Программа курса «Занимательное краеведение» составлена для работы со школьниками 1-4 классов и направлена на общекультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Курс «Занимательное краеведение» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Ø Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года)
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями)
Ø Примерная программа по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Ø
Основная образовательная программа начального общего образования
«СОШ № 3 г. Тосно»
Курс внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» направлен на социально-культурное развитие детей от 7 до 10 лет, на его изучение отводится
1 час в неделю, 34 часа в год.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты определяются поставленными задачами и ориентируются на достижение следующих результатов:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой;
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- сформированность основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Обучающиеся должны знать:
§ название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
§ символику страны, края, города, школы;
§ традиции русского народа и семьи,
§ правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
§ условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
§ окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочнодекоративных растений, занесенных в красную книгу;
§ существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; § технологию изготовления поделок из природного материала.
Обучающиеся должны уметь:
§ видеть и понимать красоту живой природы;
§ вести простейшие наблюдения в природе;
§ воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
§ проводить самостоятельно наблюдения в природе;
§ распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
§ сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
§ самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
§ составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
§ любовь к людям и природе;
§ ответственное отношение к окружающей среде;
§ доброжелательность к живым существам;
§ стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
§ доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
§ стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Методы, формы и приёмы работы:
§ Словесные: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия;
§ Наглядные: просмотр презентаций, кинофильмов, наблюдения, работа с наглядными пособиями;
§ Практические: встречи с участниками исторических событий, ветеранами войны и труда, жителями блокадного Ленинграда, сбор материала для краеведческого музея; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинений;
§ проектная деятельность; исследовательская деятельность, парная и групповая работа, работа с разными источниками информации;
§ занятия в природе, экскурсии, занятия в музеях, парках, на улицах городов Санкт-Петербурга и области; уроки - путешествия, утренники, игры, викторины и другие.
Формы обучения:
§ фронтальная,
§ парная,
§ групповая,
§ индивидуальная.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Занимательное краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
2. Содержание программы
4 класс
Раздел 1: Введение
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Раздел 2: Мой край на карте России
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Тосненского района и Ленинградской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Топографические карты. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой.
Раздел 3: Я и моя семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Раздел 4: Улицы моего города. Памятные места.
Урок-экскурсия по улицам г. Тосно. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Памятные места. Исторические объекты, мемориальные доски. Краеведческий музей. Улицы, носящие имена героев ВОВ. Братское захоронение.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего города».Проект. Презентация.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Раздел 6: История города, района, области в литературных произведениях.
Знакомство с поэзией наших писателей. Красота края, увиденная и отраженная в стихах поэтов.
Раздел 7: Жемчужины нашей области.
Изучение и знакомство со святынями Ленинградской области разных районов: Монастыри: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Введено - Оятский женский монастырь, Покрово Тервенический женский монастырь.
Раздел 8: Воинская слава наших земляков.
Калинин Андрей Геннадьевич, участник афганской войны.
Раздел 9: Природа нашего края.
Полезные ископаемые нашего района и Ленинградской области
Речная сеть области и района, области.
Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Нижнесвирское. Их роль в водоснабжении района.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования.
Заповедники (Нижне-Свирский), заказники (Вепсский лес), охраняемые территории. Организации по охране природы.
Народные промыслы края, их художественная и культурная ценность. Алеховщинская керамика.
История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов.
Раздел/тема |
Общее кол-во часов |
Основные виды деятельности |
Раздел 1: Введение |
||
Краеведение - наука о родном крае. |
1 |
Знакомство с понятием «Краеведение». |
Природа – наш второй дом |
1 |
Различать особенности природы края, моделировать территорию нашей области; узнавать территорию края на карте. |
Раздел 2: Мой край на карте России |
||
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. |
1 |
|
Символ России – берёза. |
1 |
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы из различных источников информации.
|
Знакомство с символикой Ленинградской области. |
1 |
|
Тосненский район – частица России. |
1 |
|
Город, в котором живем. Топографические карты. |
1 |
|
Исторические корни нашего края. Легенды и предания. |
1 |
|
Раздел 3: Я и моя семья |
||
Профессии моих родителей. Моя родословная. |
2 |
|
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» |
1 |
|
Раздел 4: Улицы моего города. Памятные места. |
||
Урок-экскурсия по улицам г.Тосно. |
1 |
|
Старые и новые названия улиц. |
1 |
Осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов. |
Улицы, носящие имена героев ВОВ. |
1 |
Осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов. |
Старые и новые названия улиц. Улицы, носящие имена героев ВОВ. |
1 |
Создание презентационного проекта. |
Памятники, мемориальные доски. |
1 |
Осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов. |
Памятники, мемориальные доски. Фотографии современности. |
1 |
Создание презентационного проекта |
Братское кладбище. |
1 |
|
Краеведческий музей. |
1 |
Экскурсия. |
Раздел 5: Наша школа |
||
Знакомство с историей, традициями своей школы. |
1 |
|
Символика школы. |
1 |
|
Школьный музей. |
1 |
Создание презентационного проекта. |
Раздел 6: История области в литературных произведениях |
||
Знакомство с поэзией писателей Ленинградской области. |
1 |
|
Красота нашего края, увиденная и отраженная в стихах поэтов. |
2 |
|
Раздел 7: Путешествие по районам Ленинградской области |
||
Жемчужины Лодейнопольского района. |
1 |
Знакомство с главным достояние Лодейнопольского района: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Введено - Оятский женский монастырь. Покрово - Тервенический женский монастырь. Нижнее – Свирский государственный заповедник. Заказник Вепсский лес. |
Географические названия населенных пунктов нашей местности. |
1 |
Создание презентационного проекта. |
Экологические проблемы Лодейнопольского района. |
1 |
Создание презентационного проекта. |
Тайны Гатчинского района. |
1 |
|
Тайны Выборгского района. |
1 |
|
История Лужского района. |
1 |
|
История Тихвинского района. |
1 |
|
История Всеволожского района. |
1 |
|
Защита проектной работы. |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.