Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственная организация образования
«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»»
(ГОО «Кузбасский РЦППМС»)
Методическая разработка
«Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних»
Кузьминова Ольга Евгеньевна,
педагог – организатор отделения
профилактики правонарушений
среди несовершеннолетних ГОО
«Кузбасский РЦППМС»
Юрга 2023
Тренинговое занятие
«Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних»
Цель:
- Выработка у учащихся эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения;
- Профилактика социальной дезадаптации и правонарушений подростков.
Задачи:
- Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды;
- Помочь учащимся оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности;
- Выработать у учащихся эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Продолжительность: 60 минут.
Участники: Учащиеся школы: 11 – 13 лет.
Приемы и методы работы: Беседа, упражнение, рефлексивная технология.
Оборудование: Листы А4, ручки, цветные карандаши.
Ход тренинга
Подготовительный этап
Приветствие.
Мы не раз говорили о том, что мир, в котором мы живем, очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, правонарушениям, от которых страдают люди. Все кризисные ситуации не только в классе, в школе, дома, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Но научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтных ситуациях, знать способы их разрешения, уметь противостоять негативному влиянию среды, формировать эффективные навыки самоконтроля – можно.
Правила тренинга.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Педагог предлагает обсудить правила, написанные на доске:
1 Активная работа на занятии каждого учащегося;
2 Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер;
3 Внимательность к говорящему человеку;
4 Доверие друг к другу;
5 Недопустимость насмешек;
6 Не выносить обсуждения за пределы занятия;
7 Право каждого на свое мнение.
Основной этап
Упражнение «Что я выиграю / что я потеряю»
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой – то плюс для себя.
Педагог предлагает разделиться учащимся на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение педагога, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника».
На выполнение упражнения дается 5 – 7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?».
Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.
Упражнение «Учимся противостоять влиянию»
Влияние – это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие – либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:
· Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?
· Всегда ли влияние отрицательно?
· Каким образом можно отличить отрицательное влияние?
· Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?
· Хотели бы вы лично поддаться такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение?
· Что необходимо предпринять, чтобы уйти из – под негативного влияния?
Обсуждаются варианты ответов. Далее составляется план безопасности и педагогу необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, взрослым, к учителям, администрации школы.
Упражнение «Сказка»
Педагог предлагает каждой группе сочинить сказку, про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а так же их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача:
- Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются.
- Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет, и где они совершенно не соблюдаются – о государстве беззакония.
На работу отводится 10 – 15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
· В какой стране народу жилось лучше? Почему?
· Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
· Нужны ли законы? Какова их роль?
Заключительный этап
Рефлексивная технология «Передай своё впечатление»
Цель: подведения итогов занятия, рефлексия.
Инструкция: «Учащимся предлагается передать свое впечатление, нарисовав его на листе бумаги. Затем педагог прикрепляет рисунки на доску и просит прокомментировать каждого участника свой рисунок».
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
ü Обсуждение результатов;
ü Обмен мнениями;
ü Анализ проведенного занятия;
В рамках профилактического мероприятия, просмотр документального фильма «Дом» http://dokumental.ru/2016/01/20/dokumentaljnie-filjmi-pro-nesovershennoletnih-pravonarushiteley/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.