорение развития и плодоношения

       Усиление роста

       корней

       Повышение
зимостойкости

 

  • Задержка цветения и созревания.
  • Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.
  • При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений—фиолетовые оттенки.

 

Картинка 1 из 874

 

 

Существует две группы удобрений Органические и минеральные. 

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д. 

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям  в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе. 

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие  классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная селитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

3.      Первичное закрепление знаний.  Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии.  А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

  • Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.
  •  А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?
  • Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?
  • Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

  • Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Итоги исследования:

4.      Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

Обязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

  Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей. 

·         На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

·         На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

·         У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

·         На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Методическ ая разработка открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений »

Методическ ая разработка открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений »

Каковы же особенности питания растений?

Каковы же особенности питания растений?

Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ

Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ

Калий · Поддерживает водный режим ·

Калий · Поддерживает водный режим ·

Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования

Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024