Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Кюстюмерская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по обществознанию в 9 классе на тему:
« Участие граждан в политической жизни»
Линия учебно-методических комплексов (УМК)
под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание. 5-9 классы
Составила: учитель истории и обществознания
МАОУ «Кюстюмерская СОШ»
Трофимова Светлана Аркадьевна
школьный:kust-vurnar2012@yandex.ru
личный: fhrflmtdyf2015@yandex.ru
Кюстюмеры, 2019
Введение
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по обществознанию в 9 классе, линия УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 5-9 классы. Методическая разработка составлена с учётом современных педагогических технологий. Работа позволяет учащимся сформировать чёткую гражданскую позицию в области избирательного права, что особенно необходимо в современном обществе.
Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий.
Формы организации познавательной деятельности, использованные на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная. Применена нетрадиционная форма урока: межпредметный интегрированный урок (обществознание, право и история) с групповой работой с использованием интернета.
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.
Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:
1. .Познавательные:
ü помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
ü сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
2. Развивающие:
ü развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
ü систематизировать и творчески перерабатывать знания;
ü отрабатывать умения аргументировать свою позицию.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
- воспитывать чувство ответственности за будущее своей страны.
Оборудование:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.
Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Документы, схемы, Конституция РФ.
Актуальностью данной темы является то, что важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в образовательном процессе.
Решаемая проблема состоит в низком качестве правового образования у обучающихся. Интерактивные технологии позволяют обучающимся не только приобрести знания, но и развивать способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в правовой сфере.
Практическая значимость применяемого мной интерактивного обучения интегрированного урока состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Приобретаются умения работы с документами и различными источниками информации.
Какие ожидаемые результаты мы хотим получить, используя данный метод обучения:
личностные: овладение навыками личностных оценок и мнений по отношению к участию граждан в политической жизни государства
метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить её цели и задачи, умение работать в паре, развить навыки высказывания суждений, подтверждая их фактами, владение умениями работы с текстом для исследования
предметные: знание основных политических принципов участия в политической жизни страны, знание основных понятий «выборы», «референдум», «митинги», «избирательное право», «свобода слова»
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость участия в политической жизни страны
регулятивные: формулировать учебную проблему, осуществлять рефлексию и самооценку
познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать понятия, классифицировать.
Коммуникативные: умение взаимодействовать друг с другом, высказывать собственную точку зрения
Ход урока:
1. Организационный момент.
Формулирование темы урока.
Урок начинается с просмотра видеоролика «Наш выбор будущее России»
« Каков народ, таков и падишах». Восточная мудрость
«Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр
«Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда». Джордж Сэвил Галифакс
«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». Платон
«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер (слайд 1)
- Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести до современников и потомков? (напомнить материал, который изучался в 5 классе на уроках истории):
В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче. Другие важные решения принимались в Спарте тем же способом. (Греки. М: РОСМЭН. – 1994. – 96с. – С.22.)
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.
- Тема урока: «Участие граждан в политической жизни». (слайд 2)
Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.
Мотивационный момент.
- Что такое политика? ( 1. Участие в делах государства, цели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь интересов больших групп людей. 2.Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.)
- Повторение (слайд 3,4,5)
Изучение новой темы.
- Итак, мы поговорим с вами о политике, политических правах
( избирательном), …(предположения уч-ся), о выборах и референдумах, политическом участии и его формах. (слайд 6)
План урока: 1. Выборы, референдумы.
2. Право на равный доступ к государственной службе
3. Обращение в органы власти.
4. Другие пути влияния на власть.
5. Значение слова свобода
6. Опасность политического экстремизма
7. Политика – дело каждого (слайд 7)
1. Выборы, референдумы.
1. - С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? (работа с Конституцией РФ) (слайд 8)
Обратите внимание на слайд, обратитесь за помощью к Конституции (ст.32 п. 1) и сделай те вывод: (слайд 9)
- Каковы формы участия граждан в политической жизни?
-Запишите новые понятия в виде схемы (записать на доске)
Формы политического участия
Непосредственное Опосредованное
( прямое) ( через представителей) (слайд 6)
Самостоятельная работа с учебником (стр. 49-50), документом.
Вопросы для самостоятельной работы:
1)Кто и с какого возраста имеет право участвовать в выборах?
2) Кто не имеет право принимать участие в выборах?
3) Что означают прямые выборы?
4)Как проводятся выборы путем тайного голосования?
5)Какие ограничения для избрания депутатов в Госдуму и Президента существуют?
Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, граждане определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.
Работа со ст. 32 п. 2 - вывод об активном и пассивном избирательном праве (слайд 12)
Пассивное избирательное право.
Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет
Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах.
Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.
Работа с кейсами (слайд 13)
1. Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор.
2. В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов.
3. Депутат от «Справедливой России» отметил в интервью: «Необходимо сделать обязательным участие граждан России в выборах. За уклонение от исполнения гражданского долга думцы хотят штрафовать на сумму до 3 тысяч рублей. Эта мера позволит резко повысить число голосующих».
-Какую проблему иллюстрируют данные кейсы.
( Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни)
Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан:
Абсентеизм - уклонение от участия в выборах (слайд 14)
Притча о Конфуции и плачущей женщине
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами.
- Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма?
Предполагаемые ответы:
1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.
2. Отсутствие доверия к политикам.
3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.
4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.
- Какие выборы проводились последними? (18марта 2018 года - выборы в Государственную Думу)
2. Право на равный доступ к государственной службе
Работа с Конституцией ( ст. 32 п.5,6) (слайд 15)
Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.
Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.
3. Обращение в органы власти.
- Какие способы политического участия граждан существуют кроме названных? Работа с Конституцией ( ст. 33) (слайд 16)
- В каких случаях возможно обращение граждан в органы власти?
( самостоятельная работа с учебником с.51-52)
- индивидуальные интересы граждан (жилищная контора не делает ремонт и т. п.).
- жалоба с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства ,
- заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии),
- предложение об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы
Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.
Ст. 29 п. 1 Конституции РФ (слайд 17)
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
- В условиях какого государства это возможно? (повторение определения правового государства и его признаков)
4. Другие пути влияния на власть (слайд 18)
- Выполните задание на листочках
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно указано.
1) партия, 2) профсоюз, 3) спортивное общество, 4) общественно-политическое движение, 5) гражданское общество, 6) союз журналистов, 7) органы местного самоуправления
- Что такое гражданское общество?
Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.
Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через элементы гражданского общества: общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.
К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.
Документ. Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
- На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание?
5. Опасность политического экстремизма (слайд 19)
Работа над понятиями «политическая свобода» и «политический экстремизм» (просмотр видеоролика об экстремизме)
-Участие граждан в политической деятельности обусловлено политическими свободами. При каких условиях политическая свобода способствует развитию общества?
- Могут ли быть политические свободы безграничными или политическая деятельность граждан должна иметь какие – то ограничения?
- Каким образом использование свобод одним человеком может ущемлять права другого?
Введение понятия «политический экстремизм», подведение учеников к выводу об опасности политического экстремизма для государства и общества.
6.Политика –дело каждого. (слайд 20)
Факты. В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы.
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть, кто-то ставит своей целью стать Президентом страны. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным?
IV. Обобщение пройденного, рефлексия. (слайд 21)
- Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.
В начале урока мы поставили проблему:
Изменился ли ваш выбор? Если да, то почему?
Был ли урок полезен, почему?
VI. Самооценка, домашнее задание. (слайд 22)
Обязательное для всех:
§ 6, вопросы с.57,
Познавательное по выбору:
задание 1-2 на с.57 на выбор,
Творческое по желанию:
Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?
Закончить наш урок я хотела бы притчей
В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.