Методическая разработка открытого урока на тему:
«Правописание безударных окончаний имен существительных»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель: коррекция и тренинг изученных понятий и алгоритмов.
Задачи:
· воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; способствовать воспитанию таких качеств личности, как воля, умение преодолевать трудности в учении; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любознательность, доброжелательность, готовность к взаимовыручке.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить полученные знания детей по изученной теме; умение безошибочно писать безударные окончаниях имён существительных, объяснять правописание данной орфограммы.
Метапредметные:
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие с поставленной задачей, контролировать и оценивать свои действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки.
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе, уметь выполнять взаимопроверку, формировать своё мнение; уметь выполнять работу в паре, в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать самостоятельность, внимание, умение наблюдать и делать выводы, формировать интерес к учебной деятельности, понимание роли русского языка в жизни человека.
Оборудование: компьютер, проектор, ИД, презентация, карточки для работы в парах, проект обучающихся, индивидуальные карточки.
Этапы
урока |
Содержание деятельности учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
2 мин
|
Прозвенел уже звонок начинаем наш урок. (Слайд 1) Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Я желаю вам удачи! За работу, в добрый час! |
Слушают, настраиваются на предстоящую работу
Проверяют свою готовность к уроку. |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. |
2. Актуализации и пробного учебного действия 8-10 мин
|
Тема нашего урока з
-Чтобы определить тему урока вам поможет игра.
Давайте поиграем в игру “Закончи предложение”. Итак,
начинаем! 2.
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
-
Сформулируйте тему урока - Поставьте от данной темы цели – чему мы будем учиться? - Какая у нас цель урока?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 3) 1.Минутка чистописания Мм мо мя мл Морской, моряк, морячок. Разберите слово морской по составу. Составьте предложение со словом моряк по схеме: Кто? что сделал? в какое? куда? Разберите предложение: укажите главные и второстепенные члены, определите части речи. (Моряк отправился в дальнее плавание.) 2. Словарная работа (Слайд 4) Морское судно (корабль) Моряки часто желают друг другу попутного… (ветер) Главный на корабле (капитан). Вспомните словарное слово-синоним к слову капитан (командир). Проверьте себя!
-Как вы думаете, почему наша минутка чистописания и словарная работа связана с морской тематикой? - Сегодня мы отправимся в плавание по островам Океана Знаний, а точнее, наш корабль попадёт в море Имени Существительного. ( Слайд 5)
Карта (Слайд 6) Вы побываете на Острове Коварной Ошибки, сразитесь с пиратами на Острове Безграмотландия, вспомните окончания имён существительных на Острове Падежных Окончаний. Но прежде, чем отправимся в путешествие, давайте вспомним: -Какой праздник отмечает 19 декабря Русская Православная Церковь? (Слайд 7) - А что вы знаете из жизни Святителя Николая? - И, конечно, поможет Вам- путешественникам по Океану Знаний.
- А вы должны на уроке постараться показать, как много знаете и умеете. Я желаю вам получить много хороших отметок, а самое главное – получить орден от Королевы Знаний. (Слайд 8) Мы отправляемся в путешествие на корабле. А на каждом корабле должен быть капитан. А нашим капитаном будет…командир… Как это интересно - много знать! Всем друзьям свои уменья показать. Вы к испытаниям готовы? Вперёд друзья, к победам новым! |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урок, принимают учебную задачу
На уроке научимся проверять падежные окончания имен существительных. Цель: закрепить знания о способе проверки безударной гласной в окончании слов.
Записывают число и классная работа. Работа с однокоренными словами, составление предложения и разборы №2,№4.
Отгадывают словарные слова.
Ответы детей
Отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Почти семнадцать веков прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Николай, великий чудотворец, которого прославляет весь христианский мир за его веру, праведную жизнь и чудеса. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и, конечно, детей. |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Познавательные: -
умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы. - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
|
3. Локализация индивидуальных затруднений 2-3 мин
|
Мы с вами попали на Остров Коварной Ошибки. (Слайд 9) Вернёмся к словам, записанным на минутке чистописания. Я предлагаю вам исследовать: можно ли здесь проверить написание безударной гласной в корне слова? Как? (Проверяем безударную гласную). Проверьте. А если безударная гласная будет в окончании? Мы можем проверить безударную гласную в окончании? |
Комментируют. Слушают, высказывают своё мнение
|
Регулятивные: -целеполагание; умение высказывать свое предположение, формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: - построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; |
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений 6-7 мин
|
Остров пиратов Безграмотландия (Слайд 10) Мы приближаемся ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает! Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты забирают к себе в плен всех, кто безграмотный. Давайте докажем, что мы хорошо знаем падежные окончания имён существительных. Повторение правил работы в парах. Работа по карточкам. Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных? Допиши окончание, укажи склонение, падеж существительных. 1.Корабль стоял в Севастопол… На корабл… всё было отлажено. В половин… третьего ноч… выходим в Чёрное мор… За бортом мигает буй – одинокий солдат на границ… бухты и мор… Проверка (Слайд 11) |
Комментируют схемы Слушают, высказывают своё мнение.
Определить падеж, склонение, вспомнить окончание
Ученики самостоятельно выполняют задания на карточках.
|
Регулятивные: - ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Физминутка 2 мин |
Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.
|
Выполняют физминутку. |
Коммуникативные: -адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих. |
5. Реализация построенного проекта 4-5 мин
|
Остров падежных окончаний (Слайд 12) Существует ещё один способ проверки падежных окончаний. Защита проекта учащимися. Окончания можно проверить по слову-помощнику. В результате нашей работы мы подобрали проверочные слова для каждого склонения
|
Капитан: -Как вы понимаете: что такое слово помощник? (слово, которое поможет быстро определить падежное окончание)
- Почему именно эти слова выбраны помощниками для определения безударных окончаний имен существительных? (имеют ударное окончание во всех падежах)
Комментируют схемы Слушают, высказывают своё мнение
|
Регулятивные: - выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
|
6. Обобщение затруднений 3-5 мин
|
По этим словам, можно проверить написание любого существительного. Проверим этими словами падежные окончания имен существительных хранить (в чём?) в книге 1скл. – в руке 1скл. видеть (в чём?) в озере 2скл. – в плече 2скл. написал (на чём?) на тетради 3скл. – на груди 3скл. ВЫВОД: 1.В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. 2. Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.
-А сейчас мы предлагаем поработать в группах над созданием «Памятки» |
Выводят правило по информации из таблиц.
|
Регулятивные: -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: -построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее решения. Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 мин |
Интеллектуальный тренинг. Проверка падежных окончаний существительных 1. Составление алгоритма проверки падежных окончаний с помощью слов-помощников. (Слайд 14) 2. 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа 5 группа Ехать на чём? Скакать на ком?
6 группа Согласны вы? Сделаны где? по чему? по обеим сторонам площаде – по руке |
Учащиеся в группах выполняют задания, а затем контролируют себя по эталону. Выполняют самооценку выполненной работы.
1. Ставлю существительное в начальную форму. 2. Определяю склонение. 3. Определяю падеж. 4. Подбираю слово-помощник и ставлю в тот же падеж, проверяю окончание существительного (1скл.- рука, 2скл.- плечо, 3скл.- грудь)
|
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - формулировать познавательную цель отдельного задания. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания.
|
8. Включение в систему знаний и повторения 2-3 мин
|
1. Задание от Королевы Знаний. Тренажер «Золотая рыбка» - Подведем итоги урока. Капитан: -Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания имен существительных? (чтобы грамотно писать) - Какие слова- помощники вы запомнили для проверки падежных окончаний имен существительных из урока? -Какой вариант проверки вы выбрали для себя?
- Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей? |
Высказывают
свои впечатления от урока, делают предположения.
|
Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; |
9. Рефлексия деятельности на уроке 2-3 мин
|
Наш марафон пришёл к финалу. Мы потрудились все на славу. Пора итоги подводить, Не грех команду наградить. Награждаются Орденом Королевы Знаний … - Оцени свою работу на уроке. Лесенка успеха. -Перед вами лист с изображением верёвки с перекладинами мачты. Нарисуйте себя на перекладине мачты с той цифрой, на сколько вы усвоили тему урока. Если вам понравился урок, то нарисуйте улыбку. Если нет, то изобразите грусть. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Всем пригодились!(Слайд 15-16) |
Получают позитивный настрой от урока
Капитан: Я прошу наших гостей определить, кто сегодня на уроке был самым активным, самым успешным и вручить эту награду.
|
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. |
Этап разъяснения домашнего задания |
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. НА ДОСКЕ Объяснение. |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
|
Урок русского языка в 4 классе с УУД
Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Цели:
§ Развивать навыки определения грамматических признаков имён существительных - род, число, падеж, склонение.
§ Находить способ действия при написании безударных окончаний имён существительных.
§ Прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость; расширять знание детей об окружающей действительности; развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.
Учебные материалы.
Учебник «Русский язык. 4 класс». (Авт. Зеленина Л.М.); рабочие тетради;
карточки для дифференцированной творческой работы в парах;
карточки для работы в парах;
сигнальные карточки для самостоятельной работы;
ноутбуки (один на парте);
электронное учебное пособие по русскому языку для начальной школы «Тренажёры по русскому языку»;
компьютер, интерактивная доска, проектор;
презентация урока на компьютере учителя.
Ход урока
|
Универсальные учебные действия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний учащихся Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. В звёздах зашифрован маршрут нашего путешествия. Чтобы найти ключ от шифра, мы должны поиграть в игру «Бегущие минутки». За минуту мы должны ответить на максимальное количество вопросов (по песочным часам): § Изменяемая часть слова … (окончание). § Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное). § Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я относятся … (к 1 склонению). § Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость). § К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). § Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, -ё). § Без какой части не может существовать слово? … (Без корня). § Непостоянные признаки имён существительных… (число и падеж). § Сколько падежей в русском языке? … (шесть). § Часть слова без окончания…(основа). § Назовите падежи…(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Как только дети ответят на вопросы, из каждой звезды появляются слова:
Учитель. Мы отправляемся в морское путешествие за сокровищами пиратов. Знания и дружба – это то, что поможет нам в нашем путешествии преодолеть все препятствия и найти клад. Сокровища пиратов не дают спокойно спать искателям приключений. Пора подниматься на борт корабля и отправляться в плавание! Девиз нашего урока: Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить! Учитель. Объясните пословицу. Попробуйте прочитать только первую строку пословицы. Изменится ли её смысл, если прочитаем всю пословицу? Дети. (Рассказывают о том, как они понимают содержание пословицы).
|
Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (личностные УУД)
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, аргументируют свои высказывания (коммуникативные и познавательные УУД).
Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Чистописание. Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо различных соединений букв, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель. Чтобы определить дальнейший наш путь, мы постараемся сейчас рассмотреть соединения букв и записать их очень аккуратно.
ко ка во па го ри со ве |
Дети рассматривают написание соединений букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Словарная работа. Учитель. Раньше путешественники ориентировались в необъятных морских просторах с помощью звёзд. Сейчас мы зажжем на этом небе звёзды. Ведь мы на уроке русского языка, поэтому каждая звезда – это словарное слово. Будем их записывать, обозначать ударение и подчёркивать орфограммы.
К *рабль, к*питан, в *сток, зап* д, гор* зонт, с* кровища, сев* р.
Учитель. Как чистописание связано с нашими словами? Дети. Мы записывали часть слога или безударный слог словарных слов. Учитель. Что общего в этих словах? Дети. Все слова-имена существительные, все относятся ко II склонению (постоянные признаки). Учитель. На какие две группы можно разделить все слова? Дети.1) Имена существительные единственного и множественного числа (непостоянные признаки). 2) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (постоянные признаки). 3) Имена существительные мужского и среднего рода (постоянные признаки).
Учитель. Посмотрите внимательно на небо. Что вам напоминает это скопление звёзд? Дети. Это созвездие Малой Медведицы. Учитель. Что вы знаете об этом созвездии? Дети. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звёзд – Полярная звезда. Учитель. Полярная звезда указывает точное направление на север. Для путешественников она была первой помощницей, заменяя им компас. Теперь у нас есть ориентир и можно двигаться дальше. |
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные и коммуникативные УУД).
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение, устанавливают аналогии (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Обобщение и систематизация полученных знаний. Учитель. Составьте распространённое предложение с помощью словарных слов. (На доске ученик составляет предложение сначала на экране компьютера, затем записывает на доске) Дети. Полярная звезда указывает направление на север. Учитель. Разберите это предложение по составу и по членам предложения. Дети. По составу: Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. По членам предложения: В предложении говорится о звезде. (Что?) Звезда-это подлежащее. Звезда (что делает?) указывает - это сказуемое. Мы нашли грамматическую основу предложения. Находим второстепенные члены предложения. Звезда (какая?) полярная - это определение. Указывает (что?) направление – это дополнение. Указывает (куда?) на север- это обстоятельство.
|
Дети анализируют, рассуждают, аргументируют своё мнение, подводят под понятие, высказываются в устной форме, обобщают полученные знания, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5) Совершенствование знаний, умений и навыков по теме урока и изученным орфограммам. Учитель. Отыскать сокровища пиратов будет нелегко. Придётся вспомнить все приобретённые знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных, какие бывают окончания у существительных 1-го, 2-го и 3-его склонения. Но у нас есть ещё одна помощница. Это карта сокровищ. С её помощью мы найдём сокровища.
А вот и пиратское судно. По первому щелчку мыши появляется корабль пиратов. Он останавливается на берегу моря, по которому плавают акулы и исчезает в море.
Учитель. Наш корабль с алыми парусами проплывает по морю, где так много акул. Может, сокровища спрятаны на его берегу? Проверим?
Учитель нажимает на гиперссылку «круг» и перед ребятами первое испытание.
Учитель. Прочитайте текст.
Дети (читают). Ты умеешь читать небесную книгу? Слова в книг* составляются из букв, а звезды в неб* образуют созвездия. Моряки по звездной книг* умело находят дорогу в необъятном мор*.
Учитель. Как вы думаете, что здесь спрятали пираты?
Дети. Пираты спрятали окончания у существительных.
Учитель. Как мы должны поступить в таких случаях? Дети. Чтобы правильно вставить окончание, необходимо вспомнить алгоритм «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного». Для этого надо: · определить склонение у существительного; · определить падеж; · вспомнить нужное окончание.
Проводится комментированное письмо словосочетаний. После записи каждого словосочетания проводится проверка. Для этого необходимо нажимать по очереди левой кнопкой мыши. При этом будет появляться окончание, а над словом склонение и падеж.
(Можно пользоваться таблицей в учебнике Л.М.Зелениной «Русский язык», с. 109). Дети пишут. Составляются (где? в чём?) в книге-1 скл., п.п. Образуют (где? в чём?) в небе-2 скл., п.п. Находят (где? по чему?) по книге-1 скл., д.п. Находят (где? в чём?) в море-2 скл., п.п.
После записи текста по гиперссылке «карта» возвращаемся на исходный слайд с картой.
Учитель. Мы выполнили задание. Вернёмся к карте. Сокровищ нет. Видно пираты нас перехитрили.
|
Учащиеся самостоятельно находят орфограммы, анализируют, устанавливают аналогии, выполняют действия (вспоминают алгоритм правильного написания падежных окончаний имён существительных, сами формулируют правило, определяют склонение, падеж имён существительных и называют окончание) (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6) Незаметно учитель делает 2 щелчка мышью по звёздочке. На карте начинает мигать звёздочка.
Учитель. Ребята, посмотрите, мигает звёздочка. Она манит нас в змеиный лес. От пиратов можно ожидать что угодно. Надо проверить, что они задумали. Дети. Мы видим пустыню, вдалеке лес и много змей. Учитель. Я предупреждала, что трудности будут, но не думала, что это так будет опасно.
Давайте исправим в стихотворении ошибки и отправимся дальше.
Самостоятельная работа над ошибками в парах. (На каждой парте-карточки)
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залес, А потом спускался внис Да нечаянно повиз.
Дети (записывают). Ходил - ходит, лес-леса, залез – залезать, вниз – внизу, повис - висит.
После исправления ошибок, взаимопроверки, по гиперссылке «карта» возвращаемся на исходный слайд с картой.
|
Ребята проговаривают последовательность действий, планируют свои действия, работают коллективно, анализируют, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, устанавливают аналогии, высказываются в устной форме, подбирают проверочные слова (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Физкультурная минутка (упражнения под музыку). Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к восприятию основного материала по теме урока. Учитель делает щелчок мышью и появляется пират, который уносит сокровища в Китовую бухту, где живут забавные цветные черепахи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию преодоления затруднения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Незаметно учитель делает щелчок мышью(3раза) и появляется пират, который несёт сокровища и исчезает около «Крокодильего болота» Учитель. Мне кажется, нас пытаются запутать. Но не стоит унывать. Мы справимся. Посмотрим, что ещё задумали эти хитрецы. Но только, будьте внимательны. Ведь это болото. В любой момент можно оступиться. И…беда! Учитель нажимает на гиперссылку «круг» и перед ребятами следующее испытание.
Учитель. Поиграем на быстроту действия нашего алгоритма.
По щелчку мыши появляется сочетание имени существительного с предлогом. Без печал*, на ладон*, к медал*, о крокодил*, в бочк*, к черепах*, у дорог*, в травинк*, к лестниц*, по местност*, к побед*, от опасност*, на океан*.
Дети с помощью сигнальных карточек показывают нужную букву. По просьбе учителя один из учеников объясняет своё решение (определяет склонение, падеж, называют окончание.) |
Дети обобщают полученные знания, сами формулируют правило, анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организация дифференцированной самостоятельной работы с заданиями новой темы, корректировка возможных ошибок, определение затруднений при усвоении нового материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Дифференцированная работа). №81, с. 108, работа с учебником Учитель. У кого на парте красный круг - вставить пропущенное окончание, указать склонение и падеж, пользуясь таблицей, с. 109
Учитель. У кого на парте синий круг – вставить пропущенное окончание, указать склонение и падеж, придумать проверочное слово с ударным окончанием (слово должно быть этого же склонения и стоять в этом же падеже) Дети проверяют устно: по Каме - по реке, на пароходе - на корабле, у рощи - у горы (зари).
Учитель. У кого на парте зелёный круг - вставить пропущенное окончание, указать склонение и падеж, придумать два предложения, продолжение рассказа. |
Ребята обобщают полученные знания, строят рассуждения, анализируют, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание. №86, с. 111, правило, с. 110 (по аналогии) Домашнее задание даётся по аналогии с упражнением, выполненным в классе. Даётся сразу, после проверки самостоятельной работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Включение в систему знаний и повторение. Цель: выявление границ применения нового знания, закрепление изученного материала, автоматизация умственных действий и формирование вывода. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель делает щелчок мышью и появляется тот самый пират, который вновь перепрятывает сундук с сокровищами. Он двигается к пещере Мертвеца и открывает его.
Учитель. Вот так хитрец! Решил с нами поиграть. Ничего мы справимся и преодолеем последний рубеж нашего путешествия.
По щелчку мыши на гиперссылку «круг» открывается интерактивная игра «Сокровища пиратов». Ученик, которого вызывают к компьютеру, читает правила игры, выбирает любой корабль и по гиперссылке отправляется к игровому полю. Его задача нажать на кнопку с нужной буквой, объяснить свой выбор устно и нажимая на изображение пирата двигаться дальше. Класс эту работу выполняет в тетради. В конце игры появляются сокровища - награда за проделанную работу. Какой бы корабль не выбрали дети, после появления сундука с сокровищами необходимо на него щёлкнуть.
|
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Итог урока. Рефлексия. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель. А сейчас на ноутбуках выполните тест на проверку правописания падежных окончаний существительных, определения склонения у них. Дети (Выполняют задания теста и получают оценку: сначала I вариант, потом II вариант).
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Карта, действительно, привела нас к сокровищам. Учитель. Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения? Учитель. Мы сегодня закрепили знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Мы можем с вами утверждать, что:
(Учитель по очереди делает щелчок мышью, и появляются начало утверждений, которые дети продолжают сами).
Я ЗНАЮ: как справиться с правильным написанием безударных падежных окончаний имен существительных;
Я МОГУ: рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;
Я СУМЕЮ: сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;
Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ: осознанно высказывать свои мысли и грамотно писать.
Самооценка (на классной магнитной доске, на шкале успеха).
|
Ребята обобщают полученные на уроке знания, получают оценку компьютера за свою работу, а затем проводят самооценку собственной деятельности (коммуникативные и личностные УУД). |
Урок русского языка 4 класс.
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по правописанию безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений.
2. Способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока.
3. Обеспечить комфортные условия для выражения своей точки зрения, мыслей, для развития интеллектуальной культуры учащихся, развития навыков орфографической зоркости (все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки для работы в парах.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
— Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Я желаю вам с хорошим настроением провести этот урок.
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка проблемы урока.
Слайд 2.
— Тема нашего урока зашифрована в этих звёздах. Для того чтобы найти ключ от шифра надо ответить на простые вопросы.
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Как только дети отвечают на последний вопрос, из каждой звезды появляется слово. На экране тема урока.
Слайды 3, 4.
Слайд 5.
4. Словарная работа.
Слайды 6, 7.
К□рабль, к□питан, в□сток, зап□д, гор□зонт, с□кровища, сев□р.
Слайд 8.
— Полярная звезда указывает точное направление на север. Для путешественников она была первой помощницей, заменяя им компас. Теперь у нас есть ориентир и можно двигаться дальше.
5. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Слайд 9.
— Чтобы добраться до острова, нужно разобрать предложение по членам и выписать словосочетания.
Полярная звезда указывает направление на север.
6. Этап совершенствования ЗУН по теме и изученным орфограммам.
- Вот и остров сокровищ.
Слайд 10.
Слайды 11, 12.
Без печал□
на ладон□
к медал□
о крокодил□
в бочк□
к черепах□
у дорог□
в травинк□
к лестниц□
по местност□
к побед□
от опасност□
на океан□
Дети с помощью сигнальных карточек показывают нужную букву. По просьбе учителя один из учеников объясняет своё решение (определяет склонение, падеж, называет окончание).
— А вот и карта острова.
Слайд 13.
- Первое препятствие, которое ждёт нас на острове - «Крокодилье болото».
Слайд 14.
- Мы благополучно его минуем, если правильно напишем окончания существительных в пословицах.
Слайд 15, 16.
— Прочитайте пословицы.
Своя земля и в горст□ мила.
Хочешь добраться до цел□ – плыви вместе со всеми.
Разыграется волна в океан□, разыграется она и в залив□.
По волн□ и море знать.
Проводится комментированное письмо. После записи каждого предложения проводится проверка.
7. Физкультминутка.
Слайд 17.
8. Контроль и самоконтроль. Работа в парах.
- Дальнейший путь ведёт нас в пещеру пиратов. Чтобы преодолеть это препятствие , нужно вставить пропущенные буквы, доказать их написание. Работаем в парах: первые два предложения - В-1, вторые два предложения — В-2.
Слайд 18.
Не забывай друга ни в радост□, ни в печал□ .
На чужой сторонушк□ рад своей воронушк□.
От зорьк□ до зорьк□ моряки на вахт□ зорки.
В лодк□ без весел далеко не уплывешь.
Слайды 19, 20.
Слайд 21.
- Впереди таверна пиратов.
- Чтобы пройти незамеченными, нужно исправить ошибки, определить склонение и падеж имён существительных.
Слайд 22, 23.
Родина.
Родина начинается у твоего дома. А твой дом – или на юги, или на севере страны.
С чего начинается любовь к Родини? Это чувство появляется в детстви. Оно начинается с любви к матере. От матери ты узнал язык своей Родины. В её песни прозвучал голос Родины.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться в праздник, страдать, когда Родини тяжело. И главное, нужно беречь Родину.
- И вот мы уже у цели.
Слайд 24.
- Мы сможем добраться до клада, если разгадаем шифр замка. Для этого нужно разгадать ребус.
Слайд 25, 26.
РАДОСТЬ
10. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Слайд 27.
— Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Карта, действительно, привела нас к сокровищам.
Мы отыскали клад. А что же дальше? Как мы с ним поступим? (Ответы детей).
— Вы по-разному решили распорядиться найденными сокровищами. Я предлагаю вам дома написать небольшое сочинение «Как бы я поступил, если бы нашёл сокровища пиратов».
— А знаете, какие наши с вами главные сокровища? (Это наши знания, это наша дружба).
— Что мы повторяли сегодня на уроке?
— Мы закрепили сегодня знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
— Теперь мы можем с вами утверждать, что:
Я ЗНАЮ:
как справиться с правильным написанием безударных падежных окончаний имен существительных.
Я МОГУ:
рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль.
Я СУМЕЮ:
сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке.
Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:
осознанно высказывать свои мысли и грамотно писать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.