Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Техника безопасности и охрана окружающей среды при эксплуатации автомобильного транспорта»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить общие требования безопасности при ТО и ремонте автомобиля, меры противопожарной безопасности и правила тушения пожара на транспортном средстве, основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля
Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за соблюдение Правил дорожного движения и безаварийную эксплуатацию АТТ.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства легкового автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Плакаты: «Требования техники безопасности».
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Общие требования безопасности при эксплуатации …………. .……- 10 мин
2. Техника безопасности при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, на смотровых канавах и подъёмных устройствах, при монтаже и демонтаже шин..…………………………………….……...….- 15 мин
3. Техника безопасности при работе с электроинструментом, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и перевозке грузов …….……… ….…- 15 мин
4. Техника безопасности при работе с бензином, охлаждающими и
тормозными жидкостями, кислотами, растворителями и красками .…- 15 мин
5. Меры по противопожарной безопасности и правила тушения пожара на транспортном средстве, основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте
автомобиля …………………………………………………….………. …- 20 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа, или с использованием подготовленных программированных карточек.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала.
– при рассмотрении первого вопроса рекомендуется обратить внимание на то, что несоблюдение техники безопасности влечет за собой тяжелые последствия.
– при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание на особенности демонтажа шин на различных марках автомобилей.
– при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на то, что во время работы с инструментом, питаемым током напряжением 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком, оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент.
– при рассмотрении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на то, что технические жидкости, как правило ядовиты и при обращении с ними необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
– при рассмотрении пятого вопроса необходимо обратить внимание на то, что водитель должен знать правила тушения пожара как в парке, так и на автомобиле.
Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса.
В заключении подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общие требования безопасности при эксплуатации
Эксплуатация автомобилей требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья водителей и лиц, причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. В нашей стране охране труда и технике безопасности уделяется большое внимание во всех отраслях народного хозяйства, в Вооруженных Силах. Водители автомобилей должны твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их на практике. При работе в парках необходимо соблюдать следующие меры безопасности: перед пуском двигателя машину затормаживают стояночным тормозом, а рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение; техническое обслуживание и ремонт машин производят только при неработающем двигателе; запрещается производить работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях (в этом случае автомобиль устанавливают на подставки или козлы, а под неснятые колеса подкладывают колодки или упоры); личный состав по парку перемещается только по тротуарам; движение машин по территории парка должно производиться со скоростью не более 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч; не допускается длительная работа двигателя в крытых помещениях парка.
Вывод. Только твердое знание требований правил техники безопасности и неукоснительное выполнение их на практике может гарантировать исключение производственного травматизма.
Ответить на вопросы.
2. Техника безопасности при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, на смотровых канавах и подъёмных устройствах, при монтаже и демонтаже шин
К техническому состоянию автомобилей также предъявляются определенные требования техники безопасности. Ветровые и боковые стекла кабины должны быть цельными и обеспечивать хорошую видимость через них. Стекла дверей должны плавно подниматься и опускаться стеклоподъемниками. Стеклоочиститель должен быть исправным, хорошо очищать ветровые стекла. Выпускные трубы двигателя не должны пропускать вредные газы в кабину и подкапотное пространство. Замки дверей кабины и запорные устройства бортов грузовой платформы должны исключать произвольное их открывание. Не допускается течь воды, масла, топлива в двигателе и его системах.
Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем на всех скоростях и в любых дорожных условиях. Свободный ход рулевого колеса должен быть не более установленной нормы.
Тормозная система должна обеспечивать остановку автомобиля в соответствии с правилами дорожного движения и одновременность начала торможения всех колес.
Шины допускаются к эксплуатации при отсутствии сквозных порывов и трещин, если не полностью изношен рисунок протектора и давление в них соответствует норме. Не разрешается эксплуатировать шины, не соответствующие размеру ободьев колес. Диски и ободья, имеющие погнутости и выработку отверстий под шпильки, к эксплуатации не допускаются. Замочные кольца должны надежно удерживаться в канавках.
Приборы электрооборудования должны работать надежно на всех режимах, особенно приборы освещения и сигнализации. Не допускается искрение в проводах и клеммах. Автомобили с неисправным освещением, стоп-сигналом, задними фонарями не допускаются к эксплуатации. На автомобиле обязательно должно быть установлено зеркало заднего вида.
Грузовая платформа автомобиля не должна иметь поломанных брусьев и досок.
Прицеп присоединяется к автомобилю жестким дышлом к тягово-сцепному устройству, дающему возможность свободно поворачиваться дышлу. В сцепке автомобиля с прицепом должен быть дополнительный трос или цепь, исключающие отрыв прицепа. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах. При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.
Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т. д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.
При работе на смотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требования: при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса;
пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего. При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:
монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях — на разостланном брезенте или другой подстилке;
производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается;
во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.
Вывод. Выполнение контрольно-регулировочных операций на автомобиле следует проводить на специально оборудованных постах, оборудованных согласно требованиям техники безопасности.
Ответить на вопросы.
3. Техника безопасности при работе с электроинструментом, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и перевозке грузов
При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В.
Во время работы с инструментом, питаемым током напряжением 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке грузов все лица, в том числе и водители, должны соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль, находящийся под погрузкой, должен быть надежно заторможен, водитель не должен отлучаться с места погрузки или разгрузки. При погрузке сыпучих грузов в кузове не должно быть людей. Если автомобиль загружается экскаватором, водитель должен подать автомобиль так, чтобы ковш экскаватора не проходил над кабиной. При загрузке из бункера подъезжать к нему следует задним ходом так, чтобы центр кузова расположился под бункером. Запрещается выполнять ремонтные работы и техническое обслуживание автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах.
При перевозке грузов в ящиках, контейнерах, поддонах необходимо помнить, что при перевозках крупногабаритных грузов повышается центр тяжести автомобиля, поэтому нужно вести машину и тормозить плавно, на поворотах уменьшать скорость движения. Перевозить личный состав вместе с грузами в кузове запрещается.
Вывод. Ответственность за выполнение погрузочно-разгрузочных работ и перевозку грузов лежит непосредственно на водителе, именно он обеспечивает соблюдение мер безопасности при выполнении данных работ.
Ответить на вопросы.
4. Техника безопасности при работе с бензином, охлаждающими и
тормозными жидкостями, кислотами, растворителями и
При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин - легко воспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин - ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.
Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этиленгликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи. Тормозные жидкости них пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки. Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.
Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом. Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравления отработавшими газами.
Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.
Вывод. Все эксплуатационные жидкости, применяемые на автомобиле в той или иной степени ядовиты, а следовательно требуют особых правил обращения с ними.
Ответить на вопросы.
5. Меры по противопожарной безопасности и правила тушения пожара на транспортном средстве, основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля
Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.
ВЫПИСКА
из инструкции о мерах пожарной безопасности в закрытых автостоянках
В подразделениях, где имеются более 25 автомобилей, для создания условий их эвакуации при пожаре должен быть разработан и утвержден специальный план расстановки автомобилей с описанием очередности и порядка их эвакуации.
Помещения и площадки открытого хранения автомобилей нельзя загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара.
Для эвакуации техники, в случае пожара, места стоянки автомобилей должны быть обеспечены тросами и жесткими буксирами из расчета один трос и жесткий буксир на 10 автомобилей.
В
местах стоянки автомобилей не разрешается производить ремонтные,
кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревообделочные работы, а также
промывку деталей с использованием ЛВЖ и ГЖ. Эти работы должны производиться в соответствующих
мастерских.
Курение допускается только в специально отведенных местах, оборудованных указателями и урнами с водой.
В местах стоянки, обслуживания и ремонта автомобилей должны соблюдаться также следующие меры пожарной безопасности:
в помещениях и смотровых ямах необходимо убирать мусор, отходы по окончании работ каждой смены и после выхода автомобилей со стоянки на линию;
разлитое масло и горючее необходимо немедленно убирать с помощью песка или опилок, использованные песок и опилки должны собираться в специальные ящики с крышками, установленные вне гаражных помещений;
отработанную смазку следует хранить вне помещений стоянки и обслуживания в железных бочках в специально оборудованных помещениях;
обтирочные чистые и использованные (промасленные) материалы должны храниться отдельно друг от друга в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками. Ежедневно, после окончания работ, промасленный материал должен выноситься из помещения в установленное безопасное место для утилизации.
В
помещениях, предназначенных для стоянки и ремонта машин, а также под
навесами и на открытых площадках запрещается:
производить ремонт автомобилей с баками, наполненными горючим, и картерами, заполненными маслом (у газовых автомобилей - при заполненных газом баллонах);
устанавливать автомобили в количестве, превышающем норму, а также нарушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями и между автомобилями и элементами зданий;
загромождать выездные ворота и проезды;
держать автомобили с открытой горловиной бензобака, а также при наличии утечки горючего;
производить подзарядку аккумуляторных батарей (в помещениях стоянки);
хранить какие-либо материалы и предметы, за исключением оборудования данных помещений;
мыть автомобильные кузова, детали, агрегаты, а также руки и одежду с применением ЛВЖ и ГЖ;
хранить горючее (бензин, дизельное топливо, баллоны с газом), за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях;
оставлять на местах стоянки груженые автомобили;
заправлять автомобили горючим и сливать из них топливо;
Каждый
сотрудник несет персональную ответственность за обеспечение
пожарной безопасности своего рабочего места и обязан:
четко знать и строго выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару или загоранию;
содержать в чистоте рабочее место, своевременно очищать его от бумаги и других сгораемых материалов;
уходя из помещения, выключать свет и электроприборы;
уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и знать места их расположения;
курить только в отведенных местах и не бросать окурки, жженые спички в корзины для бумаг;
не загромождать коридоры, лестничные клетки, вестибюли, холлы, проходы, выходы, подступы к первичным средствам пожаротушения мебелью, сейфами, шкафами и другим оборудованием;
при обнаружении неисправностей в электрохозяйстве, отоплении, вентиляции, водоснабжении немедленно сообщить в эксплуатационную службу о характере неисправностей и добиться их устранения;
Все средства пожаротушения, извещения о пожаре должны постоянно содержаться в исправном состоянии и в полной готовности.
Огнетушители размещаются на видных и легкодоступных местах.
Запрещается использование средств пожаротушения не по прямому назначению.
Каждый сотрудник при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан:
незамедлительно сообщить об этом дежурному по Институту (указав место пожара, что горит, свою фамилию) по тел. 260; ГТС: 23-27-40;
принять меры к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения, а также к спасению людей и материальных ценностей до прибытия нештатного пожарного расчета;
приступать к тушению пожара только в случае, если нет угрозы для жизни.
Вывод. В случае возникновения пожара водитель принимает первые меры для его тушения, и независимо от принимаемых мер вызывает пожарную команду.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.А. Родичев, А.А. Кива «Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: учебник водителя автотранспортных средств категории «В». - М.: «Академия», 2006 с.69-71.
2. Инструкция о мерах пожарной безопасности в ВИПС (филиале) Академии ФСО России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.