Методическая разработка открытого урока по теме: «Посмотри вокруг. Стороны горизонта»
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по теме: «Посмотри вокруг. Стороны горизонта»

Оценка 4.6
docx
28.02.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: «Посмотри вокруг. Стороны горизонта»
posmotri_vokrug.docx

Методическая разработка открытого урока по теме: «Посмотри вокруг. Стороны горизонта»

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток;

уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме;

Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник окружающего мира: 2 класс, 2 часть, Плешаков А.А.; презентация.

 

 

П.Увельский 2021г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

 

 

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

 

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь

 

Приветствуют учителя

 

 

(читают хором)

 

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2. Актуализация знаний и мотивация

 

Словесный метод:

опрос

 

 

3 мин

-Какое время года сейчас?

-Какой период весны?

-Каковы признаки ранней весны?

-Соответствует ли погода за окном ранней весне?

-Какое у вас сегодня настроение? Почему?

 

- Погода может быть разной, но творческий человек всегда найдёт себе по душе занятие в любую погоду и будет счастлив.

- весна

-ранняя

- тает снег

 

П: осмысление читаемого текста

К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний

П.: постановка звука

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

диалог.

3 мин

Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

 

Посмотри , мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Человек и время года.

Это всё вокруг природа!

 

- О чём мы будем говорить с вами на уроке?

 

- Где находится природа живая и неживая?

 

- Вот мы и определили тему нашего урока: «Посмотри вокруг».

-Откройте учебник на стр.69. Какую поставим цель урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

об окружающем мире, о природе(живая и неживая).

-вокруг нас

 

 

 

-различать и обозначать стороны горизонта

К.: участие в учебном

диалоге; построение

речевых

высказываний.

4. Открытие нового знания

Словесный:беседа

10мин

- Ребята, внимательно послушайте загадку.

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…

(Земля)

-На какой планете мы с вами живём?

-Что вы знаете о нашей планете?

Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам.

 

- Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля- это плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся солнце и луна.

 

-Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты

-Так выглядела Земля глазами народов севера.

-Как вы думаете правы ли были мудрецы?



В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.(Все ранние представления о Земле оказываются неверными)

Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие.

- Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.

-Что доказывает это кругосветное путешествие?

Учёные создали глобус- модель Земли.

 

-Какую форму имеет планета Земля?

 

- Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность планеты?

- А что увидите?

- Чтобы увидеть новые поверхности Земли, нужно?

 

Не каждый человек имеет возможность путешествовать, а изучать планету, знать очень хочется. Для этого люди изобрели ещё одну модель Земли- карту.

Карты существуют разные. С помощью карт изучают растительный и животный мир планеты, местонахождение полезных ископаемых, изучают материки, страны и т.д) На карте полушарий мы можем увидеть вид планеты с противоположных сторон.

 

- Прошло много времени, пока люди поняли то, что Земля по форме напоминает шар.

 

 

ФИЗМИНУТКА

Встали.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Нагнулись, присели,

Собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке,

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

Побежали на лужайку.

На лужайке, на лужайке

Прыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И работать мы начнём

 

- отгадайте загадку.

- Он и летом и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он всё будет впереди. (горизонт)



Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

Посмотрите на слайд, что мы видим вокруг, что это за линия?

 

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр 70

-Найдите информацию в тексте

(Что же называют горизонтом и линией горизонта? )

Проведём опыт: Горизонт. Линия горизонта. И можно ли дойти до линии горизонта (картонный круг, фигурка человека). Проводит учитель.

Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

- Какой можно сделать вывод?

 

-Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, куда заходит, закатывается по вечерам?

 

- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.

-Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе).



Посмотрите на схему 

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

Работа в парах на карточках

«Записываем основные стороны горизонта №1»

(проверяем друг у друга)

 

 

-земля

 

 

 

- на планете Земля

- мы знаем что … .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- что земля имеет форму шара

 

 

 

 

- глобус

 

-только ту часть, которая находится с нашей стороны

-отправиться в путешествие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- нет

 

-Добраться до линии горизонта нельзя

 

 

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П:построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К.: построение

речевого

высказывания.

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения

5. Первичное закрепление

 

Словесный метод: беседа

 

Наглядный: презентация

6 мин

-Ребята, для чего нам нужно знать стороны горизонта и уметь их определять(чтобы не заблудиться)

 

-Проведём игру на внимание.

- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю, к доске).

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад (к окну), справа – восток(к двери)

Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к стене), восток (к двери), север (лицом к доске).

 

-Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. Учебник с.71(прочитайте первый абзац)

-Подумайте, какая сторона горизонта будет

находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

(Завершаем работу на карточках, дописываем промежуточные стороны горизонта)

Дети выходят к магнитной доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света.



СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток

- Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах

 

П: структурирование знаний.

6. Самостоятельная работа

 

5 мин

 - Найдите страничку для любознательных стр.72. Самостоятельно прочитайте о том, как выглядит Земля, а потом пересказ на оценку по желанию.

 

 

П: структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

 

Наглядный: презентация

 

Словесный: беседа

4 мин

-Какие знания нам пригодятся в походе?

 

 

 

Ребята, задачи можно решать на уроках математики, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи.

 

Работа в группах.

-Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?

-Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?

-Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?

. - знать стороны горизонта, чтобы ориентироваться на местности

 

 

 

 

 

-юг

-на запад

 

-На север

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

8. Рефлексия деятельности

Словесный:

вопрос- ответ;

слово учителя

1 мин

 Вот и подошёл к концу наш урок.

 

- Какая была тема урока?

 

 

- Какую цель ставили на урок?

- С какими новыми словами познакомились на уроке?

 

 

 

- «Посмотри вокруг»

-отличать и обозначать стороны горизонта

- горизонт, линия горизонта, стороны горизонта

 

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 


 

Методическая разработка открытого урока по теме: «

Методическая разработка открытого урока по теме: «

Психологический настрой1 мин -Здравствуйте, ребята!

Психологический настрой1 мин -Здравствуйте, ребята!

Словесный:беседа 10мин - Ребята, внимательно послушайте загадку

Словесный:беседа 10мин - Ребята, внимательно послушайте загадку

Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны

Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны

И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке

И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке

Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг

Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг

Дети выходят к магнитной доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света

Дети выходят к магнитной доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023