Методическая разработка открытого занятия по дисциплине общеобразовательного цикла ОДБ.10 «Биология» по теме «Белки, их строение; основные свойства и роль в живых организмах»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине«Биология» по теме «Белки, их строение; основные свойства и роль в живых организмах»
Иконка файла материала Поплавская.открытое занятие.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий техникум промышленной автоматики»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

открытого занятия

«Белки, их строение, основные свойства и роль в живых организмах»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 ОДБ 10 «БИОЛОГИЯ»

для студентов І курса

специальности 38.00.00 «Информационная безопасность»

http://900igr.net/up/datai/146467/0014-011-.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине общеобразовательного цикла ОДБ.10 «Биология» по теме «Белки, их строение; основные свойства и роль в живых организмах»

 

 

 

Составила: Поплавская Елена Фёдоровна – преподаватель биологии ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики», специалист высшей квалификационной категории

 

 

В разработке представлена методика проведения лекционного занятия по дисциплине «Биология» с использованием интерактивных форм и методов проблемного обучения.

 

 

Методическая разработка открытого занятия рекомендована для преподавателей дисциплины ОДБ «Биология» образовательных учреждений среднего профессионального образования.

 

 

Рецензенты:

1.     Логвинов А.В. – преподаватель биологии, экологии, химии ГПОУ «Донецкий политехнический колледж», специалист высшей квалификационной категории;

2.     Пугачёва О.М. – председатель цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин и БЖД, преподаватель ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики», специалист высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин и БЖД

Протокол № 5 от 15.01. 2019 г.                                    

Председатель цикловой комиссии  __________________ О.М. Пугачёва

Введение

 

Разработка открытого занятия по дисциплине «Биология» по теме: «Белки, их строение; основные свойства и роль в живых организмах», предназначена для подготовки и проведения современного занятия с использованием интерактивных методов обучения, навыков самостоятельного приобретения знаний.

Современная система образования основывается на предоставлении обучающимся возможности наблюдать, рассуждать, сопоставлять разные точки зрения, позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, собственные наблюдения.

Целью написания данной методической разработки является показать методику использования метода проблемного обучения при изучении нового материала с использованием интерактивных форм обучения и мультимедийного сопровождения занятия. 

Методика проведения направлена на формирование навыков сотрудничества студента и преподавателя, работы в группах, совершенствование умений делать выводы на основе результатов опытов.

Данная методическая разработка учебного занятия направлена на формирование умения самостоятельно работать в группах с раздаточным материалом. Ее задача организовать наиболее эффективное применение студентами теоретические знания на практике.

Особенностью занятия является то, что формируются не только практические навыки и умения, а также связывается исследовательская работа с постановкой проблемных вопросов. А применение интерактивных форм обучения и мультимедийного сопровождения делает занятие эмоционально ярким, насыщенным и интересным для студентов.


 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Дисциплина: ОДБ 10 «Биология»                    Дата проведения: 11.02.2019 Группа: 1ИБ-18

 

Тема занятия: «Белки, их строение; основные свойства и роль в живых организмах».

Цели занятия:

методическая: показать методику проведения лекционного занятия с использованием интерактивных форм и методов проблемного обучения

образовательная:

·        сформировать знания студентов о белках – природных полимерах, их многообразных функциях, свойствах белков, выделить значимость белков в жизнедеятельности человека;

·        сформировать знания об уникальных особенностях строения белков;

·        углубить знания о взаимосвязи строения и функции веществ на примере белков;

развивающая:

·        развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами белка;

·        развивать творческие способности студентов, направленные на активное применение приобретенных знаний

воспитательная:

·        воспитывать аккуратность, внимательность, настойчивость при выполнении заданий;

·        прививать интерес к дисциплине;

·        воспитать сознательное отношение к здоровому образу жизни

 

Вид занятия: лекционное занятие

Тип занятия: формирование новых знаний и применение умений и навыков

 

Методы и формы проведения занятия: проблемный, иллюстративный, исследовательский, проведение эксперимента, частично-поисковый, работа в малых группах, создание ситуации познавательной новизны

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие: химия, физика, экология, история, математика;

обеспечиваемые: основы безопасности жизнедеятельности, охрана труда

 

Методическое обеспечение занятия: рабочая программа, методическая разработка занятия, учебник, таблицы, опорные конспекты.

 

Оборудование и наглядность: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, вода, раствор белка куриного яйца, этанол; образцы растительной и животного белка.

 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию.

 

Литература:

Основная:

1.     Беляева Д.К., Дымщица Г.М. Общая биология: базовый уровень. 10 класс. – Москва: Просвещение, 2016.

2.     Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2016.

Дополнительная:

1.          Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, с.243-244.

2.          http://school-collection.edu.ru/. - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3.           http://biology.ru - сайт по биологии.

4.          http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny –образовательно-информационный сайт по биологии для студентов.

5.          http://lib.rus.ec –электронный учебник.

6.          http://ru.wikipedia.org- энциклопедия.

 


 

Структура занятия:

 

I. Организационная часть занятия.

Приветствие преподавателя и студентов, проверка присутствующих и готовности к занятию, эмоциональный настрой.

II. Сообщение темы, цели и основных задач занятия

III. Мотивация учебной деятельности

IV. Актуализация опорных знаний

V. Изучение нового материала

 

План занятия:

1.     Классификация белков.

2.     Состав белка. Малые органические молекулы-аминокислоты, их строение, основные свойства. Причины разнообразия белков.

3.     Строение и Структуры белка.

4.     Биополимеры-белки, их строение, основные свойства и роль в живых организмах.

 

VI. Закрепление изученного материала

VII. Подведение итогов занятия. Выставление оценок

1.     Формирование вывода к изученной теме.

2.     Выставление оценок с комментированием.

VIII. Домашнее задание


 

Ход занятия:

I. Организационная часть занятия

Приветствие преподавателя и студентов, проверка визуальной готовности к занятию, эмоциональный настрой (дежурный сообщает фамилии студентов, которые отсутствуют, запись в журнале отсутствующих).

Преподаватель: добрый день! Я рада видеть вас сегодня на занятии. Проверьте готовность своего рабочего места. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на поиск и творчество. Запишем тему занятия в тетради. Надеюсь, что вы готовы сегодня трудиться на благо ваших знаний.

 

II. Сообщение темы, цели и основных задач занятия

Преподаватель: основная задача на занятии понять, каким образом белки осуществляют перечисленные выше многообразные функции, непросто. Единственный способ приблизиться к решению этой задачи – узнать, из чего построен белок, как расположены структурные элементы, составляющие его молекулу, по отношению друг к другу и в пространстве, как они взаимодействуют друг с другом и веществами внешней среды, т.е. изучить строение и свойства белков.

 

III. Мотивация учебной деятельности:

 

Вступительное слово преподавателя: зачитываются строки русского поэта 19 ст. Надсона Семена Яковлевича

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

Капризна как дитя и призрачна как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным…

 

         Чему посвящены строки из стихотворения Надсона С.Я.? Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Вопросы, волнующие людей всегда. В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, создавались теории. Одни послужили основой для новых исследований, другие гибли ввиду несостоятельности…

         Пожалуй, ни одна естественнонаучная задача не знала, да и сейчас не знает такой острой борьбы мировоззрений, какая всегда сопровождала проблемы живого. А причина этой борьбы заключается в самом объекте познания – его уникальности, неповторимости и сложности.

Что же такое жизнь? На этот вопрос наука пыталась ответить издавна. И ученые давно поняли, что главную роль в жизненных процессах играют белки.

         Что такое белок? (жизнь и белок – понятия взаимосвязанные).

Чем же удивительны белки?

Действительно, любой биологический объект, начиная от вирусов и заканчивая человеком, состоит в основном из белков (в пересчете на сухое вещество), поэтому очень важно знать строение, свойства и функции этих соединений.

Чем сложнее организм, тем больше белков он содержит.

В организме бактерии примерно 3-4 тыс. разных белков, а в организме человека более 5 млн. белков (50 % массы клетки в расчёте на сухое вещество). Без белков невозможно представить движение, способность расти, сократимость, размножение.

Часто белки называют протеинами – это название подчёркивает первостепенную роль этих веществ (с греч “протео” - занимаю первое место)

  

 

IV. Актуализация опорных знаний:

Сообщение студента - а знаете ли вы:

1.     Белок никогда не переходит в жир - совет врача диетолога.

2.     Образование морщин связано с уменьшением натурального белка коллагена и впрыскиванием его в верхний слой кожи коллаген возмещается. Почти все мелкие и крупные морщины можно корректировать этой терапией - совет врача косметолога.

3.     Выработка иммунитета - это важная защитная функция белка. Диета снижает иммунитет. 

4.     Изучение белков позволило ответить на вопросы, почему одни люди высокого роста, а другие низкого, одни полные, другие худые, одни медлительные, другие проворные, одни сильные, другие слабые. 

5.     Все белки в организме человека постоянно разрушаются и синтезируются.

6.     Период полураспада белков в теле человека 80 дней, в мышцах, коже, мозгу ― 180 дней, в сыворотке крови и печени ― 10 дней, у ряда гормонов он исчисляется часами и даже минутами (инсулин). 

7.     Каждый вид обладает собственными видами белков. Если бы в белке не было бы заложено этого качества, то не было бы такого разнообразия жизненных форм, к которым относимся и мы. 

 

Беседа: (актуализация опорных знаний, полученных на уроках в 9 классе):

Преподаватель:

1.     Что относят к неорганическим и органическим веществам клетки?

2.     Начнем с повторения, а именно с выдвижения ваших аргументов, доказывающих, что вы знаете понятие «белки».

3.     Вспомните, что такое белки?

4.     Что такое полимеры? (Молекулярный вес белков: от 6000 – до 1,5 млн – значит, что это макромолекула (полимер)).

5.     Какие вы знаете структуры белка?

6.     Назовите известные вам белки, укажите их местонахождение.

7.     Что вы помните о биологических функциях белка? Связаны ли функции   белков с особенностями их структуры?

 

Постановка проблемного вопроса: 

Преподаватель:

         Почему? в состав клетки входят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные вещества, но ни одно из веществ не выполняет столь специфичных функций, как белки. Справедливо ли это?

 

V. Изучение нового материала:

Рассказ преподавателя:

Свойства и функции белка определяются его структурой, строением и многообразием, поэтому даже малые его дефекты структуры имеют серьезные последствия. 

Наследственное заболевание серповидно-клеточная анемия связано с тем, что при синтезе гемоглобина, состоящего приблизительно из 600 аминокислотных остатков, два из них меняются на другие. Это приводит к нарушению функции гемоглобина: эритроциты больных приобретают серповидную форму и утрачивают способность к нормальному переносу кислорода. Это пример связи структуры и функции макромолекул.

 

1.     Классификация белков.

 

Преподаватель: сложность строения белковых молекул и чрезвычайное разнообразие их функций крайне затрудняют создание классификации белков на какой-либо одной основе.

Принято выделять три разные классификации белков: по составу, структуре и функциям.

Задание: классифицировать белковые молекулы по группам. Впишите в схему вместо знаков вопроса (?) названия классификационных групп белков. (данные в схему вносятся в опорные конспекты)     

Схема. Способы классификации белков

 

Ответ 1: По составу: (простые – протеины, сложные - протеиды).

Ответ 2: по структуре: фибриллярные, глобулярные, промежуточные.

 

Преподаватель: протеины содержат только остатки аминокислот, а протеиды, содержат ещё и небелковую часть (липо-, хромо-, глико-, нуклео-, фосфоропротеиды).

К простым белкам (протеинам) относят альбумины, глобулины, гистоны, склеропротеины.

         К сложным белкам (протеидам) относят: фосфопротеиды (казеин), глюкопротеиды (муцин), нуклеопротеиды, хромопротеиды, липопротеиды, флавопротеиды, металлопротеиды.

Классификация белков по их структуре:

- фибриллярные белки – в них наиболее важна вторичная структура – нерастворимы в воде, отличаются механической прочностью. К ним относят коллаген и миозин;

- глобулярные белки – в них наиболее важна третичная структура. Полипептидные цепи таких белков свернуты в компактные глобулы, они растворимы в воде или солевых растворах, легко образуют коллоидные суспензии. К глобулярным белкам относят ферменты и гормоны;

- промежуточные белки – фибриллярной природы, но растворимы в воде, к ним относится фибриноген.

 

Мы сегодня с вами говорим о самых сложных молекулах, входящих в состав живых организмов. А ведь мы с ними знакомы уже давно. Давайте назовем их.

 

Задание: установить соответствие

* альбумин - яичный белок

* кератин - рога, шерсть

* коллаген - кожа

* гемоглобин - кровь

* фибрин, фибриноген - кровь

* пепсин - желудочный сок

* трипсин - поджелудочный сок

* миозин - мышцы

* глобулин - вакцина

* родопсин - зрительный пурпур

* лиозин - слюна

* инсулин - поджелудочная железа

 

 

2.Состав белка. Малые органические молекулы-аминокислоты, их строение, основные свойства. Причины разнообразия белков.

 

Преподаватель:

Для раскрытия природы белка изучим его химические свойства. Белки не удавалось выделить из костной ткани, хрящей, волос, копыт, так как они не переносят нагревания и кристаллизации из горячих растворов. Поэтому вначале занимались изучением не структуры белка, а химического состава.

В белке содержатся следующие химические элементы: С, Н, О, N, S, P, Fe, и др.

Массовая доля элементов:  С -55%,  О  – 24%,  Н  – 7,3%, N – 19%,  S -2,4%.

На долю белков приходится более 50% общей массы органических соединений животной клетки: в мышцах – 80%, в коже – 63%, в печени – 57%, в мозге – 45%, в костях -28%

Мономером белка являются аминокислота. Всего известно 150 аминокислот, в состав живого входит – 20 аминокислот. Они получили название "волшебных", их список представлен в таблице (см. приложение Б).

Среди аминокислот есть заменимые, они могут синтезироваться в организме и незаменимые. Незаменимые, которые в организме не образуются, их получают с пищей (лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, тирозин, метионин). Органические вещества в природе представляют собой биополимеры (пенициллин – С16Н18О4N2, молоко – С1864Н3021О576N466S21, гемоглобин–С3032Н4876О872N780S64) состоящие из мономеров.

Итак, белки это - макромолекулы, биополимеры, полипептиды. Белки - это самые сложные молекулы.

Белки разного размера включают в себя от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч аминокислот. В среднем длина белка 300 аминокислот. Если в состав этого белка входят 12 из 20 важнейших аминокислот, то число возможных изомеров для этого белка оказывается равным 10300.

Причины разнообразия белков.

Решите задачу: сколькими способами можно нанизать на нитку длиной в 100 бусин бусины 20 цветов (студенты решают задачу, используя калькулятор).

Ответ: получается число со 130 нулями, представить такое число невозможно.

 

3.Строение и Структуры белка.

 

Самостоятельная работа студентов с учебным материалом, задание: используя, параграф 3 и рисунки учебника, изучите строение аминокислот:

1.     Сравните строение аминокислот, найдите черты сходства и различия.

2.     Как из 20 аминокислот получаются миллионы белковых молекул?

3.     Что произойдет со свойствами белка, если изменить последовательность аминокислотных звеньев в линейной полимерной цепи? Как эти изменения отразятся на организме?

4.     С помощью рисунка 3 на странице 22 параграфа 3 разберитесь, как образуется пептидная связь. Почему белки по - другому называют пептидами?

Обсуждение самостоятельной работы.

Преподаватель:

Исследования показали, что в укладке пептидной цепи нет ничего случайного или хаотичного. Она свёртывается упорядоченно, для каждого белка определённым образом.

Для того чтобы разобраться в замысловатой укладке белковой макромолекулы, следует рассмотреть в ней уровни организации.

 

Беседа по изучению нового материала с применением постановки проблемных вопросов:

1.   Какой единый принцип лежит в основе построения первичной структуры белка? Ожидаемый ответ: последовательность чередования различных аминокислотных звеньев в полипептидной цепи.

2.   Что собой представляет вторичная структура белка? Какие связи стабилизируют вторичную структуру? Ожидаемый ответ: пространственная конфигурация белковой молекулы свернутые в виде спирали. В формировании и поддержании плотной спиральной конфигурации полипептидной цепи играют роль водородные связи между –С=О и –N–H группами.

3.   Что собой представляет третичная структура белка? Ожидаемый ответ: третичная структура отражает расположение полипептидной цепи в пространстве, это конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная в спираль полипептидная цепь. Она поддерживается взаимодействием разных функциональных групп полипептидной цепи. Так, между атомами серы образуется дисульфидный мостик, между карбоксильной и гидроксильной группами имеется сложноэфирный мостик, а между карбоксильной и аминогруппами может возникнуть солевой мостик.  Для этой структуры характерны и водородные связи).

4.   Какую роль выполняют радикалы в третичной структуре? Ожидаемый ответ: полярные, гидрофильные R-радикалы выступая наружу глобулы, обеспечивают специфическую биологическую активность белка.

5.   Что собой представляет четвертичная структура белка? Ожидаемый ответ: некоторые белковые макромолекулы могут соединяться друг с другом и образовывать относительно крупные агрегаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студентов, задание: заполнить схему:

 

Преподаватель:

Как можно с помощью проволоки, бус показать образование вторичной, третичной, четвертичной структур белка. За счет каких связей, взаимодействий это происходит?

(студенты демонстрируют выполнение раннее полученного задания сделать структуры белка)

 

Свойства белков.

 

При рассмотрении вопроса преподаватель использует элементы беседы, проводит работу над формированием понятий

 

Преподаватель:

Физические свойства. Свойства белков так же разнообразны, как и функции, которые они выполняют. Одни белки растворяются в воде, образуя, как правило, коллоидные растворы (например, белок яйца); другие растворяются в разбавленных растворах солей; третьи нерастворимы (например, белки покровных тканей).

Для белков характерна различная окраска: белая, красная (гемоглобин), синяя (гемоциан), чёрная (меланин), бесцветная.

Для белков характерно амфотерные свойства. Под воздействием физико-химических факторов структура белка может изменяться (денатурация, ренатурация, деструкция).

Физико-химические свойства:

Для белков характерны реакции, в результате которых выпадает осадок. Но в одних случаях полученный осадок при избытке воды растворяется, а в других – происходит свертывание белков, т.е. денатурация.

         Ренатурация это процесс обратный денатурации.

К чему может привести денатурация?

- нарушение антигенной чувствительности белка;

- блокирование ряда иммунологических реакций;

- нарушение обмена веществ;

- воспаление слизистой оболочки ряда органов пищеварения (гастриты, колит);

- камнеобразование (камни имеют белковую основу).

В основе раздражимости живых организмов лежит способность белков к денатурации и ренатурации. В этом заключается сигнальная функция белка. На поверхностной мембране клетки располагаются белки, способные изменять свою структуру в ответ на действие различных факторов, так воспринимаются и передаются сигналы в клетку.

Фибриноген (Р) под действием ферментов превращается в фибрин (Н) (деструкция). Паук выделяет капельку секрета (фиброин) и прикрепляет её к опоре. Затем ниточка натягивается и этого достаточно, чтобы из растворимой формы он перешёл в нерастворимую (Деструкция).

Денатурация белка может происходить под влиянием различных факторов: температуры, кислоты, щелочи, солей, и т.д. Процесс денатурации легче пронаблюдать у белков, растворимых в воде. Примером может служить денатурация белка куриного яйца.

Также для белков свойственно такое явление как гидролиз.

Гидролиз белкаэто, прежде всего разрушение одного из важнейших уровней организации белковой молекулы - первичной структуры под действием кислот, щелочей или ферментов, приводящее к образованию α- аминокислот, из которых он был составлен.

Демонстрация опыта: растворение альбумина в воде.

Преподаватель: где ежедневно вы с этим явлением встречаетесь? (действие пепсина желудочного сока, приём препаратов, содержащих ферменты)

Исследовательское задание: демонстрация опыта, формирование вывода о вредном влиянии спирта на организм человека).

 

Опыт: «Действие спирта на белки как частный пример явления денатурации».

 

Задание: Какой вывод можно сделать о вредном воздействии алкоголя на организм?

 

Преподаватель: какая структура является самой прочной? Почему? Ожидаемый ответ: первичная, так как связи прочные, ковалентные.

Именно при помощи радикалов реализуется одно из выдающихся свойств белков – их необыкновенная многогранная химическая активность (причинно-следственные связи: функции – строение - конфигурация - свойства).

 

Формирование вывода

Денатурация белков сложный процесс, при котором под влиянием внешних факторов: температура, действия химических реагентов, механического воздействия и ряда других, происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой макромолекулы. Первичная структура, а, следовательно, и химический состав белка не меняется. При денатурации изменяются физические свойства белка, снижается растворимость, теряется биологическая активность, меняется форма белковой макромолекулы, происходит агрегирование.

 

4.Биополимеры-белки, их строение, основные свойства и роль в живых организмах.

Белки классифицируют по их функциям.

Самостоятельная работа (работа с текстом и заполнение таблицы)

Задание: самостоятельно прочтите текст, и заполните таблицу «Функции белков» (проверка самостоятельной работы, обсуждение).

 

 

Функции белков

Функция

Сущность

Пример

Структурная

Образование мембраны клеток и органоидов и др. структур

Коллаген, кератин, склеротин, эластин.

Регуляторная

Регулирование обмена веществ в организме

Некоторые гормоны – инсулин, глюкагон

Защитная

1. При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки.
2. Защита от потери крови при ранении в результате свертывания

Антитела

Фибриноген

Транспортная

Присоединение и перенос химических элементов по организму

Гемоглобин

Сократительная

Осуществление всех типов движения

Актин, миозин

Запасающая

Резерв для организма, плода

Яичный альбумин, казеин молока.

Токсическая

 

Змеиный яд, дифтерийный токсин

Энергетическая

Не основной, но источник энергии в клетке

Расщепление 1 г белка – 17 кДж

Сигнальная

Узнавание молекул мембраной клетки

Гликопротеины, рецепторы

Ферментативная или каталитическая

Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке

Белки-ферменты (каталаза, пепсин, трипсин)

Двигательные

 

миозин, актин

   

 

 

Установить соответствие:

Функция

Белок

1.     гемоглобин

A.   защитная

2.     пепсин

B.    структурная

3.     кератин

C.    двигательная

4.     антитела

D.   транспортная

5.     актин и миозин

E.    ферментативная

 

 

Сообщение студента: «Пищевая ценность белков. Потребность в белках».

 

VI. Закрепление изученного материала:

 

1.     Проведение тестирования (Приложение А).

2.     Творческое задание (работа в парах). Составить синквейн по теме «Белки»

 

Пример выполнения синквейна:

1.     Белки.

2.     Глобулярные, фибриллярные.

3.     Защищают, регулируют, катализируют.

4.     Мономерами являются аминокислоты.

5.     Жизнь.

 

VII. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

 

1.     Выставление оценок с комментированием.

2.     Формирование вывода к изученной теме

Преподаватель: подводя итог занятия, следует отметить, что понятие «жизнь» и «белок» неразрывно связанны. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многообразна жизнь. Сейчас вы сможете ответить на вопрос: «Чем являются белки в любом живом организме?»

·        белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - альфа-аминокислот;

·        аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счёт пептидной связи;

·        аминокислоты заменимые и незаменимые;

·        белки могут быть простыми и сложными;

·        четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная);

·        денатурация – это утрата белковой молекулой своей структурной организации;

·        ренатурация - процесс восстановления структуры белка;

·        из органических соединений, входящих в живую клетку, важнейшую роль играют белки, на их долю приходится около 50% массы клетки;

·        белки выполняют разнообразные функции в живой материи.

 

Поскольку белок содержит разнообразные функциональные группы, он не может быть отнесен к какому-нибудь из ранее изученных классов соединений. В нем как в фокусе сочетаются признаки соединений, относящихся к различным классам. Это в сочетании с особенностями его структуры и характеризует белок как высшую форму развития вещества.

Можно процитировать слова Л. Полинга: “С полным основанием можно утверждать, что белки - самые важные из всех веществ, входящих в состав организмов животных и растений”.

 

Вот и подошло к концу наше занятие. Ваш багаж знаний пополнился еще одной темой. Всем спасибо за занятие!

 

VIII. Домашнее задание

Проработать: Л. 1.стр.20 -26, пересказ конспекта лекции.

 

Творческое задание:

1)    Составить меню из растительных продуктов. Ежедневная белковая норма для здорового человека, не менее 100 г. Проблема: мясо содержит все необходимые человеку аминокислоты, какие требования должны предъявляться к организации вегетарианского питания?

2) Составить кроссворд, рекламу на белки.

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение А.

Тест: «Белки»

1 вариант

2 вариант

1. Укажите название белка, выполняющего защитную функцию:

а) гемоглобин, б) оксидаза, в) антитела.

 

1. Укажите название белка, выполняющего ферментативную функцию:

а) гемоглобин, б) оксидаза, в) антитела.

 

2. Белки – это..:

а) полисахариды, б) полипептиды,

в) полинуклеотиды.

 

2. Биологические свойства белка определяет структура:

а) третичная, б) вторичная, в) первичная.

 

3. Первичная структура белка поддерживается за счёт связей:

а) ионных, б) пептидных, в) водородных.

 

3. Вторичная структура белка поддерживается за счёт связей:

а) ионных, б) пептидных, в) водородных.

 

4. Гидролиз белка используется для:

а) получения аминокислот,

б) качественного обнаружения белка,

в) разрушения третичной структуры

4. Белки подвергаются реакциям:

а) денатурации, б) полимеризации,

 в) поликонденсации.

 

5. Аминокислоты, необходимые для построения белков, попадают в организм:

а) с водой, б) с пищей, в) с воздухом.

 

5. Какой из процессов наиболее сложен:

а) микробиологический синтез, б) органический синтез, в) переработка растительного белка.

 

 

   Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б.                              Ответ: 1 – б, 2 – в, 3 – в. 4 – а, 5 – б.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru