Методическая разработка открытого урока на тему:
«Организм – единое целое»
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний
Форма занятия: лекция с элементами практической работы
Технологии, используемые на занятии: ИКТ, системно-деятельностная
Цель учителя: обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о структурных компонентах живых организмов и их взаимодействии в составе целостной единой системы.
Цель обучающихся: Доказать, что все структуры и компоненты организма взаимосвязаны и существуют как единая целостная устойчивая система.
Задачи:
1. Продолжить формирование информационной и познавательной компетенций у обучающихся через организацию работы по выполнению различных типов эвристических заданий.
2. Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания на практике, работать в команде.
Ход занятия
1 этап – организационный – 10 минут
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас будет не обычное занятие. Я предлагаю вам поучаствовать в игре под названием «РВС – разведай, выясни, сообщи». Попробуйте представить, что вы не просто студенты, а настоящие ученые-исследователи. Ваша задача – изучив различные материалы, восстановить определенные процессы и явления, происходящие на планете Земля, которые были утеряны в результате информационного сбоя.
Чтобы вы лучше ориентировались, что вы будете делать в течение занятия и как будет оценена ваша работа, прошу обратить внимание на лист оценивания деятельности студента и маршрутный лист игры «РВС».
На доске Вы видите понятия:
клетка, орган, молекула, ткань, система органов, внешняя среда, организм.
Вам необходимо подумать, где вы встречались с данными понятиями, структурировать имеющиеся знания и составить схему, которая бы отражала взаимосвязь между ними.
На выполнение задания Вам дается 6 минут.
Лист оценивания деятельности студента на занятии по биологии
«Организм – единое целое»
1 задание – составление схемы |
2 задание – формулирование темы и целей урока |
3 задание – определение объекта по описанию |
4 задание – выполнение конспекта |
5 задание – выполнение теста на определение типа биоритмов |
6 задание – выполнение итогового теста |
|
|
|
|
|
|
Маршрутный лист заданий игры «РВС»
1. Составление схемы
2. Формулирование темы и цели занятия
3. Угадай «о чем идет речь»
4. Выполнение заданий по тексту
5. Выполнение теста №1
6. Выполнение электронного теста №2
Оценить свою работу в ходе занятия вы сможете самостоятельно, также оценку вам поставит ваш напарник, ну и в конце занятия оценку поставлю я.
2 этап – основной – 70 минут
Учитель: Итак, уважаемые ученые, вы успешно справились с 1 заданием. А сейчас подумайте, какой вопрос вы будете рассматривать в течение всего занятия (обучающиеся формулируют тему и цель).
Следующее задание для вас – отгадать по описанию «о чем идет речь». Работать вы будете в парах. Я раздам карточки. Если вы, прочитав описание, не можете сразу отгадать, о чем идет речь, есть возможность воспользоваться подсказкой, но в этом случае вы заработаете только 1 балл. Время на выполнение задания – 6 минут. По итогам работы каждая группа зачитает описание своего объекта и назовет его, остальные внимательно слушают и если не согласны, высказывают свой вариант (обучающиеся выполняют задания, представляют результаты работы).
1. Основу системы составляет четырехкамерный насос, находясь в непрерывном движении, он обеспечивает перемещение, продвижение жизненно важной жидкости по всей огромной сети полых трубок.
2. Целостная система различных взаимосвязанных структур, которая обеспечивает регуляцию деятельности всех компонентов и реакцию на какие-либо воздействия. Имеется центр управления системы, а также компоненты, осуществляющие связь, передающие сигналы.
3. Система, которая при помощи механизмов кодирования, копирования и воспроизведения позволяет создавать как точные копии, так и новые объекты, имеющие сходства и различия.
4. Система, которая обеспечивает регуляцию деятельности компонентов какого-либо объекта за счет специально синтезируемых «помощников». В различных отделах данного объекта «помощники» отвечают за свои жизненно важные процессы.
5. Система, обеспечивающая поступление, переработку, превращение и распределение по всем отделам объекта пищевых продуктов.
6. Система, позволяющая при помощи различных приспособлений и механизмов утилизировать отходы, накапливающиеся в каком-либо объекте.
7. Система, обеспечивающая приток, очищение, увлажнение, продвижение ко всем компонентам объекта «полезного» атмосферного воздуха, а также выведение «вредного» воздуха.
8. Система взаимосвязанных структур, обеспечивающая передачу информации о происходящих процессах непосредственно с места события в пункт сбора и обработки информации и обратно.
9. Система, позволяющая с помощью различных механизмов и приспособлений осуществлять операции, связанные с движением, перемещением в пространстве.
10. Система, которая реагирует на проникновение «врага» - ведет борьбу, обезвреживает, уничтожает
Учитель: Молодцы! Чтобы перейти к следующему заданию, хочу привести ситуацию: два человека – здоровый и имеющий заболевание обмена веществ съели за день 1 килограмм конфет. Что произойдет с каждым из них в целом, и как это отразится на отдельных системах органов. Почему? (учащиеся высказывают предположения).
Учитель: Нарушение обмена веществ оказывает влияние как на отдельные органы и системы, так и на весь организм в целом. Чтобы поддерживать нормальное состояние в организме есть специальные механизмы регуляции. С ними вы познакомитесь самостоятельно, изучив материалы текста и ответив на вопросы. Работать вы будете также в группах. Время выполнения задания – 25 минут (обучающиеся выполняют задания, представляют результаты работы).
Учитель: Часть ученых-исследователей мы отправляем в командировку в компьютерный класс с целью подтверждения или опровержения собранных данных о системах органов. С собой вы возьмете ручку и лист оценивания студента. Время выполнения задания – 15 минут.
Остальные останутся в аудитории для продолжения работы.
В ходе изучения материалов текста, вы познакомились с понятием «биологические часы». Предлагаю вам выполнить тест, чтобы определить, к какому типу биоритмов вы относитесь. Перед вами бланки ответов, внимательно слушайте вопросы и выбирайте один из вариантов ответа. В конце мы подсчитаем результаты и определим ваш тип биоритма (проведение и обработка результатов теста).
Учитель: Вы изучили понятия «гомеостаз», «регуляция», виды регуляции. Сейчас я добавлю на доску еще несколько карточек, а вы дополните схему.
3 этап – рефлексия – 10 минут
Учитель: В течение занятия вы изучили различные аспекты деятельности организма. Какой вывод можно сделать, исходя из поставленной в начале занятия цели и собранных данных.
Учитель: Надеюсь, работа на сегодняшнем занятии была плодотворной и интересной. Сейчас мы напишем научный отчет о проделанной работе, что коллеги ученые были в курсе ваших открытий.
У меня есть шаблон отчета, но в нем не хватает прилагательных. Вы по очереди будете мне называть 11 прилагательных, относящихся к теме занятия, я впишу их в места пропусков и зачитаю текст отчета.
Научный отчет.
_____________________________________ коллеги, работая над _________________________________темой «Организм – единое целое», мы установили, что _____________________________________________ органы и _____________________________________ системы взаимосвязаны друг с другом ___________________________________ механизмами регуляции и гомеостаза. Он работают как ____________________________ единая целостная система. Надеемся, _________________________________________ данные, собранные нами в ходе ________________________________________ исследования помогут восстановить ___________________________ процессы и ___________________________ явления, происходящие на _____________________________ планете Земля.
Учитель: Наша игра «РВС» подошла к концу, благодарю за плодотворное сотрудничество. А в качестве домашнего задания предлагаю вам подготовить сообщение на тему «Мои успехи в укреплении и поддержании здоровья» объемом в 1 страницу. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?
Приложения
ТЕСТ №1 «СОВА ИЛИ ЖАВОРОНОК»
Внутри каждого из нас есть «биологические часы», по которым живет не только человеческий организм, но и все живые организмы. Основной биоритм человека - двадцатичетырехчасовой. В течение дня все функции нашего организма подвергаются изменениям. К примеру, температура тела ночью самая низкая, самой высокой она становится к 6 часам утра. Меняются пульс, работа эндокринной системы... Одновременно, в течение дня меняется настроение и деловая активность человека. Именно поэтому все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила «утро вечера мудренее», и тех, кто старается не откладывать дела на утро. Первые - «жаворонки», рано встающие и сразу берущиеся за дела. Вторые - это «совы», пик работоспособности которых приходится на вторую половину дня и даже на ночные часы. Предлагаемый тест поможет вам определить, к какой именно категории вы относитесь. Отвечая на вопросы, отметьте один из имеющихся вариантов ответа, в наибольшей степени характеризующий вас.
Вопросы:
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
а) да, почти всегда;
б) иногда;
в) редко;
г) крайне редко.
2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать?
а) после 1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;
г) до 22 часов.
3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.
4. Если вспомнить ваши последние размолвки дома или с друзьями. то преимущественно в какое время они происходили?
а) в первой половине дня; б) во второй половине дня.
5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью?
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.
6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи во время каникул?
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения.
7. Если рано утром предстоят важные дела, насколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?
а) более чем на 2 часа;
б) на 1-2 часа;
в) меньше чем на 1 час;
г) как обычно.
8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании.
а) меньше минуты;
б) больше минуты.
Обработка результатов
Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.
КЛЮЧ
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Б |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Г |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
Интерпретация результатов и психотехнические упражнения
От 0 до 7 баллов. Вы - Жаворонок. «Жаворонки» отличаются энергичностью, стремление все успеть, везде побывать. Они больше предрасположены к восприятию новых идей.
От 8 до 13 баллов. Вы - аритмик, или «Голубь». Аритмики не подчиняются тому или иному ритму, достаточно легко приспосабливаются к изменениям ситуации.
От 14 до 20 очков. Вы - «Сова». «Совы» отличаются спокойным уравновешенным характером, стремлением к логическому мышлению. Они менее других подвержены панике.
Учитель: подведем итоги урока, выполните тест письменно в тетради
Тест №2 по биологии: Организм — единое целое
1. Структурная и функциональная единица живого организма это ...
а) Клетка
б) Ткань
в) Орган
2. Из чего состоит опорно-двигательная система?
а) Из органов
б) Из скелета
в) Из скелета и мышц
3. Размножение животных происходит благодаря ...
а) Пищевой системе
б) Кровеносной системе
в) Половой системе
4. Клетки, ткани, органы и системы органов в организме ...
а) Взаимосвязаны
б) Существуют по отдельности
в) Существуют по отдельности и конфликтуют друг с другом
5. Среди организмов, состоящих из одной клетки, есть ...
а) Бактерии
б) Грибы
в) Животные
г) Все вышеперечисленные
6. Удалением из организма непереваренных остатков пищи занимается ...
а) Выделительная система
б) Пищеварительная система
в) Эндокринная система
7. Что происходит при недостатке воды в листьях растения?
а) Прекращается образование питательных веществ
б) Растение сразу погибает
в) Ничего не происходит
8. Кровеносная система снабжает всем необходимым для жизни ...
а) Все клетки
б) Редкие клетки
в) Отдельные виды клеток
9. Что обеспечивает движение крови по сосудам?
а) Работа сердца
б) Работа почек
в) Работа печени
10. Выделительная система выводит из организма ...
а) Избыток воды
б) Вредные продукты обмена веществ
в) Все вышеперечисленное
11. __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ - механизм регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма
12. __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ - регулирующее воздействие нервной системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающее согласованность их деятельности и нормальное существование организма
13. __ __ __ __ __ __ __ __ __ - способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.