Конспект
открытого урока
по математике
по теме: «Сложение и вычитание, значений величин»
в 4 классе
МБОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Усенова Э.К.
Конспект урока математики в 4 классе
Тема: «Сложение и вычитание, значений величин»
Тип урока: комбинированный
Цели. Создать условия:
· для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;
· для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;
· для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,
· для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWERPOINT), доска и маркер, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Быстренько проверь,
дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”!
Д е в и з: нашего урока «Думаем быстро, отвечаем правильно,
Считаем точно, пишем красиво»
- Какие уроки нам нравятся? ( интересные, весёлые, радостные, сложные).
- Какими мы будем на уроке? ( внимательными, старательными, активными, дисциплинированными)
- Тогда начнём!
Чтоб урок прошёл недаром, нужно сесть вам ровно, прямо.
И вокруг оглянуться, и соседу улыбнуться,
А чтобы знания добыть, надо повнимательнее быть!
- Итак, успехов вам ребята! И помните, что математика - это гимнастика для ума.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Логические задачи.
1. Самую долгую документально подтверждённую жизнь прожил Идзуми из Японии. Сосчитайте, сколько месяцев в 10 годах, и вы узнаете, сколько он прожил. ( Он прожил 120 лет, так как 12 х 10 = 120)
2. Самолёт летит от Москвы до Санкт-Петерберга 1 ч, а обратно из Санкт-Петербурга в Москву то же расстояние он пролетел за 60 мин. Почему такая разница? ( Разницы нет: 1 ч = 60 мин)
3. Вы узнаете самую продолжительную остановку сердца, если правильно сосчитаете: в 11 часов норвежский рыбак Ян Эшла, упавший за борт корабля в ледяное море, был доставлен в госпиталь. Врачи могли заставить его сердце биться в 15 часов. Сколько времени сердце не билось? (самая продолжительная остановка сердца равна 4 часам), так как 15 – 11 = 4 ч
4. Первые механические часы построил голландец Христиан Гюйгенс в 1657 г. Какой это век? ( 17 в.)
5. У кого день рождения 1 раз в 4 года? ( У того, кто родился 29 февраля)
6. Самая высокая птица в мире - серый журавль. Он достигает в высоту 120 см. Переведите эту величину в метры и сантиметры. ( 1 м 20 см)
7. Когда гусь стоит на двух ногах, он весит 6 кг. Сколько будет весить гусь, когда он встанет на левую ногу?
8. Наибольшая летающая птица у нас в стране и в Европе - лебедь. Длина его тела достигает 150 см, а самая маленькая птичка в мире колибри. Длина от её клювика до кончика хвоста 5 см. Во сколько раз колибри меньше лебеди? (колибри меньше лебеди в 30 раз)
2) Найдите «лишнее» в каждом столбике:
1. длина 1. км
2. вкус 2. см
3. площадь 3. кг
4. масса 4. дм
5. время 5. мм (слайд №3).
А теперь откройте тетради. Запишите число, Классная работа.
Минутка чистописания.
Запишите самое большой трёхзначное число.
3) Математический диктант.
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны «- «.
1) в 1 ц 100 кг + 2) в 1 мин 100 с - 3) в 1 дм 10 см +
4) 10 дм – это 1 м + 5) 1000 кг – это 1т + 6) 1 кг = 100 г -
7) 100 ц – это 1т - 8) в сутках - 12 ч - 9) 1 ч = 60 мин +
10) 1000 м – это 1 км +
Проверка, самооценка.
III. Самоопределение к деятельности
Что мы умеем делать с величинами?(сравнивать, преобразовывать).
Преобразуй:
2 км 400 м = 6 ч 30 мин =
Сравни:
8 ц * 80 кг 17 кв.м. * 170 кв.дм
– Вычисли:
125 см – 105 см = 325 ч – 273 см = ?
29 кв. м + 11 кв. м = 45 кг + 5671 г =
Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам:
1. Какие величины можно складывать и вычитать?
2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами?
- Почему вы думаете, что в третьем выражении допущена ошибка?
( Разные именованные слагаемые)
- Значит, складывать можно только одинаковые величины.
- А можно ли производить другие вычислительные действия с именованными числами?
Ученики не сталкивались с таким заданием. Высказывают свои предположения.
Почему остановились? Какая проблема возникла?
325 ч – 273 см = ? не имеет решения
45 кг + 5671 г =?
Сформулируйте тему( задачи) урока
Постановка темы и задач урока.
- Определите тему сегодняшнего урока?
- Какие цели можно перед собой поставить?
1. Учиться складывать и вычитать величины.
2. Переводить одни единицы измерения в другие.
3. Тренироваться в решении задач с величинами.
IY. Работа над новым материалом. Совместное «открытие» нового.
-При решении многих практических задач приходится выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения.
а) Если вычисления выполнить легко, то это делают устно.
Например: 1 ч 20 мин + 35 мин, 12 ц 36 кг – 7 ц 20 кг
б) Если же вычисления устно сделать трудно, то выполняют письменно по такому плану:
Алгоритм
1) заменить крупные единицы мелкими;
2) выполнить заданное действие;
3) заменить мелкие единицы крупными.
(Этот план можно записать на доске.)
2. «Как складывать величины, выраженные разными единицами»
- Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. Для исследования возьмем выражения:
74 689м + 56 934дм
- Предположите, как будем складывать?
Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице
Чтение информации на стр. 67 учебник
При письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.
74 689м + 56 934дм = в 1 м = 10 дм74 689м х 10 = 746 890дм.
Заменю крупные единицы мелкими.
Выполню действие с числами.
А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа. Выполняют действия.
+746 890
56 934
Y. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
YI. Первичное закрепление.
1 ряд- 1ч 20 мин + 35 мин 34ц36кг +7ц 78кг |
2 ряд- 12ц 56 кг- 8ц 20кг 134м 65 см - 39 м 85 см |
- Единицы измерения принадлежат однойи той же величине.
Значит, - Складывать и вычитать можно одинаковые величины.
Верно. Такие величины называются однородными.
YII . Закрепление изученного материала
Работа в группах.
Для выполнения следующего задания надо вспомнить алгоритм решения.
1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие столбиком.
3. Заменю мелкие единицы крупными.
4.
1 карточка. 12 м 86 см + 3 м 45 см =16 м 31 см
2 карточка.
|
3 карточка. 45 т 275 кг – 18т 130 кг = 27 т 145 кг
4 карточка.
|
5 карточка. 45 км 530 м + 37 км 370 м = 82 км 900 м 6 карточка. 3 ч 15 мин – 45 мин = 2 ч 30 мин
|
|
2) -Решаем задачу.
· Стр. 67, № 316.(ученик на доске)
Прочитайте. Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы решить эту задачу?
(составить краткую запись, преобразовать величины)
-Объясните, что означает 210 мин? (всего)
-Что неизвестно?
Что найти?
Всего- 210 мин
1 фильм – 1 ч 38 мин
2 фильм – 1ч 27 мин
Фильм 23 мин - ?
-Ребята, что нужно сделать прежде всего чтобы приступить к решению?
Крупные единицы заменить мелкими.
1ч 38мин = 98мин
1ч 27мин = 87мин
Что сначала будем находить?
Как ответить на главный вопрос задачи?
1) 98+87=185( мин) – 2 фильма
2) 210-185= 25(мин) – останется
25 мин больше, чем 23 мин
Ответ: записать фильм продолжительностью в 23 минуты - можно.
3)Самостоятельная работа.
Математические карточки. ( Учитель предлагает выбрать карточки самим.)
По уровням сложности. (уровневой дифференциации)
1. Розовые карточки это самые простые задания
Безошибочное выполнение оцениваются 5 баллов, если вы решите.
2. Голубые карточки. Задание усложняется, оцениваетсяв 10 баллов.
3. Зелёные карточки.
Задание с которым вы можете справиться, но пользуясь более глубокими знаниями, оценивается оно в 15 баллов.
1. 18 ч 36 мин – 9 ч 65 км 080 м – 30 км 1 кг 800 г – 400 г
|
2. 20 мин 30 с + 5 мин 15 с 6 м 20 см + 7 м 75 см 10 кг 600г – 5 кг 100 г
|
3. 12 м 86 см + 3м 45 см 1 ч 48 мин + 35 мин 45 кг 350 г – 24 кг 002 г
|
Самопроверка. Р Е З Е Р В № 318
4) Найдите площадь и периметр треугольника АСД.
М А В
|
|
D K C
Отрезок АС делит прямоугольник АВСК на 2 равных треугольника АВС и АСК, и отрезок АД делит квадрат на 2 равных треугольника МАД и ДАК, поэтому:
SМВСД = МВ х ВС = 8 х 3 = 24 см2
Значит, S асд = 24 : 2 = 12 см2
Р АСД = 42 + 58 + 80 = 180 мм = 18см
YIII. Итог урока. - Чему мы научились на нашем уроке ? Достигли ли цели ?
-Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.
Рефлексия.
- Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас.
- А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)!
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой я доволен / недоволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Материал урока мне был понятен / непонятен
Интересен / неинтересен
Достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
IХ. Домашнее задание. Из трех номеров: 315,317, выберите только два, которые будут вам по силам.
-Спасибо за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.