Конспект занятия "Матрешка-русский сувенир" для детей старшей группы
Оценка 4.9

Конспект занятия "Матрешка-русский сувенир" для детей старшей группы

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство
Детсад
27.06.2023
Конспект занятия "Матрешка-русский сувенир" для детей старшей группы
Конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с русской матрешкой, историей ее возникновения, с понятием "сувенир". В ходе занятия дети выполняют творческую работу по расписыванию матрешек в технике пластилинографии.
Конспект занятия МАТРЕШКА-РУССКИЙ СУВЕНИР.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

занятия с детьми старшей группы на тему:

«МАТРЕШКА – русский сувенир»

 

 

Подготовила: старший воспитатель

МДОУ «Детский сад №2»

Алейникова Е.М.

 

 

р.п.Милославское, 2023г.

 

 

 

Тип ОД: (занятие по сообщению новых знаний)

 

Вид ОД: (интегрированное занятие – ОО «познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие»)

 

Тема занятия: «Матрешка – русский сувенир»

 

Возрастная группа детей: старшая группа (дети 5 - 6 лет)

 

Программное содержание:

 

Обучающие  задачи:

- приобщать детей к истокам народной культуры;

- познакомить детей с деревянной игрушкой – матрешкой;

- дать понятие «сувенир»;

- учить расписывать  матрешку нетрадиционным способом рисования - с использованием техники пластилинографии и крупы).

 

Развивающие  задачи:

       - развивать  воображение, память;

      - развивать интерес к творческой деятельности;

      - развивать интерес к истории возникновения народных промыслов.

  

Воспитывающие  задачи:

      - воспитывать умение слушать, выполнять инструкции педагога, работать в группах;

      - воспитывать  бережное отношение к труду народных мастеров.

 

Словарная работа:

     - ввести в пассивный словарь детей слова: «экскурсовод», «рукотворный»;

     -  ввести в активный словарь детей слова: «сувенир», «матрешка», «расписывать», «мастера»; «русский сарафан», «расписной платок», «красочный».

 

Оборудование:

стенд, матрешки, альбом с иллюстрациями истории возникновения матрешек, шаблоны матрешек, крупы, музыкальная аудиоколонка, доски для художественного творчества, салфетки, шкатулка, русский сарафан, расписной платок,

 

 

 

 

Ход занятия

 

1 частьВводная.

(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом, их встречает воспитатель в русском народном костюме).

Воспитатель:

- Дети, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад, и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? 
Дети: - Да. 
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы -дружные ребята? 

Предлагаю поиграть в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки) 
- меня зовут Елена Михайловна. Меня зовут ……. (- Дети поочерёдно называют своё имя и берутся за руки, получается круг) 
- У каждого из нас разные имена и они все очень красивые, мы все вместе дружим.


Организационный момент:  Игровое упражнение «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

- А теперь улыбнемся друг другу, поделимся  хорошим настроением. Ну вот, я вижу, что вы готовы творить и фантазировать.

- Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый наряд.

 - А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки, и носили длинные сарафаны, вот такой, как у меня.

- У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры.

Скажите, а что такое сувенир? (Ответы детей). Какой предмет может выступать в роли сувенира? (Ответы детей).

В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка Лопатиных слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. Накупить сувениров для родных. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города.

- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране (какой?) России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

 

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила  сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
            Нам, шкатулка, дай ответ,
            Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). 
- А чтобы узнать, что в шкатулке,  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек. (одна)

- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

- Сколько кукол?

- Кукол пять

- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).

 

Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут с воспитателем в магазин сувениров). Музыка.

 

   2 часть. Основная.

                               Магазин сувениров «Матрешечка»

Воспитатель:

- А вот и магазин. Какие здесь сувениры? (матрешки). Он так и называется «Матрешечка».

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

     Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка,  круглёшечка! Улыбается  всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок.

- Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, красивые, разные по росту, большие и маленькие , расписные)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья, сказочные персонажи…). 

-А что находится на лице у матрёшки?  (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, а из-под платка видны волосы.

Воспитатель:

- Молодцы! Ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева  … художник, мастер.

 Правильно. Ее изготавливают из дерева,  липы или березы.  Дерево сначала сушат, а затем пускают в производство.

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

 

Беседа «История возникновения матрешек».

Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).

А хотите, я вам расскажу про эту игрушку, что знаю сама? Сядьте на ковер, поудобнее, и слушайте. Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.

    Про эту игрушку говорят: « У нее два отца и ни одной матери». Знаете почему? (альбом)
    Жил на свете купец, звали его Савва Мамонтов, и была у него жена Катерина. Привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика.

(Показывает альбом с фото всех названых им матрешек).Звали того старика – мудрец Фукурума. В нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Подивились все, да и подумали: «Что ж мы не придумаем свою игрушку?» Позвал Савва Мамонтов художника Сергея Малютина, поговорил с ним, а тот тоже подумал и пошел к токарю Василию Звездочкину, стали вдвоем думать.

    Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал.

    Вот и появилась круглолицая, румяная девушка в цветном платке, в сарафане, с черным петухом в руке. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. Посмотрели они на игрушку. Как же назвать тебя? Дуняша? Варюша? Да Матреша, матрешечка, матрешка! Так с этим именем уже сто лет живет игрушка. (Показ иллюстрации).

 

- Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек.

А потом художники расписывают их. У каждого мастера  своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.  

    Матрешка является символом России наряду с русской березкой и русским самоваром, и своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Посмотрите, какие современные матрешки – и со сказочными персонажами и с изображением животных (разные матрешки).

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно.

 

Продуктивная деятельность.

- Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите вот на эту матрешку.

Показывает пластмассовую – бывают и такие матрешки.

Давайте ее раскрасим. Но не красками, а… посмотрите. ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ…. Что это?..... Давайте  раскрасим юбку матрешки в … розовый цвет, а кофту…… в желтый цвет.

Украшают, засыпая крупу крашеного риса и пшена.

- Но у нас есть еще нераскрашенные  матрешки (картонные шаблоны).

Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. 

Я предлагаю вам  стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.  Дети встают, кружатся.

- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Готово! Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(дети садятся за столы)

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка, платок)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку, свой сувенир. Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, раскрашенный с использованием техники пластилинографии, который они по своему усмотрению декорируют крупами, используя различные виды декора(по образцу и придумывают сами).  

(Во время работы звучит народная  мелодия, воспитатель следит за осанкой детей, по окончании работы дети вытирают руки салфетками).


3 часть.
Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

Какие хорошие мастера.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей. 

- Пусть матрешки останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками, самый дорогой.

Организация выставки поделок-игрушек.

- Ребята, а с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: В России чем является матрешка?... экскурсию в какой магазин мы совершили?

Дети: Сувенир.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые, расписные, рукотворные….

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Спасибо.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. И я на прощанье приготовила для вас сладкий сюрприз из нашего магазина сувениров. (подарок – конфеты матрешки) До свиданья!

 


 

КОНСПЕКТ занятия с детьми старшей группы на тему: «МАТРЕШКА – русский сувенир»

КОНСПЕКТ занятия с детьми старшей группы на тему: «МАТРЕШКА – русский сувенир»

Тип ОД : (занятие по сообщению новых знаний)

Тип ОД : (занятие по сообщению новых знаний)

Ход занятия 1 часть . Вводная

Ход занятия 1 часть . Вводная

А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры?

А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры?

Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая

Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, из чего сделана

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, из чего сделана

Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране

Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране

Воспитатель говорит слова на фоне музыки)

Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2023