Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока преподавателя Брильковой Н.В. с учащимися 2 класса на тему «Развитие навыков слухового анализа на уроке сольфеджио в младших классах ДМШ»
Черняховск
2021
План-конспект
открытого урока преподавателя Брильковой Н.В. с учащимися 2/8 класса на тему «Развитие навыков слухового анализа на уроке сольфеджио в младших классах ДМШ»
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между теоретическими знаниями и музыкальной практикой учащихся.
Задачи урока.
Обучающие: Повторить и закрепить теоретические сведения по темам «Виды ля минора», «Чистые интервалы». Познакомиться с интервалом «секунда».
Развивающие: развивать музыкальное мышление и музыкальный слух.
Воспитательные: Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве;
- технология проблемного диалога;
- личностно-ориентированная технология.
Методы реализации поставленных задач: анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительный, практический.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, наглядные пособия, музыкальный центр.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Слуховой анализ.
3.Теоретическая разминка (кроссворд).
4.Закрепление пройденного материала (вокально-интонационная работа).
5.Музыкальный диктант (чтение с листа, анализ музыкального текста).
6.Знакомство с новым материалом.
7.Постановка проблемы.
8.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Педагог приветствует присутствующих на уроке преподавателей и учащихся класса.
2.Музыкальный анализ.
И. Беркович. Тема вариаций (учащиеся определяют лад, размер, количество фраз).
3.Музыкальный кроссворд. Зашифрованы необходимые термины: гармонический (вид минора), диез, интервал, тоника, тетрахорд. Ключевое слово – минор.
4.Вокально-интонационные упражнения:
- педагог играет натуральный вид ля минора, уч-ся определяют, затем поют:
гамму, отдельные ступени, интервалы (ч.5/I, ч.4/V, ч.8/I);
- упражнение «вопрос-ответ» с использованием интервалов;
- № 111 с дирижированием (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио Iч.);
- педагог играет гармонический вид ля минора, учащиеся определяют, поясняя, какая изменяется ступень; поют верхний тетрахорд, «вопрос-ответ» с использованием движения по вводным ступеням гармонического вида; №115;
- педагог уточняет, какой вид минора есть еще; пение верхнего тетрахорда, «вопрос-ответ» с движением по мелодическому тетрахорду, №74.
5.На доске записана 1-ая часть диктанта. Учащиеся читают с листа, анализируют текст диктанта (тональность, размер, повторность фраз, знакомые интервалы), дописывают до конца (работа у доски). Затем стираются некоторые фрагменты, учащиеся по памяти восстанавливают мелодию.
6.На примере музыкального диктанта знакомство с интервалом секунда.
7.Педагог задает учащимся вопрос о том, какие интервалы-консонансы или диссонансы-наиболее важные, какие из них чаще можно встретить в музыке.
Прослушивание музыкального фрагмента из произведения С. Прокофьева «Дождь и радуга». Вывод.
8.Подведение итогов урока: что узнали нового, что получилось и какие были трудности; домашнее задание.
2021 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.