Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 9 классе на тему: "Политические режимы"
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 9 классе на тему: "Политические режимы"

Оценка 5
doc
05.09.2024
Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 9 классе на тему: "Политические режимы"
Поурочный план по обществознанию на тему _Политические режимы _ 9 Класс.doc


Урок обществознания

Тема: Политические режимы.

Цели: 1. Образовательная: раскрыть сущность понятия «политический режим», выявить  основные черты политических режимов.

2. Развивающая: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи.

3. Воспитывающая: способствовать дальнейшему формированию личности, имеющей свою активную жизненную позицию; в процессе организации групповой работы способствовать формированию ответственности за общее дело, взаимопомощь и взаимоуважение.

Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности политических режимов, составление графических изображений политических режимов.

Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации, формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.

Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, рабочая тетрадь, лист оценки работы в группе, ватман, маркеры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Процесс получения новых знаний: практическая работа.

 

План изучения новой темы:

1. Организационный момент

2. Вводно-мотивационный этап. Определение темы урока, постановка проблем, цели урока.

3. Изучение нового материала:

3.1 Понятие политического режима. Виды политических режимов.

3.2 Демократический режим, его признаки.

3.3. Антидемократические режимы: тоталитарный и авторитарный.

4. Закрепление изученного материала

5. Рефлексия. Подведение итогов.

6. Домашнее задание

 

Ход урока

1.      Организационный момент

Проверка готовности класса, оборудования.

2.      Вводно-мотивационный этап

Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь пожалуйста! Я рада видеть вас, ребята, собранными и организованными. От своего и вашего имени я приветствую гостей и надеюсь, что наш урок будет продуктивным, полезным.

А начну  нашу с вами работу с просмотра слайда: здесь изображены следующие личности: Чингисхан, Иван Грозный, Адольф Гитлер, Иосиф Виссарионович Сталин (слайд №). Вам известно, кто эти люди?

Обуч: Политики, диктаторы, правители.

Учитель: Как вы думаете, что их  объединяет?

Обуч: террор, насилие, похожие способы управления государством, жестокость…

Учитель: Действительно, политические деятели, изображенные на слайде, оставили особый след в истории. Их объединяют похожие методы управления государством: террор, насилие, жесткая централизация власти т.д. Проанализируем известную вам (слайд) схему «Формы государства». Какая из трех форм государства указывает на методы и средства осуществления власти?

Обуч: Политические режимы

Уч: Верно. Это тема нашего урока -  «Политические режимы» (слайд)

Мы должны решить следующие задачи:

1. определить сущность понятия «политический режим»;

2. установить виды и характерные черты политических режимов;

 

3.      Изучение нового материала.

3.1 Понятие политического режима и его виды.

Уч: При изучении того или иного общественного явления определяют его понятие. Где понятия можно найти?

Обуч: в текстах учебника, в словарях, в Интернете.

Уч: я подготовила для вас несколько определений понятия «политический режим» (слайд). (Зачитываю)

Политический режим – (от лат. regimen - управление) - обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества. (Политология, словарь)

 

Политический режим – это элемент формы государства, система методов, приемов, средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества. (Пограничный словарь)

 

Политический режим — это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. (Обществознание 11кл. Учебник_Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Кинкулькин А.Т. и др_2010 -415с)

 

 Они заметно отличаются друг от друга. Однако, есть в них то, что придает им единое смысловое содержание. Какие слова, по вашему мнению, определяют понятие «политический режим»? (называют, а я подчеркиваю – «совокупности способов и средств осуществления власти», «система методов, приемов, средств», «система методов» осуществления власти в обществе).

Уч: Эти определения записаны в рабочих тетрадях, в разделе «Словарь темы». При подготовке к следующему уроку выберите из представленных определений одно и постарайтесь запомнить его.

Уч: Какие существуют виды политических режимов? Обратимся к уже знакомой вам схеме «Формы государства». В современной политологии принято выделять демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный политические режимы.

Запишите виды политических режимов в рабочую тетрадь (задание 1).

 

 

3.2 Демократический режим, его признаки

Уч: – работа с интерактивной доской – слайд.

Рассмотрим характерные черты каждого политического режима. «Демократия» - это понятие пришло к нам из древней Греции. Классическая демократия родилась в Афинах в V веке до н.э. Что же означает это понятие?

 

 

 

Демократия

demos                                                                              kratos

 


народ                                                                               власть

народовластие

 

Демократия – вид политического устройства государства или политической системы общества при которой источником власти в государстве признается его народ (слайд).

 

Сейчас нам предстоит выявить черты демократического режима. Работать будем в группах. (3). Прошу выбрать лидера, который будет координировать деятельность всех членов группы и заполнять лист оценки деятельности в группе (на столе). Все необходимые для работы документы, памятки и задания в рабочей тетради, которая есть у каждого на столе.

 Группа №1.Аналитическая: выполнить задание №2 рабочей тетради: проанализировать высказывания У. Черчилля и П.И. Новгородцева о демократии, и выявить их отношение к данному политическому режиму.

(Демократия имеет свои достоинства и недостатки,

Из всех существующих режимов – это лучший, при котором можно жить и действовать,

«возбуждает дух искания».)

 

.

 

3.3. Антидемократические режимы: тоталитарный и авторитарный.

 

Уч.: Продолжим знакомство с политическими режимами. Проанализируем высказывания из следующего слайда (слайд):

«Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Б. Муссолини

«Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным – это почти ничего».

И.В. Сталин

 

 

Тоталитаризм ( от лат totalis- весь, полный, целый) – политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

 

Продолжим работу в группах. Только на этот раз немного поменяемся ролями.

 

Группа №1.Аналитическая: Опираясь на определение понятия «тоталитаризм» и высказывания о тоталитарном режиме, сформулируйте тезисы на тему:

«Личность в условиях тоталитарного режима» (зад №4).

 

Группа №2. Практическая: работа с текстами документов (зад.5 в раб.тетр.): выделить в текстах документов черты, характерные для тоталитарного режима.

 

Группа №3. Художественно – графическая: используя весь имеющийся материал по  вопросу о тоталитаризме, изобразить его графически.( 5мин)

 

Авторитаризм – ( от лат. аuctoritas – власть, влияние) – политический режим, при котором носитель власти ( диктатор, группа людей, т.д.), провозглашает сам себя единственным, имеющим право на власть. Обоснованием существования такой власти является исключительно мнение на этот счет носителя данной власти.

 

 

4. Закрепление изученного материала

 

 

 

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Учит.: Вернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока (слайд, зачитываю) Все они решены.

- Что было интересным на уроке?

- Что показалось трудным?

- Все хорошо сегодня работали, но особенно хочу отметить …за четкие, правильные ответы, …за активное участие в обсуждении вопросов урока,…за особый творческий подход….

- Уважаемые лидеры групп, в процессе работы на уроке вы оценивали самостоятельную работу в группе. Огласите результаты. Листы оценки и по окончании урока пож. сдайте мне.

 

6. Домашнее задание

Учит.: Домашнее задание (слайд) отражено и в ваших рабочих тетрадях, которые вы возьмете с собой.

 

1.      Заполнить сравнительную таблицу «Политические режимы», используя словарь урока и приложение 2 рабочей тетради.

 

2.      Творческие задания на выбор:

2.1 нарисовать эмблемы политических режимов,

2.2 подготовить компьютерные презентации на темы:

 «Политические режимы в лицах и странах»;

«Узнай политический режим по фотографии, картине, карикатуре»

2.3 написать эссе на тему «Политический режим современной России».

 

Спасибо всем за активную, плодотворную работу и за положительные эмоции, которые вы мне подарили! Урок окончен. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок обществознания Тема :

Урок обществознания Тема :

Формы государства». Какая из трех форм государства указывает на методы и средства осуществления власти?

Формы государства». Какая из трех форм государства указывает на методы и средства осуществления власти?

Демократия demos kratos народ власть народовластие

Демократия demos kratos народ власть народовластие

Авторитаризм – ( от лат. аuctoritas – власть, влияние) – политический режим, при котором носитель власти ( диктатор, группа людей, т

Авторитаризм – ( от лат. аuctoritas – власть, влияние) – политический режим, при котором носитель власти ( диктатор, группа людей, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2024