Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках математики и окружающего мира в начальной школе
Презентацию подготовила
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9 г. Шали»
Джукаева Б.Л.
Функционально грамотная личность – это человек,
ориентирующийся в мире, человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить
среди людей, обладающий определёнными
качествами, ключевыми компетенциями.
Учебный предмет “Математика”
предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ,
практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его:
10, 30, 50, 70 …
14, 34, 54, 74 …
1. Логические задачи.
В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному из этих попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться?
2. Задачи, связанные с величинами.
Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока?
3. Расстановки. Задачи на промежутки.
Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 кубика? Нарисуй.
4. Задачи-шутки.
На дереве сидели 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве?
5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше?
6. Задачи на планирование действий.
Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?
Задания
по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
В магазине Совунья купила кашу.
Каша изображена на рисунке.
Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша?
Подчеркни номер верного ответа.
А. из овсяных хлопьев
Б. из овсяных хлопьев с клюквой
В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками
Г. из овса
Вопрос В: Как правильно сказать?
А. эта каша из фруктов
Б. эта каша из злаков и фруктов
Грамотность при решении бытовых проблем
Выбирать продукты, товары и услуги
Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема.
Обведи букву выбранного ответа.
А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу
Б. Шнур к лампе порвался
В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку
Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу
Д. Шнур от розетки порван
Грамотность при решении бытовых проблем
Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды.
Обведи букву выбранного ответа.
А. 1-й остров Б. 2-й остров В. 3-й остров Г. 4-й остров
Информационная грамотность:
читать чертежи, схемы, графики, диаграммы
Диагностика формирования
функциональной грамотности
младших школьников
Диагностика формирования функциональной грамотности по математике
1 полугодие 2 класс
1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2).
Памятка 1 Памятка 2
суп | 4 мин |
курица | 3 мин |
каша | 2 мин |
чай | 1 мин |
Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа.
А. суп Б. чай В. каша Г. курица
2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов.
А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм
Решение задач с недостающими или лишними данными.Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
1. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.
Использование информационно – коммуникационных технологий на различных этапах урока позволяет:
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Положительные моментыгрупповой работы
эмоциональная поддержка;
нет давящего авторитета учителя;
основа «умения учиться»;
сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»;
человеческие и деловые отношения.
В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
по продолжительности - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ;
по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые;
по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.
Проектная деятельность
один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
коммуникативные,
образовательные,
воспитательные,
развивающие.
Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.