Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие математических способностей" для 4 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие математических способностей" для 4 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика
4 кл
08.10.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие математических способностей" для 4 класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование.
Развитие математических способностей 4 класс РП+КТП.docx

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Развитие математических способностей»

начального общего образования

 

   Рабочая программа по курсу «Развитие математических способностей» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»;  учебного плана; внеурочной деятельности для младших школьников Ю.И. Глаголевой «Развитие математических способностей»  серия «Внеурочная деятельность», издательство «Просвещение»

   Рабочая программа ориентирована на использование  учебника (учебно-методического комплекса):

1. «Развитие математических способностей»  серия «Внеурочная деятельность», Ю.И. Глаголева, издательство «Просвещение»

   Программа для 4 класса рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).

   Программа курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» адресована учащимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

предметных (образовательная область «Математика и информатика»);

метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных); – личностных.

   Курс является важной составляющей работы как с детьми, проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний и умений.

   Направление программы – общеинтеллектуальное.

   Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников. Её реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

   Содержание программы соответствует основным темам ПООП НОО по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников.

   Основное содержание программы представлено разделами «Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины».

Цель программы:

   создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;

   построение фундамента для математического развития;

   формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

   пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики;

   расширение и углубление знаний по предмету;

   формирование приёмов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

   формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

   обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

   раскрытие творческих способностей учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность;

   воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремлённость при решении нестандартных задач;

   организация работы с одарёнными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Межпредметные связи учебного предмета, курса.

   Программа связана с предметными областями учебного плана «Математика и информатика».  Курс «Развитие математических способностей» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

   Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

 

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООП НОО в форме- теста.

  

Требования к уровню освоения обучающимися

(личностных, метапредметных и предметных) результатов

 

Личностные 

   учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач;

   ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

   внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.

Регулятивные

   принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

   преобразовывать практическую задачу в познавательную;

   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

   осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

   использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

   ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

   осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

   осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

   произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные

   учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

   аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

   с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

Предметные

   иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

   устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

   группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

   использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

   проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и  др.);

   находить разные способы решения задачи;

   распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;

   вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;

   структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;

   планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.

 

 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием оборудования, технологических операций, форм организации и видов деятельности

 

1. Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества (7 час.)

Заполнять таблицу. Высказывать и проверять предположения. Определять закономерности, Решать разные виды комбинаторных задач способом систематического перебора, составляя таблицу. Прогнозировать изменение ответа задачи при изменении условия. Определять истинные и ложные высказывания. Строить логическое рассуждение. Устанавливать причинно- следственные связи. Использовать таблицу для решения задач. Устанавливать соответствие между условием и вопросом задачи. Анализировать схему. Моделировать условие задачи, используя схему «круги Эйлера». Классифицировать объекты. Строить логическое рассуждение. Планировать решение задачи.

2. Арифметические действия и задачи (16 час.)

Анализировать          математические        записи,           выделять существенные признаки. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Применять знания о порядке выполнения действий в нестандартной ситуации. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Моделировать условие задачи с помощью схемы. Планировать решение задачи, осуществлять план действий. Анализировать текст задачи. Устанавливать взаимосвязи между величинами. Планировать решение задачи. Предлагать разные способы решения задачи. Понимать соотношение понятий «раньше-позже» и «старше-младше». Анализировать текст задачи Моделировать условие задачи с помощью схемы, устанавливая взаимосвязи между величинами. Использовать часы и календарь для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью. Складывать и вычитать единицы времени

Решать задачи на дроби с помощью схемы. Решать задачи разными способами. Анализировать числовые выражения, обобщать наблюдения. Находить значения выражений, используя свойства арифметических действий. Выполнять прикидку. Предлагать и объяснять удобные способы вычислений. Понимать зависимость между величинами «скорость/время/расстояние», использовать её для решения задач. Соотносить разные единицы измерения скорости. Решать задачи на разные виды движения, в том числе, движение по воде. Моделировать условие задачи с помощью чертежа. Планировать решение задачи, следовать плану. Применять алгоритмы выполнения арифметических действий в нестандартных ситуациях. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

 

3. Работа с информацией (5 час.)

Соотносить разные способы представления информации: текст, таблицу, диаграмму. Сравнивать разные виды таблиц. Делать выводы. Оформлять результаты мини- исследования с использованием таблиц и диаграмм, в том числе с использованием программы Excel. Соотносить текст и таблицу. Читать таблицу, определять связи между величинами. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью. Выбирать и обосновывать оптимальный способ решения проблемы.

4. Геометрические фигуры и величины (6 час.)

Решать задачи на построения. Осуществлять анализ рисунка и его синтез. Ориентироваться на плоскости. Решать задачи практическим способом. Ориентироваться на плоскости. Осуществлять анализ рисунка и синтез его элементов. Выполнять модели геометрических тел. Понимать принцип построения развёртки геометрических тел. Использовать модели и развёртку для решения задач. Иметь  представление  о  симметрии, оси симметрии. Достраивать симметричные фигуры по клеточкам. Выполнять     практические действия для решения задачи.

 

Формы занятий

   Методологическая основа реализации программы – системно-деятельностный подход, который предполагает следующую технологию проектирования и проведения учебного занятия: будучи формой учебной деятельности, занятие должно отражать её основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата.

   Эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа, технологии КСО, занятие-мастерская, исследовательская деятельность, конструирование, изготовление учебных моделей.

   Продуктивности проведения занятия внеурочной деятельности способствует осуществление целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на учебном занятии – индивидуальной или групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии.

 

Оценка достижения планируемых результатов

   Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности отличается от системы оценивания на уроках отсутствием пятибалльной отметки. Оценка знаний и умений обучающихся является качественной (возможно, рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе защиты способов решения задач учащимися, представления результатов исследовательской деятельности и учебного сотрудничества при решении учебно-познавательных и практических задач.

   Основной целью оценочной деятельности на занятиях курса «Развитие математических способностей» является создание ситуации успеха для всех учащихся.

   Основным критерием при оценке достижений учащихся является не факт решения задачи, а процесс решения данной задачи. Не все действия при решении нестандартной задачи ученик способен выполнить самостоятельно, поэтому задачей учителя является поддержание  интереса к решению задачи, сопровождение процесса решения задачи (использование рисунков, схем, памяток, алгоритмов), сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. При формировании рабочих групп важно, чтобы с одной стороны, учащиеся могли оказывать друг другу поддержку, помощь в решении задачи, но с другой стороны, избегать ситуации, когда математически одарённый ребёнок берёт решение задачи на себя, исключая познавательную активность других учащихся.

   Для оценки процесса решения нестандартной задачи или деятельности ученика на занятии внеурочной деятельности могут быть использованы карточки самооценки и взаимооценки.

   В процессе оценивания результативности занятий могут учитываться результаты участия и побед младших школьников в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.   Однако данный показатель не может выступать как приоритетный.

Учебно-тематический план

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества

7 часов

Арифметические действия и задачи

16 часов

Работа с информацией

5 часа

Геометрические фигуры и величины

6 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование

по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей»

4 класс

 

п/п

Дата

 

Тема урока, тип урока

Кол-во

часов

 

План

Факт

 

 

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества – 7 ч.

1

 

 

1.1. Комбинаторные задачи

1

2

 

 

1.2. Комбинаторные задачи

1

3

 

 

1.3. Комбинаторные задачи

1

4

 

 

1.4. Комбинаторные задачи

1

5

 

 

1.5. Комбинаторные задачи

1

6

 

 

1.6. Логические задачи

1

7

 

 

1.7. Задачи на множества

1

 

 

 

Арифметические действия и задачи – 16 ч.

 

8

 

 

2.1. Многозначные числа

1

9

 

 

2.2. Числовые выражения

1

10

 

 

2.3. Решение задач

1

11

 

 

2.4. Задачи на взвешивание

1

12

 

 

2.5. Возраст

1

13

 

 

2.6. Возраст

1

14

 

 

2.7. Время

1

15

 

 

2.8. Время

1

16

 

 

2.9. Дроби. Решение задач

1

17

 

 

2.10. Рациональные вычисления

1

18

 

 

2.11. Рациональные вычисления

1

19

 

 

2.12. Рациональные вычисления

1

20

 

 

2.13. Задачи на движение

1

21

 

 

2.14. Задачи на движение

1

22

 

 

2.15. Задачи на движение

1

23

 

 

2.16. Арифметические ребусы

1

 

 

 

Работа с информацией – 5 ч.

 

24

 

 

3.1. Таблицы и диаграммы

1

25

 

 

3.2. Таблицы и диаграммы

1

26

 

 

3.3. Таблицы и диаграммы

1

27

 

 

3.4. Задачи-расчёты

1

28

 

 

3.5. Задачи-расчёты

1

 

 

 

Геометрические фигуры и величины – 6 ч.

 

29

 

 

4.1. Многоугольники

1

30

 

 

4.2. Тетрамино

1

31

 

 

4.3. Танграм

1

32

 

 

4.4. Геометрические тела

1

33

 

 

4.5. Геометрические тела

1

34

 

 

4.6 Симметрия. Промежуточная аттестация

1

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования

Межпредметные связи учебного предмета, курса

Межпредметные связи учебного предмета, курса

Предметные иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному…

Предметные иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному…

Анализировать текст задачи Моделировать условие задачи с помощью схемы, устанавливая взаимосвязи между величинами

Анализировать текст задачи Моделировать условие задачи с помощью схемы, устанавливая взаимосвязи между величинами

Основной целью оценочной деятельности на занятиях курса «Развитие математических способностей» является создание ситуации успеха для всех учащихся

Основной целью оценочной деятельности на занятиях курса «Развитие математических способностей» является создание ситуации успеха для всех учащихся

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 4 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 4 класс № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023