Опытно - методическая разработка
Тема:
«Роль изобразительного искусства
в развитии социальной адаптации учащихся
через формирование активной жизненной позиции
на уроках изобразительного искусства
в 7 классе»
Автор:
МАТИЕВ РИЗВАН ШАИДОВИЧ,
учитель изобразительного искусства
2023 год
Содержание.
1.Вступление ………………………..3
2.Теоретическая часть……………..4
3. Список литературы………………16
4. Приложение……………………….18
Тема исследования:
«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Мотив участия в исследовании –
развитие социальной адаптации школьника.
Цель:
выяснить, насколько велика роль изобразительного искусства в формировании активной жизненной позиции для развития социальной адаптации учащихся.
Введение:
А к т у а л ь н о с т ь и с с л е д о в а н и я связана с
обращением президента к школе с целью создания условий для раскрытия личности, «готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Она обусловлена тем, что в педагогической деятельности я сталкиваюсь с противоречием: дети не готовы признать и принять систему общепринятых ценностей и норм поведения и стремятся придерживаться своей системы ценностей с вытекающим отношением к жизни: конфликтность; агрессивный стиль межличностного общения.
Знакомство с изобразительным искусством может способствовать формированию активной жизненной позиции как признака социально адаптированной личности, востребованной обществом.
Что есть активная жизненная позиция?
Это правило жизни, её восприятие и отношение к ней; образ, стиль жизни.
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я – учащиеся 1- 7- х классов школы, у которых формирование активной жизненной позиции на уроках ИЗО является фактором социальной адаптации учащегося в современных условиях.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – определить, какова вероятность возможности выбора учеником активной жизненной позиции через осознание и принятие общечеловеческих ценностей, выработанных предшествующими поколениями, в условиях изучения изобразительного искусства в школе.
Смысл адаптации - принятие личностью норм и ценностей общества.
Это соответствует
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ:
изучение изобразительного искусства направлено на достижение целей:
освоение
знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения
окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры,
дизайна, архитектуры;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а
также психологической разгрузки и релаксации.
Социально адаптированной можно считать личность, обладающую социальным интеллектом, позволяющим индивиду достигать гармонии с собой и окружающей средой.
Изобразительное искусство - одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, и как средство адаптации к этому миру через зрительские умения.
Темы 3 четверти 7 класса через принцип «от жизни – через искусство – к жизни» способствуют развитию наблюдательности, самосознания и интереса к жизни других людей, поднимает значение каждого момента жизни, вводят собственное бытие учащихся в контекст культуры.
Для исследования современного состояния научной разработанности проблемы социальной адаптации учащихся общеобразовательных школ были проанализированы социально-педагогические, философские, психологические и другие источники. Результаты позволяют выявить высокую актуальность и нарастающее внимание к ней.
Проблеме социальной адаптации посвящены работы философов В. Г. Верещагина, Ю. В. Гана, Е. Л. Ефимова, В. П. Казначеева, С. В. Кинелева, И.А. Милославовой и др. Учеными подчеркивается сложный, системный, многоуровневый характер социальной адаптации.
Встреча с изобразительным искусством уже в первом классе начинается с познания связей искусства с жизнью, с миром, в котором живёт школьник.
На уроках формируется поэтическое видения мира (1 четверть), развивается умение вглядываться в жизнь.
Тема 2 класса «Ты и искусство» приобщает к искусству как к культуре. Через наблюдение учащийся учится видеть мир, выражая своё отношение к нему через изображение .
Тема 3 класса: понимание роли искусства в повседневной жизни, через него происходит приобщение к культуре своего народа.
Тема 4 класса формирует представление о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений о духовной красоте человека.
Основная функция адаптации - освоение условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Тема 5 класса подводит школьников к пониманию коммуникативной функции декоративно- прикладного искусства в обществе.
Тема 6 класса знакомит с искусством изображения как способом познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры.
Непосредственным толчком к началу процесса адаптации чаще всего становится осознание личностью того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых условий среды.
В темах 7 класса изменения языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
В моём проекте адаптация определяется как процесс взаимодействия субъекта и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, приводящие к преодолению стрессовых ситуаций.
Этому способствует развитие поэтического видения реальной жизни при выполнении творческих заданий на уроках в 7 классе во 2-ой четверти.
Адаптация к условиям и требованиям быстроменяющейся жизни, является проблемой для учащихся.
Актуальность обусловила выбор темы исследования:
«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе.»
В практической части я предлагаю развёрнутое тематическое планирование и открытый урок.
Э т а п ы работы:
1 этап накопление и осмысление материала. Основное внимание на этом этапе обращено на формирование общей концепции научно-педагогического исследования ( См планирование)
2 этап теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, трудов основоположников педагогической науки, законодательных и нормативных документов, периодической печати по вопросам исследования, а также изучение практического опыта общеобразовательных школ (см теоретическую часть)
3 этап проведение эксперимента, сравнительный анализ, оформление результатов исследования (см анализ урока)
З а д а ч и и с с л е д о в а н и я : 1. Проанализировать эффективность функции учителя по социальной адаптации учащихся, выявить затруднения, возникающие в ходе социальной адаптации, и вскрыть условия повышения ее эффективности .
2. Определить критерии и показатели эффективной социальной адаптации учащихся, разработать методику выявления уровней их адаптированности .
3. Разработать научно-методические рекомендации и методики, использование которых обеспечит развитие функции учителя по социальной адаптации учащихся (выступление на педсовете).
М е т о д ы и с с л е д о в а н и я :
1. Теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных. Изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме социальной адаптации старшеклассников в общеобразовательных школах.
3. Социологические методы: анкетирование и интервью со старшеклассниками.
4. Обработка и оценка результатов наблюдения.
П р а к т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь работы заключается в том, что оно вооружает педагога общеобразовательной школы эффективньм средством, облегчающим социальную адаптацию учащихся.
Г и п о т е з а исследования:
возможно эффективное выполнение учителем изобразительного искусства функции по социальной адаптации учащихся через создание условий на уроках изобразительного искусства, направленных на формирование активной жизненной позиции учащихся.
Как о ж и д а е м ы й р ез у л ь т а т :
ученик, умеющий анализировать полученные знания, систематизировать и применять их в жизни,
Инициативный,
отвечающий за себя и за свои поступки не только перед самим собой, своими родителями, но и перед обществом,
обладающий потребностью в социально значимой деятельности и ответственностью за ее результаты.
Список литературы:
1.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -
Свердловск: Изд-во Уральского
2. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. М.В.
Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 332 с.
3. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком //
Педагогика. - 1996. - Ш 5. - 3-9.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: йзбр. пси- хол. труды / Под
редакцией Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт практической
психологии", 1995'. - 349 с.
5. Ган Ю.В. Проблема социальной адаптации личности: Авто- реф. дис. ... канд.
филос. наук. - Свердловск, 1982. -18 с.
6. Козлов С М . Социальные катаклизмы глазами старшеклассников // Мир
психологии. - 1998. - Ш 2(7). - 163-164.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
8. Налчаджян А. 0. Социально - психическая адаптация личности: Формы,
механизмы и стратегия. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.
9. Растова Л.М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации
личности // Труды / Алтайск. политех., ин-т. - Барнаул, 1974. - Вып. 37. -
113-119. - 169 -
10. Свиридов Н.А. Социальная, адаптация личности в коллективе // Социал.
исслед. - 1980. - № 3. - 50.
11. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Матер.
Рос. науч.- практ. конф. (26-28 нояб. 1996
г.). - М., 1996. - 184 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я.
Гозмана и Д. А. Леонтьева;
13. Чоросова О.М. Отношение ребенка к себе и другим людям как важнейший
компонент нравственного поведения // Мир психологии. - 1998. - №2.(7). -
170-175.
14. Харрис Т. Я хороший, ты хороший / Сокр. пер. с англ. - М.: Соль, 1993. -
171 с.
15. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. …канд. психол. наук. М., 1997. 204 с.
16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П, 1
17. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2001. - С. 220.
18. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П., 2004. - 270 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.