Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Разработка открытого урока по биологии в 6 «б» классе на тему:
«Минеральное питание растений»
Автор разработки: Базаева Асият Юсуповна, учитель биологии
с. Красный Восход
2018г.
Методическая разработка открытого урока биологии в 6 «б» классе с применением технологии сотрудничества по теме «Минеральное питание растений»
Тема: Минеральное питание растений.
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.
Задачи:
- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;
- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;
- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.
Оборудование: учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Форма работы
1. лабораторная работа
2. КОЗ
3. Работа в группах
4. фронтальная
Индивидуальная
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивационный момент.
Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.
Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
3. Формирование знаний, умений, навыков:
Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений
Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.
Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.
Для начала ответим на некоторые вопросы:
- корень
Роль корня в почвенном питании растений.
- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами
- зона всасывания
- наличие корневых волосков
- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.
- зона всасывания использует для питания новые участки почвы
- растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду
- пересаживать растения с комочком почвы
- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения
Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.
Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.
Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.
Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.
Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.
Воду и минеральные соли.
Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:
Удобрения
Органические: Минеральные:
2. Комплексные 1.Простые:
- торф - азотные
- навоз - калийные
- помёт - фосфорные
- перегной 3. Микроудобрения
Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.
Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.
Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.
Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.
Роль удобрений в росте и развитии растений.
Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?
Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?
Давайте познакомимся с классификацией удобрений.
Химический элемент |
Значение |
Недостаток элемента в минеральном питании |
Внешние проявления недостатка элемента |
Азот
|
· Для роста растения
|
· При недостатке азота замедляется рост растений. · Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур. · Сокращается вегетационный период. · Уменьшается содержание белка и снижается урожай. |
|
Калий |
· Поддерживает водный режим · Повышает морозо- и засухоустойчивость · Повышает устойчивость к заболеваниям. |
· Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности. · Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями. |
|
Фосфор |
• Ускорение развития и плодоношения • Усиление роста • корней • Повышение
|
|
|
Существует две группы удобрений Органические и минеральные.
К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.
Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.
Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.
Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная селитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
3. Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.
Итоги исследования:
4. Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)
Обязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.
Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.
· На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
· На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
· У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
· На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.