Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям
«Семья»
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Методическая разработка
родительского собрания
«Семья «особого» ребенка. Ресурсы принятия».
Материал подготовила:
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.Клин, 2021 год
В современном обществе очень остро стоит проблема работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ – это определенная группа детей, требующих особого внимания и подхода к воспитанию и развитию. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. К категории детей, имеющих ОВЗ, относятся дети:
- с задержкой психического и речевого развития (ЗПР, ЗРРР);
- детей, имеющие различные степени умственной отсталости;
- дети с различными формами педагогической запущенности;
- детей, имеющие расстройства аутистического спектра;
- дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ);
- дети, которым сопровождение специалистов рекомендовано в связи с прохождением ТПМПК;
- дети со стойкими хроническими соматическими заболеваниями, в том числе с наличием инвалидности (слабовидящие и слепые дети, слабослышащие, тугоухие и глухие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), дети со сложными сочетанными дефектами развития).
Появление ребенка с нарушениями в развитии – тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Отношения внутри нее, а также контакты с социумом нарушаются. Это связано с психологическими особенностями ребенка с нарушениями в развитии, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут все члены его семьи.
Ребенок с особенностями может родиться в любой семье, у любых родителей. Можно вести здоровый образ жизни или пускаться во все тяжкие, родить в двадцать лет или делать карьеру и только потом рожать, тщательно, с учетом наследственности, выбирать ребенку отца или мать, но главную роль все равно играет случай. Слепая лотерея, от участия в которой не застрахован никто из решившихся стать родителями. Никто не хочет быть родителями ребенка с особенностями и не планирует этого. Первый и самый важный вопрос, который возникает: как жить дальше?
Качественные изменения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, происходят на социальном и соматическом уровнях. После рождения ребенка с ОВЗ сужается круг общения членов его семьи из-за особенностей ребенка, а также из-за личностных установок родителе й (страх, стыд и пр.). Это оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больных детей. Хотя известны случаи, когда подобная ситуация сплачивала семью, многим родителям необходима помощь психолога.
Стресс, возникающий в результате комплекса непреодолимых расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у членов семьи. Для смягчения эмоциональной нагрузки и профилактики качественных изменений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии, необходимо как можно раньше организовать помощь родителям, в том числе и психологическую. Благополучие семьи определяется не только особенностями родителей, но и социальной поддержкой людей, ее окружающих, с которыми имеются гармоничные доверительные отношения.
Родители ребенка с ОВЗ испытывают трудности различного характера. Есть проблемы, которые вызывают неблагоприятные изменения в семье. Во-первых, родители не подготовлены к рождению ребенка с нарушениями в развитии, они не могут понять, почему это произошло, у них возникает чувство несправедливости, беспомощности. Во-вторых, рождение ребенка с ОВЗ затрагивает всю семью: мать, отца, окружение.
Родители детей с ОВЗ испытывают длительно, а иногда и постоянно, чувство тревоги, отчаяния, вызванные отсутствием перспектив, одиночеством, непониманием со стороны окружающих.Они опасаются, что не удастся сохранить семью, сталкиваются с материальными трудностями, проблемами на работе, часто переживают психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и т.д. Результат – полная поглощенность проблемами, связанными с детьми, изоляция семьи от общества.
В литературе выделяют реакции, которые наиболее часто встречаются у родителей, имеющих детей в ОВЗ.
Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на выявление у ребенка на отклонения в развитии – неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они могут консультироваться у других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен.
Гнев. Это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. Однако это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или направлено на ребенка.
Чувство вины. Неуместное чувство вины тоже частая реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Они переживают, пытаются осознать ситуацию, а потом начинают обвинять друг друга.
Эмоциональная адаптация. На данном этапе родители начинают принимать особенности своего ребенка, сотрудничать со специалистами.
Рождение ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида часто воспринимается родителями как трагедия. Переживания семьи особенно остры в первое время после появления ребенка на свет. Тем не менее, в некоторых случаях шок, чувство вины, горечи, которые испытывают родители после рождения ребенка с ОВЗ, не исчезают совсем, они как бы дремлют, оставаясь частью их эмоциональной жизни. В определенное время они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке. Чем меньше ребенок, тем больше родители сохраняют иллюзий относительно его успехов в развитии. Это наблюдается в основном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях. Когда ребенок подрастает, они начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального сопровождения. Однако это не избавляет семью от стресса.
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает серию критических состояний, чередования взлетов и падений. Как показывает опыт, семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти кризисные состояния. Родителям, имеющим ребенка с ОВЗ, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Поэтому важно, чтобы они сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее.
Как правило, сильные негативные эмоции испытывают большинство матерей, родивших больных детей. Нередко сове неблагоприятное состояние они переживают в одиночку.
Негативные чувства изливаются на специалистов: медиков, психологов, педагогов. К этому следует отнестись с пониманием – такой этап необходим для возвращения родителей и приятия ребенка. На это уходит от полугода до года. Однако не все матери переживают все чувства именно в таком порядке: негативные чувства, чувство недопонимания («Почему так произошло?»), принятия своего ребенка. Возможно задержка на какой-то стадии, когда мать продолжает неадекватно относиться к своему ребенку.
Мотивация родителей к психологической работе. При определении форм работы с родителями важно учитывать степень их готовности к сотрудничеству:
- родители с высоким уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с педагогами и психологами в процессе коррекционной работы, понимают их важность и необходимость, прислушиваются к советам и рекомендациям специалистом и выполняют их;
- родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к сотрудничеству, он при минимальной затрате усилий с их стороны; соглашаются со всеми доводами, но не выполняют рекомендаций, мотивируя свою пассивность недостатком времени;
- родители с низким уровнем мотивации, в свою очередь, подразделяются на два типа: 1) отсутствует адекватная оценка родителями состояний своего ребенка, внутренняя позиция в отношении сотрудничества со специалистами пассивная, критические замечания и предложения не принимаются; 2) при адекватной самооценке родителями своего ребенка необходимость и возможность сотрудничества отрицаются вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного и образовательного воздействия, которую они считают единственно верной. Зачастую в семьях с такой позицией доминирующая роль в воспитании детей принадлежит бабушкам.
Первое, что следует понять, что кроме вас, вашему ребенку никто не поможет. Пишите подробные планы взаимодействия с ребенком на ближайшую неделю: что будете делать сами, каких специалистов планируете посетить и т.д. Самое главное и трудное – начать действовать, настроиться на то, что предстоит длительная работа. Второе – вы не виноваты в том, что у вас родится ребенок с особенностями. Не позволяйте никому убедить вас в обратном, уходите без сожаления от врачей и педагогов, которые обвиняют в случившемся вас. Рождение ребенка с особенностями в развитии – всегда неблагоприятное стечение обстоятельств, повлиять на которое вы бы не смогли. Вопрос «За что?» не имеет ни смысла, ни ответа, и задавать его себе – бесполезно. На переживание чувства вины тратятся те драгоценные силы, которые нужны вашему ребенку и вашей семье. Раз это случилось, то вопрос «За что?» должно заменить вопросом «Что делать?»
Ошибочные линии поведения. Есть две неправильные линии поведения, которые могут серьезно навредить вам и вашему ребенку. Первая – старательно видеть окружающее только в черном цвете (не только на момент постановки ребенку диагноза, но и последующие месяцы и годы вперед. Позиция «Все плохо и лучше не станет» - тупиковая, она заранее обесценивает все усилия, которые вы прикладываете к тому, чтобы улучшить состояние ребенка. Вторая – это романтизация особенностей своего ребенка. Видеть в своем ребенке хорошее – нормальная и продуктивная позиция для любого родителя. Замечать только хорошее, оправдывать наличием особенностей недостатки, в том числе пробелы воспитания, которые мешают ребенку становиться самостоятельным и адаптироваться к обществу, противопоставляя этому «Он - особенный, пусть мир учится жить с такими людьми!» - это позиция непродуктивная и, мягко говоря, не слишком умная.
Чего еще не нужно делать? Не нужно оправдываться за своего ребенка перед окружающими. Он не обязан соответствовать их ожиданиям: ни внешне, ни поведенчески. Неоднократно проверено: если вы спокойно реагируете на необычное поведение своего ребенка, это в разу уменьшает негативную реакцию окружающих. Не нужно сравнивать своего ребенка с другими (ни с таким же диагнозом, ни с детьми без особенностей) – только с ним самим, в прошлом и в настоящем: отмечать, чего добился, а что пока дается не очень. Эти сравнения не исправят вашей ситуации, не помогут вашему ребенку, а только истощат вас. Нехороши также две следующие крайности: зависть к «легким» достижениям других родителей и их осуждение за то, что они якобы неправильно воспитывают и лечат ребенка (применяют не те методики, недостаточно интенсивно занимаются и т.д.). Никогда нельзя знать, что стоит за той или иной ситуацией внутри семьи. Чтобы отследить успехи ребенка, многим помогает «родительский дневник», в котором отмечаются достижения, например, раз в месяц. Вести его можно в традиционной форме, делая записи, а можно записывать видео. Записи позволяют отследить динамику более объективно, картину, но делать их часто не стоит – за лишней детализацией труднее разглядеть объективную картину.
Постарайтесь всесторонне разглядеть информацию о диагнозе, который поставили ребенку. Имеет смысл прочитать по теме как можно больше, но не стоит основное внимание уделять специализированной литературе (если, конечно, вы не медик и не психолог). Куда ценнее опыт практического преодоления проблем: статьи, дневники, книги родителей, столкнувшихся с той же ситуацией, либо специалистов, которые пишут для только на описанном негативом опыте. Также нет смысла углубляться в изучение причин нарушения, если это никак не влияет на его дальнейшее лечение. Не столь важно почему это произошло; гораздо важнее, что именно нарушено у ребенка и что нужно делать, чтобы эти нарушения исправить.
Отдельную нишу в жизни детей с особенностями в развитии занимают бабушки и дедушки. Большинство из них можно разделить на две группы: они либо абстрагируются от воспитания такого ребенка и при наличии в семье других детей предпочитают общаться с ними, либо, напротив, активно включаются во все, связанное с ребенком с особенностями, и изо всех сил стараются помочь своим детям – их мамам и папам. Как показывает опыт наблюдения за семьями, изменить индифферентную или негативную реакцию удается довольно редко, и стоит признать, что бабушки и дедушки имеют право на свою жизнь, в которую не будет включен «особый» внук или внучка. Самое лучшее, что здесь можно сделать, - отпустить своих родителей, оставив им право самим решать, хотят они общаться с особенным ребенком своих детей или нет. Если же бабушки и дедушки - активные участники процесса, относиться к ним нужно максимально щадяще; для них столкновение с таким явлением, как особое детство, воспринимается болезненно, эмоционально (все таки современные родители больше осведомлены о детях с особенностями развития).
Чем могут быть полезны бабушки и дедушки при воспитании особенных детей? Оказанием поддержки, созданием той небольшой зоны жизни, где родители могли бы расслабиться и хотя бы ненадолго снять с себя ответственность.
Еще 10 лет назад я впервые разработала тренинг гармонизации внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Программа тренинга направлена на преодоление внутрисемейных конфликтов, реконструкцию супружеских и детско-родительских отношений. При этом коррекционная работа может охватывать не только непосредственно родителей ребенка, но и близких родственников. В ходе такой работы проводится формирование позитивных психологических установок и обучение выходам из сложных жизненных ситуаций. Родители обучаются методам адекватного межличностного взаимодействия как между собой и членами своей семьи, так и в социуме в целом. В ходе занятий воспроизводятся, проигрываются и обсуждаются наиболее острые жизненные ситуации, связанные с воспитанием ребенка с ОВЗ, что способствует активизации личностной позиции таких родителей и повышению их самооценки.
Конкретные упражнения тренинга.
Коммуникативная игра «Диалог: взаимные претензии». В основе лежит метод гештальттерапии. Психолог: «Перед вами два стула. Один для того, чтобы высказать вслух ваши претензии к мужу (жене, кому-то из ближайших родственников и пр.), а другой – претензии к вам. Воспринимайте слова не как претензию, а как проблему, требующую обязательного, совместного разрешения.
Игра «Похвали себя». На листе бумаги запишите как можно больше качеств, относящихся как к мужчинам, так и к женщинам. А затем выберите те, стороны в большей степени описывают только ваши положительные стороны.
Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ».
Каждое утро проговаривайте себе этот текст! Стимулируйте себя к действию!
- ИМЕННО СЕГОДНЯ у меня будет спокойный день и я буду счастлива. Счастье – это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым!
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я включусь в жизнь, которая меня окружает. Я приму обстоятельства моей жизни – моего ребенка, мою работу такими, какие они есть, и постараюсь им соответствовать.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать сво й ум.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своей ребенку, своей семье, самой себе.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду доброжелательна ко всем. Я буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решать сразу все проблемы и проблемы здоровья моего ребенка.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Та программа избавит меня от пешки и нерешительности, даже в том случае, если я не смогу точно ее выполнить.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я не буду бояться жизни и буду верить в возможность собственного счастья.
Как быть в ресурсе? Ресурсы - это наши силы, которые мы черпаем из себя на осуществление задуманного, на удовлетворение базовых потребностей. Когда мы в ресурсе, то чувствуем себя наполненными, вдохновленными. Из чего складывается ресурсность? Ресурсность – это комплекс составляющих: здоровье, эмоциональная стабильность, преобладание положительных эмоций, самореализация. Как теряются ресурсы? Наши силы не бесконечны: ежедневно их вытягивают стрессы, постоянные переживания, хлопоты. Стабильность способны пошатнуть невыполненные дела, а также общение самый главные токсик – вы сами, если вы постоянно себя критикуете, недовольны собой, не принимаете свои особенности, страдаете депрессивными состояниями.
Снимите с себя ответственность, делегируйте полномочия.
Избавляйтесь от негатива.
Полюбите себя.
Обратитесь за помощью!
Признаки достижения ожидаемых положительных результатов:
- снижение у родителей уровня тревожности;
- повышение психолого-педагогической компетентности, формирование умения организовать развивающие ситуации в домашних условиях;
- изменение уровня самооценки в сторону нормы, улучшение взаимоотношений в семье и в других, значимых для родителей, сферах;
- адекватное изменение стиля воспитания детей;
- формирование у родителей желание пользоваться ресурсами психологии;
- удовлетворенность родителями психологическими услугами специалиста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.