Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 33 с углублённым изучением отдельных предметов»
Методическая разработка темы «Электрические явления»
Разработала учитель физики:
Шерстнева А. В.
.
Нижний Новгород
2022 г
Содержание
стр
1. Требования примерной программы для среднего (полного) общего образования к результатам изученной темы «Электростатика» в основной школе……………………………………………………..…….3
2. Анализ методической литературы…………………………………..…...5
3. Анализ учебной литературы …………………………………………..…8
4. Роль эксперимента в теме………………………………………………...15
5. Научно – методический анализ темы……………………………………20
6. Тематическое поурочное планирование темы…………………………..21
7. Разработка уроков………………………………………………………...21
8. Список литературы………..……………………………………………...29
1. Требования примерной программы для среднего (полного) общего образования к результатам изучения темы «Электрические явления» в основной школе
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о электрических явлениях. Физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса физики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
· Познавательные: в предлагаемом курсе физики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических явлений, поиска решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных физических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с физическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
· Регулятивные: физическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
· Коммуникативные: в процессе изучения физики осуществляется знакомство с физическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения физики решаются комплексно.
Рассматриваемый курс физики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении, и обладали правом выбора уровня решаемых физических задач.
Обязательные результаты изучения темы «Электростатика» представлены в виде требований, которые направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения темы «Электрические явления» на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: Электрический заряд, электрическое поле, проводник, полупроводник и диэлектрик, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион.
- смысл физических величин: Электрический заряд.
- смысл физических законов: Закон сохранения электрического заряда.
- смысл физических явлений: Электризация тел, взаимодействие электрических зарядов.
2. Анализ методической литературы
В пособие для учителя [6] к изучению темы «Электрические явления» предложена следующая разработка.
Законы электричества устанавливают в обучении опытным путем, что позволяет неоднократно подчеркнуть учащимся экспериментальный характер физической науки, роль опыта как источника знаний. Элементы электронной теории, излагаемые в первой части темы и применяемые для объяснения природы электрического тока, электропроводности металлов, причины теплового действия тока, свойств постоянных магнитов и др., позволяют показать восьмиклассникам связь теоретических и экспериментальных методов исследования. Рассмотрим кратко методику преподавания основных вопросов темы.
Электрический заряд – одно из самых сложных для учащихся физических понятий. К нему, по давно уже установившейся традиции, подводят учащихся на основе опытов по электризации тел. В настоящее время имеется много материалов, с которыми опыты по электризации получаются очень хорошо: стекло, эбонит, нейлон, пластмассы, шерсть, шелк и др. В литературе описано много занимательных опытов по электризации тел. Это позволяет дать учащимся домашние задания экспериментального характера, которые они обычно с большим удовольствием выполняют.
Изучение электризации тел можно начать с рассказа о том, что еще в глубокой древности было открыто свойство янтаря притягивать мелкие предметы после натирания его шерстью. Далее учитель ставит и последовательно ищет с помощью эксперимента ответы на следующие вопросы:
1. Только ли янтарь при натирании шерстью электризуются?
2. Обязательно ли натирать тела шерстью?
3. Обязательно ли тереть тела друг о друга?
4. Электризуются оба или одного из соприкасающихся тел?
5. Отличаются ли друг от друга заряды, полученные на телах, сделанных из разных веществ?
6. Зависит ли род заряда, полученного на данном теле, от вещества, из которого состоит тело, соприкасающееся с данным?
7. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одинакового знака (противоположного знака)?
Изучение явления электризации должно привести к формированию у школьников твердых убеждений в том, что электрический заряд всегда связан с материальным носителем – телом, частицей и, с одной стороны, характеризует свойство материальных носителей «притягивать к себе другие тела», а с другой – является количественной мерой этого взаимодействия.
Электрическое поле. Современные представления о взаимодействии наэлектризованных тел опираются, как известно, на представления о неразрывной связи заряженной частицы с электромагнитным полем. Поэтому программой предусматривается вслед за введением понятия электрического заряда ввести понятие об электрическом поле.
Понятие электрического поля вводят, как и понятие заряда, без определения. Ссылаясь на работы Фарадея и Максвелла, учитель утверждает, что в пространстве, где находится электрический заряд, существует электрическое поле. Взаимодействие между заряженными телами осуществляется посредством электрического поля, которое с помощью наших органов чувств непосредственно не воспринимается. О его существовании судят по изменению положения или скорости движения внесенного в него другого заряженного тела. Чтобы учащиеся привыкли «видеть» вокруг каждого заряженного тела электрическое поле, необходимо ставить перед ними вопросы такого типа:
1. Какие изменения произойдут с телом и в окружающем его пространстве, если металлический шар, изолированный от Земли, потереть мехом?
2. Если прикоснуться к металлическому шару заряженной палочкой?
Важно научить ребят определять, заряжено данное тело или нет по наличию (или отсутствию) вблизи него электрического поля. Учащиеся должны знать, что для ответа на этот вопрос нужно расположить вблизи исследуемого тела другое заряженное тело, способное легко изменить свое положение под действием малой электрической силы. Если это тело изменит свое положение, значит на него подействовало электрическое поле и, следовательно, исследуемое тело имеет электрический заряд.
Электрон. Строение атома.
Чтобы рассмотреть строение атомов, необходимо ввести понятие об электроне. Сделать это непросто, ведь электрон не воспринимается органами чувств. Можно ли ввести это понятие недогматически? Авторы учебника [8] ответили на этот вопрос положительно, предложив действовать по аналогии с введением понятия молекулы. Для этого восьмиклассникам показывают, что электрический заряд делим. Можно получить 1/2q, 1/4q, 1/8q, 1/16q и т.д. Очевидно, существует предел делимости электрического заряда – заряженная частица, имеющая наименьший в природе электрический заряд. Подобно тому как существование наименьшей частицы данного вещества в этой логике рассуждений кажется школьникам вполне естественным, так и существования электрона – частицы с наименьшем электрическим зарядом – воспринимается ими как факт, не требующий специальных доказательств. Поэтому дальше можно сказать: действительно, с помощью очень экспериментов, позволивших измерить малые измерения электрического заряда, такая частица была обнаружена. Эту частицу назвали электроном.
Теперь можно обратить внимание школьников на то, что имеющиеся у них знания об электрических явлениях позволяет получить новые сведения о строении вещества. Действительно, они знают, что тела, состоящие из различных веществ, могут быть наэлектризованы, т.е. могут приобрести электрический заряд; существует наименьший электрический заряд – заряд электрона. Следовательно, заряд любого тела связан с зарядом электрона, а, значит, электроны должны быть в любом теле. Но все тела состоят из атомов и молекул. Значит, электроны должны быть внутри атомов. Это – гипотеза, которую необходимо проверить экспериментально. Раньше в этом месте учащимся рассказывалось об опыте Э. Резерфорда, теперь этот опыт исключен из программы, так как для его понимания у ребят нет соответствующей базы. Целесообразно продолжить рассуждения об атоме: если электроны находятся внутри атома, то внутри атома должны находиться и положительно заряженные частицы, суммарный заряд которых равен суммарному заряду электронов, так как атом в обычных условиях нейтрален. Следовательно, опыт должен иметь цель – определить, как расположены внутри атома положительные и отрицательные заряды. Сделать это можно единственным способом – обстреливая атомы заряженными частицами и наблюдая за изменением направления их движения вследствие взаимодействия этих частиц с заряженными частицами атома. Далее следует лишь сказать, что такой опыт был проделан Э. Резерфордом. Опыт английского физика показал, что положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объеме, а электроны расположены на большом расстоянии от положительного заряда атома. По результатам опыта Э. Резерфорда построили модель атома, в которой атом по своему строению напоминает нашу Солнечную систему. Подобно тому, как планеты, притягиваясь к Солнцу, движутся вокруг него, так и электроны в атоме движутся вокруг положительно заряженного ядра, удерживаемые силами притяжения к нему.
При рассмотрении ядерной модели атома важно создать у школьников правильные представления о соотношении размеров ядра, электронов и атома в целом. Для этого целесообразно прибегнуть к приему сравнения, подобно тому, как это было сделано при оценке размеров молекул: если бы весь атом увеличился так, что ядро приняло размеры десятикопеечной монеты, то расстояние между ядром и электронами стало бы равно целому километру.
Для формирования представлений о строении атомов весьма важную роль играет самостоятельная работа учащихся по изготовлению пластилиновых моделей атомов различных химических элементов. Учащиеся должны привыкнуть к тому, что порядковый номер химического элемента в периодической таблице Менделеева характеризует заряд ядра атома и соответственно число электронов в этом атоме. Они должны научиться быстро отвечать на вопросы типа:
1. Сколько электронов содержит атом водорода, кислорода, урона и т.д.?
Для моделирования строения атомов необходимо рассказать, что ближайшая к ядру электронная оболочка может содержать не более двух электронов, следующая – не более восьми, а затем предложить школьникам вылепить из цветного пластилина модели атомов водорода, гелия, лития, бериллия, бора, углерода, азота, фтора, неона с учетом правил заполнения электронных оболочек и строения ядра. На этих моделях легко показать, как образуются положительные и отрицательные ионы. Вслед за изготовлением пластилиновых моделей следует потренировать учащихся в графическом изображении моделей строения атомов и ядер различных химических элементов.
Понятия «электрический заряд», «электрон», «ион», «электрическое поле» продолжают формироваться и дальше, при объяснении электризации тел, электрического тока в металлах, принципа действия источника тока, прчины сопротивления проводников, теплового действия тока, электромагнитных явлений.
Современному учителю для подготовки к урокам необходимо анализировать не только методическую и учебную литературу, но и периодические издания.
Анализируя журналы по теме «Электрические явления» «Физика в школе» и «Физика 1 сентября» за 2017 и 2018 года, стало понятно, что эта тема недостаточно освещена в периодических изданиях.
1. Эксперимент на уроке как важный элемент подготовки к выпускному экзамену. [11, стр. ]
В статье анализируются основные подходы к организации эксперимента на уроке физики. Показано, что в целях повышения наглядности демонстрационного эксперимента важно переносить демонстрации на вертикальную плоскость. В повышении информативности демонстрационного эксперимента важную роль играет использование компьютерных инструментов, в том числе – цифровых лабораторий. Цифровые лаборатории значительно повышают качество проведения фронтальных лабораторных работ
2. Урок физики «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел». [12, стр. ]
В статье описан конспект урока. Цель урока познакомить учащихся с явлением электризации; дать представление о двух родах зарядов и способах их взаимодействия. Очень важную роль для понимания школьниками учебного материала играет демонстрационный эксперимент. Он включен на всех этапах урока, можно сказать, что эксперименту выделена ведущая роль.
3. Анализ учебной литературы
Многообразие учебно-методических комплектов, представленных различными издательствами, нередко ставит, учителя перед сложным выбором: «Какой учебник выбрать при переходе на стандарты второго поколения?».
Я решила сравнить завершенные линии учебников по физике для основной школы, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
1. А. В. Перышкин Физика. 8 класс. [8]
2. Л. С. Хижнякова Физика. 8 класс. [16]
3. В. В. Белага. Физика. 8 класс. [1]
Для анализа учебной литературы можно использовать критерии, с помощью которых проще провести сравнительный анализ.
1. Оформление обложки, форзацев учебника в соответствующей тематике.
2. Наличие авторского вступления, оглавления, предметно-именного указателя.
3. Структура учебника: выделение в параграфах пунктов, выделение в тексте определений основных понятий и новых терминов, последовательность в изложении материала.
4. Оформление рисунков: подписи под рисунками, качество выполнения рисунков, научная точность.
5. Наличие вопросов для самопроверки в параграфах.
6. Наличие заданий разных типов: на понимание материала, изложенного в параграфе, на решение типовых задач, на работу с дополнительными источниками информации, экспериментальные задания.
7. Наличие в учебнике образцов решения задач.
8. Лабораторные работы: наличие названия, темы, цели работы, инструкция к работе, таблицы для оформления результатов.
9. Справочные материалы.
10. Обобщающе-повторительный материал в конце раздела.
11. Наличие исторического материала: историческая справка об открытиях, указание имен и годов жизни ученых.
12. Наполнение УМК: рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, методические рекомендации, дидактические материалы.
13. Доступность изложения материала.
14. Наличие материала для дополнительного чтения.
15. Наличие электронного приложения
16. Соответствие учебника требованиям ФГОС нового поколения
Для оценки результатов нам привычнее использовать пятибалльную шкалу.
· 0 баллов – критерий не реализуется
· 3 балла – критерий реализуется частично
· 4 балла – критерий реализуется полностью, но есть замечания
· 5 баллов – критерий реализуется полностью.
Анализ учебника А. В. Перышкина 8 класс представлен в виде таблицы 1.
Таблица 1. Анализ учебника А. В. Перышкина 8 класс. [8]
№ п/п |
Описание |
Кол-во баллов |
1. |
Обложка оформлена цветным изображением в современном стиле, который отображает один из разделов материала. Форзац оформлен справочными материалами |
5 |
2. |
В учебнике нет авторского вступления. |
4 |
3. |
Соответствует полностью. |
5 |
4. |
Рисунки в учебнике высокого качества: цветные, четкие, с описанием и научной точностью. |
5 |
5. |
Вопросы по содержанию параграфа. |
5 |
6. |
Недостаточно разноуровневых заданий. |
4 |
7. |
Приводятся хорошие образцы решения и оформления задач. |
5 |
8. |
Все лабораторные работы оформляются по инструкции. |
4 |
9. |
Таблицы справочных материалов расположены в параграфах. |
4 |
10. |
В конце каждой главы есть обобщение «Самое главное» |
5 |
11. |
Исторический материал в небольшом объеме включен в содержание параграфа. Есть портреты ученых с указанием дат жизни. |
4 |
12. |
Есть программа, рабочие тетради, тетради для лабораторных работ, тесты, диагностические работы, сборник вопросов и задач, методическое пособие, контрольные и самостоятельные работы. |
5 |
13. |
Материал изложен доступно, последовательно. |
4 |
14. |
Наличие хрестоматийного материала. |
5 |
15. |
Есть возможность скачать на сайте и использовать на уроке. |
4 |
16. |
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и включен в Федеральный перечень |
5 |
17. |
Итого баллов: |
74 |
Анализ учебника Л. С. Хижнякова 8 класс представлен в виде таблицы 2.
Таблица 2. Анализ учебника Л. С. Хижнякова 8 класс. [16]
№ п/п |
Описание |
Кол-во баллов |
1. |
Обложка оформлена цветным изображением в современном стиле, который отображает разделы изучаемого материала. Форзац учебника не оформлен |
4 |
2. |
Соответствует полностью. |
5 |
3. |
Соответствует полностью. |
5 |
4. |
Рисунки в учебнике: монохромные, четкие, но недостаточно яркие. Отсутствует описание под рисунками. |
3 |
5. |
Вопросы по содержанию параграфа в достаточном объеме. |
5 |
6. |
Есть задания разных типов: на понимание материала, на решение типовых задач, на работу с дополнительными источниками информации, большое количество экспериментальные заданий, знакомство с техническими объектами. |
5 |
7. |
Приводятся хорошие образцы решения и объяснения задач. Нет примеров правильного оформления задач. |
4 |
8. |
Все лабораторные работы оформляются по инструкции. Есть лабораторные работы для домашнего выполнения. |
5 |
9. |
Таблицы справочных материалов расположены в параграфах. |
4 |
10. |
В конце каждой главы есть обобщение «Самое важное в главе» с таблицами или схемами. |
5 |
11. |
Есть портреты ученых и задания «Из истории развития физики» |
3 |
12. |
Есть программа, рабочие тетради, тетрадь для лабораторных работ, методическое пособие. |
4 |
13. |
Материал изложен доступно, последовательно. |
4 |
14. |
Нет хрестоматийного материала. |
0 |
15. |
CD – диск прилагается к программе |
4 |
16. |
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и включен в Федеральный перечень |
5 |
17. |
Итого баллов: |
65 |
Анализ учебника В. В. Белага (сферы) 8 класс представлен в виде таблицы 3.
Таблица 3. Анализ учебника В. В. Белага (сферы) 8 класс. [1]
№ п/п |
Описание |
Кол-во баллов |
1. |
Обложка оформлена цветным изображением в современном стиле. Форзац учебника не оформлен. |
4 |
2. |
В учебнике нет предметно – именного указателя. |
4 |
3. |
Соответствует полностью. |
5 |
4. |
Рисунки в учебнике высокого качества: цветные, четкие и научно точные. |
5 |
5. |
Вопросы по содержанию параграфа в недостаточном объеме. |
4 |
6. |
Нет |
0 |
7. |
Приводятся хорошие образцы решения и оформления задач. |
5 |
8. |
Нет лабораторных работ в учебнике. Они вынесены в тетрадь – практикум. |
0 |
9. |
Нет таблиц, справочных материалов. |
0 |
10. |
В конце каждой главы есть обобщение «Подведем итоги» в виде схем. |
5 |
11. |
В параграфах есть портреты ученых с указанием дат жизни. В конце учебника есть раздел «Имена в истории физики». |
5 |
12. |
Есть программа, конструктор уроков, поурочные методические рекомендации, поурочное тематическое планирование, задачник, тетрадь – практиком, тетрадь – тренажер, тетрадь – экзаменатор. |
5 |
13. |
Материал изложен доступно, последовательно. |
5 |
14. |
Нет хрестоматийного материала. |
0 |
15. |
DVD – диск прилагается к учебнику. |
5 |
16. |
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и включен в Федеральный перечень |
5 |
17. |
Итого баллов: |
57 |
Результаты сравнительного анализа учебников которые приведены в таблицах 1 – 3 представлен в таблице 4.
Таблица 4. Результаты сравнительного анализа учебников. [1,8,16]
№ п/п |
Описание |
Кол-во баллов А. В. Перышкин [8] |
Кол-во баллов Л. С. Хижнякова [16] |
Кол-во баллов В. В. Белага [1] |
1. |
Оформление обложки, форзацев учебника в соответствующей тематике.
|
5 |
4 |
4 |
2. |
Наличие авторского вступления, оглавления, предметно-именного указателя.
|
4 |
5 |
4 |
3. |
Структура учебника: выделение в параграфах пунктов, выделение в тексте определений основных понятий и новых терминов, последовательность в изложении материала.
|
5 |
5 |
5 |
4. |
Оформление рисунков: подписи под рисунками, качество выполнения рисунков, научная точность. |
5 |
3 |
5 |
5. |
Наличие вопросов для самопроверки в параграфах.
|
5 |
5 |
4 |
6. |
Наличие заданий разных типов: на понимание материала, изложенного в параграфе, на решение типовых задач, на работу с дополнительными источниками информации, экспериментальные задания.
|
4 |
5 |
0 |
7. |
Наличие в учебнике образцов решения задач.
|
5 |
4 |
5 |
8. |
Лабораторные работы: наличие названия, темы, цели работы, инструкция к работе, таблицы для оформления результатов.
|
4 |
5 |
0 |
9. |
Справочные материалы.
|
4 |
4 |
0 |
10. |
Обобщающе-повторительный материал в конце раздела.
|
5 |
5 |
5
|
11. |
Наличие исторического материала: историческая справка об открытиях, указание имен и годов жизни ученых.
|
4 |
3 |
5 |
12. |
Наполнение УМК: рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, методические рекомендации, дидактические материалы. |
5 |
4 |
5 |
13. |
Доступность изложения материала.
|
5 |
4 |
5 |
14. |
Наличие материала для дополнительного чтения.
|
5 |
0 |
0 |
15. |
Наличие электронного приложения
|
4 |
4 |
5 |
16. |
Соответствие учебника требованиям ФГОС нового поколения |
5 |
5 |
5 |
17. |
ИТОГО СУММАРНЫЙ БАЛЛ: |
74 |
65 |
57 |
Итак, проведен сравнительный анализ завершенных линий учебников по физике для основной школы, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации [1], [8], [14]:
Учебник [8] удобен для обучающихся (Таблицы 1, 4). В параграфах выделены пункты, в тексте выделены определения основных понятий и новых терминов, соблюдается последовательность в изложении материала. Рисунки выполнены качественно. В конце параграфов есть вопросы для самоконтроля. Приведены примеры решения и оформления задач. Есть упражнения и задания для домашней работы. Приведены лабораторные работы, обобщающий материал в конце каждой главы, а также присутствует хрестоматийный и исторический материал. Для учителя разработан достаточный методический комплект, контрольно измерительные материалы, дидактические материалы, сборник задач.
Сравнительный анализ учебников по теме «Электрические явления» представлен в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительный анализ учебников по теме «Электростатика».
№ урока |
Описание |
А. В. Перышкин [8] |
Л. С. Хижнякова [16] |
В. В. Белага [1] |
1. |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел |
Электризация трением, два рода заряда, взаимодействие заряженных тел. |
Электризация тел. Два рода заряда. Точечный заряд, закон Кулона. |
Явление электризации, взаимодействие заряженных тел, два рода заряда. |
2. |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
|
Устройство электроскопа и электрометра. Проводники, полупроводники и диэлектрики. |
Электронная проводимость металлов, проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. |
Передача заряда соприкосновением электроскоп, проводники и диэлектрики. |
3. |
Электрическое поле. |
Изучение электрического поля на качественном уровне. Электрическая сила. |
Электрическое поле, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля, Однородное электрическое поле. Работа сил однородного электрического поля. |
Электрическое поле, понятие точечного заряда, силовые линии электрического поля. |
4. |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. |
Делимость электрического заряда, электрон, опыт Иоффе и Милликена. Строение ядра, атома; Ионы. |
Элементарный электрический заряд, строение атома, опыт Резерфорда. |
Электрический заряд, делимость электрического заряда, опыты Иоффе и Милликена. Электрон, единица электрического заряда. Модели строения атомов Томсона и Резерфорда, строение ядра атома, ионы. |
5. |
Закон сохранения электрического заряда. |
Объяснение электрических явлений. Закон сохранения заряда, свободный электрон. |
Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда, свободный электрон. |
Объяснения на основе знаний о строении атома электризации тел трением, электризация через влияние и соприкосновение, свободные электроны, закон сохранения заряда. |
|
Наличие вопросов для самопроверки в параграфах.
|
После каждого параграфа есть вопросы для самопроверки. |
После каждого параграфа есть вопросы для самопроверки. |
После каждого параграфа есть вопросы для самопроверки. |
|
Наличие заданий разных типов: на понимание материала, изложенного в параграфе, на решение типовых задач, на работу с дополнительными источниками информации, экспериментальные задания.
|
Качественные и экспериментальные задания |
Качественные, количественные и экспериментальные задания. |
Заданий в учебнике нет. |
|
Обобщающе-повторительный материал в конце раздела.
|
Итоги главы, самое главное. |
Самое важное в главе. |
Подведем итоги. |
|
Наличие исторического материала: историческая справка об открытиях, указание имен и годов жизни ученых.
|
Упоминание: М. Фарадей, Д. Максвелл, Ш. Кулон. Описание опытов: А. Иоффе, Р. Милликена. |
Из истории развития физики. Упоминание: Ш. Кулон. Описание опытов: Э. Резерфорда. |
Упоминание: Ф. Милетский, У. Гильберт, Ш. Кулон, Д. Томсон, Н. Бор, М. Фарадей, Д. Максвелл. Описание опытов: А. Иоффе, Р. Милликена; Э Резерфорда. |
4. Роль эксперимента в теме «Электростатика»
Виды эксперимента:
· Демонстрационный
· Фронтальный
· Практикум
· Экспериментальные задачи
· Домашний эксперимент
Эксперименты и наблюдения поставляют
человеку факты о природных явлениях, обеспечивая «живое созерцание», являющееся
исходным пунктом процесса познания. Затем идёт анализ и осмысление этих фактов
через мышление, что даёт возможность проникнуть в суть явления, процесса,
установить связи, причины, следствия, объяснить закономерности, создать теорию
явления. После этого гипотезы проверяют опытом.
1.
Демонстрационный эксперимент: Обычно
на уроке демонстрации сопровождают объяснение материала. Учащиеся с интересом
наблюдают за проведением того или иного опыта, но чаще всего являются
пассивными слушателями. Для активной работы нужно создать проблемную ситуацию
или так задать вопрос, чтобы ученики сразу включились в размышления. Их нужно
поставить в роль первооткрывателей. Урок можно начать с проведения демонстрационного
эксперимента. Ряд экспериментов можно использовать на протяжении всего урока.
Причём опыты показать в такой последовательности, чтобы каждый ожидаемый вывод
учащихся, в чём – то противоречил предыдущему. А затем предоставить возможность
выбора из нескольких выводов одного – наиболее общего.
2. Фронтальный эксперимент (лабораторные работы). Как правило, таки работы проводим в конце темы по описанию, представленному в учебнике. Иногда эффективнее проводить работу не опираясь на учебник. Ученики сами ставят цель эксперимента, планируют этапы его проведения, формулируют выводы, самостоятельно усваивают материал. Работа проводиться фронтально в группах. Такие работы способствуют формированию у школьников экспериментальных умений и навыков, развивают интерес к предмету.
3. Физический практикум. Сейчас в школах используется редко особенно при изучении базового курса физики. Применять физический практикум эффективнее в старших классах.
4. Экспериментальные задачи. Эти занятия эффективны для повторения и закрепления усвоенного ранее материала. Урок строится с учётом индивидуальных возможностей учеников. Работа может быть организована фронтально, по группам или индивидуально. Прежде чем выполнить непосредственно работу, учащиеся должны составить структурно – логическую схему. В каждой схеме должны быть выделены две части:
1. нахождение выражения (формулы) для
решения проблемы в общем виде;
2. сформулированы указания о том, каким образом
определить каждую величину.
Этот приём придаёт работе разумную, всем
понятную целенаправленность, обосновывает логикой последовательность
выполняемых действий, связывает теорию и практику.
5. Домашний эксперимент. Вряд ли необходимо доказывать важность домашнего эксперимента, который увлекает детей, развивает самостоятельное техническое творчество. Домашний эксперимент можно проводить на простейших, имеющихся в каждом доме «приборах», или тех, которые ученик может сделать сам из подручного материала.
Тема урока 1: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел».
Цель эксперимента: Экспериментально получат представление о двух родах зарядов и способах их взаимодействия.
Тип эксперимента: Изучение нового материала.
Метод: Наглядный, эвристический, под руководством учителя.
Форма: Индивидуально – групповая.
Вид эксперимента: Демонстрационный при активном участии обучающихся.
Средства: Эксперимент, учебник.
Результат: Экспериментально получили представление о двух родах зарядов и способах их взаимодействия.
Актуализация знаний.
· Из чего состоят вещества?
· Что такое молекула?
· Что такое атомы?
Изучение электростатических явлений начнем с демонстрации электризации тел.
Демонстрация 1: Натрем эбонитовую или стеклянную палочку и поднесем к кусочкам бумаги. Бумажки поднимутся и прилипнут к палочке.
Поднесем к кусочкам бумаги сукно, которым натирали палочку. Бумажки притянутся к нему.
Продемонстрированные явления были замечены и названы электрическими еще в древности.
Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. В электризации всегда участвуют два тела, и оба тела электризуются.
Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом.
Демонстрация 2: Если наэлектризованную эбонитовую или стеклянную палочку поднести к верхушке султанчика, то его лепестки будут расходиться в разные стороны.
Если один султанчик наэлектризовать с помощью стеклянной палочки, а второй – с помощью эбонитовой палочки, и придвинуть их друг к другу, их лепестки будут притягиваться. Лепестки султанчиков, наэлектризованных с помощью одной и той же палочки, будут отталкиваться.
Демонстрация эксперимента: Электризация султанчиков.
Необходимое оборудование: Электрофорная машина (источник питания), соединительные провода, султанчики.
Выполнение эксперимента:
С помощью соединительных проводов и электрофорной машины передать на султанчики разноименные заряды. Лепестки каждого султанчика будут расходиться в разные стороны. Придвинув их, друг к другу, мы наблюдаем, как лепестки начинают притягиваться. При передаче одноименного заряда, мы наблюдаем, как лепестки султанчиков начнут отталкиваться.
Учащиеся делают вывод: Существует два рода электрических зарядов – положительные и отрицательные. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Домашний эксперимент:
Наэлектризуйте один воздушный шарик о газету, другой – о шерстяную материю. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга. Почему они притягиваются?
Домашнее задание
1. Какие два рода электрических зарядов существует в природе?
2. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака; разного знака?
3. Решение задач из задачника [5]
Тема урока 2: «Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества».
Цель эксперимента: Экспериментально получат представление об устройстве и работе приборов (электроскопа и электрометра).
Тип эксперимента: Изучение нового материала.
Метод: Наглядный, эвристический, под руководством учителя.
Форма: Индивидуально – групповая.
Вид эксперимента: Демонстрационный при активном участии обучающихся.
Средства: Эксперимент, учебник.
Результат: Экспериментально получили представление об устройстве и работе приборов.
Актуализация знаний.
· Какие два типа зарядов существуют в природе? Как их называют и обозначают?
· Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?
· Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?
Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
Демонстрация: Рассмотреть электроскоп и электрометр. Разобрать, как устроен электроскоп и, сделать рисунок на доске.
Если к незаряженному электроскопу поднести наэлектризованное тело, то его лепестки получат такой же заряд что и тело, которое мы поднесли. Так как два лепестка электроскопа заряд получили одинаковый, то они отталкиваются друг от друга. Предположим, что заряд электроскоп получил (-) и если мы уже к заряженному электроскопу поднесем заряженную эбонитовую палочку, то лепестки электроскопа будут отталкиваться еще сильнее. Далее поднесем к электроскопу противоположный заряд (+) (стеклянная палочка), то заметим, что угол между лепестками уменьшился.
Заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано то или иное тело. По отклонению лепестков можно определить уменьшился или увеличился его заряд. Чем больше угол на который разойдутся лепесточки, тем больше его заряд.
Домашнее задание:
1. Как влияет на угол расхождения лепестков величина заряда?
2. Можно ли с помощью электроскопа определить знак заряда?
3. Решение задач из задачника [5]
Эксперимент является самой важной частью любого урока. Все выше перечисленные виды эксперимента оправдывают себя.
Как правило, ученики далеко не все любят выполнять домашние задания. Если же домашний эксперимент можно выполнить с помощью подручных средств, то процент выполнения такой работы достигает в среднем 95 процентов. Кроме этого у ребят возникает множество вопросов после выполнения домашнего эксперимента, а это значит, что возрастает их интерес к предмету. При выполнении лабораторных работ ученик получает не набор приборов, а тематический комплект, который позволяет выбирать эксперимент по объявленной теме самостоятельно. Это даёт свободу творчества обучающемуся, учитель же, в свою очередь, получает возможность реализовать любые методы и приёмы, любой уровень дифференцированного подхода к учащимся. В результате всего этого материал усваивается лучше, повышается успеваемость, растёт качество.
5. Научно - методический анализ темы «Электростатика».
Анализ пособия для учителя [6] позволяет сделать вывод, что к изучению темы «Электростатика» существует определенный методический подход.
Тема «Электростатика» новая для учащихся. Сложная для понимании и усвоения учебного материала, если давать ее теоретически. Поэтому значительное внимание в ее преподавании следует уделить наглядности: физический эксперимент, видеоматериал, презентации, схемы, рисунки, таблицы и т.д. Основная роль этой темы подготовить учеников к теме электрический ток. Изучение на качественном уровне предполагает широкое применение экспериментальных и качественных заданий на всех этапах уроках. Учащиеся знакомятся с ключевыми понятиями: «электрический заряд», «электрическое поле»; законом: «закон сохранения заряда» на основе физического эксперимента. Использование экспериментальных заданий по электризации тел позволяет сформировать у учащихся твердые убеждения, что электрический заряд всегда связан с материальным носителем – телом, частицей. Очень сложно для учеников понять, что такое электрическое поле. Так как оно не воспринимается нашими органами чувств. Чтобы учащиеся привыкли «видеть» вокруг каждого заряженного тела электрическое поле необходимо закреплять экспериментально полученные знания. Еще сложнее рассмотреть строение атома и ввести понятие об электроне. Микро мир не воспринимается органами чувств. Это еще раз подтверждает необходимость наглядности при объяснении учебного материала.
Анализируя учебную литературу темы «Электростатика» можно сделать вывод, что в восьмом классе изучается физика явлений. Учебный материал не загружен теоретически. При объяснение данной темы учитель может варьировать при выборе методики изложения учебного материала. Включать демонстрационный эксперимент на всех этапах урока. Использовать экспериментальные задания (в том числе и домашние) и качественные задания в качестве контроля знаний и закрепления пройденного материала.
Анализ периодической литературы позволяет сделать вывод, что данная тема недостаточно освещена в периодике.
6. Тематическое поурочное планирование темы «Электростатика»
Таблица 6. Тематическое поурочное планирование темы «Электростатика» приведена в приложении 1.
7. Разработка уроков.
Тема урока 4: «Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов».
Цель урока: Учащиеся получат представление о дискретности электрического заряда, электроне как частице с наименьшим зарядом; познакомятся со строением атомов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Метод: Словесный и наглядный, объяснительно - иллюстративный, под руководством учителя.
Форма: Фронтальная.
Вид урока: Рассказ учителя.
Средства: Учебник, видеоролики.
Результат: Учащиеся получили представление о дискретности электрического заряда, электроне как частице с наименьшим зарядом; познакомились со строением атомов.
Актуализация знаний:
· Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.
· Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?
· Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
· Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело – отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Если да. То каков знак заряда?
Делимость электрического заряда. Электрон.
Заряд мы не можем ни увидеть глазами, ни потрогать руками. Зато мы можем получить ответ на вопрос, обладает ли данное тело зарядом.
Заряд является количественной мерой способности тел к электрическим взаимодействиям.
Демонстрационный эксперимент: Два одинаковых электрометра. Зарядим один электрометр, а затем при помощи металлической проволоки и изолирующей ручкой соединим его с другим не заряженным электрометром. Как только проволока коснется шариков обоих электрометров, то половина заряда первого шара перейдет на второй. Первоначальный заряд поделился на две равные части. К электрометру, на котором осталась половина заряда, снова присоединили незаряженный электрометр, то на нем останется четверть заряда и т. д.
Существует ли предел деления заряда?
Дело в том, что оставшийся на шаре электрометра заряд становиться таким малым, что при помощи электрометра его обнаружить невозможно. Существование мельчайших частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Было доказано многими опытами. Такие опыты проводили советский ученый Абрам Федорович Иоффе и американский ученый Роберт Милликен. В своих опытах они электризовали мелкие пылинки цинка. Заряд пылинок меняли и вычисляли. Так поступали несколько раз. При этом заряд оказывался каждый раз другим. Но все его изменения были в целое число раз (т.е. в 2, 3, 4 и т.д.) больше некоторого определенного наименьшего заряда. Этот результат можно объяснить только так. К пылинке цинка присоединяется или от нее отделяется только наименьший заряд (или целое число таких зарядов). Этот заряд дальше уже не делится. Частицу, имеющую самый маленький заряд, назвали электроном.
Электрон – частица с наименьшим отрицательным зарядом.
Электрический заряд – это одно из основных свойств электрона.
Электрический заряд – это физическая величина. Она обозначается буквой q. За единицу электрического заряда принят кулон (Кл).
Заряд электрона = -1,6 х Кл
Масса электрона = 9,1 х кг
Строение атома.
Одну из первых моделей строения атома предположил в 1903 г. Джозеф Джон Томсон. Он предположил, что атом имеет форму шара, положительно заряженного по всему объему, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри его (пудинговая модель атома).
Видеоролик опыт Резерфорда.
Зарисовать опыт Э. Резерфорда на доске.
Для проверки существующих гипотез о строении атома в 1908 – 1911 гг. английский физик Э. Резерфорд и его сотрудники выполнили опыты по прохождению положительно заряженных частиц через тонкую металлическую фольгу. Это были частицы, которые испускают соли урана и радия. Они обладают положительным зарядом и массой, более чем в 7000 раз превышающей массу электрона, и их называют альфа – частицами.
Быстро летящие частицы проходили сквозь фольгу и, попадая на экран, покрытый специальным веществом (сернистым цинком) вызывали вспышки, хорошо видимые в микроскоп. Оказалось, что большинство частиц свободно проходит сквозь фольгу, испытывая лишь незначительные отклонения. Однако в отдельных случаях наблюдалось отклонение альфа – частиц на угол больше 90 градусов. Это казалось удивительным, поскольку столкновение альфа – частиц с легким электроном не могло так сильно изменить траекторию ее движения.
Резерфорд предположил, что отражение альфа – частицы назад обусловлено ее столкновением с другой положительно заряженной частицей, масса которой соизмерима с массой альфа – частицы. Эту частицу назвали атомным ядром. Практически вся масса атома сосредоточена в его ядре, диаметр которого в десятки тысяч раз меньше диаметра самого атома.
Согласно Эрнесту Резерфорду, атом устроен подобно Солнечной системе: в центре атома находиться (+) заряженное ядро, а на большом расстоянии от него движутся (-) заряженные электроны как планеты вокруг Солнца. (Планетарная модель атома)
Более поздние опыты показали, что ядро атома также имеет сложное строение.
Итак. Строение атома: в центре атома находиться ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся электроны.
Атом = ядро + электроны
Ядро = протоны + нейтроны
Частицы, входящие в состав атома.
Таблица 7. Частицы, входящие в состав атома.
|
Электрон |
Протон |
Нейтрон |
Заряд |
= -1,6 х Кл |
= 1,6 х Кл |
= 0 |
масса |
= 9,1 х кг |
= 1836 |
= 1839 |
= + qядра = 0 Атом нейтрален!
Но атом, потерявший один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный заряд. Его называют положительным ионом.
+ион = атом – электрон
Наблюдается и обратное. Лишний электрон присоединяется к нейтральному атому. В этом случае атом приобретает отрицательный заряд, и становиться отрицательным ионом.
-ион = атом + электрон
Строение атомного ядра:
M - Массовое число, масса ядра, число нуклонов;
Z - зарядовое число, порядковый номер, число протонов, число электронов, заряд ядра;
N - число нейтронов;
N = M - Z определение числа нейтронов
Закрепление материала:
Класс делится на группы (по 2 человека) и каждой предлагается выполнить задание, используя Периодическую систему химических элементов Менделеева определить строение атома углерода, алюминия, железа, меди и серебра. Результаты работы учащихся проверяются с помощью таблицы 8.
Строение атомов
Таблица 8. Строение атома.
Характеристика атома |
углерод |
алюминий |
железо |
медь |
серебро |
Порядковый номер в системе элементов |
6 |
13 |
26 |
29 |
47 |
Атомная масса |
12 |
27 |
56 |
64 |
108 |
Число электронов |
6 |
13 |
26 |
29 |
47 |
Число протонов |
6 |
13 |
26 |
29 |
47 |
Число нейтронов |
6 |
14 |
30 |
35 |
61 |
Вопросы:
· Укажите, какая часть атома несет положительный заряд, а какая – отрицательный?
· Что имеет большую массу: атом водорода или +ион водорода? Ответ обоснуйте.
· Какое изменение произошло с атомом кислорода, если он превратился в положительный ион?
· Известно, что в состав атома лития входят 3 протона. Сколько всего частиц в атоме лития? Назовите их.
Домашнее задание:
1. Параграф 28, 29 учить, ответить на вопросы к параграфам устно.
2. Выполнить упр. 20 на стр. 86 учебника.
3. Сборник задач [5] № 1209,1215,1216
Тема урока 5: «Закон сохранения электрического заряда».
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся об электризации тел; научить объяснять различные электрические явления на основе электронной теории.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Метод: Словесный и наглядный, репродуктивный и эвристический под руководством учителя.
Форма: Фронтальная.
Вид урока: Эвристическая беседа.
Средства: Учебник, демонстрационный эксперимент.
Результат: Учащиеся научились объяснять различные электрические явления.
Актуализация знаний:
1. Частицы, входящие в состав атома.
2. Строение атомного ядра.
3. Заряд атома.
4. Что такое электрон?
5. Что такое электрическое поле?
6. Какой заряд имеет электрон?
7. Что такое +ион?
8. Что такое –ион?
Ученик демонстрирует и объясняет эксперимент, который использовался на предыдущем уроке.
Демонстрационный эксперимент: Зарядим электрометр положительным зарядом. Соединим проволокой, укрепленной на изолирующей ручке, стержень заряженного со стержнем незаряженного электрометра.
Объяснение: Вокруг заряда, находящегося на первом электрометре, существует электрическое поле. Это поле после соединения действует на электроны проводимости как проволоки, так и стержня второго электрометра. Часть электронов перейдет на первый. На втором будет недостаток электронов.
Демонстрационный эксперимент: Притяжение к наэлектризованной палочке диэлектриков (кусочков бумаги), которые не наэлектризованы.
Объяснение: При приближении наэлектризованной палочки к бумажкам, электрическое поле заряда палочки действует на электроны атомов бумаги, при этом форма внешних орбит электронов в атомах диэлектрика изменяется и становится вытянутой. В зависимости знака заряда, создающего поле, электроны смещаются в сторону. Внутри неоднородного диэлектрика электрическое поле будет скомпенсировано.
Демонстрационный эксперимент: Натереть эбонитовую палочку о шерсть. Палочка получает отрицательный заряд, а шерсть положительный.
Объяснение: При трении электроны переходят с шерсти на эбонит, т.е. с того вещества, в котором силы притяжения электронов к ядру атома меньше, на то вещество, в котором эти силы больше. В эбонитовой палочке будет избыток электронов, а в куске шерсти недостаток.
При электризации происходит разделение имеющихся зарядов. Часть отрицательных зарядов переходит с одного тела на другое. Экспериментально установлено, что при электризации тел выполняется закон сохранения электрического заряда.
Алгебраическая сумма электрических зарядов остается постоянной при любых взаимодействиях в замкнутой системе.
q1+q2+q3+…+qn=const
q – электрический заряд.
Замкнутой считают систему, в которой из вне не входят и не выходят наружу электрические заряды.
Решение качественных задач под руководством учителя.
1. Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным независимо от знака их заряда?
2. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
3. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить отрицательно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
4. Как известно, одноименные заряды отталкиваются. А могут ли два одноименно заряженных тела притягиваться друг к другу?
5. Покажите с помощью схематических рисунков, как располагается заряд на заряженных проводящих шаре и конусе. Внешнее электрическое поле отсутствует.
Задачи для самостоятельного решения:
1. Чем отличается наэлектризованное тело от не наэлектризованного с точки зрения его внутреннего строения?
2. Если телу, заряженному положительно, сообщить такой же по модулю отрицательный заряд, то тело окажется электрически нейтральным. Можно ли сказать, что заряды в этом теле исчезли?
3. Могут ли две подвешенные на нитях проводящие гильзы сначала притянуться друг к другу, а затем оттолкнется, если до взаимодействия одна из них была заряжена, а другая нет? Если до взаимодействия обе были заряжены одноименно? Если до взаимодействия обе были заряжены разноименно?
4. Полый металлический шарик поместили в сильное электрическое поле. Существует ли поле в полости?
Домашнее задание:
1. Параграф 30 учить, ответить на вопросы к параграфам устно.
2. Выполнить упр. 21 на стр. 90 учебника.
3. Сборник задач [5] № 1193, 1203, 1205, 1206.
Список литературы.
1. Белага В. В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организации/ В. В. Белага, И. А. Ломаченко, Ю. А. Панебратцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
2. Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 8 кл: Дидакт. Материал. Пособие для учителя / В. А. Буров, А. И. Иванов, В. И. Свиридов; Под ред. В. А. Бурова. – М.: Просвещение, 1985. – 64 с.
3. Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / О. И. Громцева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 128 с.
4. Кирик Л. А. Физика – 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2005. – 208 с.
5. Лукашик В. И. Сборник задач по физике. 7 – 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с.
6. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по физ.-мат. спец. / С. В. Анофрикова, М. А. Бобкова, Л. А. Бордонская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.
7. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А.И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.; 398 с.
8. Перышкин А. В. 8 класс: Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2013. – 237 с.
9. Современный урок физики в средней школе / В. Г. Разумовский, Л. С. Хижнякова, А. И. Архипова и др.; под ред. В. Н. Разумовского, Л. С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
10. Урок физики в современной школе: Творч. Поиск учителей: Кн. Для учителя / Сост. Э. М. Браверманн; Под ред. В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993. – 288 с.
11. Физика в школе 2018г., № 2. И.Я. Филиппова. Эксперимент на уроке как важный элемент подготовки к выпускному экзамену.
12. Физика в школе 2018г., № 7. Милявская Е.И. Урок физики «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел».
13. Физика. 7-9 классы: рабочие программы по учебникам А. В. Перышкина, Е. М. Гутник / авт.-сост. Г. Г. Телюкова. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 82 с.
14. Физика. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику А. В. Перышкина / авт.-сост. Н. Л. Пелагейченко. – Волгоград: Учитель, 2018. – 230 с.
15. Филонович Н. В. Физика. 8 класс. Методическое пособие / Н. В. Филонович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 208 с.
16. Хижнякова Л. С. 8 класс: Физика. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 224 с.
17. Шахмаев Н. М., Шилов В. Ф. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
18. Шлык Н. С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 272 с.
19. www.schoolpress.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.