Методическая разработка "Сборник контрольных работ по литературе для обучающихся 6 класса"

  • docx
  • 11.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КР ЛИТ 6.docx

Контрольная работа №1

по творчеству А.С. Пушкина

Тест

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841 
Б) 1789-1828 
В) 1799-1837 
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург 
Б) Москва 
В) Киев 
Г) Тула

3. Какой язык первым выучил маленький Саша?

а) английский

б) немецкий

в) испанский

г) французский

4. Истинной воспитательницей поэта была...

а) тётя

б) служанка

в) крёстная

г) няня.

5. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет 
Б) 8 лет 
В) 12 лет 
Г) 11 лет

6. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая 
Б) 21 октября 
В) 1 января 
Г) 19 октября

7. Какое стихотворение читал Пушкин своему другу в  последний день пребывания в лицее?

А) “Лициния” 
Б) “Воспоминания в Царском Селе” 
В) “Зимнее утро”
Г) “Пущину”

8. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин 
Б) А.Дельвиг 
В) В.Кюхельбекер 
Г) В.Жуковский

9. Куда поехал Пушкин после обучения ?

а) в Петербург

б) в Москву

в) в Киев

г) в Саратов.

 

10. Стихотворение «Узник».

- Определите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

 

- Найдите слова, которые обозначают волю и неволю.

 

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер...да я!..»

 

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11.Стихотворение «Зимнее утро».

 

Художник рисовал и случайно замазал строки в стихотворении А.С.Пушкина. Вы должны их восстановить. По случайности все исчезнувшие слова - «зимние».

 

_____________и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный- Прозрачный лес один чернеет;

Пора, красавица, проснись: И ель сквозь ________зеленеет,

Открой сомкнуты негой взоры И речка подо ________ блестит,

Навстречу _____________Авроры, Вся комната янтарным блеском

Звездою _________ явись! Озарена. Весёлым треском

Вечор, ты помнишь,__________ злилась, Трещит затопленная _______

На мутном небе мгла носилась; Приятно думать у лежанки.

Луна, как бледное пятно, Но знаешь: не велеть ли в _______

Сквозь тучи мрачные желтела, Кобылку бурую запречь?

И ты печальная сидела - Скользя по утреннему ______ ,

А нынче... погляди в окно: Друг милый, предадимся бегу

Под голубыми небесами Нетерпеливого коня

Великолепными коврами, И навестим поля пустые,

Блестя на солнце, __________ лежит; Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

 

- Найдите выразительные средства языка, использованные поэтом в создании прекрасной зимней картины?

 

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Стихотворение «И.И.Пущину».

 

Строчки перемешались, и стихотворение стало запутанным. Приведите в порядок строки и воссоздайте стихотворение.

 

И я судьбу благословил,

Твой колокольчик огласил.

Когда мой двор уединённый,

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Печальным снегом занесённый,

Да озарит он заточенье

Да голос мой душе твоей

Молю святое провиденье:

Лучом лицейских ясных дней!

Дарует то же утешенье,

 

- К кому обращается поэт? Расскажите, что вы знаете об И.И. Пущине.

 

Ответ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Контрольная работа №2

 

Тестирование по творче­ству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некра­сова 6 класс.

Лирика М. Ю. Лермонтова

1. Какие факты из биографии Лермонтова верны?

а) Поэт прожил долгую жизнь.

б) В детстве он любил рисовать, увлекался лепкой фигур из раскрашенного воска, много читал.

в) Мать Лермонтова рано умерла.

г) Мальчик рос с отцом.

д) Лермонтов был офицером и служил на Кавказе. 

2. Мотив этого стихотворения Лермонтова – одиночество.

а) «Утес»      б) «Парус»      в) «Три пальмы»        г) «На севере диком …»

3. Из какого стихотворения эти строки ?

 

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал…

 

а) «Листок»          б) «Ночевала тучка золотая…»      в) «Тучи»       г) «Три пальмы»

 

4. Поэт использовал антитезу - противопоставление во многих стихотворениях.

В каком стихотворении поэт  использовал антитезу  умчалась, «весело играя» - «тихонько плачет»?

а) «Листок»         б) «Ночевала тучка золотая…»         в) «Тучи»          г) «Три пальмы»

 

Лирика Федора Тютчева и Афанасия Фета

1. В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое?

 

а) метель           б) рассвет          в) гроза              г) снегопад

 

2. В строчке Принахмурилась земля выделенное слово является:

а) антитезой         б) эпитетом         в) олицетворением            г) сравнением 

 

3. В стихотворении «Листья» Ф. И. Тютчева в строчках

 

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят…    поэт использует:

 

а) антитезу         б) эпитет           в) олицетворение            г) сравнение

 

4. О каком времени года говорится в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?

 

а) зима          б) весна          в) лето          г) осень

 

5. Какое чувство возникло у одинокого человека в лесу? (стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»)?

 

а) страх заблудиться        б) восторг при виде леса        в) тоска по родине

6. В строчках стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы»

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты! поэт использует:

 

а) антитезу           б) олицетворение            в) сравнение.

7. Выберите верные утверждения:

а) В стихотворениях Ф. Тютчева и  А. Фета природа - живая. Она наделена качествами и способностями человека.

б) Природа может научить человека терпению (стихотворение  «Учись у них – у дуба, у березы»).

в) В стихотворении «Листья» Ф. Тютчева одно настроение – печальное, трагическое.

 

Лирика  Н.А. Некрасова

1.     Какова тема  стихотворения «Железная дорога»?

А) любовь к Родине;      б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;

В) тяжелый труд крестьян.

2.     Изображение осени в начале стихотворения представляет собой

А) повествование;     б) рассуждение;      в) описание

3.     Пейзаж увиден глазами:

А) Вани;         б) генерала;     в) пассажира (автора)

4.     Стихотворение посвящается детям, потому что:

А) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду;

Б) они должны знать, как жили простые люди;

В) в стихотворении упоминается мальчик Ваня

5.     Описывая картины природы, автор использует:

А) сравнение      б) противопоставление (антитеза)

6.     В строках:  Водит он армии; в море судами

        Правит, в артели сгоняет людей,

         Ходит за плугом, стоит за плечами

        Каменотесцев, ткачей,-

            Речь идет о:

         А) царе         б) нужде       в) голоде

7.     Автор предлагает Ване:

А) перенять благородную привычку к труду;

Б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;

В) изучать историю Родины.

8.     Качество русского народа, которым восхищается автор:

А) терпение      б) выносливость       в) немногословность

9.     Дорога в стихотворении является символом:

А) прошлого       б) настоящего     в) будущего

 

И.С. Тургенев

1. В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»?

а) август;           б) июль;           в) июнь;

2. Почему автор оказался в лесу ночью?

а) заблудился;        б) пошёл на рыбалку;         в) стерёг табун;

3. Скольких  мальчиков вcтpeтил у костра oxoтник, герой расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых;    б) шестерых;      в) пятерых;    г) семерых.

4. Самым старшим мальчиком был:

а) Ильюша;        б) Павлуша;       в) Федя;      г) Костя.

5. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите имя героя:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного  мелкими чертами лица, кудрявыми  белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».

б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы  всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

в) «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».

г) «На вид было не более двенадцати лет»,  «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».

д) « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

6. Какой истoрии не было в рассказах мальчиков:

а) о бабе-яге;      б) о водяном;      в) о лешем;        г) о русалке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №3

 

Контрольная работа

по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

 

Н.С. Лесков « Левша»

 

Кому из героев «Сказа...» принадлежат следующие слова:

11.  «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, и того мастера сейчас же благородным сделал» ?

а) Платову;

б) государю;

в) Левше.

12. «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

а) Левше,

б) оружейникам;

в) англичанам.

13. «Это всё равно, где умереть, - всё единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

а) Платову;

б) Левше;

в) оружейникам.

14. «Я знаю, что мои русские люди меня не обманут»

а) англичане;

б) государь;

в) Платов.

 

А.П. Чехов. Рассказы

 

1.     Рассказ «Лошадиная фамилия» относится к произведениям:

а) сатирическим

б) юмористическим

в) трагическим.

2.     Необычное в названии рассказа:

а) фамилия акцизного не имеет отношения к лошадям;

б)  у лошадей не бывает фамилий;

в) фамилии, оказывается, бывают и у лошадей.

3.     Бывший акцизный лечил зубы:

а) травами;

б) заговором;

в) вырывал их.

4.     «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:

а) Жеребкин;

б) Лошаков;

в) Овсов.

5) Смех в рассказе:

а) добродушный;

б) уничтожающий;

в) снисходительный.

6.     Тема рассказа «Толстый и тонкий»:

а) встреча одноклассников;

б) неравноправие людей;

в) приспособленчество.

7.     Встречу с одноклассником восторженно воспринимает:

а) толстый;

б) тонкий;

г) тонкий и его семья.

8.     Тонкий дополнительно подрабатывает изготовлением:

а) трубок;

б) пепельниц;

в) портсигаров.

9.     Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:

а) бесчинство;

б) чинопочитание;

в) чинуша.

10. Неискренность тонкого в зрелом возрасте объяснима, так как он ещё в детстве:

а) устраивал истерики;

б) обманывал одноклассников и педагогов;

в) ябедничал.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

15. Кладовая солнца – это

а) образное название места, где хранятся запасы торфа,

б) Блудово болото,

в) очень богатые ягодные места.

16. Как жили дети после смерти родителей?

а) у деда,

б) одни,

в) у соседей.

17. За что осуждает автор Настю?

а) за проявленную жадность,

б) за ссору с братом,

в) за неумение ориентироваться в лесу.

18. В чём видит М.М. Пришвин правду жизни?

а) в единстве человека и природы,

б) в стремлении человека отдавать свои силы и ум на пользу людям,

      в) в бережном отношении человека к природе.

 19Как автор называет Настю?

а) курочка Ряба

б) золотая курочка

в) цыпленок

20.Что Митраша взял с собой в лес?

а) спички

б) еду

в) компас

21. Как звали хозяина Травки?

а) Иваныч

б) Антипыч

в) Петрович

22.  Кто так сильно напугал Настю на пне?

а) ящерица

б) змея

в) пчела

23.  Как называлось отцовское двуствольное ружьё, которое Митраша взял с
собой в лес?

а)"Тулка"     

б)"Урал"

24. Кого признала собака в Митраше?

а) знакомого

б) хозяина

в) врага

г)друга

25. Соотнесите слова с их значениями:

1.Елань                        а) Какое - нибудь отменно приятное местечко в лесу

2.Манки (манок)         б) Углубление в печи, куда сгребаются горячие угли.

3.Загнетка            в) Топкое место в болоте, всё равно что прорубь.

4.Изваяние            г) Островок.

5.Суходол             д) Бондарный инструмент.

6.Куртинка            е) Долина без воды или низина, не заливаемая водой.

7.Ладило               ж) Статуя.

8.Обдерживает  з) Обхватывает.

9.Палестинка       и) Свистки, издающие звуки, очень похожие на голоса птиц, которых                  приманивает     охотник.

 

В. Г. Распутин «Уроки французского»

26. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) автобиографический рассказ;

в) повесть;

г) мемуары.

27. По утверждению мальчика, его самостоятельная жизнь началась:

а) в 10 лет;

б) в 11 лет;

в) в 16 лет;

г) в 18 лет.

28. Школа, где он учился, находилась:

а) в деревне;

б) в селе;

в) в городе;

г) в райцентре.

29. Герой произведения, о котором рассказчик говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного – рослого и крепкого, заметного своей силой и властью парня с длинной рыжей чёлкой», – это:

а) Вадик;

б) Петька;

в) Птаха;

г) Тишкин.

30. Рассказчик стал играть на деньги для того, чтобы:

а) послать их матери;

б) купить конфеты;

в) покупать молоко;

г) не упасть в глазах других игроков.

31. Во французском языке труднее всего для мальчика было правильно:

а) писать;

б) говорить;

в) строить фразы;

г) переводить тексты.

32. Лидия Михайловна и мальчик играли:

а) в «чику»;

б) в «замеряшки»;

в) в домино;

г) в карты.

33. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы:

а) заработать денег;

б) завоевать доверие ученика;

в) он смог покупать себе еду;

г) самой почувствовать себя ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №4

Выявление уровня литературного развития

Тест

1.Фольклор – это:

1.      Устное народное творчество

2.      Художественная литература

3.      Жанр  литературы

4.      Жанр устного народного творчества.

 

2.Назовите основные роды литературы:

1.- эпос, повесть, драма

2- эпос, лирика, драма

3- роман, поэма, комедия

4        – эпос, лирика, трагедия

 

3.Назовите жанры фольклора:

1.      Колядки

2.      Лирическая поэма

3.      Роман

 

4.Заткнуть за пояс:

1.      Это пословица

2.      Это поговорка

3.      Это афоризм

4.      Это крылатое выражение

 

5.Назовите имя русского баснописца:

1.      Ломоносов

2.      Жуковский

3.      Дмитриев

4.      Карамзин

 

6.«Дубровский» Пушкина – это:

1.      Это повесть

2.      Это рассказ

3.      Это роман

4.      Это новелла

 

7.Главного героя «Дубровский» зовут:

1.      Шабашкин

2.      Владимир Андреевич Дубровский

3.      Архип

4.      Князь Верейский.

 

8.Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:

1.      Жениться на Маше

2.      Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным

3.      Уезжает за границу

4.      Становится помещиком.

 

9.Композиция- это:

1.      Выразительное средство языка

2.      Это структурный элемент драмы

3.      Это последовательность событий в произведении

4.      Это построение художественного построения.

 

10.Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:

1.      Зимнее утро

2.      Узник

3.      И.И.Пущину

4.      Три пальмы.

 

11.Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

1.      Изображение жизни помещиков

2.      Изображение жизни крестьян

3.      Борьба против крепостного права

4.      Изображение жизни России Х1Хвека.

 

12.От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

1.      От лица самого Тургенева

2.      От лица охотника

3.      От лица крестьян

4.      От лица помещиков.

 

13.Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

1.      Автор, который повествует о событиях

2.      Крестьянские дети

3.      Взрослые крепостные крестьяне

4.      Помещики

 

14.Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

1.      2

2.      4

3.      5

4.      6

 

15.Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1.      Фет

2.      Тютчев

3.      Пушкин

4.      Лермонтов.

 

16.Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

1.      Некрасов

2.      Фет

3.      Тютчев

4.      Пушкин

 

17.Произведение Лескова «Левша» - это:

1.      Повесть

2.      Роман

3.      Рассказ

4.      Сказ

 

18.Левша родом из:

1.      Москвы

2.      Санкт-Петербурга

3.      Вологды

4.      Тулы.

 

19.Левша в произведении Лескова символизирует:

1.      Русский народ

2.      Крепостное крестьянство

3.      Русскую интеллигенция

4.      Русское дворянство.

 

20.Чехов начинал свой творческий путь как:

1.      Автор сатирических рассказов

2.      Автор приключенческих романов

3.      Автор юмористических романов

4.      Автор лирических стихотворений

 

21.Сатира – это:

1.      Высмеивание пороков общества

2.      Высмеивание порок людских характеров

3.      Реалистическое отображение действительности

4.      Фантастическое изображение действительности.

 

22.Творчество Грина относится:

1.      к началу 19 века

2.      к началу 20 века

3.      к середине 20 века

4.      ко второй половине 19 века.

23.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1.      К романтическим произведениям

2.      К реалистическим произведениям

3.      К фантастическим произведениям

4.      К приключенческим произведениям.

 

24.Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

1.      Дубровский и Маша

2.      Сильвио и графиня Б..

3.      Грей и Ассоль

4.      Ромео и Джульетта

 

25.О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:

1.      О нефти

2.      О газе

3.      О торфе

4.      Об  угле

 

26.Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках.По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

1.      Митраша

2.      Настя

3.      Ассоль

4.      Маша Троекурова

 

27.Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

1.      Пришвин

2.      Платонов

3.      Распутин

4.      Астафьев

 

28.Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

1.      Лидия Валентиновна

2.      Анастасия Прокопьевна

3.      Анастасия Ивановна

4.      Лидия Михайловна.

 

29.Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:

1.      Нужны были деньги на учебу

2.      Нужны были деньги на еду

3.      Нужно было отдать денежный долг

4.      Хотел помочь матери в деревне.

30. «Маленький принц» Экзюпери - это:

1.      Философская сказка

2.      Приключенческая повесть

3.      Фантастический рассказ

4.      Историческая повесть.


Ответы:

1-1

2- 2

3-1

4- 2

5- 3

6- 3

7- 2

8- 3

9- 4

10- 4

11- 3

12- 2

13- 2

14- 3

15- 1

16- 1

17- 4

18- 4

19- 1

20- 3

21- 1

 

22- 2

23- 1

24- 3

25- 3

26- 2

27- 4

28-4

29-2

30-1




 

 

 

 


 

Посмотрите также