Статья на тему:
«Практическая направленность уроков математики в начальных классах»
Практическая направленность уроков математики в специальной (коррекционной) школе определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного программой, учебным планом, организуемая с целью использования знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики, на практике – в конкретной жизненной ситуации.
«В учении, чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» его, а прожить его, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся», - говорил Герцен.
Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету. Под влиянием данных задач учебная работа даже у слабых школьников протекает более продуктивно. Они раскрывают перед учащимися практическую силу реальных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов. Подобные задачи активизируют познавательную деятельность учащихся с особыми потребностями здоровья, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся.
В первом классе учащиеся знакомятся с понятиями величины (большой –маленький, широкий – узкий, длинный – короткий), количества (много –мало, одинаковое количество), времени (вчера, сегодня, завтра), пространственными величинами (на, под, около).
Изучение нумерации в пределах 10 имеет огромное значение в дальнейшем. Это и построение парами, и расчет по порядку и на «первый – второй» на уроках физкультуры, и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 с помощью линейки.
В ходе проведения игры «Путешествие по станциям» учащиеся получают билеты с указанием номеров мест в поезде. В игре «Театр» дети занимают места в театре согласно полученным билетам. Тут уже важен не только номер места. Нужно обратить внимание и на номер ряда.
При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей.
Важное значение имеет следующее:
- познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;
- доступность школьникам используемого материала;
- реальность описываемой в условиях задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения;
- смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
- облегчение подготовки к уроку учителя;
- расширение возможности иллюстративного сопровождения урока;
- организация самостоятельной деятельности учащихся;
- подготовка печатных материалов для учителя и ученика.
С удовольствием дети играют в игру «Магазин». Они любят продавать и покупать игрушки и школьные принадлежности. Впоследствии эта игра перерастет в реальный поход в магазин. А пока итогом игры является составление и решение задач.
1. Карина купила ручку за 10 р. и тетрадь за 12 р. Сколько денег заплатила девочка за всю покупку?
2. У Данила было 50 р., а у Дениса на 20 р. меньше. Сколько всего денег было у мальчиков?
При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения. Это могут быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий, цены в магазинах и другие.
1. Мама купила 6 карандашей. Цена одного карандаша 6 р. Какова стоимость покупки?
2. Поставьте вопрос и решите задачу:
Кукушка съедает в день 40 гусениц и 5 личинок майского жука.
Основные приемы подбора задач, используемых на уроках математики:
1. Изменение формулировки некоторых задач в учебниках в соответствии с реалиями времени.
2. Дополнение задач вопросами, имеющими воспитательное значение.
3. Составление новых задач, содержание которых способствует трудовому воспитанию.
На уроках математики учащиеся составляют и решают задачи, содержание которых им пригодится в изучении других учебных дисциплин (например, в трудовом обучении)
1. В мастерской было 15 метров ткани. На изготовление костюмов израсходовали 10 м ткани. Сколько метров ткани осталось?
На уроках трудового обучения понадобится умение строить отрезки.
Считается, что ум ребенка на кончиках пальцев. Поэтому по возможности моделируем. При изучении тем «Ломаная. Длина ломаной», «Углы» с помощью проволоки моделируем геометрические фигуры.
Таким образом, практическая направленность уроков математики в специальной (коррекционной) школе является одним из средств коррекции недостатков психофизического развития и подготовки учащихся к овладению профессией и дальнейшей социальной адаптации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.