Методическая разработка открытого урока литературного чтения на тему: «А.Куприн «Слон».
Тип урока: закрепление изученного материала. |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся
осуществлять переход |
Метапредметные: познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находить в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное. регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью слоников: красный- было всё понятно, комфортно, работой доволен, синий- понял не всё, чувствовал себя не достаточно комфортно, не всё успел ); коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, выполняют задания в группе. |
Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; ; презентация, музыка Ф.Шопена, 3 класс; видеозаписи песен, музыкальных произведений, карточки, схема-опора в виде «дерева предсказаний». |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Готовы вы к уроку? (да) - Садитесь, пожалуйста. На доске: - Что на свете дороже всего? ( Ответы детей). - Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами найдем ответ на поставленный вопрос. |
Сообщают о готовности |
Умеют
слушать
в соответствии с целевой установкой, принимают |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. Сообщение темы и цели урока.
3.Прогнозирование.
4.Целеполагание.
5.Актуализация опорных знаний. Планирование.
|
– С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон».) Понравился ли вам рассказ? Что вы испытывали при чтении текста? (Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.)
Верите ли Вы Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом? Учитель: Верите ли вы в чудеса? Учитель: Верите ли вы, что чудеса можно сделать своими руками? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину” произведения?
-Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (основная мысль произведения). - А конкретнее? -Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? – цель урока.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока? Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом,рассуждать, думать, анализировать, сравнивать). Какие знания нам в этом помогут? (Знание характеристики героев, знание текста,биография писателя, сравнение их поступков и т.д.)
|
Отвечают на вопросы учителя.
Прогнозируют результат работы на уроке.
Отвечают на вопросы учителя , ставят перед собой цель.
Отвечают на вопросы учителя. Опорные слова вывешиваются на «дерево «предсказаний» |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Выражают своё согласие или не согласие с утверждением. Осуществляется мотивация к успеху. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.
Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.
Осуществляют актуализацию знаний. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цель и задачу, планируют свою деятельность. Дополняют по существу.поиск и выделение необходимой информации. |
||||||||||||||||||||||||||||||
6.Проверка домашнего задания (знание текста) Викторина.
|
Показ слайдов под музыку Ф.Шопена. Показ отрывка презентации к уроку. 1. Чем больна девочка ? (1- равнодушием, 2- воспалением ) 2. Что значит равнодушие? 3.Что предлагают доктора? (1-исполнять все капризы, 2- лечение лекарствами) Докажите из текста. 3.Какое желание у девочки появилось однажды?(1.хочет слона, который нарисован на картинке 2.хочет слона, только не того, что на картинке ). 4.Желание увидеть настоящего слона 1)каприз 2)мечта? Докажите. 5.Какое решение принял папа(1-решил исполнить желание дочери, 2- отказал ей) Рассказ ученика. Слоны. Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, а масса 7 тонн. Индийские слоны меньше африканских. Рост их достигает 2-3 метров, а масса 5 тонн. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести своё тело по горным тропам. Они превосходно плавают. У слонов есть хобот. На самом деле это нос , сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт - наберёт в него несколько литров воды. Засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага – захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом гласят крылатые слова Слона и не приметил Делать из мухи слона. Как слон. |
Свои ответы показывают с помощью цифр 1 и 2. Поиск и выделение необходимой информации( ответы доказывают чтением отрывка из текста -выборочное чтение). |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7.Осмысление.Работа по тексту. |
Чтение рассказа до конца. Прием «Чтение с остановками». Читать продолжение рассказа будем с остановками. Для чего будем делать остановки?(лучше понять прочитанное, выделить главное) 1 часть - Почему Надя просыпается чуть свет? - Какие перемены произошли в настроении девочки? 2 часть - Таким ли она его представляла?( Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.) - Почему не испугалась?( Она только немножко поражена громадной величиной животного) 3 часть - Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит? (Она его не боится.) - Отчего Надя хохочет и хлопает в ладоши? - Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?( Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон.) - Что необычного узнали о слоне?( Он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.) 4 часть - Надя разными способами развлекает слона. Для чего она это делает? (Ей интересно общаться с ним.У девочки появилось желание общаться.) - Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном? (Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. ) 5 часть - Что вас удивило в этой части? - Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей? (Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместе со слоном девочка пообедает. ) 6 часть -Почему Наде и Томми снятся такие сны? 7 часть - Опишите состояние девочки в конце рассказа? О чем это говорит? - Что чувствует мама? Почему она крестится? - Сейчас вернемся к «Дереву предсказаний». - Оправдались ли ваши предположения? - Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу? - Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой угрожающей болезни?
|
Самооценка своей деятельности. |
Чтение и анализ прочитанного |
||||||||||||||||||||||||||||||
8. Физминутка. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
9. Работа в паре
|
Характеристика поступков и героев. Зачерните слова лишние слова из характеристики героев .
И сейчас предлагается задание в парах Задание: Вставить пропущенные слова в текст: Ростом он только чуть-чуть пониже двери , а в длину занимает половину ….. ……………… . Кожа на нем …………….. в тяжелых ……………. . Ноги толстые, как …………………. . Длинный………………………. с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших ………………………. . Уши большие, как ………………………. И висят вниз. Глаза совсем…………………………, но умные и добрые. Это слон ……………… . 1. Столовой 2. Грубая 3. В тяжелых складках 4. Ноги толстые как столбы 5. Длинный хвост 6. Голова в больших шишках 7. Уши большие , как лопухи 8. Крошечные 9. Томми |
Выполняют задания по карточкам в группе.
|
Участвуют в коллективной беседе, дискутируют, корректируют, изменяют свою точку зрения. Слушают товарищей в группе. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
10.Проверка работы в парах. |
|
Отвечают,как справились с заданиями. Доказывают с опорой на текст, презентацию, схемы, свои выписки из словаря, энциклопедии( про размеры слона), личный опыт. |
· Сравнение, · классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей;
|
||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой и здоровой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье, слону) Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.) А вы как относитесь к своим близким? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться) Учитель: Возвращаемся к вопросу начала урока. - Что же дороже всего на свете? Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса. - Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн? (Ответы детей) Прекрасный русский писатель,ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди. Что
может быть семьи дороже? – Видеофрагмент «Три желания». Итоги работы учеников. Показ слоников зеленый-трудности, розовый - всёполучилось.
Домашнее задание. • Составить план стр. 41 • Подготовить творческий пересказ от лица Нади, папы, слона.
|
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Высказывают свои предположения |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи Осуществляют самоконтроль учебной деятельности, дают самооценку своей работе на уроке, делают выводы, обобщают с опорой на текст, свой опыт. |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.