Декоративно - прикладное творчество - как способ развития интереса к национальной культуре.

  • Документация
  • docx
  • 12.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этом проекте рассматривается проблема воспитания патриота и гражданина России 21 века.
Иконка файла материала Декоративно-прикладное творчество - как способ развития к национальной культуре.docx

 

 

 

 

 

 

«Декоративно-прикладное творчество – как способ развития интереса к национальной культуре якутского народа»

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Сухарев Леонид,

учащийся МАОУ «СОШ № 26», 6 А класса.

Руководитель:

Куделина Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 26»

 

 

 

 

 

 

г. Мирный, 2023 год

 

 

Содержание

Введение

Стр.

       Актуальность работы

3

       Цель исследования

3

       Задачи исследования

3

       Методы исследования

4

       Проблема исследования

4

       Объект исследования

4

       Предмет исследования

4

       Гипотеза

4

Глава 1. Теоретическая часть

 

       1.1 Русская матрёшка – как образец русской культуры

4

       1.2 Орнаменты (узоры), элементы одежды, атрибуты в якутской культуре

7

       1.3 Значение цветовой гаммы

12

Глава 2. Практическая часть

 

       2.1 Посещение художественного музея

 

       2.2 Встреча с председателем общественной организации по развитию якутской национальной культуры в г. Мирный «Сардана» Петровым Фёдором Валентиновичем

 

       2.3 Изготовление заготовок

 

       2.4 Проведение мастер-класса по оформлению заготовок с использованием якутского национального стиля

 

Вывод

 

Список использованной литературы

 

 

 

                      

 

 

 

 

Введение

В прошлом году, весной я вместе со старшим братом и его одноклассниками съездили на экскурсию по городам Золотого Кольца. Каждый день был насыщен новыми впечатлениями и открытиями. Мне очень запомнилось и понравилось посещение Сергиево-Посадской фабрики матрешки «Мастер АРТ», которая продолжает и приумножает традиции старых мастеров. Там мы не только своим глазами увидели всю красоту изделий мастерской, но и сами приняли непосредственное участие в мастер-классе по созданию и оформлению деревянных игрушек. Домой я привёз чистую заготовку для своей младшей сестры, которая её разукрасила. После этого я решил рассказать об этом и провести мастер-класс среди своих одноклассников.

Актуальность исследования: В период глобализации, когда происходит утрата традиционных ценностей в современном обществе, наиболее актуальными остаются проблемы сохранения традиционной культуры народов России.

Цель исследования: Доказать, что развивать интерес и привить любовь юного поколения к национальной культуре можно через декоративно-прикладное творчество искусство.

Задачи исследования:

·        Анализ личного опыта;

·        Изучить литературу;

·        Разобраться в смысловом значении и особенностях якутских орнаментов (узоров); элементов одежды; атрибутов; цветовой гаммы;

·        Ознакомить с полученной информацией учеников 6 А класса;

·        Организовать экскурсию в музей и встретиться с председателем общественной организации по развитию якутской национальной культуры в г. Мирный «Сардана» Петровым Фёдором Валентиновичем;

·        Изготовить заготовки;

·        Провести мастер-класс по оформлению заготовок с использованием якутского национального стиля.

Методы исследования:

·        Работа с Интернет-ресурсами и специальной литературой;

·        Поиск материала и его обработка;

·        Мастер-класс;

·        Создание презентации.

Проблема исследования: В современном мире происходит потеря духовных ценностей, забываются памятники и традиции. Живя в столь прекрасном и суровом районе Севера, хотелось бы не растерять особенности уникальной культуры.

        Объект исследования: Декоративно-прикладное творчество искусство.

Предмет исследования: Орнаменты (узоры), элементы одежды, атрибуты народов Саха.

Гипотеза: Возможно, наша работа будет способствовать сохранению духовных ценностей, воспитанию поколения, которое будет чтить традиции своего народа.

Бережное отношение к истокам и особенностям национальной культуры поможет формированию нравственных основ.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.          Русская матрёшка – как образец русской культуры

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, в 1890 году русские мастера создали знаменитую игрушку в мастерских усадьбы Абрамцево, владельцем которой на тот момент был Савва Мамонтов, довольно известный промышленник и меценат того времени. Художник из мастерской, а именно Сергей Малютин сделал эскиз, а вот саму деревянную игрушку создал на токарном станке другой мастер, Василий Звёздочкин, который приехал в Москву на заработки. Немного поработав на военном заводе, он устроился в мастерскую Мамонтова «Детское воспитание». Мамонтову понравилась игрушка, и он отдал её на роспись коллективу художников. Получилась девушка в белой рубахе, народном сарафане, в фартуке, платке и с чёрным петухом в руках. Вот таким был образ первой матрёшки, оформление которой и по сей день приписывают художнику Сергею Васильевичу Малютину. Хотя нет ни одного документального подтверждения этому факту, как нет и намёка в воспоминаниях самого художника и его окружения. Созданная первая матрёшка на данный момент находится в музее игрушки Сергиева Посада.

Сама же матрёшка получила такое название в связи с популярностью в то время имени Матрёна. Обычно это имя символизировало многодетную мать, которая имеет фигуру уже далекую от стандартов 90-60-90. Собственно имя со временем приобрело нарицательный характер и им обозначали красиво и ярко разрисованных деревянных кукол, матрёшек. Таким образом первая игрушка, созданная мастерами и стала воплощением древнейшего символа культуры России.

Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках. Матрешки могут изображать:

- исторических личностей,

- космических персонажей,

- героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

• Семеновская матрешка;

• Загорская матрешка;

• Тверская матрешка;

• Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью. Такие музеи есть в:

• Сергиевом Посаде;

• Нижнем Новгороде;

• Ногинске;

• Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру. Матрешка — это первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну.

Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.

1.2.          Орнаменты (узоры), элементы одежды, атрибуты в якутской культуре

Орнамент был тесно связан с предметным миром, созданным руками человека и первоначально имел магический смысл оберега, талисмана, приносящего удачу и счастье в охотничьих и семейно-брачных культах и обрядах.

Якутский орнамент, появившийся много лет назад, тесно переплелся с повседневным укладом жителей. Якутские узоры стали частью духовного наследия и играют огромную роль для истории развития нации. Долгое время якутскому творчеству не предавали должного значения и не было попыток его изучить.

Первым привлек внимание исследователей и этнографов к данному виду искусства, в 1936 году, якутский художник М.М. Носов. Именно благодаря ему орнамент стали разделять на квалификации по ряду выделенных признаков. Рисунками украшались практически все предметы быта, различными методами (чеканка, ковка, вышивка, гравировка и т.п.) В результате множества исследований в орнаментах стали выделять элементы доисторического времени, религиозного направления, общественного значения.

Многие этнологи сошлись во мнении, что якутские узоры довольно запутанные и трудночитаемые. Достаточно часто образы животных плотно связанны с узорами растительного или геометрического направления.

Растительный орнамент

Такой вид орнамента крайне распространен в качестве украшения одежды и разных вещей для дома. Узоры представляют собой ветви деревьев, листки, но не цветы и плоды. Они имеют символическое значение и якуты, украшающие таким орнаментом вещи, хотят привлечь в свой дом счастье и достаток.

Лировидный узор считается главной темой растительного направления, он носит значение древа жизни, плодородие и рост. В нанесении лировидного орнамента является его необходимая симметричность и прямое размещение. Наполнением лиры часто становятся иные растительные мотивы.

Листья обозначают чистоту, а форма и толщина дерева — силу духа. Этот орнамент стал очень популярным в XIX веке. Им часто украшают серебряную посуду, и очень важно, что узор должен вписываться в форму изделия, повторяя его изгибы. Переплетение веток не приветствуется.

Ребристое изображение травы называют гребенчатым орнаментом. Он символично состоит из кротких линий, чередующихся с квадратными промежутками, ассоциируется с плодородием и благосостоянием. Многие поддоны, кумысные кубки украшены подобными рисунками.

Цветочный орнамент в виде елочки, лотоса, трилистника носит профильный характер и встречается в 19-20 века на сундуках и небольших изделиях из дерева. Он тесно сплетен с якутскими образами мифологии, древних богинь и цветущих земель.

Узор изображающий малиновые ягоды и обрезки ногтей, относится к разряду «арочных элементов», очень популярный при украшении посуды, а чуть позже стал появляться на крышках коробов. В древние времена наносился простым нажатием ногтя на мокром изделии.

Геометрический орнамент

Как следует из названия, такой орнамент подразумевает использование геометрических фигур, которые создают узор. Такие орнаменты встречаются очень часто. Орнамент должен хорошо вписываться в форму предмета и повторять его очертания. Круг и точки символизируют солнце, и они, по поверьям, охраняют от нечистой силы. Такие орнаменты встречаются на различных предметах из серебра, бересты, кожи, глины, дерева и различных деталях одежды.

Сердца часто вышивают на одежде как символ любви, поэтому такие орнаменты часто встречаются на национальной свадебной одежде.

Кресты тоже используются в качестве оберегов, так как они символизировали свет и чистоту. Такие орнаменты были характерны при оформлении домов, их вырезали на дверях, чтобы привлечь удачу и благополучие в дом.

Зооморфный орнамент

Для якутского орнамента характерно обращение к животному миру. Очень популярны узоры из следов животных — такие орнаменты украшали дома. Исследователи связывают это с охотничьей магией, поэтому следы так почитались. Такие узоры обычно вплетались в геометрический орнамент, так как было достаточно сложно создать очертания животных из геометрических фигур. В основном так изображались птицы, которые символизировали легкость и радость, свободу и устранение преград. Самыми популярными считаются рисунки орла, ворона и лебедя.

Якутский узор в виде бараньих рогов у народа не имеет своего названия, но тем не менее довольно часто использовался для украшения золотых и деревянных изделий в 19 веке. Это изображение не встречается на посуде для кумыса и молочных изделий.

Орнамент изображающий коня символизирует возрождение, движение и обновление. Подобный мотив встречается в интерьере различных сооружений и на украшениях из серебра.

Атрибуты и посуда якутской культуры

Бубен – ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Это непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами.

 

 

Хомус – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы. Живые. Естественные.

 

Дэйбиир (комаромахалка от русского) - один из самых распространённых атрибутов культуры народа Саха (якутов). Это пучок конских волос, скреплённых вместе декоративно отделанной и порой богато украшенной ручкой из кости или дерева, серебра или меди. Имеет два предназначения. Первое - хозяйственное - для отмахивания от мошек и комаров, а также как веер в жаркую погоду или подстилку под голову вместо подушки. Второе - ритуальное - для изгнания из человека злых духов, неприязни, обрядов очищения или имеет оберегающую функцию. Иногда дэйбиир вешают на стену дома для его защиты от злых духов и привлечения счастья в дом. Вешают его также над входной дверью, чтобы «злое» не зашло в дом, а «доброе» не ушло. При всем при этом использование одного и того же дэйбиира одновременно в хозяйственных и ритуальных целях у якутов не считается святотатством. То есть, у них считается нормальным снять со стены оберег и использовать его для отмахивания от мух, а потом снова повесить его на место.

 

 

Якутский нож - это не только традиционное оружие якутов, но и национальный символ Республики Саха (Якутия). Производство якутских ножей - это целое искусство, которое развивается на протяжении многих столетий. Однако их история, к сожалению, не была должным образом задокументирована, так как якуты не имели письменности.

Особенность якутских ножей - это их функциональность. Они могут использоваться для охоты, рыбалки, резьбы по дереву, а также как предмет национальной одежды. Ножи часто декорируются различными узорами и рисунками, которые символизируют различные сюжеты из мифологии якутов.

Якутские ножи 

Чорон – национальный якутский сосуд для потребления кумыса, ранее имел ритуальное значение. Чороны бывают на одной или трех ногах. Сосуд имеет форму кубка, украшается резьбой. Создавался чорон  из цельного куска березы специальным ножом  (иэт) с выгнутым концом. Кубок изготавливался вручную, каждый из чоронов индивидуален, обладает только ему присущими особенностями. Чороны на одной ножке более объемные, предназначены для питья кумыса по очереди, коллективно, во время праздника. Чороны на трех ножках меньшего размера, для индивидуального пользования. Ножки всегда стилизованы, часто схожи с лошадиным копытом.

Чорон – кубок ручной работы с мистическим содержаниемhttps://media.izi.travel/e3579056-3a7d-44aa-a917-03b518f03b71/9ccfe4aa-57c5-4b32-8eaa-086a9caeba7a_800x600.jpg

Чорон в культуре народа саха был не просто посудой. В старину он представлял сакральный сосуд для ритуальных обрядов, проводимых во время Ысыаха — традиционного летнего праздника встречи солнца, также использовался в особо торжественных моментах, например, свадьбы. Чорон предназначен сугубо для питья кумыса — кисломолочного напитка из молока кобылиц.

Тууйас – круглый берестяной короб с тугой крышкой. Прочный, стерильный, непромокаемый. В нём солят грибы, квасят капусту, хранят мёд, сметану, ягоды. В тууйасе ничего не портится. Он напоминает современный тесмос, между внутренней и наружней стенками остаётся небольшая изоляционная прослойка воздуха, благодаря чему содержимое в тууйасе холодное.

Кытыйа деревянная орнаментированная чаша средних размеров, емкостью от 2 до 4 литров. Служит посудой для супов, мяса, каши, ухи.

 

1.3.   Значение цветовой гаммы

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой-Природой. Поэтому цвета отражают природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – все это отражалось в узорах, где преобладали белый, черный, сине-голубой, зеленый и красный цвета.

Красный цвет, как отмечал А.П, Окладников, издревле был связан с религией. Это цвет крови, цвет силы жизни, связь с матерью, поэтому олицетворял Мать-душу (Ийэкут), оберегал ее.

Зеленый (зелень трав), голубой (голубое небо), синий (синие просторы, синева) – цвета природы.

Наши предки в своих песнях и олонхо очень красочно воспевали все эти цвета и их оттенки. Так, зеленый цвет олицетворял связь с живой природой, а голубой – символ Салгын кут (Воздух-душа), он представлял синий бездонный космос с «голубым дыханием» (куох тыын) и был знаком развития, расцвета жизни.

Желтый, белый – цвета солнечных лучей, снега. Они связаны с окружающей средой и являются символом жизни, счастья, всего светлого, хорошего.

Черный, темно-серый, коричневый – цвета земли, олицетворяли Буор кут (Землю-душу), Мать-землю.

Глава 2. Практическая часть

2.1            Посещение художественного музея.

 

2.2            Встреча с председателем общественной организации по развитию якутской национальной культуры в г. Мирный «Сардана» Петровым Фёдором Валентиновичем.

Вопрос: Расскажите об особенностях якутской одежды? какие есть виды традиционного якутской одежды и в чём их различия?

Ответ: Традиционная якутская одежда состоит из множества элементов одежды, предназначенных для определённых целей. Отличаются повседневная и парадная одежда. Одежда отражала социальное и имущественное положение своего носителя. Например, в свадебных нарядах только у богатых девушек присутствовали меха из соболя, бобра, богато украшались бисером и металлическими бляшками. Украшения из серебра служили как оберег от злых духов, а также были показателем богатства её семьи. Общий вес такой женской одежды доходил до 40 кг.

 

Вопрос: Атрибуты якутской культуры? Украшения якутских женщин.

Ответ: Все украшения якутских женщин были из серебра. Серебро - белый цвет, символ чистоты и сам метал был более доступен. Национальные орнаменты отображают все живое в природе: траву, цветы. Деревья и даже насекомых. Якутский народ верил, что изображение природы приносит удачу и оберегает от бед.

 

Вопрос: Национальные обычаи и праздники (как праздновались, какие проводились обряды и ритуалы)?

Ответ:

2.3            Изготовление заготовок.

 

2.4            Проведение мастер-класса по оформлению заготовок с использованием якутского национального стиля.

 

 

Вывод

Список использованной литературы

1.   https://vplate.ru/matreshka/istoriya

2.   https://www.pravmir.ru/matryoshka

3.   https://travel-ykt.ru/kultura-i-istoriya/obyichai-i-traditsii/yakutskie-ornamenty-i-uzory.html

4.   https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/iakutskie_ornamenty

5.   https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-na-temu-iakutskii-ornamen.html


 

6.