Методическая разработка рабочей программы курса внеурочной деятельности в 4 классе: "Занимательное краеведение".
Оценка 4.8

Методическая разработка рабочей программы курса внеурочной деятельности в 4 классе: "Занимательное краеведение".

Оценка 4.8
doc
07.12.2020
Методическая разработка рабочей программы курса внеурочной деятельности в 4 классе: "Занимательное краеведение".
Занимательное краеведение.doc

 

 

 

  Программа курса «Занимательное краеведение» составлена для работы со школьниками 1-4 классов и направлена на общекультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

           Курс «Занимательное краеведение» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края -  это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

 Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие способностей  учеников.

 

        Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных    документов:

 

Ø     Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года)

 

Ø     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями)

 

Ø     Примерная программа по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

Ø     Основная образовательная программа начального общего образования «СОШ № 3 г. Тосно»

   Курс внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» направлен на  социально-культурное  развитие детей от 7 до 10 лет, на его изучение отводится

1  час в неделю, 34 часа в год.

 

 

1.       Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Результаты определяются поставленными задачами и ориентируются на достижение следующих результатов:

-  рост познавательной активности у ребят;

- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой;

- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

 

 Личностные результаты:

 - готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 - достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  - личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

  - сформированность основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;

 - воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

 

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

            Обучающиеся должны знать:

§  название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

§  символику страны, края, города, школы;

§  традиции русского народа и семьи,

§  правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

§  условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

§  окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочнодекоративных растений, занесенных в красную книгу;

§  существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; § технологию изготовления поделок из природного материала.

Обучающиеся должны уметь:

§  видеть и понимать красоту живой природы;

§  вести простейшие наблюдения в природе;

§  воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

§  проводить самостоятельно наблюдения в природе;

§  распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

§  сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

§  самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

§  составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

§  любовь к людям и природе;

§  ответственное отношение к окружающей среде;

§  доброжелательность к живым существам;

§  стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

§  доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

§  стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Методы, формы и приёмы работы:

 

§  Словесные: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия;

§  Наглядные:  просмотр презентаций, кинофильмов, наблюдения, работа с наглядными пособиями;

§  Практические: встречи с участниками исторических событий, ветеранами войны и труда, жителями блокадного Ленинграда, сбор материала для краеведческого музея;  конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинений;

§  проектная деятельность; исследовательская деятельность, парная и групповая работа, работа  с разными источниками информации;

§  занятия  в природе, экскурсии, занятия в музеях,  парках, на улицах городов Санкт-Петербурга и  области;  уроки - путешествия, утренники, игры, викторины и другие.

 

Формы обучения:

 

§  фронтальная,

§  парная,

§  групповая,

§  индивидуальная.

 

            Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. 

            Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы  «Занимательное краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

 

2. Содержание программы

4 класс

 

Раздел 1:    Введение 

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

Раздел 2: Мой край на карте России

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Тосненского района и Ленинградской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Топографические карты. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой.

Раздел 3: Я и моя семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Раздел 4: Улицы моего города. Памятные места.

Урок-экскурсия по улицам г. Тосно. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Памятные места. Исторические объекты, мемориальные доски. Краеведческий музей. Улицы, носящие имена героев ВОВ. Братское захоронение.

Форма контроля:  рассказ «Прогулка по улицам моего города».Проект. Презентация.

 Раздел 5: Наша школа

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Раздел 6: История города, района, области в литературных произведениях.

Знакомство с поэзией наших писателей. Красота края, увиденная и отраженная в стихах поэтов.

Раздел 7: Жемчужины нашей области.

Изучение и знакомство со святынями Ленинградской области разных районов: Монастыри: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Введено - Оятский женский монастырь, Покрово Тервенический женский монастырь.

 Раздел 8: Воинская слава наших земляков.

Калинин Андрей Геннадьевич, участник афганской войны.

 Раздел 9:  Природа нашего края.

Полезные ископаемые нашего  района и Ленинградской области

Речная сеть области и района, области.

Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Нижнесвирское. Их роль в водоснабжении района.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования.

Заповедники (Нижне-Свирский), заказники (Вепсский лес), охраняемые  территории. Организации  по  охране  природы.

Народные промыслы края, их художественная и культурная ценность. Алеховщинская керамика.

История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

 

3. Тематическое планирование

 

Раздел/тема

Общее кол-во часов

Основные виды деятельности

Раздел 1: Введение

Краеведение - наука о родном крае.

1

Знакомство с понятием «Краеведение».

Природа – наш второй дом

1

Различать особенности природы края, моделировать территорию нашей области; узнавать территорию края на карте.

Раздел 2: Мой край на карте России

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

 

Символ России – берёза.

1

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы  из различных источников информации.

 

Знакомство с символикой Ленинградской области.

1

 

Тосненский район – частица России.

1

 

Город, в котором живем. Топографические карты.

1

 

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1

 

Раздел 3:   Я и моя семья

Профессии моих родителей. Моя родословная.

2

 

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

 

Раздел 4: Улицы моего города. Памятные места.

Урок-экскурсия по улицам г.Тосно.

1

 

Старые и новые названия улиц.

1

Осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов.

Улицы, носящие имена героев ВОВ.

1

Осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов.

Старые и новые названия улиц. Улицы, носящие имена героев ВОВ.

1

Создание презентационного проекта.

Памятники, мемориальные доски.

1

Осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов.

Памятники, мемориальные доски. Фотографии современности.

1

Создание презентационного проекта

Братское кладбище.

1

 

Краеведческий музей.

1

Экскурсия.

Раздел 5: Наша школа

Знакомство с историей, традициями своей школы.

1

 

Символика школы.

1

 

Школьный музей.

1

Создание презентационного проекта.

Раздел 6: История области  в литературных произведениях

Знакомство с поэзией писателей Ленинградской области.

1

 

Красота нашего края, увиденная и отраженная в стихах поэтов.

2

 

Раздел 7: Путешествие по районам Ленинградской области

Жемчужины Лодейнопольского района.

1

Знакомство с главным достояние Лодейнопольского района:  Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.  Введено - Оятский женский монастырь. Покрово -  Тервенический женский монастырь. Нижнее – Свирский государственный заповедник. Заказник Вепсский лес.

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1

Создание презентационного проекта.

Экологические проблемы Лодейнопольского района.

1

Создание презентационного проекта.

Тайны Гатчинского района.

1

 

Тайны Выборгского района.

1

 

История Лужского района.

1

 

История Тихвинского района.

1

 

История Всеволожского района.

1

 

Защита проектной работы.

1

 

 


Программа курса «Занимательное краеведение» составлена для работы со школьниками 1-4 классов и направлена на общекультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности,…

Программа курса «Занимательное краеведение» составлена для работы со школьниками 1-4 классов и направлена на общекультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности,…

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Красную книгу; § окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочнодекоративных растений, занесенных в красную книгу; § существующие в природе взаимосвязи растений, животных…

Красную книгу; § окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочнодекоративных растений, занесенных в красную книгу; § существующие в природе взаимосвязи растений, животных…

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия…

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия…

Улицы, носящие имена героев

Улицы, носящие имена героев
Скачать файл