Методическая разработка открытого урока по теме: «Посмотри вокруг. Стороны горизонта»
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток;
уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме;
Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник окружающего мира: 2 класс, 2 часть, Плешаков А.А.; презентация.
П.Увельский 2021г.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока
|
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся |
Деятельность ученика |
|||
1. Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой |
1 мин |
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь
|
Приветствуют учителя
(читают хором)
|
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
2. Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: опрос
|
3 мин |
-Какое время года сейчас? -Какой период весны? -Каковы признаки ранней весны? -Соответствует ли погода за окном ранней весне? -Какое у вас сегодня настроение? Почему?
- Погода может быть разной, но творческий человек всегда найдёт себе по душе занятие в любую погоду и будет счастлив. |
- весна -ранняя - тает снег
|
П: осмысление читаемого текста К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний П.: постановка звука |
3.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. |
3 мин |
Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.
Посмотри , мой юный друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса. Человек и время года. Это всё вокруг природа!
- О чём мы будем говорить с вами на уроке?
- Где находится природа живая и неживая?
- Вот мы и определили тему нашего урока: «Посмотри вокруг». -Откройте учебник на стр.69. Какую поставим цель урока? |
об окружающем мире, о природе(живая и неживая). -вокруг нас
-различать и обозначать стороны горизонта |
К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. |
4. Открытие нового знания Словесный:беседа |
10мин |
- Ребята, внимательно послушайте загадку. Планета голубая, (Земля) -На какой планете мы с вами живём? -Что вы знаете о нашей планете? Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам.
- Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля- это плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся солнце и луна.
-Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты -Так выглядела Земля глазами народов севера. -Как вы думаете правы ли были мудрецы?
–В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.(Все ранние представления о Земле оказываются неверными) - Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. -Что доказывает это кругосветное путешествие? Учёные создали глобус- модель Земли.
-Какую форму имеет планета Земля?
- Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность планеты? - А что увидите? - Чтобы увидеть новые поверхности Земли, нужно?
Не каждый человек имеет возможность путешествовать, а изучать планету, знать очень хочется. Для этого люди изобрели ещё одну модель Земли- карту. Карты существуют разные. С помощью карт изучают растительный и животный мир планеты, местонахождение полезных ископаемых, изучают материки, страны и т.д) На карте полушарий мы можем увидеть вид планеты с противоположных сторон.
- Прошло много времени, пока люди поняли то, что Земля по форме напоминает шар.
ФИЗМИНУТКА Встали. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Нагнулись, присели, Собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке, И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. Побежали на лужайку. На лужайке, на лужайке Прыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И работать мы начнём
- отгадайте загадку. - Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди. (горизонт)
- Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. Посмотрите на слайд, что мы видим вокруг, что это за линия?
Работа с учебником. - Откройте учебник на стр 70 -Найдите информацию в тексте (Что же называют горизонтом и линией горизонта? ) Проведём опыт: Горизонт. Линия горизонта. И можно ли дойти до линии горизонта (картонный круг, фигурка человека). Проводит учитель. - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? - Какой можно сделать вывод?
-Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, куда заходит, закатывается по вечерам?
- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. -Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе).
Посмотрите на схему -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. Работа в парах на карточках «Записываем основные стороны горизонта №1» (проверяем друг у друга) |
-земля
- на планете Земля - мы знаем что … .
-нет
- что земля имеет форму шара
- глобус
-только ту часть, которая находится с нашей стороны -отправиться в путешествие
-горизонт
- нет
-Добраться до линии горизонта нельзя
|
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П:построение рассуждения; осуществление синтеза; К.: построение речевого высказывания. К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения |
5. Первичное закрепление
Словесный метод: беседа
Наглядный: презентация |
6 мин |
-Ребята, для чего нам нужно знать стороны горизонта и уметь их определять(чтобы не заблудиться)
-Проведём игру на внимание. - Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю, к доске). - Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад (к окну), справа – восток(к двери) Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к стене), восток (к двери), север (лицом к доске).
-Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. Учебник с.71(прочитайте первый абзац) -Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком? (Завершаем работу на карточках, дописываем промежуточные стороны горизонта) Дети выходят к магнитной доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света.
СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах |
|
П: структурирование знаний. |
6. Самостоятельная работа
|
5 мин |
- Найдите страничку для любознательных стр.72. Самостоятельно прочитайте о том, как выглядит Земля, а потом пересказ на оценку по желанию. |
|
П: структурирование знаний. |
7. Включение в систему знаний
Наглядный: презентация
Словесный: беседа |
4 мин |
-Какие знания нам пригодятся в походе?
Ребята, задачи можно решать на уроках математики, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи.
Работа в группах. -Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться? -Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться? -Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда они будут возвращаться? |
. - знать стороны горизонта, чтобы ориентироваться на местности
-юг -на запад
-На север |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем |
8. Рефлексия деятельности Словесный: вопрос- ответ; слово учителя |
1 мин |
Вот и подошёл к концу наш урок.
- Какая была тема урока?
- Какую цель ставили на урок? - С какими новыми словами познакомились на уроке?
|
- «Посмотри вокруг» -отличать и обозначать стороны горизонта - горизонт, линия горизонта, стороны горизонта
|
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.