Методическая разработка Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 4 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 4 класс

Оценка 4.7
doc
математика
08.02.2020
Методическая разработка Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 4 класс
Занимательная геометрия 4ГОТОВО класс.doc

Пояснительная записка

             Курс геометрии всегда был одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Диалектическое единство двух противоречивых тенденций – развитие логики и развитие интуиции, которые наблюдаются в геометрии – делают эту дисциплину, уникальной и необходимой для изучения.

            Одной из основных идей концепции школьного математического образования является приоритет, развивающий функции обучения математики, что требует учёта в процессе обучения наиболее чувственных к развитию определённых компонентов мышления периодов и опоры на личностный опыт учащихся. Таким периодом для развития образных компонентов мышления является младший школьный возраст. Но изучение геометрии начинается обычно в среднем звене школы, поэтому ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. Поэтому начинать изучение этой дисциплины необходимо уже в начальной школе.

            Программа «Занимательная геометрия» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 001), в котором предусматривается в разделе 12.2 «Математика и информатика», овладение учащимися пространственного воображения и математической речи, а также умение распознавать и изображать геометрические фигуры.

 Программа «Занимательная геометрия» разработана на основе действующих учебных программ с использованием учебников «Математика в 1-4 классах автор А. Аргинская; «Наглядная геометрия в 1-4 классах» авторы Т. Жильцова, Л. Обухова; «Путешествие по стране геометрии» авторы В. Житомирский, Л. Шеврин.

            Программа «Занимательная геометрия» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора. Она рассматривает геометрический материал более углублённо и развивает конструкторские способности детей. Предусматривает раскрытие основных понятий, терминов, определений на подсознательном уровне ребёнка, в результате сопоставления, сравнения, наблюдения, нахождения геометрических объектов в окружающем мире.  Программу отличает живое общение учителя с учащимися. Уроки проводятся в занимательной игровой форме, что активизирует у детей познавательную деятельность; используются задания развивающего характера. В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста.

            Цель: создание базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы.

            Задачи: уточнить, обобщить и обогатить геометрические представления младших школьников; демонстрировать их взаимосвязи и связи с окружающей действительностью; формировать основные геометрические понятия; развивать плоскостное и пространственное воображение школьников, логическое и конструкторское мышление; формировать навыки работы с инструментами; формировать правильную математическую речь; формировать навыки самостоятельного выполнения заданий; воспитывать умение планировать свою деятельность, осуществляя самоконтроль в ходе выполнения задания.

            Принципы: деятельности, целостного представления о мире, непрерывности, минимакса, психологической комфортности, вариативности творчества (креативности), научности, доступности.

Планируемые результаты

            Учащиеся будут иметь представление: о линиях – прямой, кривой, ломаной; о частях прямой – луче и отрезке, сходстве и различии между ними; о замкнутых и незамкнутых кривых и ломаных линиях; о плоскостных фигурах – углах, многоугольниках, круге, окружности; об объёмных телах – шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; о классификации углов – прямом, остром, тупом; о классификации многоугольников по числу углов и сторон; о способах изображения объёмных тел на плоскости; о касательной, о взаимном расположении круга и точек на плоскости; о секторе и сигменте; о симметрии; поворотной симметрии; о числовом луче; координатной плоскости;

             Знать: термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, наклонная, горизонтальная, вертикальная, замкнутая, незамкнутая, пересекающаяся, непересекающаяся, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. знать свойства квадрата, прямоугольника; термин «периметр» и его значение, обозначение периметра – P; формулы определения периметра треугольника P = а·3 или;        P = а + в + с; периметр квадрата P = а·4; периметр прямоугольника        P = (а + в)·2; периметр многоугольника P = а + в + с +…. свойство радиусов одной окружности; соотношение между радиусом и диаметром окружности формулы определения площади треугольника (S = а · h / 2), квадрата (S = а · а), прямоугольника (S = а · в)

           Уметь: чертить прямые, лучи, отрезки, углы, незамкнутые и замкнутые ломаные при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита; определять вид многоугольника. находить длину ломаной и периметр треугольника, квадрата, прямоугольника; определять величину угла с помощью транспортира. делить круг на части; отрезок и угол пополам с помощью циркуля; строить прямоугольник и квадрат с заданной длиной сторон; строить окружность заданного радиуса при помощи циркуля; определять площадь треугольника, квадрата, прямоугольника.

Методический инструментарий

Формы организации педагогического процесса – урок традиционный и нетрадиционный.

Типы урока: комбинированный, повторения, закрепления, изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, контроля и учёта знаний, праздник, путешествие, КВН, урок – конкурс.

Методы обучения– рассказ, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, наглядность, упражнение, игра, письменная работа, практическое задание, проблемная ситуация, творческая работа, работа в парах, группах, проектирование.

Методы контроля – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, тренинг, письменные работы, практические работы, наблюдение, самоконтроль.

Формы учёта контроля: оценка (оценочное суждение), самооценка.

Средства– геометрические фигуры, геометрические тела, символы, рисунки, карточки, памятки, линейка, угольник, циркуль, транспортир, Геоконт, «Танграм», компьютер, мультимедиопроектор.

Методический аппарат

Рекомендации – содержание работы следует корректировать в зависимости от индивидуальных особенностей класса, творчества учителя, но обязательным условием является проведение практических занятий.

Инструкции – программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием.

Программа «Занимательная геометрия» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора.

На уроках геометрии учащиеся выполняют задания конструкторского характера, которые постепенно усложняются. На основе предметно-практической деятельности у детей формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществляется самоконтроль. Работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и, опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень – словесно-логический уровень.

Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции развития слабоуспевающих школьников.         

       К концу 4 класса учащиеся должны иметь представление: о числовом луче; координатной плоскости; о геометрическом теле; о симметрии; поворотной симметрии;

           знать: свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая – квадрата; свойство радиусов одной окружности и соотношение между радиусом и диаметром; формулы определения площади многоугольников

           уметь: чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки; находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях; определять величину угла и строить угол заданной величины с помощью транспортира; определять площадь многоугольника, используя соответствующую формулу;

Используемая литература

1.  Батова А. С. «Графический диктант», Начальная школа № 9, 2002г;

2.  Богданова Е. А. «Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии», Начальная школа № 10, 2001г.;

3. Бененсон Е. П. Тетради на печатной основе по математике для учащихся, Корпорация «Фёдоров», 2001г.;

4.  Бененсон Е. П., Вольнова Е. В. «Мир линий», Корпорация «Фёдоров», 2001г.;

5. Волкова С. И. Тетрадь с математическими заданиями (на печатной основе), Москва, «Просвещение»,1995г.;

6. Волкова С. И. Альбом по математике и конструированию», Москва, «Просвещение»,1995г.;       7. Волкова С. И. «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики», Начальная школа № 8, 1993г.;

8.  Григорьева Г. И. «Логика в начальной школе» Волгоград, «Учитель - АСТ», 2004г.;                     

9. Житомирский В. Г. «Путешествие по стране Геометрии» Москва, Педагогика, 1991г.;

10.  Жильцова Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии» Москва, «ВАКО», 2004г.

11. Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике»,   Москва, «Просвещение»,1990г;

12. Калугин М. А. «Развивающие игры для младших школьников» Ярославль, «Академия развития»,1996г.;

13. Краснова О. В. «Первые шаги в геометрии», Начальная школа № 4, 2002г.;

14. Лавриненко Г. Я. «Задания развивающего характера по математике», пособие для учителей начальных классов, Саратов «Лицей», 2003г.;

14.  Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи», Москва, «Просвещение», 1990г.;

15.  Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1989г.;

16.  Пазушко Ж. И. «Развивающая геометрия в начальной школе», Начальная школа № 1, 1999г.;  17. Подходова Н. С. «Подготовка учителя к изучению геометрии», Начальная школа № 1, 2002г;.  18. Свечников А. А. «Числа, фигуры, задачи», пособие для учителей, Москва, «Просвещение», 1977г.;

19.  Сутягина В. И. «Функции геометрии в начальном обучении математике», Начальная школа № 11, 2002г.;

12. Тарасова О. В. «Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике», Начальная школа № 5, 2001г.;

13. Фазлетдинова Н. «Геометрия вокруг нас», Начальная школа № 2, 2001г.;

14.  Шадрина И. В. «Обучение геометрии в начальных классах», Москва, Школьная Пресса, 2002г. 

Тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема урока

Тип урока

Базовый уровень

Оборудование

Дата

План

Факт

1

Путешествие по городу «Занимательная геометрия».

Урок повторения пройденного материала

Уметь приводить в систему полученные знания.

Доска, линейка, карандаш, Геоконт, Танграм, карта города

 

 

2

Формирование умения сравнивать периметр и площадь фигур.

Урок обобщения и систематизации

Уметь сравнивать периметр и площадь. Уметь использовать полученные знания.

Знать формулы нахождения периметра и площади фигур.

Доска, линейка, карандаш, карточки для групповой работы, мультимедио-проектор

 

 

3

Решение задач на нахождение периметра и площади фигур.

Урок повторения пройденного материала

Уметь решать задачи на нахождение периметра и площади фигур. Уметь применять формулы нахождения периметра и площади фигур.

Доска, линейка, карандаш, карточки для индивидуаль-ной работы

 

 

4

Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

Урок повторения пройденного материала

Уметь вычислять площади фигур сложной конфигурации.

Линейка, карандаш.

 

 

5

Формирование умения находить площади нестандартных фигур палеткой.

Урок повторения пройденного материала

Уметь измерять площади фигур нестандартных фигур палеткой.

Доска, линейка, карандаш.

 

 

6

Формирование умения решать задачи на нахождение площади геометрических фигур.

Урок повторения пройденного материала

Уметь решать задачи на нахождение площади геометрических фигур.

Доска, линейка, карандаш.

 

 

7

Формирование умения решать задачи на нахождение площади геометрических фигур.

Урок – практикум

Уметь решать задачи на нахождение площади геометрических фигур.

Линейка, карандаш.

 

 

8

Знакомство с плоскостью.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о плоскости.

Доска, 2 листа картона, лист бумаги, линейка, карандаш, циркуль

 

 

9

Знакомство с числовым лучом.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о числовом луче.

Доска, линейка, карандаш, компьютер, мультимедио-проектор

 

 

10

Формирование знаний о числовом луче.

Урок закрепления знаний

Уметь использовать понятие о числовом луче на практике.

Доска, линейка, карандаш, карточки с заданиями в группах

 

 

11

Знакомство с симметричностью и периодичностью.

Игра «Морской бой».

Урок получения новых знаний

Иметь представление о симметричности и периодичности.

Доска, линейка, карандаш,

 

 

12

Знакомство с понятием «передача изображений». Обучение ориен-тированию по координатам точек на плоскости.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о передаче изображений. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости.

Доска, линейка, карандаш,

 

 

13

Формирование умения строить фигуры по заданным точкам.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о координатной плоскости. Уметь строить фигуры по заданным точкам.

Доска, линейка, карандаш,

 

 

14

Знакомство

с осевой симметрией.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о симметрии.

Доска, линейка, карандаш, бумага, ножницы

 

 

15

Формирование

знаний о симметрии.

Урок закрепления знаний (интегрированный урок с изобразительным искусством)

Уметь использовать знания о симметрии на практике.

Доска, линейка, карандаш, карточки с заданиями, шаблоны равносторонних треугольников

 

 

16

Знакомство с поворотной симметрией.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о поворотной симметрии.

Пластина – квадрат, карандаш, линейка,

 

 

17

Закрепление изученного материала по теме «Симметрия».

Урок закрепления знаний

Уметь использовать полученные знания на практике.

Доска, линейка, карандаш, пластина – квадрат,

 

 

18

Знакомство

с понятием куб.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о кубе.

Доска, линейка, карандаш, пластилин,

 

 

19

Знакомство с моделью развёртки куба.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о модели развёртки куба.

Доска, линейка, карандаш, развёртка куба, цветные карандаши.

 

 

20

Знакомство с площадью полной поверхности куба.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о площади поверх- ности куба.

Доска, линейка, карандаш, развёртка куба, письмо от жителя Куба

 

 

21

Знакомство с прямоугольным параллелепипедом

Урок получения новых знаний

Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде.

Модели куба и параллелепи-педа, клубень картофеля, нож,

 

 

22

Знакомство с моделью развёртки

параллелепипеда.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о модели развёртки параллелепипеда.

Рисунки, доска, карандаш, линейка

 

 

23

Знакомство с цилиндром.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о цилиндре.

Доска, линейка, карандаш, письмо, модель цилиндра

 

 

24

Формирование знаний о цилиндре.

Урок закрепления знаний

Уметь использовать знания о цилиндре.

Доска, линейка, карандаш, карточки с заданием: начерти и раскрась

 

 

25

Знакомство с геометрическим телом – конус и её виды.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о геометрическом теле – конусе.

Стих. о конусе, картонная модель конуса, пластилин,

 

 

26

Знакомство с геометрическим телом – пирамиде и её видах.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о геометрическом теле – пирамиде, видах пирамид.

Угольник, карандаш, пластилин, циркуль, ножницы

 

 

27

Формирование знаний о пирамиде. Знакомство с высотой пирамиды.

Комбинированный урок

Иметь представление о высоте пирамид.

Угольник, карандаши, ножницы,

 

 

28

Знакомство с понятием шар.

Урок получения новых знаний

Иметь представление о геометрическом теле – шаре.

Карандаш, цветные карандаши, циркуль, ножницы.

 

 

29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрические тела»

Урок обобщения знаний

Уметь применять полученные знания на практике.

Геометрические тела

 

 

30

Обобщение знаний, умений и навыков учащихся за год.

Урок – игра

Уметь применять полученные знания на практике.

Карта страны Геометрия, линейка, циркуль, карандаш

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Знать: термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, наклонная, горизонтальная, вертикальная, замкнутая, незамкнутая, пересекающаяся, непересекающаяся, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат

Знать: термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, наклонная, горизонтальная, вертикальная, замкнутая, незамкнутая, пересекающаяся, непересекающаяся, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат

Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции развития слабоуспевающих школьников

Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции развития слабоуспевающих школьников

Тематическое планирование 4 класс № п/п

Тематическое планирование 4 класс № п/п

Формирование знаний о числовом луче

Формирование знаний о числовом луче

Знакомство с площадью полной поверхности куба

Знакомство с площадью полной поверхности куба
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020