Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»
Железногорского района Курской области
Методическая разработка
Тема: «Техника ведения меха на баяне»
Подготовила:
преподаватель по
классу баяна
Александрова Н.В.
сл. Михайловка
2018 г.
Техника ведения меха.
Мех – дыхание баяна, его легкие. Теснейшим образом связано музыкальное дыхание, выраженное в интонировании, артикуляции, фразировке, динамике с дыханием меха, техникой его ведения. Это уже давно известная истина.
Формирование навыков ведения меха, их органичное использование в художественном материале – один из наиболее наболевших вопросов, прежде всего в обучении начинающих баянистов. Нередко техника ведения меха находится на низком уровне, что сводится лишь к примитивной, прямолинейной подаче воздуха на голоса баяна. Даже самое непритязательное исполнение на баяне обуславливает двигательные задачи, требующие определенных навыков работы пальцев. Мех же не привлекает к себе внимание – главное нажать клавишу в нужном ритме. Зачастую ученик уже неплохо ориентируется на клавиатурах, у него заметна пальцевая активность, а владение мехом отстает.
Особенно актуальна проблема выразительности исполнения на тихих звучностях, в нюансах пиано, где требуется наиболее сложное в техническом отношении, активное управление мехом. Мельчайшие градации силы натяжения меха на коротких отрезках музыкальной ткани, умение мгновенно остановить его и начать новое движение – все это в органичном сочетании с движением пальцев создает основу мастерского владения звуком.
Именно в игре на пиано наиболее заметны технические издержки в технике ведения меха, так как звучание тотчас становится невыразительным - музыка, баян, исполнитель кажутся серыми, безликими, неживыми. Из других, наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха наиболее заметны в начальный период обучения такие, как широкая амплитуда его ведения, неумение гасить звук на коротких длительностях, отсутствие постепенности в крещендо, диминуэндо. Низкий технический уровень при смене направления движения меха выражается чаще всего в больших цезурах, смене на звучащих нотах, перепадах динамических уровней. Рассмотрим вопросы техники ведения меха при филировке звука, а также техники смены направления движения меха – разжим, сжим. Без этого нельзя сыграть качественно даже самое простое упражнение или пьесу.
Их формирование рассмотрим в четырех взаимосвязанных направлениях работы преподавателя:
1. Развитие слуха ученика.
2. Знание и рациональное использование конструктивно-акустических возможностей баяна.
3.Технология формирования навыков и их применение в художественном материале.
Техника ведения меха и филирование звука.
Филирование звука, как важнейшее средство выразительного исполнения. Каждый преподаватель, профессионально работающий над звуком, прекрасно знает, как непросто ученику овладеть даже самыми элементарными навыками техники звукоизвлечения на баяне.
Успех усилий будет зависеть от степени развитости слуховых представлений ученика, активной работы слуха в процессе игры, от желания воплотить воображаемое звучание в реальное максимально точно. Именно такой характер работы слуха будет способствовать развитию двигательной стороны навыка, установлению взаимосвязи слуха и моторики.
Все, что касается меховедения, не следует думать, что управление мехом происходит на интуитивном уровне, подчиняясь слуховым представлениям. Важно определить степень и характер контроля над двигательными ощущениями. Но чрезмерный контроль может быть не менее вредным, чем игра, пущенная на «самотек». Только последствия будут разными. В первом случае скованность, неестественность движений (особенно у самых старательных учеников, стремящихся точно выполнить волю преподавателя), во втором – необученность ученика, невладение элементарными навыками меховедения. Необходимо обратить внимание ученика на ощущение степени натяжения меха, плавности его ведения при филировании звука, на контакт левой руки с крышкой левого полукорпуса, правильную траекторию ведения меха и рациональную посадку.
Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особое внимание надо обратить на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный – не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.
Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение баяна зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого – на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Перед тем, как ученик впервые берет в руки баян, преподаватель предлагает ему представить, что в левой руке у него карандаш, которым он должен провести медленно и плавно горизонтальную прямую. В случае необходимости можно проделать несколько раз, пока движение не будет правильным. Извлечение первого звука на баяне – событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе. Хорошо в нескольких словах рассказать об устройстве баяна в его части, которая связана с образованием звука. Должна быть тишина (вспомним замечательные слова Метнера – «вытягивать звуки слухом из глубочайшей тишины»). Таким образом, с самого начала начинает формироваться качество, необходимое для приобретения различных навыков техники звукоизвлечения.
При освоении приемов ведения меха лучше не отвлекать внимание ученика одновременно поставленными задачами для пальцев. Существенным моментом является осознание учеником того факта, что изменение динамического уровня при игре на баяне зависит от характера ведения меха, степени его натяжения, а не от плотности туше.
Приведем в качестве примера несколько упражнений для совершенствования техники гибкого управления мехом.
Основная задача – выработка ощущений, связанных с различными режимами (степенями) натяжения меха и получаемыми в зависимости от этого звуковыми результатами.
Упражнение № 1
Упражнение играть: предварительно нажать клавишу, после чего медленно и плавно провести мех. Динамика звука ровная и по возможности тихая. Особое внимание следует обратить на момент возникновения звучания (атаку звука) – толчок и акцент недопустимы.
Упражнение № 2.
Звук постепенно удаляется (уходит) dim, либо приближается – cresc.
Слух ученика строго контролирует постепенное изменение динамики.
Упражнение № 3.
< > выполняется в пределах одного звука.
Упражнение № 4.
Отличается от упражнения № 2 более короткими длительностями, что усложняет задачу филирования звука, так как на коротком временном участке труднее ослабить натяжение меха.
В художественном материале филирование звука на коротких длительностях применяется часто в самых разнообразных вариантах. К примеру, в завершающих кадансы звуках умение качественно «погасить» звук, позволяет не только рельефно выявить фразировочную структуру пьесы, но и добиться гибкости, пластичности в ее произношении. И если доминанту в кадансе можно представить как вдох, то ее разрешение – тоника может ассоциироваться с выдохом. Подобные сравнения, метафоры, яркие образные ассоциации мы нередко применяем в работе над звуком с учениками. Разнообразные сравнения, термины, понятия, применяемые в педагогической практике, должны адекватно восприниматься учеником, стимулировать его волю, активность поиска.
Но главная причина, по которой мы используем такие понятия: как степень натяжения меха, интенсивность его ведения, напряженный – более точно ориентируют ученика на характер предстоящих действий. Параллельно слух контролирует перемещение звука в пространстве - его «приближение, удаление», ровное звучание.
Dim – ракета улетающая в космос,
Сresc - приближающийся военный духовой оркестр или поезд.
Помимо яркой в образном отношении и точной в плане технологии речи педагога, немалую помощь окажет такая форма работы, как графическое изображение динамики звука на бумаге:
короткие (cresc), длинное (cresc),
(cresc и dim), ровный звук,
длинное cresc и короткое dim.
Примеры могут быть разными. Однако это не должно стать самоцелью, важно уметь применять их на практике в пьесах.
Конкретные художественные задачи определяют выбор технических средств (в нашем случае динамика звучания). Как раз упражнения дают предварительное формирование технических навыков. В предложенных упражнениях внимание ученика не отвлекается на движение пальцев, художественные задачи - решается лишь технологическая проблема. И чем успешнее ее удается решить, тем легче будет добиться ученику, как ровного звучания, так и постепенности в крещендо и диминуэндо в исполняемых пьесах, достичь гибкости и пластичности звучания инструмента в целом.
Смена направления движения меха – разжим, сжим.
Важнейшее значение в формировании навыков ведения меха имеет воспитание навыков технической смены направления его движения.
Прежде всего – это различие при игре на сжим и разжим.
Для маленьких начинающих баянистов управление мехом связано с заметными физическими усилиями. Происходит это из-за веса левого полукорпуса. Благодаря положению инструмента, а он смещен влево и левый полукорпус находится за пределами левой ноги баяниста, играть на разжим легче, чем на сжим. Если вытащить левую руку из-под рабочего ремня, нажав при этом на любую клавишу на правой клавиатуре, инструмент будет звучать, так как будет расходиться мех под силой тяжести левого полукорпуса. Данная особенность существенно облегчает выполнение такого способа ведения меха, как рывок. В игре начинающих баянистов приходится наблюдать заметное различие в качестве выполнения различных технических приемов при игре на разжим и сжим. Выравнивание уровней в техническом развитии ученика при игре на разжим и сжим будет зависеть в значительной степени от того, насколько преподавателю удастся развить слух ученика. Слух - является фундаментом для формирования всех навыков техники звукоизвлечения. Вся работа может управляться, прежде всего, при помощи слуха. Для того, чтобы слух был «требовательным», можно применить следующий метод: ученик осваивает какой-либо прием при игре на разжим, добившись нужного звукового результата, он начинает осваивать этот же прием, играя на сжим. Задача – добиться такого же звучания, как при игре на разжим. Любой баянист без особого труда может на собственном опыте убедиться, насколько проще играть на разжим маркатированные, акцентированные звуки, sf т.е. выполнять такие способы, как рывок.
При игре на разжим меньше расход воздуха – клапаны притягиваются воздухом к деке, на сжим – отталкиваются (особенно заметным бывает различие при игре на f). Проставляя смену меха в пьесах нужно это учитывать.
Устойчивость в посадке, естественность и непринужденность заметнее при игре на разжим. Нередко приходится наблюдать смещение баяна вправо. Обратим внимание на такую особенность баяна, как различия в упругости хода клавиши. При игре на разжим ход клавиши более упругий, чем при игре на сжим. На разжим – клапаны притягиваются воздушным потоком к деке, на сжим – отталкиваются от нее. Эта особенность имеет значение в формировании тонких ощущений туше и некоторых эпизодов, в которых необходима быстрая и легкая пальцевая техника, играть на сжим. Можно считать эту особенность игры на сжим - достоинством, потому что соблюдается один из технических принципов – экономичность движений.
Игра на сжим существенно снимает нагрузку в давлении правого ремня на плечо, что способствует освобождению правой руки. Известно, что натянутый правый ремень стесняет и ограничивает свободу правой руки. Это происходит потому, что фактурная нагрузка на правую руку заметно больше, чем на левую.
Требуя от ученика точного выполнения смены меха, преподаватель решает не только проблему формирования данного навыка. Насколько увереннее чувствует себя ученик в пьесе, с проставленной и выученной сменой меха. Уверенность, а вместе с ней точность, стабильность, качественность игры объясняется тем, что при грамотно проставленной смене меха учитываются как средства выразительности (фразировка, артикуляция, динамика), так и специфические различия игры на разжим и сжим, а также индивидуальные особенности и уровень технического развития конкретного ученика, качество инструмента, на котором он играет. Не вызывает сомнений тот факт, что ученик, играющий, к примеру, какой-либо пассаж, каждый раз в одном и том же направлении меха, быстрее и прочнее автоматизирует его исполнение, чем тот, который не задумывается над проблемами, не проставляя мех.
Рассмотрим применение навыков филирования звука и смены направлений движения меха – разжим, сжим.
Книппер, «Полюшко-поле».
Следует обратить внимание ученика на то, чтобы отрывистые аккорды аккомпанемента не приводили к вздрагиванию корпуса баяна, рывкам меха, что неизбежно нарушит плавное течение мелодического голоса. Желательно сыграть весь завершающий пьесу мотив на одном движении меха - сжиме. Если такой возможности нет, то мех сменить перед последним «соль», что позволит сохранить естественность в артикуляции мотива. Важно добиться постепенности филировки, полного растворения звука в тишине. Завершение звучания выполняется при помощи остановки меха, после чего следует плавное снятие пальцев (меховая артикуляция).
В «Менуэте» Баха строение хорическое, что делает целесообразной смену меха между мотивами. При такой смене меха подчеркиваются как фразировочные моменты, так и опорные доли. Важно добиться ровной динамики при натянутом мехе. Филирование мехом здесь минимальное на завершающих мотивы звуках си b и ре.
Список используемой литературы.
1. В.И. Петрушин. «Музыкальная психология».
2. В.И. Рензин, заслуженный работник культуры России, доцент УГФ.
М.А. Уманский, старший преподаватель УГК
«Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства».
3. И. Пуриц. «Методические статьи по обучению игре на баяне».
4. Программа по классу баяна, аккордеона.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.