Пояснительная записка
Курс геометрии всегда был одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Диалектическое единство двух противоречивых тенденций – развитие логики и развитие интуиции, которые наблюдаются в геометрии – делают эту дисциплину, уникальной и необходимой для изучения.
Одной из основных идей концепции школьного математического образования является приоритет, развивающий функции обучения математики, что требует учёта в процессе обучения наиболее чувственных к развитию определённых компонентов мышления периодов и опоры на личностный опыт учащихся. Таким периодом для развития образных компонентов мышления является младший школьный возраст. Но изучение геометрии начинается обычно в среднем звене школы, поэтому ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. Поэтому начинать изучение этой дисциплины необходимо уже в начальной школе.
Программа «Занимательная геометрия» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 001), в котором предусматривается в разделе 12.2 «Математика и информатика», овладение учащимися пространственного воображения и математической речи, а также умение распознавать и изображать геометрические фигуры.
Программа «Занимательная геометрия» разработана на основе действующих учебных программ с использованием учебников «Математика в 1-4 классах автор А. Аргинская; «Наглядная геометрия в 1-4 классах» авторы Т. Жильцова, Л. Обухова; «Путешествие по стране геометрии» авторы В. Житомирский, Л. Шеврин.
Программа «Занимательная геометрия» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора. Она рассматривает геометрический материал более углублённо и развивает конструкторские способности детей. Предусматривает раскрытие основных понятий, терминов, определений на подсознательном уровне ребёнка, в результате сопоставления, сравнения, наблюдения, нахождения геометрических объектов в окружающем мире. Программу отличает живое общение учителя с учащимися. Уроки проводятся в занимательной игровой форме, что активизирует у детей познавательную деятельность; используются задания развивающего характера. В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста.
Цель: создание базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы.
Задачи: уточнить, обобщить и обогатить геометрические представления младших школьников; демонстрировать их взаимосвязи и связи с окружающей действительностью; формировать основные геометрические понятия; развивать плоскостное и пространственное воображение школьников, логическое и конструкторское мышление; формировать навыки работы с инструментами; формировать правильную математическую речь; формировать навыки самостоятельного выполнения заданий; воспитывать умение планировать свою деятельность, осуществляя самоконтроль в ходе выполнения задания.
Принципы: деятельности, целостного представления о мире, непрерывности, минимакса, психологической комфортности, вариативности творчества (креативности), научности, доступности.
Планируемые результаты
Учащиеся будут иметь представление: о линиях – прямой, кривой, ломаной; о частях прямой – луче и отрезке, сходстве и различии между ними; о замкнутых и незамкнутых кривых и ломаных линиях; о плоскостных фигурах – углах, многоугольниках, круге, окружности; об объёмных телах – шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; о классификации углов – прямом, остром, тупом; о классификации многоугольников по числу углов и сторон; о способах изображения объёмных тел на плоскости; о касательной, о взаимном расположении круга и точек на плоскости; о секторе и сигменте; о симметрии; поворотной симметрии; о числовом луче; координатной плоскости;
Знать: термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, наклонная, горизонтальная, вертикальная, замкнутая, незамкнутая, пересекающаяся, непересекающаяся, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. знать свойства квадрата, прямоугольника; термин «периметр» и его значение, обозначение периметра – P; формулы определения периметра треугольника P = а·3 или; P = а + в + с; периметр квадрата P = а·4; периметр прямоугольника P = (а + в)·2; периметр многоугольника P = а + в + с +…. свойство радиусов одной окружности; соотношение между радиусом и диаметром окружности формулы определения площади треугольника (S = а · h / 2), квадрата (S = а · а), прямоугольника (S = а · в)
Уметь: чертить прямые, лучи, отрезки, углы, незамкнутые и замкнутые ломаные при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита; определять вид многоугольника. находить длину ломаной и периметр треугольника, квадрата, прямоугольника; определять величину угла с помощью транспортира. делить круг на части; отрезок и угол пополам с помощью циркуля; строить прямоугольник и квадрат с заданной длиной сторон; строить окружность заданного радиуса при помощи циркуля; определять площадь треугольника, квадрата, прямоугольника.
Методический инструментарий
Формы организации педагогического процесса – урок традиционный и нетрадиционный.
Типы урока: комбинированный, повторения, закрепления, изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, контроля и учёта знаний, праздник, путешествие, КВН, урок – конкурс.
Методы обучения– рассказ, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, наглядность, упражнение, игра, письменная работа, практическое задание, проблемная ситуация, творческая работа, работа в парах, группах, проектирование.
Методы контроля – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, тренинг, письменные работы, практические работы, наблюдение, самоконтроль.
Формы учёта контроля: оценка (оценочное суждение), самооценка.
Средства– геометрические фигуры, геометрические тела, символы, рисунки, карточки, памятки, линейка, угольник, циркуль, транспортир, Геоконт, «Танграм», компьютер, мультимедиопроектор.
Методический аппарат
Рекомендации – содержание работы следует корректировать в зависимости от индивидуальных особенностей класса, творчества учителя, но обязательным условием является проведение практических занятий.
Инструкции – программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием.
Программа «Занимательная геометрия» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора.
На уроках геометрии учащиеся выполняют задания конструкторского характера, которые постепенно усложняются. На основе предметно-практической деятельности у детей формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществляется самоконтроль. Работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и, опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень – словесно-логический уровень.
Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции развития слабоуспевающих школьников.
К концу 4 класса учащиеся должны иметь представление: о числовом луче; координатной плоскости; о геометрическом теле; о симметрии; поворотной симметрии;
знать: свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая – квадрата; свойство радиусов одной окружности и соотношение между радиусом и диаметром; формулы определения площади многоугольников
уметь: чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки; находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях; определять величину угла и строить угол заданной величины с помощью транспортира; определять площадь многоугольника, используя соответствующую формулу;
Используемая литература
1. Батова А. С. «Графический диктант», Начальная школа № 9, 2002г;
2. Богданова Е. А. «Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии», Начальная школа № 10, 2001г.;
3. Бененсон Е. П. Тетради на печатной основе по математике для учащихся, Корпорация «Фёдоров», 2001г.;
4. Бененсон Е. П., Вольнова Е. В. «Мир линий», Корпорация «Фёдоров», 2001г.;
5. Волкова С. И. Тетрадь с математическими заданиями (на печатной основе), Москва, «Просвещение»,1995г.;
6. Волкова С. И. Альбом по математике и конструированию», Москва, «Просвещение»,1995г.; 7. Волкова С. И. «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики», Начальная школа № 8, 1993г.;
8. Григорьева Г. И. «Логика в начальной школе» Волгоград, «Учитель - АСТ», 2004г.;
9. Житомирский В. Г. «Путешествие по стране Геометрии» Москва, Педагогика, 1991г.;
10. Жильцова Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии» Москва, «ВАКО», 2004г.
11. Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике», Москва, «Просвещение»,1990г;
12. Калугин М. А. «Развивающие игры для младших школьников» Ярославль, «Академия развития»,1996г.;
13. Краснова О. В. «Первые шаги в геометрии», Начальная школа № 4, 2002г.;
14. Лавриненко Г. Я. «Задания развивающего характера по математике», пособие для учителей начальных классов, Саратов «Лицей», 2003г.;
14. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи», Москва, «Просвещение», 1990г.;
15. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1989г.;
16. Пазушко Ж. И. «Развивающая геометрия в начальной школе», Начальная школа № 1, 1999г.; 17. Подходова Н. С. «Подготовка учителя к изучению геометрии», Начальная школа № 1, 2002г;. 18. Свечников А. А. «Числа, фигуры, задачи», пособие для учителей, Москва, «Просвещение», 1977г.;
19. Сутягина В. И. «Функции геометрии в начальном обучении математике», Начальная школа № 11, 2002г.;
12. Тарасова О. В. «Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике», Начальная школа № 5, 2001г.;
13. Фазлетдинова Н. «Геометрия вокруг нас», Начальная школа № 2, 2001г.;
14. Шадрина И. В. «Обучение геометрии в начальных классах», Москва, Школьная Пресса, 2002г.
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Базовый уровень |
Оборудование |
Дата |
|
План |
Факт |
|||||
1 |
Путешествие по городу «Занимательная геометрия». |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь приводить в систему полученные знания. |
Доска, линейка, карандаш, Геоконт, Танграм, карта города |
|
|
2 |
Формирование умения сравнивать периметр и площадь фигур. |
Урок обобщения и систематизации |
Уметь сравнивать периметр и площадь. Уметь использовать полученные знания. Знать формулы нахождения периметра и площади фигур. |
Доска, линейка, карандаш, карточки для групповой работы, мультимедио-проектор |
|
|
3 |
Решение задач на нахождение периметра и площади фигур. |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь решать задачи на нахождение периметра и площади фигур. Уметь применять формулы нахождения периметра и площади фигур. |
Доска, линейка, карандаш, карточки для индивидуаль-ной работы |
|
|
4 |
Вычисление площади фигур сложной конфигурации. |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь вычислять площади фигур сложной конфигурации. |
Линейка, карандаш. |
|
|
5 |
Формирование умения находить площади нестандартных фигур палеткой. |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь измерять площади фигур нестандартных фигур палеткой. |
Доска, линейка, карандаш. |
|
|
6 |
Формирование умения решать задачи на нахождение площади геометрических фигур. |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь решать задачи на нахождение площади геометрических фигур. |
Доска, линейка, карандаш. |
|
|
7 |
Формирование умения решать задачи на нахождение площади геометрических фигур. |
Урок – практикум |
Уметь решать задачи на нахождение площади геометрических фигур. |
Линейка, карандаш. |
|
|
8 |
Знакомство с плоскостью. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о плоскости. |
Доска, 2 листа картона, лист бумаги, линейка, карандаш, циркуль |
|
|
9 |
Знакомство с числовым лучом. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о числовом луче. |
Доска, линейка, карандаш, компьютер, мультимедио-проектор |
|
|
10 |
Формирование знаний о числовом луче. |
Урок закрепления знаний |
Уметь использовать понятие о числовом луче на практике. |
Доска, линейка, карандаш, карточки с заданиями в группах |
|
|
11 |
Знакомство с симметричностью и периодичностью. Игра «Морской бой». |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о симметричности и периодичности. |
Доска, линейка, карандаш, |
|
|
12 |
Знакомство с понятием «передача изображений». Обучение ориен-тированию по координатам точек на плоскости. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о передаче изображений. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости. |
Доска, линейка, карандаш, |
|
|
13 |
Формирование умения строить фигуры по заданным точкам. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о координатной плоскости. Уметь строить фигуры по заданным точкам. |
Доска, линейка, карандаш, |
|
|
14 |
Знакомство с осевой симметрией. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о симметрии. |
Доска, линейка, карандаш, бумага, ножницы |
|
|
15 |
Формирование знаний о симметрии. |
Урок закрепления знаний (интегрированный урок с изобразительным искусством) |
Уметь использовать знания о симметрии на практике. |
Доска, линейка, карандаш, карточки с заданиями, шаблоны равносторонних треугольников |
|
|
16 |
Знакомство с поворотной симметрией. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о поворотной симметрии. |
Пластина – квадрат, карандаш, линейка, |
|
|
17 |
Закрепление изученного материала по теме «Симметрия». |
Урок закрепления знаний |
Уметь использовать полученные знания на практике. |
Доска, линейка, карандаш, пластина – квадрат, |
|
|
18 |
Знакомство с понятием куб. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о кубе. |
Доска, линейка, карандаш, пластилин, |
|
|
19 |
Знакомство с моделью развёртки куба. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о модели развёртки куба. |
Доска, линейка, карандаш, развёртка куба, цветные карандаши. |
|
|
20 |
Знакомство с площадью полной поверхности куба. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о площади поверх- ности куба. |
Доска, линейка, карандаш, развёртка куба, письмо от жителя Куба |
|
|
21 |
Знакомство с прямоугольным параллелепипедом |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде. |
Модели куба и параллелепи-педа, клубень картофеля, нож, |
|
|
22 |
Знакомство с моделью развёртки параллелепипеда. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о модели развёртки параллелепипеда. |
Рисунки, доска, карандаш, линейка |
|
|
23 |
Знакомство с цилиндром. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о цилиндре. |
Доска, линейка, карандаш, письмо, модель цилиндра |
|
|
24 |
Формирование знаний о цилиндре. |
Урок закрепления знаний |
Уметь использовать знания о цилиндре. |
Доска, линейка, карандаш, карточки с заданием: начерти и раскрась |
|
|
25 |
Знакомство с геометрическим телом – конус и её виды. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о геометрическом теле – конусе. |
Стих. о конусе, картонная модель конуса, пластилин, |
|
|
26 |
Знакомство с геометрическим телом – пирамиде и её видах. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о геометрическом теле – пирамиде, видах пирамид. |
Угольник, карандаш, пластилин, циркуль, ножницы |
|
|
27 |
Формирование знаний о пирамиде. Знакомство с высотой пирамиды. |
Комбинированный урок |
Иметь представление о высоте пирамид. |
Угольник, карандаши, ножницы, |
|
|
28 |
Знакомство с понятием шар. |
Урок получения новых знаний |
Иметь представление о геометрическом теле – шаре. |
Карандаш, цветные карандаши, циркуль, ножницы. |
|
|
29 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрические тела» |
Урок обобщения знаний |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Геометрические тела |
|
|
30 |
Обобщение знаний, умений и навыков учащихся за год. |
Урок – игра |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Карта страны Геометрия, линейка, циркуль, карандаш |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.