Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
Оценка 5

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Оценка 5
docx
03.10.2023
Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его устной речи.

Роль  художественных произведений в развитии речи дошкольника.

Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать в ребенке читателя, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать и следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом и быть искренним в выражении своих чувств, тогда то он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.

Л.С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».

Поэтому одной из основ для развития речи у детей дошкольного возраста является знакомство дошкольника с художественным словом.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.

Важно, при ознакомлении с художественными произведениями создать яркие образы произведения, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка. Это помогает чувствовать красоту художественного слова, легко и быстро запоминать небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте, обязательном при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к школе.

 В основе отбора художественных произведений используются следующие педагогические принципы: 

  • Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и  нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. 
  • Принцип единства содержания и формы, т.е сюжетная занимательность, простота и ясность композиции, литературная ценность. Важен образцовый литературный язык. 
  • Принцип доступности литературного произведения, соответствие возраВстным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; 
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании занятия, различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение определённого круга задач.

Вывод:

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Важно, при ознакомлении с художественными произведениями создать яркие образы произведения, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка

Важно, при ознакомлении с художественными произведениями создать яркие образы произведения, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка

Вывод: Читать – важно и нужно

Вывод: Читать – важно и нужно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023