Бирюкова Анжелика Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 66 г. Санкт-Петербурга, Приморского района
oppa65@inbox.ru
Ключевые слова: технологии, структура, сингапурская методика обучения,ФГОС, русский язык и литературв
Аннотация
Данная статья рассматривает некоторые приемы сингапурской технологии как активные методы, используемые на уроках русского языка и литературы, направленные на овладение типами учебных действий, включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Современные технологии как средство реализации ФГОС на уроках русского языка.
Стремительное развитие коммуникационных технологий, распад мировой системы безопасности, крах глобальных идеологических систем – всё это объективно принуждает нас приспосабливаться к новым условиям, трансформироваться самим и изменять окружающий мир. Не стала исключением и школа, точнее - система образования в целом.
Одним из наиболее впечатляющих и необратимых результатов тех процессов, о которых я говорила выше, стала доступность информации, в самом прямом значении этого слова. Если раньше учитель был тем человеком, который непосредственно передавал знания детям, то сегодня любой индивидуум одним кликом может получить доступ к абсолютно любой информации – от рецепта изготовления шёлковой ткани до практического применения теории квантовой физики. И кем в этой реальности является учитель? Вернее, кем он должен стать для учеников – вот основной вопрос современного образования, без ответа на который бесполезно создавать любые образовательные программы и стандарты.
Последние исследования социологов говорят о том, что подавляющее большинство школьников и студентов уже не могут полноценно существовать без доступа во всемирную паутину. Социальные сети стали мощной альтернативой реальному общению, динамично развивается система дистанционного образования. Проще говоря, большинство школьников не хочет читать настоящие книги и предпочитает различные формы виртуального досуга. И если не задаваться вопросом о причинах данной ситуации, которые вполне очевидны, а принять её как данность, то ответ очевиден – учитель должен стать проводником. Не ментором, который лишь делится своими знаниями и, частично, жизненным опытом, но яркой указкой для детей в таком разнообразном мире, прекрасном и одновременно опасном.
Проводя свои уроки, иногда я ловила себя на мысли «Скучно! Неинтересно!» Пять человек работают, остальные пассивны, отсиживают 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее, но кого оно развивает.
Чему учить? Знаем! Зачем учить? Знаем! Как вовлечь всех учащихся в работу….
Чтобы ученики стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также им необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придётся столкнуться в современном мире.
На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания русского языка и литературы. Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам обучения, помогающим освоить универсальные учебные действия, одна из технологий, которую, по моему мнению, следует внедрять – обучение в сотрудничестве, где главная задача - учиться вместе. На технологии сотрудничества основан сингапурский метод обучения.
Сингапурская технология обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250.
Метод кооперативного обучения (Сингапурская технология обучения) - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.
Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности.
Основной формой работы в этой методике являются групповые формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, умения совместной работы со сверстниками.
Приемы Сингапурской методики таковы: весь класс разбивается на группы по 4 человека пары и изучает небольшую часть материала самостоятельно. Каждый ребенок может примерить на себя роль учителя, объясняя своими словами партнеру суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет контроль, слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Сингапурская методика обучения очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт, систематизировав его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают.
Изучив сингапурскую методику, пройдя курсы, я стала достаточно эффективно вводить элементы сингапурской методики. Использую несколько структур как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Сначала это было таким непонятным, но когда стала применять, то мне даже понравилось. Урок мало похож на обычный и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить...
Чем больше вникала, тем яснее понимала: чтобы использовать эту методику, нужно измениться самой. Например, принять тот факт, что на уроке нет идеальной тишины: когда команды получают задание, то они очень шумно его обсуждают.
Дети, смотревшие друг другу в затылок на протяжении 11 лет обучения, начинают общаться, учатся смотреть в глаза. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике такие жизненно необходимые в наше время качества, как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.
Ученики сидят за столом по 4 человека плечом к плечу, и это одна сплоченная команда. Работа в парах или группах даёт возможность ученику научить своего товарища тому, что он знает сам, получить в случае необходимости консультацию, формировать позитивное отношение к русскому языку и литературе. Используя эту систему, учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Технология не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур.
Некоторые структуры и приемы, которые я использую на своих уроках:
1.Manage Mat (МЭНЭДЖМЭТ) – табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
2. Frayer Model (Модель Фрейер)
Эту структуру можно использовать и на первом уроке изучения темы, и на обобщающем
- Давайте вспомним все, что мы знаем об имени прилагательном. Работаем с партнером по плечу. Партнеры А сделайте заготовки (листок складывается пополам, потом еще раз пополам).Вам нужно на этих листочках составить модель Имени прилагательного: понятие, определение, характеристики, примеры, антипримеры. Время работы 3 минуты.
Определение |
Характеристика |
Примеры |
Противоположные примеры (антипримеры) |
Через три минуты спрашиваю: «Кто готов? Покажите».
3. Структура Corners ( КОНЭРС) -«углы»
Обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Хорошо для разминки, для повторения изученного материала, для того, чтобы не стесняясь обозначить свое мнение и т. д.
Например, при повторении темы «Не с различными частями речи». Первые номера записывают слова с орфограммой «не с существительными», вторые –«не с прилагательными», третьи –«не с наречиями», четвертые – «не с глаголами». В четырех углах класса прикреплены карточки со словами :«Не с существительными »,«Не с прилагательными», «Не с наречиями »,«Не с глаголами». Ребятам нужно вспомнить все, что они узнали о написании не с этими частями речи в ходе изучения этих тем. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.
4. Clock buddies (КЛОК БАДДИС) - «друзья по часам (времени)»
Обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Либо дети рисуют часы в тетради и отмечают, например, время 3 и 9 часов и записывают на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Очень удобна эта структура при проверке самостоятельной работы.
Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить выполнение задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить упражнение 162 с друзьями, выбранными на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.
5. Структура Quiz- Quiz- Trade( КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД) - «опроси – обменяйся »
Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами вопросы:
1. Как различаются разряды прилагательных?
2. Сформулируйте правило определения разрядов прилагательных..
Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.
6 . Take off – Touch down (ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН ) -«встать –сесть»
Структура для получения информации о классе (кто выполнил упражнение без ошибок, кто- с одной, двумя, тремя). Также эту структуру можно использовать при проверке домашнего задания.
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
-Я выполнил домашнюю работу сам.
-Домашнее задание было очень трудным
-Мне помогали родители в выполнении домашнего задания
-Я готов к уроку
-Я в хорошем настроении
Таким образом, сингапурская технология обучения – это эффективный инструмент, с помощью которого обучающиеся получают знания по предмету, а учитель решает ряд вопросов по реализации ФГОС, а именно: обеспечивает деятельностный подход и непринужденное изучение русского языка и литературы, развивает творческую и мыслящую личность; формирует учебные универсальные дейстявия:
- в числе познавательных: умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать по заданному алгоритму, инструкции; развитие ИКТ-компетентности.
-в числе регулятивных: умение самостоятельно определять цели образовательной деятельности, самоорганизовываться, сопоставлять полученный результат образовательной деятельности с поставленными целями.
- в числе коммуникативных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, умение при осуществлении групповой работы быть как лидером, так и членом команды, умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
Список литературы
1.Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm
2.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"[9]
3.. https://www.art-talant.org/publikacii/31987-osobennosti-singapurskoy-tehnologii-dlya-doshkolynikov-
4.Мокрополова, И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников / И. Ю. Мокрополова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/ (дата обращения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.