Методическая
разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему: «Личные
местоимения»
Тип урока: отработка умений и рефлексии
Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Знания (ученик будет знать): понятие о местоимении, личных местоимениях.
Умения (ученик будет уметь): распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;
использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать
активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут
формировать элементарные умения в проведении контроля
самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.
Ресурсы: учебник Русский язык 3 класс (2 часть), Канакина В.П.; рабочая тетрадь Русский язык 3 класс (2 часть) Канакина В.П.; презентация, наглядный материал.
План урока
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-3 мин).
II. Актуализация и пробное учебное действие (2-4 мин).
III. Локация индивидуальных затруднений (1-2 мин).
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (1-3 мин).
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (5 мин).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).
VIII. Включение в систему знаний и повторения (3-5 мин).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-3 мин).
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Лариса Сергеевна!
- Дети, прочитайте девиз нашего урока (на доске: «Век живи – век учись!»)
- Как вы понимаете его? ( На протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком)
II. Актуализация и пробное учебное действие (5-6 мин).
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Отгадать загадку:
Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...(местоимение).
- Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предмет, но не называет его).
III. Локализация индивидуальных затруднений (2 мин).
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Отправимся в страну Местоимений. Условие для учащихся:
- запомнить название самого первого города.
В тридевятом царстве в тридесятом
государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и
большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный,
Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый.
Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по
городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения.
Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки.
Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.
На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.
На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО.
Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Вот такие жители живут в городе под названием…….?(Личный)
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений(1—2 мин).
Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
- Как вы думаете, о каких местоимениях на сегодняшнем уроке пойдет речь? (О личных местоимениях)
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Личные местоимения)
- Сформулируем цели нашего урока, в этом нам помогут опорные слова:
Узнать что такое …
Научиться распознавать …
Определит роль в речи
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Поработаем с таблицей на странице 93.
1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы)
2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы)
3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они)
-Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? ( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)
Итак, местоимения имеют лица:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (На один) Аналогично второй столбик.
-Что нового узнали?
Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.
Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.
Местоимения изменяются по лицам и числам.
-Выполним упражнение 159.Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Первые три предложения запишем в тетрадь.
-Прочитайте предложения, найдите личное местоимение, определите на кого (на что ) они указывают, спишете предложение, подчеркните местоимение, скажите устно лицо и число местоимений.
-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название. Запишите в словарик слово «одуванчик» (потому что при малейшем дуновении ветра созревшие семена его разлетаются), выделяя орфограммы цветом.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
- Прочитаем хором стихотворение о личных местоимениях:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
-Какием местоимения называют личными? (Те, которые указывают на лицо, которое участвует в речи.)
-Перечислите эти местоимения? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
Физкультминутка
На одной ноге стоим,
Удержаться так хотим.
Руки кверху поднимаем
И спокойно опускаем.
Надоело всем сидеть.
Нам охота повертеть
Корпусом туда-обратно.
И полезно, и приятно!
А потом и головой
Всласть покрутим мы с тобой.
И на место снова сели,
Принимаемся за дело.
(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
-На столе у вас лежат тесты. Выполните тест.
1. Укажи местоимения 1-го лица.
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
а) я
б) он
в)ты
г) она
д) мы
е) оно
ж) они
з) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
а) имени существительного;
б) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
а) называют предметы;
б) указывают на предметы.
6. Подчеркните лишнее слово в каждого ряда:
а)Я, они, на, ты
б)Но, оно, она, они
в)Я, Яна, ты, вы
-Поменяйтесь со своим соседом работами, проверьте ответы по ключу (на доске).
КЛЮЧ: 1-а, 2- б, 3- б г е ж,4- а, 5 - б, 6- а на, б-но, в – Яна
VIII. Включение в систему знаний и повторений (10-15 мин).
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
- Упр. 127 с. 58 в рабочей тетради.
- Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение. Устно определите лицо и число каждого местоимения.
- С какими местоимениями мы познакомились на сегодняшнем уроке? (С личными местоимениями)
-Какова роль местоимений? (Они указывают на предмет, но не называют его)
-Какие личные местоимения вы знаете? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Поселим личные местоимения в свои квартиры.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
- Ребята, давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. В этом нам поможет радуга.
-Выразите своё настроение на уроке при помощи смайлика, который я вам раздала в начале урока.
- Запишите домашнее задание: стр. 67, упр. 117 (объяснение упражнения).
- Ну, вот и все, подошёл к концу урок. Мы славно поработали. Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!
и за решение задачи).
-Домашнее задание упр.160, стр.94.
-Урок закончен, можете отдыхать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.