Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: _____
Урок: окружающий мир.
Тема: «Как растение живет?»
Цель урока:
Создать условия для:
-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
Задачи:
- ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, тепло, воздух, почва;
- продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;
- развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
-выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к живым существам;
- определять условия, необходимые для жизни растений
Умения характеризующие эти достижения:
- описывать свойства растений;
- доказывать, что растение- это живое существо;
- выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Человек и время года –
Это все вокруг …природа
-А что вы делали на предыдущих уроках? (Мы сравнивали воду пресную и солёную, наблюдали куда текут реки.)
- Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний?
- А для чего вам нужно учиться дальше? (Чтобы узнавать каждый день что-то новое)
- Сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)
2. Актуализация знаний.
На доске прикреплены картинки:
Ёж, медведь, голубика, змея.
Голубь, малина, воробей, сорока.
Комар, пчела, кузнечик, клён.
- Посмотрите на картинки Назовите лишнюю в первой строке.
- Назовите лишнюю во второй строке.
- Назовите лишнюю в третьей строке.
Учитель вывешивает лишнии картинки отдельно.
- Назовите предметы, изображённые на этих картинках одним словом. (Растения)
-Какие растения вы знаете?
-На какие группы можно разделить растения?
-Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)
- Давайте еще раз повторим все части растений.
Работа в парах
(У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)
- Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
- Оцените работу в паре.(смайлики: жёлтый - всё выполнили верно, зелёный - допустили ошибку, красный - не справились с заданием)
- Прочтём главные слова.
3. Постановка учебной задачи.
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)
- Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.
- Как вы считаете, растения живые?
- Докажите. (Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться, умирает. Растение живое.)
На доске изображение ромашки. В центре надпись Растение живое существо. На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки подтверждающие, что растение живое.
4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
- Вы хорошо говори , но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?
- Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.
Исследование в малых группах (по иллюстрациям).
Обмен информацией.
- Что вы узнали, исследуя рисунки?
Учитель переворачивает лепестки ромашки.
- Сравните свойства растений, выделенные вами с теми, что записаны на лепестках.
-Все ли факты вы обнаружили?
- Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)
Физкультминутка
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)
- Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?
-Кто знает, как начинается жизнь растений? Мы с вами проращивали семена фасоли в 2-х баночках. В одной баночке у нас находились семена под мокрой тряпочкой, а в другой семена под сухой тряпочкой. Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей.)
-Какие семена проросли?
-Что повлияло на то, что семена стали прорастать?
Рассказ учащихся по наблюдениям.
Учитель вывешивает на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.
-Откуда в природе растения получают воду и тепло?
-Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
-Что необходимо сделать с проросшими семенами?
-Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
-Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
-Что же необходимо для жизни растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)
Учащиеся делают вывод, используя опорные слова на доске
- Ну ещё одно- бережное отношение со стороны человека.
Работа с учебником с. 70-71.
-Какое растение видите? Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек.
- Желудь - плод дуба. В нем спрятано семя.
(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)
- Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.
(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)
- Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)
- Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)
- Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)
- В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется к солнышку.)
- Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)
- С чего начинается жизнь дуба? При помощи компьютера расставьте рисунки в правильном порядке? Остальные проверяют по учебнику.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№1(с.48).
с. 71 в учебнике. Работа по рисункам.
Учитель. Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.
Чтение учащихся по учебнику.
-Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)
Практическая работа.
1) Беседа
- У кого есть дома комнатные растения?
-Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
- А вы помогаете? Что вы делаете?
- Как правильно ухаживать за растениями?
2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно — в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.
- Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
- Цветы любят водные процедуры.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
- Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.
- Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Многие цветы очень любят опрыскивание.
- Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
- Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.
Работа в группах.
- Разделимся на 4 группы по 6 человек. Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 1 пара – протирает листья, 2 пара – рыхлит землю, и последняя 3 пара — поливает цветок. Соблюдайте все правила.
Итог урока. Рефлексия.
- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?
-Что необходимо для жизни растений?
- Оцените свои достижения, выбрав маску.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.