Статья по теме: «Новые подходы в преподавании географии в условиях внедрения ФГОС ООО»
Способности развиваются тем успешнее,
чем чаще в своей деятельности человек
добирается до потолка своих возможностей
и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше.
Б.Н. Никитин
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.
В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.
Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, творчество, избавит их от чувства страха и вселит в них веру в себя.
В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает сущность изменений, происходящих сейчас в школьном образовании, можно определить как переход от унифицированного к дифференцированному обучению.
В ходе решения этой проблемы я поставила
перед собой следующие задачи:
- формирование основ географических навыков, необходимых для работы с
источниками знаний;
- усвоение учащимся знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения;
- развитие интереса к предмету;
- развитие познавательной активности;
- создание проблемных ситуаций.
Этому предшествовало мое видение противоречий в обучении:
- между объемом изучаемого материала и количество часов;
- в методах обучения: преобладающая роль учителя и низкая активность учащихся.
Сейчас дифференциацию осуществляю с учетом задатков, возможностей, интересов ребенка. Для реализации этой цели использую следующие приемы:
- изучение учебного курса в индивидуально различном темпе;
- осуществление разного вида помощи учащимся;
- ознакомление и порядок работы с дополнительной литературой.
Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях ребят требуют новых подходов в обучении, т.к. в традиционной системе обучения установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, борясь с неуспеваемостью, ориентировалась на среднего ученика. Единые требования ко всем без исключения замораживали развитие способных, самобытных детей, изгоняя из школы подлинный интерес к знаниям. В работе с учащимся, пониженной обучаемости , исключало приспособление к слабым сторонам ученика.
Новый подход в обучении позволяет активно
воздействовать на умственное развитие всех учеников, чтобы добиться
максимального их развития.
Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным
материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и
умения. Опираясь на уровни усвоения содержания материала при конструировании
учебных задач, я учитываю следующие учебные действия школьников.
Уровень |
Учебные действия |
1. Творческий |
Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать. |
2. Частично – поисковый |
Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять, моделировать. |
3. Репродуктивный |
Называть, измерять, показывать, определять, наносить на карту. |
Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможности выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов. Если цели посильны, а их достижения поощряются, то для учащихся нет ничего естественнее, как стремиться к достижению. Поэтому открытость уровневой подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной деятельности и позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития.
Ведущими педагогическими идеями опыта работы стали:
- сотрудничество педагога и ученика в процессе дифференцированного обучения на основе взаимного доверия и уважения;
- максимальная помощь ученику;
- свободный выбор.
Сложившаяся система работы над каждой темой обеспечивает последовательное нарастание сложности содержания учебного материала на каждом уроке на каждом уровне.
Примеры заданий на проверку уровней развития школьников
Уровень |
Содержание |
Репродуктивный |
1.Какая существует зависимость в размещении основных форм рельефа нашей страны от геологического строения территории? Приведите конкретные примеры. 2.Назовите типичные черты муссонного
климата и объясните их причины. 4. Назовите все известные вам
климатообразующие факторы. 6.На какие компоненты природы влияет
климат? 8. Дайте характеристику особенностей
природы Восточно-Европейской равнины. |
Частично-поисковый |
1. Докажите, что существует взаимосвязи
между рельефом, климатом и внутренними водами территории. |
Творческий |
1. На примере рек покажите взаимосвязь компонентов природы (схематично). 2. Почему при большом количестве рек в
Уральском промышленном районе остро стоит водная проблема? 5. На севере и юге Западно-Сибирской
равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм).
Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге
ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано? |
Для того чтобы дифференцировать учащихся по уровню подготовленности их к восприятию изучаемого предмета, сначала учебного года, я подготавливаю карточки трехуровневого контроля по различным разделам географии. В карточках находятся три вопроса на репродуктивном уровне, ответы на которые оцениваю в один балл и таким образом, ответив на три предложенных вопроса, учащийся получает оценку «3». Кроме этих вопросов в карточку помещаю один вопрос поискового уровня и один вопрос творческого уровня. Ответив на каждый из этих вопросов, ученик получает еще по одному баллу за ответ и имеет возможность получить оценку «4» или «5».
Разноуровневые карточки применяются в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала за определенный отрезок времени (7-10 минут). Для проверки работ используется само или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются учителем самостоятельно. Такой контроль помогает правильно оценить ученика и определить его уровень.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке, это применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала, привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
При работе с одаренными детьми применяю принцип «горизонтального обогащения», т.е. увеличения объема знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в программе по географии.
Цель – стремление не столько дать больший объём знаний, сколько развить вкус у учащихся к исследовательской деятельности. Склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, логически, а также укрепить в них уверенность в своих силах.
Система заданий повышенной сложности
Тип |
Содержание |
1. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений. |
1. Покажите примерно на схеме, как
располагались бы климатические пояса в Южной Америки, если бы она
пересекалась экватором в южной части материка? |
2 Задания на группировку объектов |
1. Разделите предложенные объекты Африки
на группы; дайте название каждой группе; групп должно быть как можно больше;
в каждой группе должно быть не менее двух объектов: Килиманджаро, Калахари,
Лимпопо, Нил, Сахара, Конго, Камерун, Кения, Ньяса, Замбези, Танганьика,
Гвинейский, Нигер, Чад, Атлас, Сомали, Мозамбийский , Эфиопское нагорье,
Виктория, Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня, Драконовы. |
3. Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек. |
Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений: 1.В Австралии много растений и животных-эндемики. 2.Австралия продает на экспорт баранину и шерсть. 3.Австралию почти посередине пересекает южный тропик. 4.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь. 5.Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк. 6.Австалия-материк не имеющий вулканов и землетрясений. 7.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского союза занимает овцеводство. |
4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам. |
Работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями. |
5. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту. |
1. Для того чтобы совершить
трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад,
Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите названия этих
стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке. |
6. Задания на составление, сравнение изученных объектов. |
1. Приведите примеры рек мира, имеющих
режим, сходный с режимом Меконг. Назовите причины сходства. |
7. Задания на прогнозирование географических ситуаций. |
1. Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы). 2.Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления. -Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население. 3. Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если реку Обь «повернуть» и направить на орошение пустынь Средней Азии. |
Домашние задания учащимся предлагаю также дифференцированные. Например:
1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.
2 уровень. На контурную карту нанести все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.
3 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме.
Рефлексия.
На уроках географии я использую рефлексию в сфере сознания, самооценке своей деятельности; в сфере своих умений, что приобрёл (не приобрёл), что произошло со знаниями (знания углубились, расширились, систематизировались, приобрёл новые). Например: «Лесенка знаний», «Неоконченное предложение» и др.
Результативность:
- исключение уравниловки и усреднения детей;
-повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
-объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала;
-создание щадящих условий для слабых учащихся.
-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к урокам, приходится тратить много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель, ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Складывается благоприятный психологический микроклимат между всеми участниками образовательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.