Методическая разработка Система смазки двигателя
Оценка 4.9

Методическая разработка Система смазки двигателя

Оценка 4.9
doc
22.12.2019
Методическая разработка Система смазки двигателя
Система смазки двигателя.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Система смазки двигателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

Цели занятия:

1.   Изучить устройство системы смазки двигателя ЗИЛ-131 и КамАЗ-740.Неисправности системы смазки, признаки, причины и способы устранения.

2.   Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

3.   Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость. 

 

Время: 2 часа

Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ

 

Учебно - материальное обеспечение:

Плакаты:  «Система смазки двигателя ЗиЛ-131 », «Система смазки двигателя КамАЗ-740».Двигатель КамАЗ-740, приборы системы смазки: масляные насосы двигателей ЗиЛ-131 и КамАЗ-740, фильтры центробежной очистки.

 

 

Распределение времени занятия:

Вступительная часть                 5 мин;

Проверка подготовки обучающихся к занятию            10 мин;

Учебные вопросы занятия:

1.   Назначение, общее устройство и работа системы смазки  двигателя Зил-131 и КамАЗ-740         15 мин;

2.   Устройство и работа приборов системы смазки двигателей Зил-131 и КамАЗ-740                       25 мин;

3.   Масла,  применяемые  для двигателя, их основные свойства        15 мин;

4.   Неисправности системы смазки, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения                                                                15 мин;

Заключение                                       5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание занятия

 

Вступительная часть

 

       принятьрапорт дежурного по группе;

       проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

       ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

       провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,

 

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.

                       при рассмотрении первого и второго  вопроса, особое внимание следует уделить работесистемы смазки двигателей Зил-131 и КамАЗ-740 в целом, а также работе отдельных приборов.

_    при рассмотрении третьего вопроса необходимо особое внимание уделить маслам, предназначенным для двигателей Зил-131 и КамАЗ-740

                       при изучении четвертого вопроса обратить внимание обучающихся на неисправности системы смазки, способы их обнаружения и устранения.

подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.

 

 

1 Назначение, общее устройство и работа системы

смазки двигателя ЗиЛ-131.

 

Система смазки предназначена для размещения, очистки и охлаждения масла, подачи очищенного и охлаждённого масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения их трения, износа и нагрева, для удаления образующихся продуктов износа и защиты деталей от коррозии.

Смазка трущихся поверхностей деталей двигателя осуществляется различными способами. К некоторым поверхностям масло подводится под давлением, создаваемым масляным насосом. Это самый совершенный способ смазки, который применяется для смазки наиболее нагруженных подшипников; часть поверхностей деталей смазывается под разбрызгиванием; к некоторым поверхностям масло поступает самотёком.

Во всех современных двигателях применяют комбинированную систему смазки, в которой сочетаются все перечисленные способы подвода масла к трущимся поверхностям.

Система смазки двигателя ЗиЛ-131 комбинированная, заправочный объём 9,5 л. наиболее нагруженные детали смазываются маслом под давлением, а к остальным деталям масло поступает (подаётся) самотёком и разбрызгиванием.

Система смазки состоит из:

-                     масляного поддона, служащего резервуаром для масла;

-                     2-х секционного масляного насоса с масляным приёмником и сетчатым фильтром;

-                     центробежного фильтра очистки масла;

-                     масляного радиатора;

-                     маслопроводов и каналов, по которым масло поступает в масляный фильтр и к трущимся поверхностям деталей;

-                     масляного манометра, контролирующего давление в системе смазки;

-                      контрольной лампы аварийного снижения давления масла;

-                     указатель уровня масла;

-                     масло заливной патрубок с крышкой.

Работа системы смазки заключается в следующем.

Из поддона картера масло через неподвижный маслоприёмник поступает в результате разряжения в основную насосную секцию. Через канал в задней перегородке блока цилиндров масляный насос (основная секция) подаёт масло под давлением в корпус фильтра центробежной очистки масла. Очищенное в центробежном фильтре масло поступает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока.

Из распределительной камеры масло поступает в два продольных магистральных канала блока цилиндров. Из левого канала масло подаётся к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них по каналам в щеках коленвала к шатунным шейкам. В грязеуловительных полостях шатунных шеек происходит дополнительная очистка масла методом центрифугирования.

 От коренных шеек масло проходит по каналам в блоке к опорным шейкам распределительного вала. Средняя шейка распредвала имеет два сквозных сверления. При совпадении их с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком подаётся по каналам в блоке к головкам блока цилиндров,  далее под стойку (в каждой головке) и затем в пустотелые оси коромысел. Масло, поступившее под давлением к втулкам коромысел, затем направляется по каналу в коротком плече коромысла к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Стекая по штанге, масло попадает на её нижний наконечник, и через  боковые отверстия в толкателе сливается в картер. Вытекающее из втулок коромысел масло смазывает носки коромысел, клапаны и механизмы выпускных клапанов.

Зеркало цилиндра, кулачки и эксцентрик распределительного вала смазываются под разбрызгиванием. При совпадении отверстий в шейке распределительного вала и внижней головки шатуна масло подаётся под разбрызгиванием на стенки цилиндров, кулачки и эксцентрик.

К упорному фланцу распределительного вала масло поступает через каналы в передней опорной шейке. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим в картер из головки блока и после смазки фланца.

Поршневой палец смазывается самотёком, маслом, снимаемым со стенок цилиндра маслосъёмными кольцами и отводимым внутрь поршня через отверстия в канавке под маслосъёмное кольцо.

Толкатели клапанов  смазываются под давлением из левого магистрального канал.

Из правого магистрального канала по трубке масло подаётся для смазки компрессора. От компрессора по трубке масло сливается в картер двигателя.

Нижняя секция масляного насоса нагнетает масло по трубке в масляный радиатор. Охлаждённое масло из радиатора стекает в масляный картер по трубопроводу.  

 

Особенности устройства и работы системы смазки двигателя

КамАЗ-740.

По принципу подачи масла к трущимся деталям система смазки комбинированная:

-                     часть трущихся деталей смазывается под давлением;

-                     часть разбрасыванием;

-                     часть самотёком.

Система смазки включает:

-                     поддон двигателя;

-                     маслозаборник;

-                     2-х секционный масляный насос с приводом от шестерни коленчатого вала и установлен в поддоне двигателя;

-                     полнопоточный масляный фильтр;

-                     фильтр центробежной очистки масла;

-                     сапун;

-                     указатель давления масла, установленный на картере маховика;

-                     контрольные лампы, сигнализирующие о засорении полнопоточного фильтра и аварийном падении давления масла;

-                     трубопроводы;

-                     магистрали;

-                     каналы.

Особенностью смазочной системы двигателя КамАЗ-740 является то, что в ней имеется два фильтра тонкой очистки:

1.                 полнопоточный со сменными фильтрующими элементами;

2.                 неполнопоточный – центрифуга.

Двухсекционный масляный насос, состоящий из нагнетательной и радиаторной секции, приводится в действие от шестерни коленчатого вала и крепится к нижней части блока цилиндров болтами.

На щитке приборов имеется контрольная лампа, сигнализирующая о засорении полнопоточного фильтра. Сапун обеспечивает естественную вентиляцию картера двигателя. Он лабиринтного типа установлен в гнезде картера маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масло нагнетательной секции забирается из поддона через неподвижный масляный приёмник и через канал в правой стенке блока подаётся в полнопоточный фильтр, где оно очищается и поступает в главную масляную магистраль.

Из главной магистрали масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и по каналам в щёках поступает к шатунным подшипникам. Одновременно масло по каналам в блоке цилиндров поступает к опорным шейкам распределительного вала и по наклонным каналам к втулкам коромысел, а от них направляется к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг.

Стекая по внутренним отверстиям штанг масло, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала двигателя.

На стенки цилиндров двигателя масло поступает разбрызгиванием, где оно снимается маслосъёмным кольцом, отводится внутрь поршня и смазывает поршневой палец.

Из наклонных каналов блока масло поступает для смазывания подшипников компрессора и топливного насоса высокого давления. Кроме того, от нагнетательной секции насоса через кран и регулятор – выключатель масло поддаётся в гидромуфту привода вентилятора.

Радиаторная секция насоса по маслопроводу подаёт масло к центрифуге, из которой оно постоянно сливается в поддон картера через сливной клапан, или поступает в радиатор, если кран включения радиатора открыт.

Перепускной клапан центрифуги ограничивает давление масла, проходящего через неё до 6-6,5 кгс/см², а перепускной клапан (дифференциальный) в корпусе масляного насоса ограничивает давление в главной магистрали и открывается при давлении 4-5,5кгс/см².

Заправочная ёмкость системы смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 составляет 26л, автомобиля КамАЗ-4310 24,5 л, автомобиля Урал- 23,7л.

 

Вывод.Во всех современных двигателях применяют комбинированную систему смазки, в которой сочетаются различные способы подвода масла к трущимся поверхностям: под давлением, самотеком и разбрызгиванием.

 

Ответить на вопросы.

 


 

2. Устройство и работа приборов смазочной системы двигателя ЗиЛ-131 и КамАЗ-740.

 

а. Приборы системы смазки двигателя ЗиЛ-131.

 

Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся деталям и приборам очистки и охлаждения масла.

Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя (нагнетательная) секция подаёт масло в систему смазки двигателя через центрифугу, а нижняя секция – в масляный радиатор. Он установлен с правой стороны блока цилиндров и приводится в работу от промежуточного вала.

Масляный насос состоит из:

-                     корпуса верхней секции;

-                     корпуса нижней секции;

-                     валика;

-                     крышки.

Корпуса и крышка стянуты стяжными болтами. В корпусе верхней секции насоса имеется ведущая шестерня, установленная на приводном валике и ведомая шестерня, свободно вращающаяся на оси. В корпусе нижней секции имеются аналогичные шестерни. Оси ведомых шестерен запрессованы в корпуса.

Крышка насоса одновременно является и разъединительной пластинкой, при установке которой с обеих сторон образуются две отдельные секции.

В крышке масляного насоса установлен редукционный клапан верхней секции, отрегулированный на давление 3,2 кгс/см² (не менее), а в корпусе нижней секции перепускной клапан отрегулированный на давление 1,2 кгс/см².

Масляный фильтр центробежный с реактивным приводом, включён в масляную систему последовательно и установлен на крышке блока цилиндров в задней части.

Основными элементами фильтра являются:

-                     корпус;

-                     ротор с колпаками и сетчатым фильтром;

-                     кожух;

-                     вставка;

-                     ось с трубкой;

-                     упорный шарикоподшипник;

-                     перепускной клапан;

-                     детали уплотнения.

В фильтр масло подаётся от верхней секции насоса. Масло поступает к жиклёрам ротора и выбрасывается из них двумя струями. Под действием пары сил (реактивного момента) ротор вращается, а вместе с этим вращается и масло находящееся под колпаком.

Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются на внутреннюю стенку колпака и на ней оседают. Очищенное масло через отверстия в корпусе ротора и оси по трубке поступает в масляную камеру, а масло вытекаемое из жиклёров ротора сливается в поддон картера.

Осадок удаляют при очистке центрифуги, проводимой одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Работа фильтра проверяется на слух. При остановке двигателя исправный фильтр продолжает вращаться ещё 2-3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Перепускной клапан, предназначен для перепуска масла минуя фильтр в случае его засорения, а также при высокой вязкости.

Масляный радиатор служит для поддержания нужной температуры масла. Он изготовлен из оребрёной алюминиевой трубки, воздушного охлаждения и установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включён. Отключить его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0ºС.

Маслоприёмник служит для забора масла из картера и первичной фильтрации масла, для чего в корпусе приёмника закрепляется металлическая сетка.

 Маслоприёмник неподвижного типа и состоит из: 

-                     корпуса;

-                     сетки;

-                     маслозаборной трубки.

При засорении сетки масло отжимает её от корпуса и не фильтруясь, проходит в насос.

Масляный поддон служит резервуаром для масла и штампуется из стали. Он крепиться болтами к корпусу двигателя, между ними устанавливают плоскую пробково- картонную прокладку.

 

б. Приборы системы питания двигателя КамАЗ-740.

 

Масляный насос шестерёнчатый, двух - секционный с приводом от шестерни носка коленчатого вала и установлен внутри поддона двигателя, крепится к нижней части блока цилиндров болтами.

Насос состоит из двух секции, разделённых проставкой. В проставке выполнено отверстие, соединяющее всасывающие полосы обеих секций. Каждая секция состоит из корпуса, пары цилиндрических шестерен. Корпуса секций и проставка соединены болтами. Ведущие шестерни напрессованы на валик и фиксируются сегментными шпонками. На наружном конце этого валика установлена шестерня привода. Ведомые шестерни свободно вращаются на оси на бронзовых втулках.

Передняя секция масляного насоса с удлинёнными зубьями шестерён имеет большую производительность и нагнетает масло в главную магистраль (нагнетающая секция). Задняя секция насоса с короткими зубьями шестерён подаёт масло в фильтр центробежной очистки и радиатор (радиаторная секция).

Обе секции насоса имеют предохранительные клапана, которые установлены в корпусах и отрегулированы на давление открытия 8,5-9,5 кгс/см² с целью ограничения максимального давления на выходе секций насоса. Нагнетающая секция снабжена дифференциальным клапаном, расположенным в корпусе нагнетающей секции, который поддерживает давление масла в пределах 4,0-5,5 кгс/см² в главной магистрали двигателя.

Масляный фильтр обеспечивает очистку масла, подаваемого нагнетающей секцией масляного насоса в главную масляную магистраль. Фильтр полнопоточный, с двумя сменными фильтрующими элементами, установлен с правой стороны блока цилиндров.

 Он состоит из:

-                     корпуса;

-                     двух колпаков;

-                     двух фильтрующих элементов;

-                     перепускного клапана.

К корпусу фильтра винтами крепятся фильтрующие элементы и колпачки. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, обеспечивающий подачу неочищенного масла в главную магистраль при чрезмерном загрязнении фильтра или повышенной вязкости масла. Клапан открывается, когда давление до и после фильтрующих элементов достигает 2,5-3 кгс/см². При срабатывании клапана одновременно замыкаются  контактные сигнализатора и на щитке приборов загорается лампа, сигнализирующая о работе двигателя на неочищенном масле.

В масляный фильтр устанавливаются бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. Слив масла из фильтра производится через отверстие в колпаках, закрываемые пробками.

Степень засорённости фильтрующих элементов определяется на прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин. Свечение лампы в кабине водителя указывает на необходимость замены фильтрующих элементов.

Центробежный масляный фильтр обеспечивает дополнительную очистку масла от технических примесей. Фильтр с активно-реактивным приводом ротора установлен в передней части двигателя, с права.

Основными частями центробежного фильтра являются:

-                     корпус с перепускным клапаном фильтра;

-                     сливной клапан масляного радиатора;

-                     ротор с верхней и нижней втулками в сборе;

-                     турбина ротора;

-                     ось ротора;

-                     колпак ротора.

Ротор в сборе с колпаком установлен на упорном шарикоподшипнике на оси ротора, ввёрнутой в корпус фильтра, и закреплён гайками. Турбина ротора закреплена в нижней части ротора винтами. Сверху колпак ротора закрыт неподвижным кожухом фильтра. В нижней части корпуса установлен стопор, обеспечивающий фиксацию ротора при разборке фильтра.

Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение активной силой струи масла, вытекающей из щели-сопла в оси ротора и воздействующей на лопатки турбины, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла.

При работе двигателя масло из радиаторной секции масляного насоса подаётся в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают и удерживают механические примеси на внутренней стенке колпака, а очищенное масло через отверстие в оси ротора, трубку и сливной клапан в корпусе фильтра поступает в поддон двигателя или в масляный радиатор при его включении и далее в поддон двигателя.

Перепускной и сливной клапаны, установлены в корпусе фильтра, плунжерного типа. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки масла при его загрязнении. Открывается перепускной клапан при давлении масла во входной полости центробежного насоса 6-6,5 кгс/см². сливной клапан обеспечивает подачу масла в поддон двигателя при выключенном радиаторе или при повышении давления масла в последнем 1,1-1,2 кгс/см².

Во избежание нарушения балансировки ротора с колпаком, в сборе при обслуживании фильтра на роторе и на колпаке нанесены метки, которые необходимо совместить при сборке.

Масляный радиатортрубчато-пластинчатого типа, двухрядный, воздушного охлаждения двигателя с наружной стороны, и состоит из:

-                     остова (сердцевины);

-                     включающего два ряда горизонтальных трубок с охлаждающими пластинами;

-                     двух бачков.

Масляный радиатор отключается с помощью крана, установленного на корпусе центробежного фильтра очистки масла, при температуре окружающего воздуха ниже 0ºС.

 

Вывод.Детали системы смазки двигателей ЗиЛ-131 и КамАЗ-740 по устройству и принципу работы схожи, хотя и имеют некоторые конструктивные отличия.

 

Ответить на вопросы.

 

 

 

 


 

3. Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства.

 

а. Требования, предъявляемые к моторным маслам.

Наличие масляной плёнки в зазоре между трущимися деталями приводит к тому, что неровные, шероховатые поверхности деталей изолируются друг от друга слоем масла, и сухое трение между ними заменяется жидкостным трением между частицами масла или полужидкостями. Это способствует уменьшению износа деталей и потерь мощности на преодоление трения между деталями.

Масло в двигателе работает в тяжёлых условиях, высоких и резко изменяющихся температур и давлений, разжижается топливом и находится под воздействием окисляющих химических веществ.

 Для длительного сохранения необходимых свойств и исключения вредного воздействия на смазываемую поверхность к маслу предъявляют следующие требования:

-   иметь вязкость, обеспечивающую надёжную смазку деталей двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трения;

-   минимальная температура застывания. Это температура, при которой масло теряет подвижность при испытании в стандартных условиях;

-   максимальная температура вспышки. Это температура, при которой пары масла смешиваются с воздухом и вспыхивают от пламени;

-   высокая термоокислительная стабильность, то есть способность тонкого слоя масла сопротивляться окислению и превращению в лаковую плёнку под воздействием кислорода воздуха и высоких температур;

-   минимальное коксовое число и зольность. Эти показатели определяют количество нагара и золы, образующихся в результате сгорания масла;

-   отсутствие воды, серы, минеральных кислот и щелочей, вызывающих коррозию металла;

-   отсутствие механических примесей.

В зависимости от области применения для моторных масел устанавливаются следующие группы:

Группа масел по  эксплуатационным

свойствам.

Рекомендуемая область применения.

А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные                                двигатели.

Б1

Мало форсированные карбюраторные двигатели.

Б2

Мало форсированные дизельные двигатели.

В1

Среднефорсированные карбюраторные двигатели.

В2

Среднефорсированные дизельные двигатели.

Г1

Высокофорсированные карбюраторные двигатели.

Г2

Высокофорсированные дизельные двигатели.

Д

Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжёлых условиях.

Е

Для малогабаритных дизелей.

Маркировка масел основана на комбинации букв и цифр, характеризующих тип масла, величину вязкости и группу, к которой относится данное масло по своим эксплуатационным свойствам.

Например:  М6з/10Г1 где

М-моторное масло;

6-класс вязкости при температуре -18ºС (масла с цифрой 4 имеют вязкость в пределах 1300-2600 сст, а с цифрой 6 в пределах 2600-10400 сст);

10-масло имеет вязкость при температуре 100ºС 10 сст;

Г1-масло предназначено для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

з-обозначает, что масло содержит загущённые присадки.

Масла применяемые:

·        для карбюраторных двигателей-М-8Б, М-10Б, М-8В1, М6з/10Г1, М5з/12Г1, М-12Г1;

·        для дизельных двигателей-М-8Б2, М-10В2, М-10Б2, М-8Г2, М-10Г2, М-8Гфз, М-10Гфз. И другие.

·        универсальное масло М-6з/10В применяется для карбюраторных и дизельных двигателей.

Рекомендации по применению моторных масел:

-   для автомобилей ЗиЛ-131, ЗиЛ-130, ГАЗ-66 – всесезонно применять масла М-8Б1, М-8В1, М6з/10В, зимой масло М4з/6В1.

-   Для автомобилей ВАЗ, ГАЗ «Волга», Москвич всесезонно применять М6з/10Г1, М5з/12Г1, летом масло М-12Г1, а зимой М-8Г1.

-   Для автомобилей КамАЗ: летом применять масло М-10Г2К, а зимой при температуре ниже -5ºС М-8Г2К, можно всесезонно применять масло М6з/10В.

 

Вывод.Масло в двигателе работает в тяжёлых условиях, высоких и резко изменяющихся температур. Для длительного сохранения необходимых свойств и исключения вредного воздействия на смазываемую поверхность к маслу и предъявляютсяопределенные требования.

 

Ответить на вопросы.

 

 

 


 

4. Неисправности системы смазки, их признаки, причины, способы   обнаружения и устранения.

 

Причины неисправностей.

Способы устранения неисправностей.

                         Пониженное давление в системе смазки

Неисправен указатель давления масла или датчика.

Заменить неисправные приборы.

Недостаточный уровень масла.

Долить масло до нормального уровня.

Засорение маслоприёмника.

Снять поддон, промыть сетчатый фильтр маслоприёмника.

Засорение, или неисправность предохранительных, или дифференциального клапанов масляного насоса.

Вывернуть и промыть клапаны и гнёзда, заменить повреждённые детали.

Нарушение герметичности соединений трубопроводов, фильтров.

Подтянуть крепёжные детали соединений, заменить уплотнительные прокладки.

Повышенная температура масла.

Проверить включение масляного радиатора, состояние его поверхностей и эффективность работы вентилятора.

Разжижение масла топливом, или попадание воды (охлаждающей жидкости).

Устранить причины попадания топлива или воды и заменить масло.

Недопустимое увеличение зазора в подшипниках коленчатого вала.

Заменить вкладыши подшипников коленчатого вала.

                           Повышенное давление масла.

Применение масла повышенной вязкости.

Заменить масло с учётом условий эксплуатации.

Нарушение регулировки или зависание в исходном положении перепускных или предохранительных клапанов системы смазки.

Проверить работоспособность клапанов, повреждённые детали заменить.

           Разжижение масла топливом или охлаждающей жидкостью.

Течь топлива через уплотнения в насосе, форсунках.

Найти и устранить течи, при необходимости заменить прокладку.

Течь охлаждающей жидкости через уплотнения головки блока из-за недостаточной затяжки болтов крепления головок.

Подтянуть болты крепления головок в требуемой последовательности.

Разрушение резиновых колец уплотнения гильз и головок цилиндров с блоком

Заменить уплотнительные кольца

Трещины в головке или блоке цилиндров.

Отремонтировать или заменить неисправные узлы.

Отсутствие давления масла

Низкий уровень масла в картере

Долить

Заедание редукционного клапана

Разобрать и промыть, заменить

Неисправность привода масляного насоса

Устранить неисправность

Течь масла

Отсутствие герметичности

Найти и устранить

 


Техническое обслуживание смазочной системы

двигателей ЗиЛ-131 и КамАЗ-740.

 

Одной из основных причин снижения срока службы двигателя является несоблюдение правил обслуживания элементов системы смазки, особенно её фильтров.

Механические примеси, находящиеся в масле, постепенно накапливаются в колпаке ротора центробежного фильтра, образуя плотный осадок. Несвоевременное обслуживание фильтра приводит к прекращению очистки масла последним. При чрезмерном загрязнении полнопоточного фильтра в двигателе КамАЗ-740 и центрифуги в двигателе ЗиЛ-131 открывается перепускной клапан и неочищенное масла из поддона двигателя, минуя фильтр, поступает к трущимся поверхностям деталей. Это приводит к выходу из строя трущихся пар, и прежде всего к износу и задирам антифрикционных слоёв шатунных и коренных вкладышей, повреждению шеек коленчатого вала.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя заключается в периодической проверке уровня масла в поддоне двигателя и визуальной оценке его качества, смене фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра и очистке (промывке) центробежного фильтра, смене отработавшего срок масла и промывке системы смазки, устранений появившихся неисправностей в системе смазки.

  Проверка уровня масла в поддоне двигателя производится при установке автомобиля на горизонтальную площадку через 5-10 минут после остановки двигателя.

Уровень масла должен находится между метками:

- «долей» и «полно» у двигателя ЗиЛ-131,

- «Н» и «В» у двигателя КамАЗ-740, ближе к последней при установленном в гнездо до упора чистом указателе уровня масла. Работа двигателя с повышенным уровнем масла недопустима, так как его излишек будет попадать в камеру сгорания, и вызывать при этом закоксовывание и ускоренное нагарообразование на днищах поршней и головках блока цилиндров.

Оценку качества масла можно произвести визуально по цвету и степени его прозрачности (загрязнённости). Отчётливая видимость меток на стержне указателя через плёнку масла говорит о допустимом содержании механических примесей в масле и пригодности его для эксплуатации. Тёмный цвет масла, скрывающий метки свидетельствует о необходимости его замены.

Степень загрязнённости масла оценивается также по цвету масляного пятна на белой, лучше фильтровальной, бумаге. Чёрное масляное пятно по всей поверхности или наличие коричневого или жёлто коричневого пояска вокруг пятна свидетельствует соответственно о чрезмерном содержании механических примесей в масле или значительном его окислении и необходимости в связи с этим его замены. При чёрной середине пятна можно ограничится сменой фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра и промывкой центробежного фильтра.

Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра производится промывкой в дизельном топливе деталей и колпаков фильтра очисткой масляных каналов, клапанов и проверкой состояния прокладок. Герметичность собранного фильтра проверяется при работающем двигателе. Наличие подтеканий устраняется подтяжкой болтов колпаков или заменой прокладок.

Очистка и промывка центробежного фильтра производится в следующей последовательности (на двигателе ЗиЛ-131):

-   отвернуть гайку-барашек крепления кожуха и снять кожух;

-   отвернуть пробку в корпусе фильтра и вставить в отверстие бородок, удерживающий центрифугу (ротор) от вращения;

-   отвернуть гайку крышки (колпака), снять крышку вместе с гайкой;

-   снять вставку центрифуги и сетчатый фильтр;

-   очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их керосином;

-   очистить от грязи прокладку кожуха;

-   собрать фильтр в обратной последовательности.

Перед установкой кожуха проверить, легко ли вращается от руки центрифуга.

Затягивать гайку-барашек только рукой.

В случае неудовлетворительного вращения корпуса (центрифуги) на оси необходимо после снятия крышки корпуса отвернуть гайку на оси, снять шайбы, снять корпус с оси и проверить состояние узла ось-втулка.

При снятии корпуса с оси принять меры против выпадания упорного кольца шарикоподшипника в корпусе фильтра.

При засорении втулок промыть их керосином или бензином. Одновременно промыть или прочистить жиклёры. При очистке жиклёров соблюдать осторожность, чтобы не повредить их калиброванные отверстия.

После очистки и установки его на место проверить на слух лёгкость вращения центрифуги на прогретом двигателе после остановки двигателя центрифуга должна вращаться 2-3 мин, при этом слышен своеобразный звук.

 

 

Замена масла в системе смазки двигателя производится в следующей последовательности:

-   прогреть двигатель до температуры жидкости в системе охлаждения 70-90ºС, с целью облегчения удаления при сливе масла посторонних механических примесей;

-   подставить протвинь под поддон картера и отвернуть сливную пробку;

-   после слива масла из двигателя пробку поддона завернуть и залить в двигатель промывочное масло, в количестве 2/3 ёмкости системы смазки. Промывочное масло можно заменить смесью приготовленной из 10 л дизельного топлива и 6л масла для двигателя КамАЗ-740 (2/3 дизельного летнего топлива 1/3 моторного масла);

-   пустить двигатель и проработать на малых частотах вращения коленчатого вала в течении 5 мин;

-   после проработки двигателя на промывочном масле (смеси) в течении 5 мин промывочное масло (смесь) слить с двигателя;

-   сменить фильтрующие элементы полнопоточного фильтра на двигателе КамАЗ-740;

-   очистить и промыть фильтр центробежной очистки;

-   завернуть пробку поддона картера и залить в двигатель свежего масла по метку «В» («Полно» в двигателе ЗиЛ-131);

-   запустить двигатель и проверить, нет ли подтекания масла из фильтра (фильтров);

-   после остановки двигателя через 5-10 мин проверить уровень масла в двигателе, и если уровень масла недостаточен, то долить  по верхнюю метку.

 

Выполняемые работы при различных видах технического обслуживания системы смазки.

При контрольных осмотрах:

-   проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить;

-   проверить, нет ли подтеканий масла;

-   осмотреть показания контрольных приборов системы смазки.

 

При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО):

-   очистить приборы от пыли и грязи;

-   проверить крепление всех приборов и при необходимости подтянуть их;

-   при работе в условиях сильной запылённости очистить от грязи сапун;

-   после каждого преодоления брода проверить состояние масла в картере двигателя, приоткрывая сливную пробку. Если в масле будет обнаружена вода, надо при первой возможности, но не позднее чем в этот день, сменить масло.

 

При техническом обслуживании №1 (ТО-1):

-  при работе в условиях большой запылённости сменить масло в картере двигателя.

При техническом обслуживании №2 (ТО-2):

-   очистить и промыть в керосине клапан вентиляции картера (ЗиЛ-131);

-   удалить отложение грязи в фильтре центробежной очистки масла и промыть его;

-   сменить масло в картере двигателя.

 

Вывод.Своевременное и качественное техническое обслуживание системы смазки двигателя продляет срок его службы, обеспечивая бесперебойную работу автомобиля в целом.

 

Ответить на вопросы.

 


 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

 

Используемая литература при составлении методической разработки:

1.        Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

2.        Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]:   учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

3.        Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93

 

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя

Методическая разработка Система смазки двигателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019