Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Они сражались за Родину»
Выполнила Бирюкова А.А., классный руководитель ГБОУ гимназии№66 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Сценарий мероприятия с использованием метода интеллект-карт, посвященное празднованию 77-летия Дня Победы, на тему:
««Они сражались за Родину …»
Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества, как «гражданское самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, отсутствуют.
Цель: воспитывать в учениках чувство патриотизма, гордости за свой народ; раскрыть перед учениками неизвестные страницы Великой Отечественной войны: подвиги спортсменов.
Задачи:
- воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её;
-способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
-способствовать формированию у детей интереса к занятиям спортом;
- развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение детей;
-пропагандировать активный образ жизни.
Межпредметные связи: история, русский язык, физическая культура
Методические приемы: беседа-диалог, работа в группах, индивидуальная работа.
Материалы для использования: цветные карандаши, листы белой бумаги, бумажные голуби.
Технология: Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.
Предварительная работа: подбор сообщений о спортсменах, просмотр фильмов и презентаций на спортивную тематику; беседы о спорте, художественное оформление мероприятия (стихи, песни, музыка военных лет). Выступления сопровождаются показом фотографий, кинохроники военных лет и др.
Этапы образовательной деятельности:
1. Вводно-организационный, мотивационно-побудительный( 3 мин);
2. Мобилизующий этап ( 7 минут)
3. Основная часть урока (25 мин.) (включает подготовленные заранее выступления учащихся по представленной ниже тематике).
4. Физкультминутка.
5. Творческая работа (5 минут)
6. Завершающий рефлексиционно -корригирующий.(3-5 минут)
Ход образовательной деятельности.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Тему я предлагаю сформулировать самостоятельно, выполнив задания. На столах каждой группы лежит ватман и карандаши, ваша задача нарисовать интеллект –карту по теме «Спорт» и «Война». (5-7 минут работа в группах) ( звучит песня М.Магомаева «Герои спорта», 1 слайд)
(Представление интеллект –карт (каждой команде дается 1 минута)
- Ребята, предположите, пожалуйста, почему я поставила рядом два таких разных понятия :ВОЙНА И СПОРТ? (ответы детей)
- Сопоставьте музыкальную композицию, данные своих интеллект –карт и сформулируйте тему занятия,( Ответы детей)
-Правильно! Мы будем говорить сегодня о спортсменах, которые, не раздумывая, встали на защиту Родины во время Великой Отечественной войны.
(На экране тема «Они сражались за Родину…») 2 слайд
-Учитель. Летом 1941 года многие спортсмены готовились к Всесоюзному параду физкультурников на Красной площади в Москве. Именно на спортивных базах они узнали о том, что фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну...
Уже 27 июня 1941 года из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Бригада представляла собой то, что на Западе теперь называют «коммандос». Спортсмены учились минировать шоссейные и железные дороги, стрелять без промаха, бесшумно снимать часовых. Всего за линию фронта в 1941–1945 годах было отправлено свыше 200 оперативных групп, в которые входило более 7000 человек. В тылу противника они пустили под откос 1500 воинских эшелонов с вооружением и гитлеровскими захватчиками, разрушили сотни мостов и переправ, уничтожили 50 самолетов и 145 танков. Самые важные операции, требующие выносливости и физической силы, смелости и волевых качеств, командиры возлагали на физкультурников.
1 ученик -Атлеты, штангисты , боксеры, альпинисты, футболисты – все встали на защиту своей Родины ( кадры хроники, памятник «Вечный огонь» 3 слайд).
Для многих из них спортивный огонь навсегда горит в пламени вечного огня!
И веками, в дыхании каждого дня
Да прибудут живыми (хором все участники выступления)
В самом сердце России.
2 ученик (кадры спортивных состязаний военных лет)
Спортивных нам побед не занимать,
Хоть в боксе, хоть в футболе, хоть в хоккее.
Умеем проиграть и побеждать,
Сразиться за победу мы умеем!
Спортивные фамилии страны
Известны миру, мы гордимся ими!
Есть славные отечества сыны!
-С первых дней войны весь советский народ поднялся на борьбу с фашизмом. Не могли остаться в стороне и спортсмены.
-Выступления подготовленных учащихся. (сообщения о героях-спортсменах)
3 ученик ( фотография Белоусова Л.Г.)4 слайд
Леонид Георгиевич Белоусов – советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза
В одно из дежурств на аэродроме старший лейтенант Леонид Белоусов по сигналу тревоги поднял в воздух свой истребитель. Исходом той битвы было сожженные пламенем лицо и руки. Летчик перенес тридцать две операции. Ему пришили веки, сделали нос, губы, рот, уши.
Он вновь стал летать на истребителе. С самого начала войны Белоусов штурмовал немецкие самолеты. Затем по приказу командования был переведен в Ленинград, защищал Ладожскую трассу и принял под командование полк. Много воздушных боев провел он над Кронштадтом, Ленинградом, Ладогой. Но вдруг заболели ноги – спонтанная гангрена, как следствие – ампутация правой ноги! Он – разносторонний спортсмен – легкоатлет, лыжник, штангист – даже не представлял, что когда-то будет ходить на деревянной колодке. Но Леонид решил – он будет летать! Спокойно перенес Белоусов операцию и начал поправляться. Но тут новое несчастье: язва на левой ноге. Летчик лишился и левой ноги.
Но он снова поднялся в воздух. Сначала пришлось учиться ходить по земле – без костылей. Воля вернула Белоусова в авиацию, и он снова вступил в бой за Родину. Белоусов вел разведку, воздушные бои, сопровождал штурмовики... И каждый знал: майор своим ястребком прикроет, скорее жизнь отдаст, чем позволит врагу сбить товарища. В 1957 году, через двенадцать лет после победы, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Леониду Георгиевичу Белоусову звание Героя Советского Союза.
Однажды у Белоусова спросили: «Откуда у вас силы для такой беспокойной жизни?» – «На этот вопрос коротко не ответишь», – улыбнулся Белоусов. – «Но у меня неплохая закалка. Правда, в своих спортивных победах выше масштаба эскадрильи не поднимался, но ведь и занимался я спортом не ради славы, а чтобы лучше исполнять воинский долг».
4 ученик (фотография Шумина А.)5 слайд
АЛЕКСАНДР ШУМИН участвовал в обороне Ленинграда и один из сильнейших пловцов-кролистов Советского Союза, многократный рекордсмен СССР. С ленинградскими пловцами Владимиром Китаевым и Василием Поджукевичем он в 1928 году был участником Всесоюзной спартакиады, много лет входил в состав сборной СССР и Ленинграда по водному поло. С началом Великой Отечественной войны Александр Шумин был назначен руководителем школы, где готовили специалистов для обучения войск плаванию и переправам вплавь. Здесь работали многие известные пловцы Ленинграда. На прудах стадиона имени Ленина, в Озерках на плотах, лодках и подручных средствах учились воины переправлять пулеметы, орудия, другую военную технику в условиях, приближенных к боевым. Участвуя в боях за Ленинград, Александр Шумин организовал переправы через Неву в районе Невского Пятачка и на других участках Ленинградского фронта, за что был награжден несколькими орденами и медалями.
Физкультминутка «Спорту- ура!»
Спорт солдату, очень нужен, он со спортом крепко дружит
(поднять руки вверх –вниз).
а зарядку выходите свою ловкость покажите (ходьба на месте).
Делай –раз и делай два, спорту скажем мы: «Ура!»
(рывки согнутыми руками в стороны).
Вправо, влево повернитесь, быть красивыми стремитесь!
(повороты направо и налево, руки на поясе).
Мы до пяток дотянулись, распрямились, улыбнулись.
А теперь прыжки на месте, ноги врозь и ноги вместе.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт –привет
5 ученик
-Конечно, не только на фронте сражались наши спортсмены,но и в оккупированных немцами городах тоже шла кровавая борьба с врагом.
6 ученик
Футбол- это мирное дело,
Но мы не забудем войну,
Где вместе с народом-спортсмены
За Родину встали свою!
7 ученик
Их насильно собрали в команду,
Чтоб футбол «На жизнь» с врагом сыграть.
Победа –значит Смерть.
И выбрали «Победу»
Хотелось жить, конечно,
Жить, не умирать.
8 ученик (кадры из фильма «Матч») 6 слайд
-В первые месяцы войны фашисты захватили Киев – среди пленных большая группа футболистов, которые не успели эвакуироваться или отправиться в регулярные части Красной армии.
С окончанием боев в городе игроки устроились на хлебозавод №1, а с постепенным зарождением культурной жизни у населения вернулся интерес к спорту. Руководство завода зарегистрировало футбольную команду «Старт» – игроки (профессионалы и несколько сотрудников предприятия) получили экипировку и возможность тренироваться дважды в неделю.
Летом 1942–го «Старт» сыграл целую серию матчей с разными соперниками: венгерский гарнизон, украинское сообщество «Спорт», немецкие артиллеристы. Также состоялись две игры против команды «Флакельф», собранной из немецких солдат ПВО, летчиков и механиков. Вторая из них вошла в историю как «Матч смерти».
5 августа «Старт» победил 5:1. Соперник потребовал реванш – встречу назначили на 9 августа. Игроков «Старта» предупредили, что в случае новой победы им грозит расстрел. Но сборная хлебозавода выиграла 5:3.
В 2012 году был снят художественный фильм, основанный на реальных событиях. Навсегда запомнились слова главного героя : «Иногда нужно не только ворота защищать». Тот, кто сможет защитить ворота, честь своей команды, сможет, не раздумывая, встать на защиту своей страны!
Фашисты проиграли битву, а позже уступили в войне.
Злодеям не дано было познать мужество советского человека, способного встать грудью на пули и снаряды, чтобы защитить свое Отечество.
На стадионе «Динамо» в Киеве установлен монумент в честь героев.
- Слово учителя .
-Невозможно назвать всех, кто своими рекордами и достижениями славил советский спорт, был примером для молодежи в мирное время и кто отдал свою жизнь за Родину , когда над нею нависла смертельная опасность.
Пример патриотизма, отваги, мужества и выносливости показали в эти суровые годы наши спортсмены.
9 ученик
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблёкшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но словно огонь у подножья гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
-Вечная память участникам сражений, тем, кто защищал нашу Родину, тем, кто пал в боях и остался жив. Мы не должны забывать ужасы войны, подвиг советских людей!
- Минутой молчания почтим память героев той страшной войны.
Звуки метронома 7 слайд
Учитель. -Наши деды и прадеды боролись за мирное небо для своих детей, внуков и правнуков. Наши деды хотели, чтобы мы были счастливы.
Творческое задание.
- Я вам предлагаю прочитать рецепт счастья Шалвы Амонашвили (чтение вслух) слайд
-Возьмите чашу терпения,
-Бросьте туда сердце, полное любви,
-Две пригоршни щедрости,
-Плесните юмора,
-Посыпьте добротой,
-Добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте.
-Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем встретившимся на вашем пути.
- Давайте попробуем составить рецепт МИРА НА ЗЕМЛЕ.
- Напишите его на полосках бумаги и прикрепите на доску.
- Итак, дети, чтобы сохранить мир на Земле, мы должны… ( зачитываю листочки)
РЕФЛЕКСИЯ. (на партах у ребят лежат бумажные голуби разных цветов )
- Как хорошо, что над нами мирное,чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Выберите голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.
Белый голубь - вы считаете, что классный час прошёл для вас плодотворно, с пользой.
Голубой голубь - очень много интересной информации узнал.
И поднимите руки вверх.
- Посмотрите сколько белых голубей!!! Это значит, что сегодня все хорошо потрудились
Звучит песня Елены Ваенги «Голуби».
Использованные интернет-ресурсы:
file:///C:/Users/Teacher/Downloads/syroeshkin.pdf
https://science-start.ru/ru/article/view?id=1448
www.sovsport.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.