Организация проектной и исследовательской деятельности как фактора формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
«Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилием своей
мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой.
Каждый учитель ставит перед собой одну из основных задач - развитие у обучающихся интереса к учению и творчеству, так как интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Современные образовательные технологии дают возможность формировать у школьников ключевые компетенции (познавательные, коммуникативные, информационные).
Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях.
Проектная деятельность на уроках английского языка - важная составляющая ФГОС в начальной и основной школе. Важно вооружить учащихся способами овладения знаниями, научить детей учиться. А метод проектов помогает в этом учителю.
Учебный предмет «Английский язык» метапредметен по своей сути. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, оперируя понятиями, изученными на уроках русского языка, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связывает его с историей, географией и МХК.
Что касается современного учителя английского языка, то он должен стать помощником в поиске знаний во время проектной деятельности. Фронтального типа работы на таком уроке меньше. Роль учителя – направлять ребенка, т.е. он помогает ему самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, учит выявлять главное.
Всё это обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию в проектной деятельности, и развитие мотивации учащихся. Одна из главных особенностей проектной деятельности - ориентация на достижение конкретной практической цели, наглядное представление результата, на моих уроках это может быть открытка, книга, письмо, презентация и т.д. В обучении английскому языку метод проектов дает возможность детям использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни.
Работа на уроках английского языка по данному направлению начинается с того, что ученики разрабатывают школьные проекты по темам, которые предлагает учебная программа. То есть, содержание проектной работы - это логическое продолжение учебника.
Я считаю, что для создания условий формирования той или иной компетентности необходим переход к тем педагогическим технологиям, которые понимают деятельность учителя как последовательную систему действий, связанную с решением педагогических задач.
В уроке английского языка взаимосвязаны все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, формы организации обучения. Современный урок отличается большим разнообразием форм организации обучения. Задача учителя – выбрать то, что способствует интересу школьников к изучению в целом и к предмету «английский язык», в частности создать доброжелательную атмосферу, обеспечить сотрудничество в парах, например, учитель – ученик, ученик – ученик. Любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой педагогом.
Каждый проект по своему уникален, он даёт возможность ученикам раскрыть свои творческие и коммуникативные способности. Начиная со второго класса, дети учатся говорить и защищать продукты своей проектной деятельности на иностранном языке, в результате чего у них исчезает страх перед английским языком (что очень важно!). Ещё одно условие эффективной работы – создание благоприятной атмосферы, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Например, изучив алфавит во 2 классе, детям было предложено создать страницу для книги об алфавите. Основой была инструкция по изготовлению книги из учебника, но дети могли выбрать собственный вариант работы над данным проектом. В результате они закрепили алфавит, узнали новые слова, самостоятельно выбрав их из словаря. Сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения с новыми словами. На итоговом уроке проходила защита проектов, ребята оценивали свои работы и работы своих одноклассников, анализировали, что у них получилось, а над чем ещё необходимо поработать. Занимательно, увлекательно и полезно.
Метод проектов – одна из личностно-ориентированных технологий, способствующая организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектный метод повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает интеллектуальные и коммуникативные способности, раскрывает творческий потенциал учащегося.
Итак, метод учебного проекта:
- личностно-ориентированный;
- деятельностный;
- здоровьесберегающий;
- обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построен на принципах проблемного обучения;
- развивает умения самовыражения и самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывает целеустремленность, толерантность, инициативность, ответственность, коллективизм, творческое отношение к делу.
Как правило, я предлагаю проекты ученикам по завершении темы или раздела программы. Желательно, чтобы у учащихся была возможность самим выбрать проблему, над которой они будут работать.
Например, для проекта ученикам часто предлагаю следующее задание: проведите анкетирование и выясните у своих друзей их мнение по приведенным ниже вопросам. Обобщите их ответы и напишите письмо в журнал (напишите заметку в стенгазету, сделайте в классе доклад и т. п.).
Примеры вопросов
Для 4 – 5 классов
Для 9-11 классов
Конечными продуктами проекта также могут быть постер, видеофильм, альбом, доклад, письмо, статья, сочинение, рассказ и т. д.
Проектная методика – один из наиболее эффективных способов составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся. Метод проектов позволяет обратить внимание учащихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни.
В то же время при выполнении проекта школьник приходит к четкому пониманию практической ценности владения английским языком, т. к. английский язык в данном случае используется как инструмент для получения необходимой информации с целью решения определенных социально, профессионально и личностно значимых задач. Очевидно, что владение хотя бы одним языком международного общения существенно расширяет доступ к информации как по количественным, так и по качественным параметрам. У ученика появляется возможность получать информацию из разнообразных источников.
Существенное место принадлежит умению определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты исследования и делать выводы.
Проект подразумевает определенные этапы работы.
Этап работы |
Деятельность обучающегося в ходе работы |
Результаты деятельности обучающихся |
Определение проблемы и цели проектной деятельности |
Мозговой штурм (совместно с руководителем проекта) |
Сформулированная проблема и цель проектной деятельности |
Выдвижение гипотезы. Определение задач исследования и выбор методов исследования |
Формулировка гипотезы/задач исследования (самостоятельно/совместно с руководителем). Изучение возможных методов исследования (сбор и анализ литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение и др.) |
Задачи исследования, выстроенные в определенной иерархии. Перечень методов исследования |
Проведение исследования |
Сбор информации по проблеме исследования, в том числе с использованием ресурсов Интернета. Ее анализ (проведение анкетирования, наблюдения). Критическое осмысление собранной информации. Обобщение собранного материала с целью решения проблемы исследования |
Обобщенная информация по проблеме исследования (умозаключения, диаграммы, таблицы, схемы), сопровождающаяся выводами |
Оформление результатов исследования |
Создание текста реферата (эссе, презентации) |
Реферат по проблеме исследования (эссе, презентация) |
Ознакомление аудитории с результатами исследования. Защита проекта |
Выступление на школьной (или иной) конференции (с последующими ответами на вопросы по выступлению). Участие в конкурсе работ и др. |
Презентация результатов исследования в виде реферата (эссе, устного сообщения с опорой на тезисы, мультимедийную презентацию) |
Подведение итогов. Формулировка общего вывода по результатам исследования. Оценка исследовательской деятельности школьника |
Рефлексия по результатам исследования: - самонаблюдение; - самоанализ; - самооценка |
Итоговая отметка |
Выполнение проекта я оцениваю по таким параметрам, как:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- логика и языковое оформление продукта проектной деятельности (сочинение, реферат, презентация и т. д.);
- защита проекта/культура презентации.
Исходя из требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы, вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
- Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
- Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
Таким образом, метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. В результате занятий проектной деятельностью у учащихся развиваются предметные, метапредметные и личностные УУД, дети учатся самооценке и самоанализу. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время практико-ориентированной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать получением практического результата. Можно сказать, что все инновационные преобразования современной школы дадут ожидаемый результат - успешного ученика!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.