Методическая разработка открытого занятия "Устройство и поверки горных теодолитов"
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого занятия "Устройство и поверки горных теодолитов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
другое
Взрослым
08.11.2023
Методическая разработка открытого занятия "Устройство и поверки горных теодолитов"
Тема занятия: «Устройство и поверки горных теодолитов». Методической целью открытого занятия является активизация познавательной деятельности студентов в процессе работы с приборами, наглядными пособиями и дидактическим материалом. Тип занятия – урок изучения, обобщения и систематизации знаний и умений выбран потому, что при изучении профессионального модуля ПМ.01 Выполнение геодезических работ, обучающимися были получены знания и умения по устройству геодезических теодолитов, принципу работы с ними и исследованием их на исправность. Изучение нового материала базировалось на опорных знаниях, их систематизации и обобщении Тема занятия соответствует требованиям ФГОС и соответствует календарно-тематическому плану. Обучающиеся продолжают знакомиться с горизонтальной подземной теодолитной съемкой. Содержание учебного материала отражает межпредметные связи с целью формирования целостной картины. Изучение данной темы необходимо для выполнения лабораторной работы следующего занятия. Знание устройства теодолита и способности найти и устранить неисправности влияет на компетентность специалиста в области выполнения съемок.
Открытый урок Горные теодолиты.docx

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Бодайбинский горный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого занятия

 

Специальность: 21.02.14  Маркшейдерское дело

ПМ. 02 Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ

МДК 02.01. Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ

Тема 2.2. Подземные горизонтальные теодолитные съемки.

Тема занятия 63-64: Устройство и поверки горных теодолитов.

Курс: 3 курс

Ф.И.О. преподавателя: Тихонова Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодайбо

Содержание:

1.      Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело.

2.      Выписка из рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ

3.      Выписка из календарно-тематического плана.

4.       Методическая информация

5.      Ход и содержание занятия

 

 

 

1.      Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130403 Маркшейдерское дело:

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

ПМ.02

Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы с маркшейдерско-геодезическими приборами и инструментами;

уметь:

выполнять маркшейдерско-геодезические измерения;

знать:

маркшейдерские приборы для измерения углов, расстояний;

МДК.02.01.

Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ

 

ОК 1 – 10

ПК 2.1 – 2.6

 

2.      Выписка из рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ:

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 2.2. Подземные горизонтальные теодолитные съемки

Содержание

34

 

1

 

рекогносцировка и закрепление пунктов, типы

пунктов;

 

 

2.

горные теодолиты;

 

 

3.

поверки теодолитов;

 

 

4.

центрирование теодолитов и сигналов

 

 

5.

измерение горизонтальных углов; 

 

 

6.

измерение вертикальных углов;

 

 

7.

измерение длин сторон теодолитного хода;

 

 

8.

съемка подробностей;

 

 

9.

обработка результатов измерений подземного теодолитного хода

 

 

10.

правила безопасности при проведении  маркшейдерских съемок в подземных горных выработках          

 

 

Лабораторные работы

8

 

1.

Устройство и поверки теодолитов

 

 

2.

Измерение горизонтальных углов способом приемов

 

 

3.

Измерение горизонтальных углов способом круговых приемов

 

 

4.

Измерение вертикальных углов

 

 

Практические занятия

6

 

1.

Камеральная обработка  результатов измерений подземного теодолитного хода

 

 

 

3.      Выписка из календарно-тематического плана

урока

Тема, содержание учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Виды самостоятельной работы

Оснащение урока

Компетенции

Домашнее задание

 

Тема 2.2. Подземные горизонтальные теодолитные съемки

34

 

 

 

 

 

63-64

Горные теодолиты; поверки теодолитов;

2

Усвоение новых знаний, обобщение и систематизация

Устройство геодезических приборов

Теодолиты, штативы, отвесы, рейки

ПК 1,4  ОК1,3,4,9

Подготовка к лабораторной работе

 

4.      Методическая информация

Тип урока: Урок изучения, обобщения и систематизации знаний и умений.

Методы обучения: 

-        объяснительно-иллюстративный

-        проблемный

-        частично поисковый

-        исследовательский

Принципы обучения:

-        наглядность

-        научность, 

-        системность

-        последовательность

-        логичность

Используемые педагогические технологии: 

-        проблемное обучение

-        личностно-ориентированные технологии

Средства обучения:

учебная литература: С.И. Чекалин  Геодезия в маркшейдерском деле, М. Академический проект, 2012

технические средства обучения:   ноутбук, проектор, интерактивная доска

специальное оборудование: теодолиты, штативы, отвесы

дидактические материалы: презентация к теме урока, задания на сравнение устройств технических и точных теодолитов, задание для исследования теодолита на исправность.

Цели урока:

Обучающие:

-        Изучить особенности горных теодолитов.

-        Повторить устройство теодолитов разных видов, поверки.

Развивающие:

-        Развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности

-        Развитие умения пользоваться приборами.

Воспитывающие:

-        Формирование чувства бережного отношения к приборам.

-        Воспитание интереса к будущей профессии.

Формируемые компетенции:

Профессиональные:

-        ПК 1. Проводить плановые, высотные и ориентирно-соединительные инструментальные съемки горных выработок;

-        ПК 4. Обеспечивать безопасное ведение съемочных работ.

Общие:

-        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-        ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

-        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Межпредметные связи:

-        Обеспечивающие: ПМ 01. Выполнение геодезических работ

-        Обеспечиваемые: ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 11711 Горнорабочий на маркшейдерских работах, Организация маркшейдерских работ

Время занятия: 90 мин.


5.      Ход и содержание занятия

Этапы занятия длительность этапа

Содержание этапов занятия, последовательное изложение учебных вопросов

Вид контроля

Действия участников урока:

преподаватель

обучающиеся

1.      Организационный момент.

(2 мин.)

Приветствие. Ребят прошу разделиться на четыре группы – маркшейдерских отдела и выбрать главных маркшейдеров, которые будут координировать действия отделов. На каждом этапе занятия ваша работа будет оценена как индивидуально, так и в целом по отделам, и в итоге выведена средняя отметка и определен лучший отдел. В этом мне поможет Татьяна Владимировна – преподаватель проф.цикла. Она будет отмечать вашу активность при собеседовании, правильность ответов. 

Проверка присутствующих.

организуются для работы

 

2.      Актуализация опорных знаний. Мотивация на изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, компетенций.

(5 мин.)

Мы продолжаем изучение горизонтальной теодолитной съемки. На предыдущем уроке мы рассмотрели развитие опорного и съемочного обоснования в горных выработках. Как развиваются подземные маркшейдерские сети? Что в них измеряется? Какие приборы применяются для измерения горизонтальных и вертикальных углов? Дайте определение теодолиту.

Теодолит – это прибор, служащий для измерения горизонтальных, вертикальных углов и расстояний.

Интересным является словообразование – теодолит. Происходит оно от греческих слов: рассматриваю (thеaomai)  и длинный (dolichos). Может быть имелось в виду – смотрю в даль?

 Перед вами установлены четыре теодолита, они вам знакомы?  В профессиональном модуле ПМ.01 Выполнение геодезических работ вы уже изучали устройство, классификацию, принцип работы и поверки геодезических теодолитов.

Поскольку маркшейдер выполняет работы по обслуживанию горных разработок, можем ли мы выполнять съемки этими же теодолитами в горных условиях? Обоснуйте ответ.

Чтобы достоверно ответить на этот вопрос, сегодня мы поговорим  о горных теодолитах.

Слайд 1. Тема нашего занятия: «Устройство и поверки горных теодолитов», а значит, нам предстоит сегодня  узнать особенности устройства горных теодолитов, выполнить их поверки, научиться ориентироваться в используемых в маркшейдерии теодолитах и соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.

 (Слайд 1). Реализация поставленных целей направлена на формирование таких профессиональных компетенций:

ПК 1. Проводить плановые, высотные и ориентирно-соединительные инструментальные съемки горных выработок;

ПК 4. Обеспечивать безопасное ведение съемочных работ.

В профессиональной деятельности с помощью теодолитов создают опорные и съемочные маркшейдерские сети, производят съемки и замеры, а значит без знания устройства теодолита, умения с ним работать вы будете не компетентными в этой области. Полученные знания вам также понадобятся при изучении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (горнорабочий на маркшейдерских работах), дисциплины Организация маркшейдерских работ

восприятие,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ проблемы,

 

 

осознание темы, целей, компетенций

 

 

фронтальный опрос

3.      Формирование новых знаний

(45 мин.)

Смысловой блок №1. Особенности устройства горных теодолитов. Классификация горных теодолитов.

Посмотрите на горные выработки, представленные на слайде 2, какими условиями они характеризуются?

-влажностью,

-стесненными условиями,

-запыленность,

-отсутствием хорошей освещенности.

Эти условия отличаются от условий земной поверхности? Они могут повлиять на работу приборов? Значит и теодолиты, используемые для съемок в горных выработках, должны соответствовать этим условиям. Как вы думаете, какими должны быть горные теодолиты?

Горные теодолиты должны быть: (слайд 3)

-        портативными и легкими,

-        хорошо защищенными от пыли и влаги,

-        с подсветкой отсчетных устройств,

-        с возможностью визирования:

       на малые расстояния (1 – 2 метра);

под крутыми углами наклона,

-        с возможностью центрирования под точкой в подземных горных выработках,

-        с возможностью установки теодолита в крутопадающих выработках.

На что устанавливаются теодолит? Какой должен быть штатив?

Штатив горного теодолита должен быть легким и устойчивым.

Все перечисленные особенности могут быть реализованы в представленных приборах?

Для предотвращения попадания пыли и химически активных вод, швы теодолита герметизируют затиркой.

Для облегчения визирования под крутым углом наклона используют насадки на окуляры зрительной трубы и микроскопа.

Для центрирования теодолита под точкой, закрепленной в кровле выработке, используют центр на зрительной трубе, называемый керном.

Установка теодолита на штатив в крутопадающих выработках неудобна, затрудняет перемещение вокруг прибора, существует возможность падения теодолита, съемщика, или кусков породы вниз,  поэтому при прокладке ходов в крутопадающих выработках для установки теодолитов желательно использовать консоли (слайд 4), которые в зависимости от конструкции могут ввинчиваться в деревянную крепь или захватывать металлическую.

Так могут маркшейдеры использовать представленные приборы для съемок в горных выработках?

В настоящее время не выпускаются специальные теодолиты для горной промышленности, поэтому современные геодезические теодолиты приспособлены для измерений и на земной поверхности и в горных выработках.

Давайте вспомним устройство теодолитов.

 Основными части оптических теодолитов являются: зрительная труба, круглый и цилиндрический  уровни, вертикальный и горизонтальный угломерные круги.

Задание: Слайд 5. Отделам предлагаются схемы основных частей теодолита. В течение 3-5 минут необходимо разобрать  их устройство и назначение и представить ответ (Приложение 1).

Первый маркшейдерский отдел устройство зрительной трубы (представлено  на  слайде 6,7)

Второй маркшейдерский отдел (Слайд 8,9)  - сетку нитей.

Третий маркшейдерский отдел (Слайд 10,11) – угломерные  круги.

Четвертый маркшейдерский отдел (Слайд 12,13)  - уровни.

Рассмотренные отсчетные приспособления имеют свою точность взятия отсчета.

Точность измерений углов зависит от точности прибора и точности его установки.

При измерении углов вертикальная ось вращения прибора должна быть расположена над или под вершиной измеряемого угла с необходимой точностью, т.е. прибор следует центрировать. Точность установки зависит от точности центрирования. Что для этого применяют? Для центрирования применяются механические и оптические центриры (отвесы).

Давайте выясним точность представленных теодолитов. Расшифруйте их условные обозначения: (слайд 14):

2Т30М: 2 – модель, Т –  теодолит, 30 – точность отсчитывания в секундах, М – в маркшейдерском исполнении

4Т30П: 4 – модель, Т –  теодолит, 30 – точность отсчитывания в секундах, П – прямого изображения

3Т2КП: 3 – модель, Т –  теодолит, 2 – точность отсчитывания в секундах, К – компенсатор при алидаде вертикального круга, П – прямого изображения

3Т5КП: 3 – модель, Т –  теодолит, 5 – точность отсчитывания в секундах, К – компенсатор при алидаде вертикального круга, П – прямого изображения

Значит, представленные приборы имеют средние квадратические погрешности измерения углов 2", 5" и 30".

Как классифицируются геодезические теодолиты по точности? (высокоточные, точные, технические).

Поскольку горные теодолиты используются при создании опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, то согласно требований Инструкции по производству маркшейдерских работ они должны обеспечивать измерение горизонтальных углов со средней квадратической погрешностью 5 – 10'' и 15 – 20''. Поэтому по точности горные теодолиты классифицируются на:

ü  Точные (ошибка измерения углов 2 - 5")

ü  Технические (ошибка измерения углов 15 - 30")

 

Мы рассмотрели особенности устройства горных теодолитов, вспомнили основные части, а сейчас вам предстоит выполнить следующее задание проблемного характера.

Задание: Каждому отделу нужно выполнить сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов, для этого необходимо изучить устройство технического теодолита 4Т30П или 2Т30М  представленного на рисунке. Запишите в таблицу назначение деталей теодолита. На рисунке найдите и подпишите номера деталей точного теодолита 3Т5КП или 2Т2, соответствующие номерам технического теодолита.   (Приложение 2). На выполнение задания – 10 минут.  Оцениваться эта работа будет следующим образом:

за полностью выполненное задание с незначительным замечанием – отлично;

при выполнении 75% задания – хорошо;

при выполнении 60% - удовлетворительно;

при выполнении менее 6о% - неудовлетворительно.

поиск способа решения проблемы,

участие в беседе, отвечают на вопросы

 

восприятие нового материала,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

беседа, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восприятие и осмысление инструкции,

пробуют обобщить изученный материал,

обмен мнениями,

выполнение задания в группе

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение письменного задания

4.      Формирование новых знаний. Формирование умений выполнять поверки. Исследование теодолита на исправность

(25 мин)

Смысловой блок № 2. Поверки теодолитов.

Измерения углов теодолитами производятся в разнообразных условиях (разные температуры на поверхности и в подземных условиях, зимой и летом, относительной влажности до 95% и др.), поэтому приборы должны периодически исследоваться на исправность. Правильные результаты измерений могут быть обеспечены только исправным прибором. При получении теодолита следует:

-         произвести его внешний осмотр;

-         провести поверки и юстировки.

При осмотре решается вопрос о пригодности прибора. При этом выявляются возможные дефекты изготовления или наличие внешних повреждений прибора. При осмотре проверяют следующее:

-        плавность вращения всех деталей, рукояток и винтов;

-        плавность перемещения пузырьков уровней;

-        четкость изображений рассматриваемых предметов в зрительной трубе;

-        резкость изображения шкал отсчётного приспособления.

После осмотра проводят поверки прибора и, если необходимо, его юстировки.

Поверкавыявление правильности взаимного расположения отдельных частей и осей прибора, определяющих соблюдение его геометрической схемы.

Юстировкаисправление нарушенных условий взаиморасположения осей теодолита.

Как часто необходимо выполнять поверки?

 С точки зрения периодичности выполнения поверок выделяют несколько уровне:

1.      Межсезонная поверка – проводится в профилактических целях в межсезонный период.

2.      Текущая поверка – проводится перед полевыми работами.

3.      Внеочередная поверка – после длительной транспортировки в тяжелых условиях.

4.      Частичная поверка – ежедневно перед началом наблюдений (поверка цилиндрического уровня)

 Рассмотрим взаиморасположение осей теодолита, условно показанное на слайде 15.

 

Задание: Группам предлагается выполнить поверку теодолита по заданному геометрическому условию. Сделать вывод. Представить выполненное исследование. При работе с приборами следует помнить о правилах техники безопасности, переносить приборы так, чтобы не повредить кожный покров ножками штатива. Устанавливать теодолит аккуратно. Помнить о сохранности дорогостоящих приборов. На выполнение и представление задания выделяется 15 мин. (Приложение 3)

Оцениваться выполненное задание будет по следующим критериям:

правильно выполненная поверка и грамотно представленная – отлично;

поверка выполнена, но не представлена – хорошо;

поверка выполнена не полностью – удовлетворительно;

поверка не выполнена – неудовлетворительно.

Вы выполнили четыре поверки. А сейчас изучим еще две:

-        Ось оптического визира должна быть параллельна визирной оси зрительной трубы.

Выполнение: С помощью оптического прицела произвести визирование на точку и взять отсчеты по горизонтальному и вертикальному кругам, сбить наведение и свизировать сеткой нитей на ту же точку, взять отсчеты.

Разность между соответствующими отсчетами, полученными при двух визированиях не должна быть более 30 минут.

Юстировка: исправление произвести юстировочными винтами оптического визира, добиваясь, совмещение центра прицела с точкой.

-        При перефокусировке зрительной трубы, положение визирной оси должно оставаться неизменным.

Выполнение: Снять отсчеты при нескольких изменениях резкости, отсчеты должны оставаться неизменными. Юстировка выполняется в мастерской.

            После выполнения каждой поверки сделать вывод, а при необходимости юстировку. После выполнения юстировки поверку повторить.

восприятие, усвоение,  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проведение исследования теодолита, фиксация результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка самостоятельной практической  работы исследовательского характера

5.      Систематизация и закрепление нового материала

5 мин.

 

 

 

Сегодня мы что-то вспомнили, а что-то изучили новое. Мы ответили на вопрос, можем ли мы применять представленные теодолиты в маркшейдерской практике? Так представленные теодолиты все-же геодезические или горные?

Задание: Каждой группе предлагается  по 5 определений. Вам предстоит закончить их термином. Каждый правильный ответ равен одному баллу.

1 маркшейдерский отдел:

1.      Совокупность операций по устранению неисправностей теодолита (юстировка)

2.      Процесс совмещения перекрестия сетки нитей с изображением визирной цели (визирование)

3.      Метка на корпусе зрительной трубы, предназначенная для центрирования инструмента под точкой (керн)

4.      Отсчетное приспособление в угломерных инструментах (микроскоп)

5.      Круг с градусными делениями в теодолитах (лимб)

2  маркшейдерский отдел

1.      Исследование прибора, устанавливающее удовлетворяет ли он геометрическим и конструктивным требованиям (поверка)

2.      Винт, служащий для наведения резкости (кремальера)

3.      Так называется отсчетное приспособление в теодолите 2Т2 (оптический микрометр)

4.      прямая, проходящая через центр сетки нитей и оптические центры линз (визирная ось)

5.      Центрировочное устройство (отвес)

3  маркшейдерский отдел

1.      Приспособление, встроенное в угломерный инструмент для центрирования над маркшейдерской точкой (оптический центрир)

2.      Маркшейдерско-геодезический угломерный прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов (теодолит)

3.      Деталь прибора, используемая для его горизонтирования (уровень)

4.      Точка пересечения средней горизонтальной линии сетки нитей с вертикальной называется (центром сетки нитей)

5.      Принадлежность теодолита, предназначенная для его установки в крутопадающих выработках (консоль)

4 маркшейдерский отдел

1.      Так называется отсчетное приспособление в теодолите 3Т5КП (шкаловый микроскоп)

2.      Часть угломерного инструмента в виде круга, вращающаяся внутри лимба, вокруг одной с ним оси и несущая на себе наводящее, визирное и отсчетное приспособление (алидада)

3.      Часть теодолита, предназначенная  для приблизительного визирования на точку (прицел, визир)

4.      Инструмент предназначенный для установки и закрепления на нём теодолита (штатив)

5.      Какая поверка всегда выполняется перед началом измерений (поверка цилиндрического уровня)

 

 

 

отвечают на вопросы

Терминологический опрос

 

6.      Домашнее задание

1 мин

Изучить параграфы 5.7, 5.8 учебника В.И.Борщ-Копаниец Маркшейдерское дело. Выполнить задание по выбору:

-        Составьте кроссворд, используя термины;

-        Составьте конспект в такой форме:

1)      особенности устройства горных теодолитов;

2)      классификация горных теодолитов;

3)      основные поверки горных теодолитов.

Принести тетрадь для выполнения практических работ

 

 

7.      Подведение итогов урока

7 мин

 

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы вспомнили устройство геодезических теодолитов, изучили особенностей горных теодолитов, сравнили устройство теодолитов разных типов, выполнили поверки теодолитов. Мне понравилось……..

Рассматриваемый на занятии материал вам понадобится на лабораторной работе, которая будет на следующем занятии. Пока мы подводим итоги, запишите домашнее задание (слайд 11)

Предлагаю вам  дать оценку своей деятельности на уроке. (Приложение 4)

Анализ полученных знаний, выводы

 


Приложение 1

 

Что такое С1, С2 и С3?

Как называются части, на которых отмечены эти точки?

Какая ось проходит через эти точки? Для чего она служит?

Что такое Z?

 

Какие бывают уровни?

Назовите название и назначение основных частей уровней.

Что такое ось цилиндрического уровня и ось круглого уровня?

 

 

 

 

Из чего состоят угломерные круги?

Какие отсчетные приспособления представлены на схемах?

Какова цена деления каждого отсчетного приспособления?

Возьмите отсчеты.

 

Что такое сетка нитей и для чего она нужна?

Из каких основных нитей состоит сетка нитей?

Для чего служат нити?

 

 

 

Приложение 2

Сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов

Участники группы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Задание:

Изучите устройство технического теодолита 4Т30П представленного на рисунке. Запишите в таблицу назначение деталей теодолита. Сравните устройства технического теодолита 4Т30П и точного 3Т5КП. На рисунке подписать номера деталей теодолита 3Т5КП, соответствующие номерам теодолита 4Т30П.

Название детали  теодолита

Назначение детали

1

кремальера

 

2

закрепительный винт трубы

 

3

объектив зрительной трубы

 

4

зрительная труба

 

5

зеркало

 

6

горизонтальный круг

 

7

подставка

 

8

рукоятка перевода лимба

 

9

закрепительный винт алидады

 

10

юстировочные винты уровня

 

11

оптический визир

 

12

цилиндрический уровень

 

13

наводящий винт алидады

 

14

наводящий винт трубы

 

15

подъемные винты

 

 

16

вертикальный круг

 

 

Сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов

Участники группы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Задание:

Изучите устройство технического теодолита Т30М представленного на рисунке. Запишите в таблицу назначение деталей теодолита. Сравните устройства технического теодолита Т30М и точного 3Т2КП. На рисунке подписать номера деталей теодолита 3Т2КП, соответствующие номерам теодолита Т30М.

 

 

Название детали  теодолита

Назначение детали

1

кремальера

 

2

закрепительный винт трубы

 

3

объектив зрительной трубы

 

4

зрительная труба

 

5

горизонтальный круг

 

6

подставка

 

7

закрепительный винт алидады

 

8

юстировочные винты уровня

 

9

оптический визир

 

10

цилиндрический уровень пи алидаде

 

11

наводящий винт трубы

 

12

подъемные винты

 

13

вертикальный круг

 

14

окуляр зрительной трубы

 

15

закрепительный винт лимба

 


Приложение 3

Выполнить поверку цилиндрического уровня теодолита 3Т5КП

Участники группы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Геометрическое условие:

Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси вращения теодолита (VVZZ).

Выполнение:

 

 

 

Вывод:

 

Юстировка:

 

 

 

 

Выполнить поверку место нуля теодолита 4Т30П

Участники группы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Геометрическое условие:

Место нуля вертикального круга должно быть близким или равным нулю.

Выполнение:

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

Юстировка:

 

Выполнить поверку сетки нитей теодолита 2Т30М

Участники группы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Геометрическое условие:

Вертикальная нить сетки нитей должна быть перпендикулярна к горизонтальной  оси вращения трубы, т.е. SS  TT.

Выполнение:

 

 

 

 

Вывод:

 

Юстировка:

 

Выполнить поверку визирной оси теодолита 3Т2КП

Участники группы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Геометрическое условие:

Визирная ось зрительной трубы должна быть перпендикулярна к оси вращения трубы, т.е. WWТТ.

Выполнение:

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

Юстировка:

 

 

Приложение 4

Оценка своей деятельности

 

1.      Как Вы работали на занятии?

□ активно

□ увиливали от работы

2.      Как Вы оцениваете свою работу?

□ отлично

□ хорошо

□ удовлетворительно

□ неудовлетворительно

3.      Что открыли нового для себя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ открытого занятия

 

Тема занятия: «Устройство и поверки горных теодолитов».

Методической целью  открытого занятия является  активизация познавательной деятельности студентов в процессе работы с  приборами, наглядными пособиями и дидактическим материалом.

Тип занятия –  урок изучения, обобщения и систематизации знаний и умений выбран потому, что при изучении профессионального модуля ПМ.01 Выполнение геодезических работ, обучающимися были получены знания и умения по устройству геодезических теодолитов, принципу работы с ними и исследованием их на исправность. Изучение нового материала базировалось на опорных знаниях, их систематизации и обобщении

Тема занятия соответствует требованиям ФГОС и соответствует календарно-тематическому плану. Обучающиеся продолжают знакомиться с горизонтальной подземной теодолитной съемкой. Содержание учебного материала отражает межпредметные связи с целью формирования целостной картины. Изучение данной темы необходимо для выполнения лабораторной работы следующего занятия. Знание устройства теодолита и способности найти и устранить неисправности влияет на компетентность специалиста в области выполнения съемок. Объем учебного материала, вынесенный на урок –  оптимальный.

Структура занятия  четкая, с переходом от одной  части к другой в соответствии с целями занятия и закономерностями  процесса обучения. Изложение  материала по своей  структуре вариативно: в одних  случаях излагается готовая информация в форме  объяснения  и с помощью наглядности, в других – содержание  знаний  изучается  путем постановки  проблемы и ее раскрытия.

Особенности содержания занятия – изучаемое специальное оборудование (теодолиты),  опорные знания обучающихся по этой теме, были учтены при выборе методов и средств обучения. Объяснительно-иллюстративный метод обучения использован при повторении устройства геодезических теодолитов и при изучении особенностей устройства горных теодолитов. Проблемный метод обучения реализован в риторических вопросах при изложении материала, при выполнении задания на производство поверки теодолита по заданному геометрическому условию, частично поисковый метод реализован в задании на выполнение сравнения устройства разных видов приборов, а исследовательский – в выполнении практического задания на исследование теодолитов на исправность.

Выбранные средства обучения на данном занятии  помогают:

-        реализовать  принципы наглядности, научности;

-        экономить время на занятии;

-        разнообразить формы и методы преподнесения материала;

-        активизировать познавательную деятельность обучающихся;

-        повышать качество усвоения материала;

-        качественно  организовать занятие.

Занятие предусматривает не только повторение и изучение  материала, но и задания, предполагающие применение  усвоенных знаний на практике (сравнение устройства теодолитов, терминологический опрос). Знание на выполнение поверок теодолитов предусматривает  самостоятельный поиск пути решения поставленной задачи.

Закрепление знаний предусматривается посредством воспроизведения  знаний обучаемыми при фронтальном, индивидуальном и терминологическом опросе, в навыках и умениях, путем выполнения  работы с теодолитами.

Для проведения занятия были созданы следующие условия:

-        учебно-материальные – использовались возможности лаборатории мультимедийное оборудование, теодолиты и  комплект принадлежностей к ним;

-        морально-психологические – на занятии применена групповая форма работы, для активизации работы обучающихся введен состязательный момент между группами (маркшейдерскими отделами);

-        гигиенические – соответствие температурного и светового режима нормам.

На занятии достигнуты  поставленные цели: выявлены особенности устройства горных теодолитов, повторены устройство теодолитов разных видов и их поверки, выполнены задания проблемного, частично-поискового характера, выполнена работа с приборами. Методическая цель  открытого занятия достигнута.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Содержание: 1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21

Содержание: 1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21

Содержание: 1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21

Содержание: 1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21

Цели урока: Обучающие: -

Цели урока: Обучающие: -

Ход и содержание занятия

Ход и содержание занятия

Слайд 1). Реализация поставленных целей направлена на формирование таких профессиональных компетенций:

Слайд 1). Реализация поставленных целей направлена на формирование таких профессиональных компетенций:

На что устанавливаются теодолит?

На что устанавливаются теодолит?

Второй маркшейдерский отдел (

Второй маркшейдерский отдел (

Мы рассмотрели особенности устройства горных теодолитов, вспомнили основные части, а сейчас вам предстоит выполнить следующее задание проблемного характера

Мы рассмотрели особенности устройства горных теодолитов, вспомнили основные части, а сейчас вам предстоит выполнить следующее задание проблемного характера

Юстировка – исправление нарушенных условий взаиморасположения осей теодолита

Юстировка – исправление нарушенных условий взаиморасположения осей теодолита

Разность между соответствующими отсчетами, полученными при двух визированиях не должна быть более 30 минут

Разность между соответствующими отсчетами, полученными при двух визированиях не должна быть более 30 минут

Центрировочное устройство (отвес) 3 маркшейдерский отдел 1

Центрировочное устройство (отвес) 3 маркшейдерский отдел 1

Домашнее задание 1 мин

Домашнее задание 1 мин

Приложение 1 Что такое С 1 ,

Приложение 1 Что такое С 1 ,

Из чего состоят угломерные круги?

Из чего состоят угломерные круги?

Приложение 2 Сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов

Приложение 2 Сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов

Сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов

Сравнительный анализ устройства точного и технического теодолитов

Приложение 3 Выполнить поверку цилиндрического уровня теодолита 3Т5КП

Приложение 3 Выполнить поверку цилиндрического уровня теодолита 3Т5КП

Выполнить поверку сетки нитей теодолита 2Т30М

Выполнить поверку сетки нитей теодолита 2Т30М

Приложение 4 Оценка своей деятельности 1

Приложение 4 Оценка своей деятельности 1

Самоанализ открытого занятия

Самоанализ открытого занятия

На занятии достигнуты поставленные цели: выявлены особенности устройства горных теодолитов, повторены устройство теодолитов разных видов и их поверки, выполнены задания проблемного, частично-поискового характера, выполнена работа…

На занятии достигнуты поставленные цели: выявлены особенности устройства горных теодолитов, повторены устройство теодолитов разных видов и их поверки, выполнены задания проблемного, частично-поискового характера, выполнена работа…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2023