КОНСПЕКТ
занятия с детьми старшей группы на тему:
«МАТРЕШКА – русский сувенир»
Подготовила: старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №2»
Алейникова Е.М.
р.п.Милославское, 2023г.
Тип ОД: (занятие по сообщению новых знаний)
Вид ОД: (интегрированное занятие – ОО «познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие»)
Тема занятия: «Матрешка – русский сувенир»
Возрастная группа детей: старшая группа (дети 5 - 6 лет)
Программное содержание:
Обучающие задачи: - приобщать детей к истокам народной культуры; - познакомить детей с деревянной игрушкой – матрешкой; - дать понятие «сувенир»; - учить расписывать матрешку нетрадиционным способом рисования - с использованием техники пластилинографии и крупы).
Развивающие задачи: - развивать воображение, память; - развивать интерес к творческой деятельности; - развивать интерес к истории возникновения народных промыслов.
Воспитывающие задачи: - воспитывать умение слушать, выполнять инструкции педагога, работать в группах; - воспитывать бережное отношение к труду народных мастеров.
Словарная работа: - ввести в пассивный словарь детей слова: «экскурсовод», «рукотворный»; - ввести в активный словарь детей слова: «сувенир», «матрешка», «расписывать», «мастера»; «русский сарафан», «расписной платок», «красочный».
Оборудование: стенд, матрешки, альбом с иллюстрациями истории возникновения матрешек, шаблоны матрешек, крупы, музыкальная аудиоколонка, доски для художественного творчества, салфетки, шкатулка, русский сарафан, расписной платок,
Ход занятия
1 часть. Вводная. (Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом, их встречает воспитатель в русском народном костюме). Воспитатель: - Дети, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня
хорошее настроение. Хотите, я отгадаю
почему? Потому, что вы пришли в детский сад, и здесь вас встретили ваши
друзья. Угадала? Предлагаю поиграть в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в
круг, но не держатся за руки)
- Первый лучик, нежный лучик, Заглянул он к нам в оконце И принёс в своих ладошках Теплоту, частицу солнца. (Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями). - А теперь улыбнемся друг другу, поделимся хорошим настроением. Ну вот, я вижу, что вы готовы творить и фантазировать. - Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый наряд. - А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки, и носили длинные сарафаны, вот такой, как у меня. - У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры. Скажите, а что такое сувенир? (Ответы детей). Какой предмет может выступать в роли сувенира? (Ответы детей). В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка Лопатиных слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. Накупить сувениров для родных. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города. - А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране (какой?) России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)
Сюрпризный момент. Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз -
волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные
слова: Загадка: Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская …. Дети: Матрёшка. Воспитатель: Правильно, матрёшка. - Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек. (одна) - Какая она? (нарядная, расписная, красивая) - Почему она расписная? (сарафан украшен цветами) - Из чего сделана матрешка? (из дерева) - Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу. Пять
кукол деревянных, - Сколько кукол? - Кукол пять - Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).
Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут с воспитателем в магазин сувениров). Музыка.
2 часть. Основная. Магазин сувениров «Матрешечка» Воспитатель: - А вот и магазин. Какие здесь сувениры? (матрешки). Он так и называется «Матрешечка». -Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. - Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке, как в доме деревянном. - Ребята, какие матрёшки? (нарядные, красивые, разные по росту, большие и маленькие , расписные) Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? Дети: Сарафан, платок, фартук. Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает. - Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья, сказочные персонажи…). -А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) - Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, а из-под платка видны волосы. Воспитатель: - Молодцы! Ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас? Ответы детей: из дерева … художник, мастер. Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, а затем пускают в производство. Воспитатель: Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Беседа «История возникновения матрешек». Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки). А хотите, я вам расскажу про эту игрушку, что знаю сама? Сядьте на ковер, поудобнее, и слушайте. Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена. Про эту игрушку говорят: « У нее два отца и ни одной
матери». Знаете почему? (альбом) (Показывает альбом с фото всех названых им матрешек).Звали того старика – мудрец Фукурума. В нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Подивились все, да и подумали: «Что ж мы не придумаем свою игрушку?» Позвал Савва Мамонтов художника Сергея Малютина, поговорил с ним, а тот тоже подумал и пошел к токарю Василию Звездочкину, стали вдвоем думать. Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Вот и появилась круглолицая, румяная девушка в цветном платке, в сарафане, с черным петухом в руке. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. Посмотрели они на игрушку. Как же назвать тебя? Дуняша? Варюша? Да Матреша, матрешечка, матрешка! Так с этим именем уже сто лет живет игрушка. (Показ иллюстрации).
- Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. А потом художники расписывают их. У каждого мастера своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. Матрешка является символом России наряду с русской березкой и русским самоваром, и своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Посмотрите, какие современные матрешки – и со сказочными персонажами и с изображением животных (разные матрешки). -А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? Ответы детей: бережно, аккуратно.
Продуктивная деятельность. - Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите вот на эту матрешку. Показывает пластмассовую – бывают и такие матрешки. Давайте ее раскрасим. Но не красками, а… посмотрите. ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ…. Что это?..... Давайте раскрасим юбку матрешки в … розовый цвет, а кофту…… в желтый цвет. Украшают, засыпая крупу крашеного риса и пшена. - Но у нас есть еще нераскрашенные матрешки (картонные шаблоны). Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую. Дети встают, кружатся. - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Готово! Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы) - Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка, платок) На туловище? (сарафан) Чем украшен сарафан? (цветами) - Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку, свой сувенир. Ну, что ж, друзья, за работу. Детям предлагается картонный шаблон, раскрашенный с использованием техники пластилинографии, который они по своему усмотрению декорируют крупами, используя различные виды декора(по образцу и придумывают сами). (Во время работы звучит народная мелодия, воспитатель следит за осанкой детей, по окончании работы дети вытирают руки салфетками).
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились. Какие хорошие мастера. - А о чём вы думали, когда выполняли
свою работу? - Пусть матрешки останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками, самый дорогой. Организация выставки поделок-игрушек. - Ребята, а с какой игрушкой вы сегодня познакомились? Дети: С матрёшкой. Воспитатель: А из чего матрёшка сделана? Дети: Из дерева. Воспитатель: В России чем является матрешка?... экскурсию в какой магазин мы совершили? Дети: Сувенир. Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки? Дети: Нарядные, красивые, расписные, рукотворные…. Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть? Дети: Да Воспитатель: Молодцы. Спасибо. Ну, а сейчас пришло время расставаться. И я на прощанье приготовила для вас сладкий сюрприз из нашего магазина сувениров. (подарок – конфеты матрешки) До свиданья! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.