Методическая разработка открытого урока по теме: «Изменение воздуха с высотой»
Цель: Образовательная: создание условий для формирования понятий: атмосферное давление, барометры, значение атмосферного давления для человека.
Развивающая: создание условий для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы, обобщать.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса; повышение культуры общения.
Дидактический тип урока: комбинированный урок.
Планируемый результат:
- воспроизведение: описывать строение и узнавать по рисункам различные типы барометров; свободно оперировать понятиями атмосферное давление, химические свойства воздуха;
- интеллектуальный уровень: обобщать, делать выводы по прочитанному и увиденному материалу.
Овладение следующими компетенциями:
- учебно- познавательной;
- информационной;
- коммуникативной.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация ЗУНов.
III. Погружение в новый материал.
Проблема:
Воздух давит на предметы,
Но ответьте мне, друзья,
Как измерить это можно?
Ну, а может быть нельзя?
И всегда ли постоянно
На предметы давит он?
И зачем давленье нужно?
Воздух. Чем полезен он?
Чем выше над Землей находится воздух, тем меньше его плотность и тем больше он разряжен.
Например, на высоте 10 км, масса воздуха = 400 гр,
Рассказ учителя.
Давление измеряют с помощью специальных приборов, которые называются барометрами.
Величина атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Давление атмосферы = 760 мм рт.ст.
Миллиметр ртутного столба – единица измерения давления.
Приборы, измеряющие давление воздуха
Ртутный барометр Барометр-анероид
Беседа по вопросам учебника после параграфа 19.
V. Домашнее задание.
Параграф 19 (пересказ).
VI. Итоги урока.
Тема урока: Изменение давления воздуха с высотой
5 класс
Цель:- сформировать знания об атмосферном давлении и способах его измерения
Задачи:- познакомить с видами барометров и практическим значением атмосферного давления
- формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, атласами, приборами
- воспитывать убеждения в необходимости изучения свойств природных тел для практических целей
Тип урока:- формирования знаний
Вид:- урок-исследование
Метод:- поисковый
Форма организации: * самостоятельная работа
*фронтальная, групповая
Средства обучения: *весы, песок, резиновый шарик
* линейка, лист бумаги
* т . «Биосфера»
*р/т «Естествознание»
* атласы
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
время |
1. Организация |
Беседа: ? Какую главу изучаем? ?Как она названа? |
краткие ответы: - гл.3 - Воздух |
|
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся |
1. Демонстрация и объяснение опытов по свойствам воздуха Я опять сегодня- Фома неверующий .Докажите мне опытами, что воздух- природное тело, имеющее свой «характер», т.е. свойства. 2. Проверочная работа (р/т «Естествознание)» 1) зад. 105 стр. 45(на «3») 2) + зад. 104 стр. 45(на «4») 1) + зад. 107 стр. 46(на «5») |
- ученики (по желанию) выходят и проделывают опыты предыдущего урока, делают выводы самостоятельно - опыт 1 ( демонстрация- 1 ученик) § 18 стр. 71-72 рис. 42 Вывод- воздух имеет вес - опыт 2 ( демонстрация- 1 ученик) § 18 стр. 72-74 рис. 43 Вывод: воздух давит на все предметы, находящиеся на поверхности Земли ( запись в тетрадь) - индивидуальная письменная работа (в тетрадях для пров. работ) |
|
3. Сообщение т/у, постановка цели и задач |
Мы вспомнили некоторые свойства воздуха как природного тела. А какими способами измеряют атм. давление и зачем его нужно измерять? ( озвучивает тему, цель и задачи) |
* /запись темы урока в тетрадь/ |
|
4.Актуализация знаний |
Вставь буквы в непонятные слова ( на доске прямо сказать какие-то иероглифы) и дай им определение _тм_сф_р_ Дж_з_ф_ Пр_стл_ 3. См_г 4._тм_сф_рн__ д_вл_н_ _ |
Письменная запись правильного написания слов в тетрадь и устное определение, разъяснение 1.Атмосфера - воздушная оболочка земли 2. Джозеф Пристли - открыл кислород 3.Смог-ядовитый туман ( из смеси дыма, тумана , пыли и ядовитых газов) 4. Атмосферное давление- сила, с которой воздух давит на земную поверхность |
|
5.Введение новых знаний |
1.- сообщение «Как устроена атмосфера» ( -уч-к «Естествознание. 5 класс» § 46 стр.127-129 ? Найдите ответ на вопрос: почему возникает «горная болезнь»? ? на стр. 75 найдите признаки этой болезни ? какой газ «спасает» от этой болезни? ? Внимание! Вопрос для особо усердных слушателей сообщения: Только ли вес воздуха изменяется с высотой? Задача: Определите по рис. 45 стр. 75 учебника: 1) температуру воздуха на высоте 10 км, если на поверхности земли ( 0 высоты) она равна + 25 ْ 2)на высоте 20км 2.Закрепление знаний и формирование умений л/ р «Работа с картой: определение местонахождения гор со снежными вершинами» ? Почему же на вершинах гор всегда лежит снег?( см. рис . 45 стр. 75) По карте выполните задания: 1. Найдите горы со снежными вершинами( см. значки на «легенде карты)» 2.Выпишите их по плану: А) название Б) высота ( в м) В)часть света, на которой находится ? кто больше за 10 мин.? 3.- Самостоятельная работа с учебником: * прочитайте 2 статью § 19. * рассмотрите рис. 46, 47 * найдите в тексте учебника объяснения выделенным словам ( устно) - Закрепление 1. Э. Торричелли-создал ртутный барометр и впервые измерил а/ д 2.мм рт. ст. – единица измерения а/д 3.Барометр- прибор для измерения а/д 4.Ртутный барометр- имеет трубку и чашку с ртутью 5.Барометр- анероид- безжидкостный барометр 6. Метеорологические станции- станции, где постоянно ведется наблюдение за состоянием а/ д |
- сообщение учащегося ( по табл. «Биосфера» ) - на высоте воздух разрежен , т.к. чем выше над землей, тем меньше его плотность -тошнота, головокружение, головная боль. - кислород, т.к. он необходим для дыхания Вывод: атмосфера имеет несколько слоев, в которых количество воздуха уменьшается с высотой. - на каждые 1000м( 1км) температура воздуха уменьшается на 5-6 ْ С ( запись в тетрадь) ( запись в тетрадь) - О м - +25 ْ 1км- +20 ْ 2 км-+15 ْ 3км- +10 ْ 4км- +5 ْ 5км- 0 ْ 6км- - 5 ْ 7км- -10 ْ 8км- -15 ْ 9км- -20 ْ 10км- -25 ْ Ответ : на высоте 10 км воздух будет с температурой - 25 ْ С Ответ: на высоте 20 км воздух будет с температурой - 75ْС - воздух ниже О ْ и снег никогда не тает. - самостоятельно- групповая работа с атласами и тетрадями -ученики (по желанию) читают и объясняют |
|
6. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний |
1. Повторительная беседа Дополните запись на доске: -760мм рт. ст- (нормальное) а/ д - › 760мм рт. ст- (высокое) а/ д - ‹ 760мм рт. ст- (низкое) а/ д 2.Определите а/ д сегодня, используя прибор. ?Как называется этот прибор и почему? ? Какая же главная часть этого прибора? ? Какой прибор создал Э. Торричелли? ? Какой барометр лучше и почему? 3.Зачем работают метеорологические станции? 4.Нужно ли а/ д организму человека? |
- называют слова, которые нужно вставить( стр. 76 предпоследний абзац)и записывают в тетрадь - в кабинете находится на стене барометр – анероид. Наблюдательный ученик отыскивает его и с помощью учителя А) определяет а/ д Б) фиксирует его данные (с помощью специальной стрелки) для наблюдения на следующем уроке - барометр – анероид. (Барометр- прибор для измерения а/д; анероид- безжидкостный барометр) - коробочка, из которой откачен воздух - ртутный барометр - наш! Он не содержит ртути ( это ядовитый жидкий металл) и удобен в использовании) - они определяют и предсказывают а/ д 1)предсказывают погоду- низкое а/д- к ненастью Высокое- к ясной погоде 2) больные люди заранее готовят свой организм к сбоям - благодаря ему происходит дыхание ( стр. 77 посл. абзац) |
|
7.Анализ и оценка итогов работы |
!Обсудить результаты работы и объявить отметки |
- выставление отметок в дневники |
|
8.Определение и разъяснение дом.задания |
д/ з §19 - подготовить сообщение «Барометр» по А.Толстому( из повести «Детство Никиты») |
- запись в дневники - по желанию ученика |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.